Поликарпов И-16 тип 10 (17)
Варианты:
Поликарпов - И-16 тип 10 (17) - 1937 - Россия
Страна: Россия
Год: 1937


Описание:
И-16 тип 10 (17)
И-16
Фотографии:

Ч/б фото (68)

И-16 тип 10 (17)

Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с открытой кабиной и убирающимся шасси. Спроектирован в ЦКБ под руководством Н.Н.Поликарпова. Первый полет опытный образец ЦКБ-12 совершил 30 декабря 1933 г. Строился серийно с середины 1934 г. Выпускался заводами #39 в Москве, #21 - в Горьком (ныне Нижний Новгород), #153 -в Новосибирске. Всего изготовлено 9450 экз. (вместе с учебными вариантами). И-16 состоял на вооружении в СССР с начала 1934 г., в Испании - с октября 1936 г., в Китае - с 1937 г.
Основные серийные модификации:
   - тип 4 с мотором R-1820-F3 или М-25, вооружение 2x7,62, закрытая кабина;
   - тип 5 с новым капотом, индивидуальными выхлопными патрубками, закрытая кабина;
   - тип 6 с мотором М-25А и усиленным планером, закрытая кабина;
   - тип 10 с мотором М-25В, открытой кабиной, убирающимся лыжным шасси, вооружением 4x7,62;
   - тип 12, вариант типа 10 с вооружением 2x20+2x7,62;
   - тип 18 с мотором М-62, ВИШ, хвостовым колесом вместо костыля, вооружение 4x7,62;
   - тип 27, вариант типа 18 с вооружением 2x20+2x7,62;
   - тип 24 с мотором М-63, усиленным крылом, подвесными бензобаками, вооружение 4x7,62;
   - тип 29, вариант типа 24 с вооружением 2x7,62+1x12,7.
Первое боевое применение И-16 в ноябре 1936 г. под Мадридом. В мае - сентябре 1939 г. участвовали в боях на реке Халхин-Гол, с ноября 1939 г. - в войне с Финляндией. К началу Великой Отечественной войны - самый массовый истребитель советских ВВС, применявшийся на всех фронтах в 1941 - 1943 гг. На Дальнем Востоке сохранялся в полках до лета 1945 г. Производство И-16 прекращено в середине 1941 г. Самолет окончательно снят с вооружения в СССР в 1946 г.

И-16

<...>
   С 1935 года советским ВВС поставлялись серийные И-16 Тип 4 (с импортным ПД Cyclone) и Тип 5 (с ПД М-25). Поставки варианта И-16 Тип 5 ВВС испанских республиканцев начались в октябре 1936 года, а за ним последовали варианты Тип 6 (с мотором М-25А) и Тип 10 (с М-25В). И-16 Тип 5 и 6 получили в Испании прозвище "Mosca" (мушка), а Тип 10 - "Super Mosca". Всего в Испанию было поставлено 278 самолетов И-16, а еще десять машин варианта Тип 10 были собраны по лицензии компанией "Hispano-Suiza" до капитуляции правительственных сил в марте 1939 года. Еще 30 самолетов было построено уже при режиме Франко.
   И-16 хорошо зарекомендовал себя в боях, но тактика, применяемая его пилотами, в основном советскими добровольцами, не позволяла в полной мере использовать скорость и скороподъемность машины. После окончания гражданской войны франкистам достались два И-16 Тип 5 и 30 полусобранных планеров. Самолеты были переданы в летную школу в Морго, но из-за строгости в управлении там они практически не использовались до 1944 года, когда их отправили в строевые части.
   Советские И-16 воевали в Китае против японцев, вторгнувшихся в 1937 году, поступив на вооружение двух эскадрилий, ранее оснащенных И-15бис. В начале 1938 года И-16 Тип 10 стали поступать на вооружение китайских частей, а в 1939 году советские И-16 вели ожесточенные бои с истребителями японской Армии во время конфликта на реке Халхин-Гол на границе с Маньчжурией.
   И-16 активно использовались в войне с Финляндией, но ко времени нападения Германии на СССР в 1941 году уже считались устаревшими (даже последний вариант Тип 24). К тому времени около двух третей истребительных частей ВВС СССР были оснащены И-16. Самолеты оказались в гуще боевых действий и понесли тяжелые потери в воздухе и на земле.
<...>
  

