Bell AH-1 HueyCobra / Model 209
Варианты:
Bell - AH-1 HueyCobra / Model 209 - 1965 - США
Страна: США
Год: 1965
Вертолет

Многоцелевой ударный вертолет с экипажем из двух человек
Описание:
Bell Model 209 (AH-1 HueyCobra)
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Фотографии:

Рисунки, схемы, чертежи (11)

Bell Model 209 (AH-1 HueyCobra)

Разработанный в инициативном порядке фирмой "Bell" вертолет Model 209, оснащенный 1100-сильным двигателем Avco Lycoming T53-L-11, выполнил первый полет 7 сентября 1965 года. Машина стала развитием концепции проекта D-255 Iroquois Warrior. В качестве основного заказчика рассматривалась Армия США, которой был необходим вооруженный вертолет, предназначенный, прежде всего, для сопровождения во Вьетнаме транспортных UH-1, подавления огневых точек противника в зоне высадки и оказания непосредственной поддержки десанту.
   У истоков концепции Iroquois Warrior лежит проект вертолета D-245. Два члена экипажа размещались тандемом с превышением задней кабины (летчика) над передней (стрелка). Проект предусматривал убираемое лыжное шасси, крыло небольшого размаха, использование несущей системы вертолета Model 204.
   Заседание макетной комиссии по вертолету Iroquois Warrior состоялось в июне 1962 года, но в преддверии начала формирования воздушно-кавалерийских бригад фирма "BELL" приняла решение адаптировать проект под использование в соединениях нового типа. Первым шагом в этом направлении стала постройка прототипа Model 207 Sioux Scout, за которым последовало развитие проекта в сторону увеличения размеров вертолета и оснащения его другим двигателем. Новый проект получил обозначение D-262 и фактически являлся "отмасштабированным" вариантом D-255, представленным на тендер по вертолету огневой поддержки в рамках программы AAFSS(Advanced Aerial Fire-Support System), где конкурентами выступали Lockheed CL-840 (позже Model 87) и Sikorsky S-66.
   Победителем конкурса объявили Lockheed YAH-56A Cheyenne, фирма получила заказ на изготовление десяти вертолетов для проведения войсковых испытаний, однако из-за высокой степени технического риска доводка YAH-56A затянулась, а стоимость программы стала постоянно расти. Специалисты "Bell" правильно оценили сложившуюся ситуацию и в декабре 1964 года на фирме в инициативном порядке приступили к проектированию вертолета Model 209 Cobra, используя конструкторский задел по проекту D-262. Полномасштабное проектирование началось в марте 1965 года, ключевым элементом проекта стал новый фюзеляж шириной всего 0,97 м, а хвостовую балку с винтом и стабилизатором взяли от вертолета UH-1C. По бортам фюзеляжа монтировались небольшие консоли крыла; шасси - лыжное, убираемое. Узкий фюзеляж обеспечил Model 209 очень небольшой мидель, что повышало выживаемость машины на поле боя. Вооружение состояло из подфюзеляжной турели Emerson Electric с 7,62-мм пулеметом GAU-2B/A Minigun и различных видов авиационных средств поражения на четырех подкрыльевых пилонах.
   Когда Армия США объявила о требованиях к "промежуточному" боевому вертолету для использования во Вьетнаме, на разработку и испытания которого отводилось всего 24 месяца, компания уже полным ходом вела постройку прототипа. В августе 1965 года фирма "Bell" предложила военным свой вертолет Model 209, конкурентами которого стали специализированные модификации вертолетов Kaman Н-2 Seasprite и Sikorsky Н-3 Sea King. Победитель был объявлен в марте 1966 года, им стал Model 209. Закупки вертолетов AH-1 HueyCobra начались с двух предсерийных машин, которые несколько отличались от первого варианта Model 209, в частности неубираемым лыжным шасси. Первый AH-1G собрали в мае 1967 года, а в следующем месяце передали заказчику. Машина оснащалась турбовальным двигателем T53-L-13 мощностью 1400 л. с, пониженной до 1100 л.с. Хвостовой винт установили не с левой, как у вертолета Model 209, а с правой стороны хвостовой балки.
   Изначально вертолет комплектовался турелью TAT-102A, хотя позже установили турель TAT-141 с двумя пулеметами Minigun (боекомплект по 4000 патронов на пулемет) или двумя 40-мм автоматическими гранатометами M129 (боекомплект 300 выстрелов на ствол), или одним пулеметом и одним гранатометом. Штатно стрельбу из турельного оружия вел стрелок, а подвесное вооружение находилось в ведении летчика.
   Во Вьетнаме новый вертолет сразу зарекомендовал себя с самой лучшей стороны, после чего последовали дополнительные заказы на его производство. Всего было построено 1126 вертолетов AH-1G, в феврале 1969 года 38 вертолетов были переданы в Корпус морской пехоты США, а несколько машин переделаны в учебно-тренировочный вариант TH-1G.
   В первой половине 1970-х годов в результате реализации программы ICAP (Improved Cobra Armament Program) появился вариант AH-1Q - "промежуточный" специализированный противотанковый вертолет, поскольку программа создания AH-56 Cheyenne была свернута и "полноценный" вертолет Армия США так и не получила. Вертолеты AH-1Q представляли собой AH-1G, доработанные под использование комплекса ПТУР BGM-71 TOW. Контракт на постройку восьми предсерийных машин, получивших обозначение YAH-1Q, был заключен в марте 1972 года. Им предусматривалось оснащение вертолетов AH-1G пусковыми установками и нашлемной системой целеуказания. Первую машину передали на испытания в феврале 1973 года. По результатам испытаний в январе 1974 года был заключен контракт на 101 "серийно доработанный" вертолет, в декабре того же года последовал заказ еще на 189 вертолетов AH-1Q.
