Airbus A320
Варианты:
Airbus - A320 - 1987 - International
Страна: International
Год: 1987


Среднемагистральный пассажирский самолет
Airbus Industrie A320
Фотографии:

Обломки (7)

Airbus Industrie A320

В июне 1981 года консорциум "Airbus Industrie" приступил к разработке нового ближне- и среднемагистрального авиалайнера на 150 пассажиров. Началу проектирования предшествовали почти 10-летние дискуссии, в которые были вовлечены почти все европейские авиапромышленные фирмы. В 1977 года фирма "Aerospatiale" объединила свои усилия с фирмами "British Aerospace", MBB и "VFW-Fokker", образовав группу JET - "Joint European Transport", с целью проектирования ближне- и среднемагистрального авиалайнера с новыми стандартами шумности, топливной эффективности и эксплуатационных расходов. Группа JET после подписания соглашения о партнерстве между "Airbus" и "British Aerospace" 1 января 1979 года стала именоваться "Airbus Industrie".
   Самолет проектировался как авиалайнер с салонами разного класса на 150 мест согласно требованиям к пассажирскому самолету конца XX века. На момент начала проектирования на мировом рынке сохранялся интерес к самолетам большей пассажировместимости, поэтому работы велись сразу по двум моделям - A320-100 и A320-200 вместимостью 154 и 172 пассажира. Первой выразила заинтересованность в покупке самолетов сразу двух моделей авиакомпания "Air France". В марте 1984 года руководство консорциума "Airbus Industrie" приняло решение отказаться от проектирования двух моделей в пользу разработки самолета вместимостью 162 пассажира, но вновь в двух вариантах, которые теперь отличались емкостью топливных баков, поэтому обозначения A320-100 и A320-200 оказались вновь востребованными.
   Самолет A320 во многом продолжает линию развития самолетов A300 и A310, но с конструктивной и с аэродинамической точек зрения он представляет собой совершенно новое изделие. В конструкции более широко использованы перспективные материалы, включая композиты (в несущих конструкциях композиты использованы впервые на коммерческом транспортном самолете), бортовые системы и оборудование спроектированы с учетом новейших достижений науки и техники. Едва ли не главным отличием A320 от предшественников стала цифровая электродистанционная система управления полетом Thomson-CSF/ SFENA с боковыми ручками-джойстиками, установленными в кабине вместо традиционных штурвалов. Экипаж состоит только из двух летчиков. A320 стал первым в мире коммерческим транспортным самолетом с электродистанционной системой управления и боковыми ручками управления. Риски при разработке и производстве самолета A320, как и ранее, разделили все партнеры программы создания Airbus.
   Первый A320 выполнил первый полет 22 февраля 1987 года, европейский сертификат летной годности A320-100 получил в феврале 1988 года, что позволило в марте того же года начать отгрузку самолетов заказчикам. A320-200 был сертифицирован в Европе в ноябре 1988 года. Обе модели изначально оснащались двигателями CFM56-5A1 тягой по 104,53 кН. За ними последовали самолеты с двигателями IAE V2500-A1 тягой по 111,21 кН, получившие сертификат летной годности в апреле 1989 года. В США самолеты с двигателями CFM и IAE прошли сертификацию соответственно в декабре 1988 и в июле 1989 годов.
   Всего был собран лишь 21 самолет A320-100, в то время как A320-200 стал стандартным вариантом A320. От A320-100 самолет A320-200 отличается наличием дельтовидных законцовок на крыле, наличием в центроплане дополнительного бака емкостью 8016 л и увеличенной максимальной взлетной массой.

   Дальнейшие работы по совершенствованию самолета A320 привели к появлению в 2006 году модели A320 Enhanced с улучшенной аэродинамикой и усовершенствованной силовой установкой; на самолете улучшен интерьер салонов. В 2006 году испытывались два типа законцовок крыла, но от их использования отказались, чтобы не увеличивать массу конструкции. В сентябре 2008 года было объявлено о начале работ по новой программе, предусматривающей разработку перспективных законцовок крыла. Параллельно ведутся работы по снижению массы всего планера самолета. С конца 2007 года на все вновь построенные самолеты A320 ставятся двигатели CFM56-5B Tech Insertion, которые в сравнении с прежними двигателями имеют на 0,5% большую эффективность. Ведутся работы по продлению ресурса самолетов. Ожидается, что примерно в 2012 году будут завершены прочностные испытания A320, которые позволят продлить ресурс с 90 000 до 180000 ч. В 2009 году планируется начать эксплуатацию самолетов A320 с планером уменьшенной массы, новыми законцовками крыла и новыми двигателями.
   Создана фирма "Airbus Freighter Conversion" для производства грузовых самолетов A320F. Сначала работы по A320F велись в Дрездене, потом их перенесли в Москву на совместное предприятие, в которое вошли "EADS EFW", "Airbus", "Иркут" и OAK. Поставки первых самолетов A320F намечены на 2012 год, в 2008 году заказ на три самолета поступил от компании "AerCap".
   К ноябрю 2008 года количество заказанных A320 достигло 3592 самолета, последние заказы были получены на самолеты с усовершенствованными двигателями.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Airbus Industrie A320-200 (вариант с наибольшей массой)

   Тип: среднемагистральный пассажирский самолет
   Силовая установка: два двухконтурных турбореактивных двигателя CFM56-5B4 тягой по 117,88 кН или два IAE V2525-A5 тягой по 111,21 кН
   Характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 11 885 м 903 км/ч; экономическая крейсерская скорость на высоте 11 885 м 834 км/ч; длина разбега 2680 м; дальность полета со 150 пассажирами и навигационным запасом топлива 2680 км
   Массы: пустого снаряженного 41 782 кг - 42 069 кг; максимальная взлетная 73 500 кг -77000 кг
   Размеры: размах крыла 33,91 м; длина 37,57 м; высота 11,80 м; площадь крыла 122,40 м2
   Полезная нагрузка: 150-179 пассажиров и багаж
An easyJet Airbus A320 on the apron at Tel Aviv/Ben Gurion in March 2019, showing the damage caused by a birdstrike
«Чудо на Гудзоне» - посадка на воду самолета A320 15 января 2009 г.
После столкновения с птицами этому A320 пришлось совершить вынужденную посадку на Гудзон. 15 января 2009 г.
All passengers and crew onboard the US Airways flight 1549 survived the accident dubbed the ‘Miracle on the Hudson’
The aftermath of the US Airways crash into the Hudson River in New York on January 15, 2009
Приводнение A320 в Нью-Йорке. 15 января 2009г.: авиалайнер A320-214 (N106US) компании "US Airways", следовавший в аэропорт Шарлотта, штат Северная Каролина, из-за попадания птиц в оба двигателя потерпел аварию сразу поле взлета из аэропорта Ла-Гвардия в Нью-Йорке. Экипаж во главе с командиром корабля Челси Салленбергером сумел посадить самолет на поверхность реки Гудзон, недалеко от места стоянки корабля-музея авианосца "Интрепид". Все 155 пассажиров и экипаж спаслись, небольшие травмы получили пять человек.
Стоянка ливийских A320 после обстрела аэропорта Триполи 23 августа 2014 г.