Поликарпов И-16 тип 5 (6)
Варианты:
Поликарпов - И-16 тип 5 (6) - 1934 - Россия
Страна: Россия
Год: 1934


Описание:
И-16 тип 5 (6)
И-16
Фотографии:

Обломки (34)

И-16 тип 5 (6)

Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с открытой кабиной и убирающимся шасси. Спроектирован в ЦКБ под руководством Н.Н.Поликарпова. Первый полет опытный образец ЦКБ-12 совершил 30 декабря 1933 г. Строился серийно с середины 1934 г. Выпускался заводами #39 в Москве, #21 - в Горьком (ныне Нижний Новгород), #153 -в Новосибирске. Всего изготовлено 9450 экз. (вместе с учебными вариантами). И-16 состоял на вооружении в СССР с начала 1934 г., в Испании - с октября 1936 г., в Китае - с 1937 г.
Основные серийные модификации:
   - тип 4 с мотором R-1820-F3 или М-25, вооружение 2x7,62, закрытая кабина;
   - тип 5 с новым капотом, индивидуальными выхлопными патрубками, закрытая кабина;
   - тип 6 с мотором М-25А и усиленным планером, закрытая кабина;
   - тип 10 с мотором М-25В, открытой кабиной, убирающимся лыжным шасси, вооружением 4x7,62;
   - тип 12, вариант типа 10 с вооружением 2x20+2x7,62;
   - тип 18 с мотором М-62, ВИШ, хвостовым колесом вместо костыля, вооружение 4x7,62;
   - тип 27, вариант типа 18 с вооружением 2x20+2x7,62;
   - тип 24 с мотором М-63, усиленным крылом, подвесными бензобаками, вооружение 4x7,62;
   - тип 29, вариант типа 24 с вооружением 2x7,62+1x12,7.
Первое боевое применение И-16 в ноябре 1936 г. под Мадридом. В мае - сентябре 1939 г. участвовали в боях на реке Халхин-Гол, с ноября 1939 г. - в войне с Финляндией. К началу Великой Отечественной войны - самый массовый истребитель советских ВВС, применявшийся на всех фронтах в 1941 - 1943 гг. На Дальнем Востоке сохранялся в полках до лета 1945 г. Производство И-16 прекращено в середине 1941 г. Самолет окончательно снят с вооружения в СССР в 1946 г.

И-16

<...>
   С 1935 года советским ВВС поставлялись серийные И-16 Тип 4 (с импортным ПД Cyclone) и Тип 5 (с ПД М-25). Поставки варианта И-16 Тип 5 ВВС испанских республиканцев начались в октябре 1936 года, а за ним последовали варианты Тип 6 (с мотором М-25А) и Тип 10 (с М-25В). И-16 Тип 5 и 6 получили в Испании прозвище "Mosca" (мушка), а Тип 10 - "Super Mosca". Всего в Испанию было поставлено 278 самолетов И-16, а еще десять машин варианта Тип 10 были собраны по лицензии компанией "Hispano-Suiza" до капитуляции правительственных сил в марте 1939 года. Еще 30 самолетов было построено уже при режиме Франко.
   И-16 хорошо зарекомендовал себя в боях, но тактика, применяемая его пилотами, в основном советскими добровольцами, не позволяла в полной мере использовать скорость и скороподъемность машины. После окончания гражданской войны франкистам достались два И-16 Тип 5 и 30 полусобранных планеров. Самолеты были переданы в летную школу в Морго, но из-за строгости в управлении там они практически не использовались до 1944 года, когда их отправили в строевые части.
<...>
  