   Уже первый опыт эксплуатации вертолета AH-1Q выявил его недостаточную энерговооруженность, поэтому модернизацию в данный вариант прошли лишь 92 машины. Доработки еще на 198 запланированных к модернизации вертолетах не проводились, так как установка комплекса ПТУР существенно увеличивала массу машины и снижала ее маневренность.
   В результате с компанией "Bell" был заключен контракт в рамках программы ICAM (Improved Cobra Agility and Maneuverability), что стало первым шагом, из четырех предполагаемых, по приведению вертолетов AH-1Q к стандарту AH-1S HueyCobra. Однако недостаточное финансирование привело к тому, что под обозначением AH-1S на вооружение поступило, по сути, четыре разных модификации.
   Основным направлением работ в рамках программы ICAM стала установка на вертолет двигателя T53-L-703 мощностью 1800 л. с. в сочетании с усовершенствованным главным редуктором и хвостовым винтом от вертолета Model 212. Первый из двух прототипов YAH-1R был доработан из вертолета AH-1G, второй - YAH-1S - представлял собой также модернизированный AH-1Q с комплексом ПТУР TOW. Испытания прототипов начались в декабре 1974 года. Результаты испытаний оказались столь обещающими, что уже в июне 1975 года было принято решение о полном прекращении работ по AH-1Q. На первом этапе имеющиеся вертолеты AH-1Q дорабатывались за счет монтажа новых редукторов и несущих винтов с лопастями из стеклопластика, ассортимент вооружения был пополнен восьмью ракетами комплекса TOW, обновлен состав бортового оборудования и системы управления оружием.
   Изначально за вертолетами были закреплено обозначение AH-1S (Modified) HueyCobra, но в 1987 году обозначение "сократили" до AH-1S HueyCobra. Позже 15 вертолетов модернизировали в вариант TH-1S (Modified) Night Stalker для использования в армейской авиации Национальной гвардии: оснащенные обзорно-прицельной системой PNVS/IHADSS машины предназначались для подготовки экипажей боевых вертолетов AH-64A Apache. В 1987 году обозначение вертолетов TH-1S (Modified) Night Stalker упростили до TH-1S.
   В 1975 году Армия США приступила к реализации программы PASS (Priority Aircraft Subsystem Suitability), направленной на дальнейшее повышение боевой эффективности вертолета HueyCobra. В первую очередь предполагалось повысить выживаемость вертолета в зоне действия новейших средств ПВО советского производства. Фирма "Bell" получила заказ на поставку 305 (позже объем заказа урезали до 297) вертолетов HueyCobra в трех модификациях. Первая модификация, AH-1S (Production) HueyCobra, отличалась плоским остеклением кабины, измененным составом приборного оборудования, наличием системы предупреждения об облучении РЛС и, с 67-го вертолета, несущим винтом с лопастями Kaman K-747 со стреловидными законцовками. В вариант AH-1S (Production) в 1977-1978 годах модернизировали 100 вертолетов, с 1987 года их стали обозначать AH-1P.
   Вариант UP-gun с НУР, AH-1S(ECAS) HueyCobra, вторая модификация по программе PASS, представляет собой вновь построенный AH-1S (Production) с возможностью интеграции системы вооружения ECAS (Enhanced Cobra Armament System); всего было изготовлено 98 таких машин. Вертолеты поставлялись в период с сентября 1978 по октябрь 1979 года, а с 1987 года они обозначаются как AH-1E.
   Третьим и самым совершенным вариантом стал вертолет AH-1S (МС), где МС означало "Modernized Cobra". Новый вертолет сочетал в себе все нововведения модификаций AH-1S (Production) и AH-1S(ECAS), а также оснащался навигационной доплеровской РЛС, станцией постановки ИК-помех, засекречивающей аппаратурой связи и новой системой управления вооружением. Первые 99 вертолетов данной модели были поставлены в ноябре 1979 - апреле 1981 года, еще 50 вертолетов поставлены с апреля 1981 года, кроме того в ноябре 1979 - июне 1982 года в данный вариант модернизировали 337 вертолетов AH-1G. В 1987 году данная модификация получила обозначение AH-1F.
   Находящиеся в эксплуатации вертолеты прошли доработку путем установки системы C-NITE (50 машин), предназначенной для целеуказания в условиях ограниченной видимости. Систему управления вооружением доработали под применение УР класса "воздух-воздух" FIM-92A Stinger, на вертолетах также установили систему предупреждения о лазерном облучении, а сами машины прошли ремонт с целью продления ресурса. Вертолеты Вооруженных сил Израиля получили ночные обзорно-прицельные системы CLNAS фирмы "IAI", которые позволяют использовать УР класса "воздух-поверхность" AGM-114A Hellfire.
   Фирмы "Bell" и "Textron Lycoming" предлагали иностранным заказчикам комплект для модернизации, включающий турбовальный двигатель T53-L-70X мощностью 2000 л. с. четырехлопастный несущий винт, удлиненную хвостовую балку, цифровую трехканальную систему улучшения устойчивости и ряд других улучшений.
   Вариант TAH-1F является учебно-тренировочной модификацией вертолета AH-1F, отличающейся двойным управлением. Всего в данный вариант был модернизирован 41 вертолет AH-1G, изначальное обозначение - TAH-1S. Вертолеты AH-1F строились по лицензии в Японии под обозначением Fuji-Bell AH-1S с двигателями Kawasaki (Textron Lycoming) T53-K-703 мощностью 1800 л. с.
   Помимо США, вертолеты HueyCobra состояли на вооружении вооруженных сил Бахрейна, Израиля, Иордании, Испании, Пакистана, Таиланда, Турции, Южной Кореи и Японии.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Bell AH-1F HueyCobra

   Тип: многоцелевой ударный вертолет с экипажем из двух человек
   Силовая установка: один ТВаД AlliedSignal (изначально Textron Lycoming) T53-L-703 мощностью 1800 л. с, ограниченной до 1290 л. с.
   Характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 227 км/ч; скороподъемность 494 м/мин; практический потолок 3720 м; статический потолок с учетом влияния земли 3720 м; дальность 507 км
   Масса: пустого 2993 кг; максимальная взлетная 4536 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 13.41 м; длина с вращающимися винтами 16,18 м; высота 4,09 м; площадь, ометаемая несущим винтом 141.26 м'
   Вооружение: одна 20-мм трехствольная пушка M197, авиационные средства поражения массой до 1000 кг на подкрыльевых узлах подвески (штатные варианты - 2 блока по 4 пусковых установки ПТУР TOW, либо 4 блока по 19 НАР)
AH-1G Huey Cobra, отряд "D" из состава 3-го дивизиона 4-го кавалерийского полка армейской авиации США
AH-1F HueyCobra. По опыту боевого применения во Вьетнаме вертолет Cobra вооружили ПТУР TOW, присвоив доработанным машинам обозначение AH-1Q. Мощности двигателя потяжелевшему AH-1Q явно не хватало, что заставило конструкторов провести более радикальную модернизацию, затронувшую силовую установку, вооружение, БРЭО, приборное оборудование кабин и винты. Новый вариант известен как AH-1S(MC), хотя на самом деле единого варианта модернизации не существовало, а под обозначением "S" скрывались вертолеты различных вариантов. В 1988 году "МС" стали обозначать AH-1F, которые легко отличить по плоским панелям остекления фонаря и носовой турели с прицельной системой М65 для ПТРК TOW. Приборное оборудование кабины совместимо с очками ночного видения, вертолет получил новое навигационное и связное оборудование, доработанную СУВ. Хотя AH-1F обладал большим модернизационным запасом, появление AH-64 Apache привело к снятию с вооружения боевых частей Армии США вертолетов Cobra и передачи их Национальной гвардии. В то же время КМП США пошел на модернизацию своих AH-1W в AH-1Z, получивших новые четырехлопастный несущий винт и систему повышения устойчивости, масса боевой нагрузки была увеличена на 454 кг.
Компоновочная схема вертолета Белл AH-1S (AH-1F) "Кобра"
Майкл Фолс с чертежом вертолета «модель 209», снимок 2015 или 2016 гг.
Bell UH-1H Iroquois, with additional side views of UH-1N (centre) and AH-1G Huey Cobra (bottom)
Bell AH-1F HueyCobra
Fuji-Bell AH-1S HueyCobra (Kawasaki T53-K-703 turboshaft) (1993)