Варианты

<...>
   И-16 Тип 5: в серии с 1935 года; радиальный ПД М-25 (на базе Cyclone) мощностью 700 л.с. (522 кВт) с винтом АВ-1; первый вариант, получивший бомбодержатели; построено более 1500 самолетов; один был переделан в прототип И-16П с вооружением из двух пулеметов ШКАС в фюзеляже и двух 20-мм пушек в крыле
   И-16 Тип 6: построен в 1936 году; усиленный планер и ПД М-25А в 730 л. с. (544 кВт)
<...>
Эвакуация И-16 тип 5 на грузовике ЗИС-5
Эвакуация поврежденного в воздушном бою И-16 из 26-го иап, весна 1942г.
Поврежденный И-16 N 33, ранее принадлежавший С.Кузнецову, попал в руки франкистов при захвате Хихона. Позже машина была восстановлена и отправлена в Германию для испытаний.
После поражения республиканцев франкисты включили захваченные в качестве трофеев И-16 в состав своих ВВС. На снимке - трофейные И-16 в цехе ремонтного завода, созданного в здании винного склада в городе Херес-де-ла-Фронтера, провинция Кадис.
Китайский И-16 тип 5, поврежденный при очередной бомбардировке
И-16 младшего лейтенанта Ф.П.Гусева из состава 3-й эскадрильи 26-го ИАП, потерпевший аварию при посадке на аэродром Углов 1 февраля 1940г. Обращает внимание сильная изношенность защитной краски на передней кромке крыльев.
На фото запечатлён наиболее пострадавший в результате аварии Циганенко И-16 (сер. №521А405). Восстановить машину было возможно только в заводских условиях. На крыле самолета хорошо видна белая полоса, введенная в декабре как элемент быстрого опознавания советских самолетов. В хвостовой части самолета видна лыжа, оторвавшаяся от истребителя Циганенко, но при этом сам истребитель на колесах.
Результат посадки лейтенанта Циганенко, "срубленные" хвосты сразу нескольких самолетов. Хорошо видно, что некоторых "ишачков" ударом развернуло почти на 90 градусов. И-16 "героя дня" лежит "на животе" между изувеченными самолетами.
И-16 тип 5 из 61-й авиабригады, получивший повреждение от зенитного огня над о. Бьерке. 4 февраля 1940 г.
Подпись к снимку гласит: «Летчик Михин у своего моноплана после посадки на полевом аэродроме. Здесь собрались авиатехники и инженеры, изумленные необычайной поломкой крыла». Автор фото - фронтовой корреспондент Л. Коробов
Лейтенант Михин на фоне хвостового оперения его И-16. Подпись в журнале «Смена» гласила: «Летчик Михин вернулся после воздушного боя на полевой аэродром»
Страница из журнала «Смена» №2/1941 г.
Самолеты 42-го ИАП, уничтоженные или поврежденные на вильнюсском аэродроме Парубанек, 22 июня 1941 г.
Самолеты 42-го ИАП, уничтоженные или поврежденные на вильнюсском аэродроме Парубанек, 22 июня 1941 г.
И-16 тип 5, скапотировавший при посадке на степном аэродроме
И-16 тип 5 после вынужденной посадки на контролируемой финнами территории. Район Ладоги, 10 декабря 1941 г.
Поврежденный в бою И-16. Аварийная посадка.
Скапотировавший И-16 стал немецким трофеем
Истребители И-16 тип 5, тактические №№10 и 13, и И-16 тип 10 №19, разбитые в результате летных происшествий или оставленные из-за технических неисправностей на аэродроме Млынув. Вероятно, одну из этих машин пилотировал капитан Гейбо в вечернем бою, а затем выполнил вынужденную посадку из-за боевых повреждений.
Летом 1942г. первоочередной задачей возглавляемых И.Еременко авиачастей были удары по наступающим на Кавказ войскам вермахта. Этот И-16 совершил вынужденную посадку в районе Ставрополя после одного из таких налетов
И-16 тип 5 из 2-й эскадрильи 26-го ИАП. Потерпел аварию 30 января 1941 г. на аэродроме Углово. Пилот лейтенант М.И. Крикунов.
Франкистский офицер после отхода республиканцев из Каталонии осматривает И-16, сгоревший на аэродроме Вильяжуига. Возможно, именно эта машина принадлежала Антонио Ариасу.
Разгром. Брошенные республиканские самолеты на одном из аэродромов у французской границы. Февраль 1939 г.
Японские солдаты осматривают брошенную китайцами поврежденную авиатехнику. На переднем плане - И-16 тип 5, за ним - бомбардировщик Дуглас O-2MC
One of the Polikarpov I-16 fighters shot down by Sgt Jozef Drlicka of the 12 Fighter Flight during an air battle over Gornostaypol of September 7, 1941.
При отступлении части ВВС ЮЗФ оставили на аэродромах немало, в основном, поврежденных самолетов.
И-16 тип 5 младшего лейтенанта Ковалькова из состава 68-го ИАП, сбитый, по всей видимости, сержантом Л.Ниссиненом в воздушном бою 23 декабря 1939г.
А здесь врагам достался разбитый И-16 и поврежденный (пробоина в мотогондоле) Ил-4.
На бобруйском аэродроме
На бобруйском аэродроме
На бобруйском аэродроме
Разбитая авиатехника на захваченном гитлеровцами аэродроме Куплин в Белоруссии. На переднем плане И-16 из 33-го ИАП, за ним три И-15бис из 74-го ШАП