Варианты

<...>
   И-16 Тип 10: выпускался с 1937 года; четыре 7,62-мм пулемета ШКАС, вторая пара синхронизирована и установлена над двигателем; выпускался крупной серией; оснащен ПД М-25В мощностью 750 л. с. (559 кВт)
   И-16 Тип 17: серийный вариант 1938 года; конструкция усилена для эксплуатации с увеличенной взлетной массой; хвостовой костыль заменен колесом; в качестве альтернативы бомбам мог нести шесть ракет РС-82; в крыле вместо пулеметов две 20-мм пушки ШВАК
   И-16П: повторное использование обозначения для прототипа ЦКБ-12П 1938 года; две пушки 20-мм ШВАК в крыле планера Тип 10; выпущена небольшая серия до появления Тип 17
   И-16ТК: Тип 10 с двумя турбокомпрессорами ЦИАМТК-1; высотные характеристики значительно выросли, но построили всего несколько таких самолетов
<...>
И-16 тип 10.
Истребитель И-16 с двигателем М-25В с двумя турбокомпрессорами ТК-1
И-16 тип 10 с шестью пусковыми установками PC под крылом
Испытания И-16 (сер. №1021781), оборудованного радиостанцией РСИ-3. Открыт бортовой люк размерами 400 x 550 мм. Он был внедрен в серийное производство на более поздних типах
Первый прототип И-16 тип 17 на испытаниях.
И-16 прошел путь от истребителя с легким пулеметным вооружением до варианта с двумя 20-мм пушками и пулеметами. Хотя он имел убираемое шасси, к началу войны он уже устарел - открытая кабина и небольшие размеры планера ограничивали его модернизационный запас.
И-16 тип 17 головной серии на убираемом лыжном шасси. Госиспытания, февраль 1939 г. (ноябрь-декабрь 1938 г. ???)
И-16 тип 17, вооруженный двумя 20-мм пушками, стволы которых сильно выступают из передней кромки крыла
И-16 тип 17.
Пушка ШВАК, установленная на И-16 тип 17
Установка пушки ШВАК на истребитель И-16
Убираемые лыжи появились на И-16 начиная с четырехпулеметной модификации тип 10 и пушечной тип 17. В отличие от раннего неубираемого варианта, использовавшегося на типе 5, их применение позволило минимизировать потери в скорости.
Республиканские летчики на фоне И-16 тип 10. Осень 1937 г.
Республиканские механики 4-й эскадрильи возле И-16
Обычная сценка на аэродроме 4-й эскадрильи испанских республиканских ВВС. На заднем плане - И-16 тип 10 с характерным рисунком на киле - морячком Попельей - персонажем популярного в 30-е годы мультфильма. Судя по фотографиям, подобные рисунки были на большинстве самолетов этой эскадрильи, за исключением Антонио Ариаса, который не наносил на свои машины никаких персональных эмблем. Лето 1938 г.
Гражданская война в Испании. 18 июля 1936г.: гражданская война в Испании началась с мятежей в 12 военных гарнизонах в самой Испании и пяти - в Марокко. Война длилась до 1939 года, Франция и Великобритания проводили политику невмешательства, Германия и Италия помогали националистам, а СССР - республиканцам. Последние три государства направили в Испанию военные самолеты, летчиков и техников. На фотографии - республиканские летчики отдыхают у самолета И-16 с эмблемой подразделения 3a Escuadrilla de Mosca, которое в 1937 году базировалось в Альбасете.
"Супер моска", построенный на испанском авиационном заводе. В отличие от машин, прибывавших из СССР и имевших стандартную для советских ВВС темно-зеленую окраску, эти истребители несли двухцветный песочно-зеленый или песочно-коричневый камуфляж. Несколько таких самолетов поступило в 4-ю эскадрилью в конце 1938 года.
Франкистские летчики и немцы из легиона «Кондор» фотографируются на фоне трофейного И-16 тип 10 - это явно машина или испанской сборки, или прошедшая капремонт с заменой обшивки, поскольку большинство самолетов были зелено-голубыми, без камуфляжа. Начало 1939 г.
Пилот забирается в кабину своего «моска»
И-16 тип 10 из 7-й эскадрильи ВВС республиканской Испании
Появление в 1934 году истребителя Поликарпова И-16 стало значительным шагом вперед в развитии мирового авиастроения. В то же время самолет обладал рядом конструктивных недостатков (открытая кабина летчика, ручной привод уборки шасси). Опыт воздушных боев в Испании выявил превосходство немецкого Bf109 над И-16.
В экспозиции мадридского авиационного музея на аэродроме Куатро Виентос демонстрируется И-16 тип 10 в "символической" окраске. Правый борт машины окрашен в камуфляж послевоенных франкистских ВВС, а левый воспроизводит машину республиканских ВВС, а именно - борт CM-260 комэска 4-й аэ. Антонио Ариаса.
И-16 тип 10 в "символической" окраске воспроизводит левый борт машины командира 4-й эскадрильи республиканских ВВС А. Ариаса. Музей Museo del Air Cuatro Vientos Air Base. Мадрид, 2011 г.
Механик С. Дуран встречает А. Ариаса после вылета. Каталония. Лето-осень 1938 г.
Друг и коллега А. Ариаса зам. командира 21-й истребительной авиагруппы Хосе Мария Браво у своего И-16 тип 10 с американским двигателем после боевого вылета. Каталония, осень 1938 г. Летчик показывает механику пулевые пробоины. На плече Х.М. Браво держит тяжеленное кожаное пальто на меху, без которого были невозможны высотные полеты в открытой кабине
Республиканский И-16 тип 10. подсоединенный к автостартеру. Осень 1938 г.
"Супер-Чатос" выруливают на взлет. Испания, 1938 год.
И-16 тип 10 во время боев с японцами у реки Халхин-Гол в Монголии в 1939 г.
Самолеты И-16 тип 10 из 70-го иап на одном из монгольских аэродромов, лето 1939г.
Истребители И-16 тип 10 70-го ИАП ВВС РККА на полевом аэродроме в районе реки Халхин-Гол. Лето 1939 г.
И-16, вооруженные реактивными снарядами, стартуют с Моздокского аэродрома (на одном из аэродромов в Крыму ???)
Выруливает И-16 тип 17 сержанта М.И. Васильева (22 победы в воздушных боях) из 4-го ГИАП Балтфлота. Новая Ладога, весна 1942 г.
И-16 тип 17 младшего лейтенанта Н.Кузнецова, осень 1941г.
Многие советские самолеты были быстро уничтожены потому, что стояли скученно и без всякой маскировки
Учебная тревога в подразделений, вооруженном истребителями И-16 тип 10
Подъем по тревоге полка И-16
Комполка П.Ф. Чупиков принимает доклад летчика Шлепова у камуфлированного истребителя И-16 тип 17
Летчики А.А. Мурмылов, И.П. Сахаров, П.Г. Митягин на фоне И-16 тип 10
Советские летчики обсуждают прошедший боевой вылет.
В.Батяев (слева) и Г.Волынцев у истребителя И-16
Группа летчиков-истребителей из состава 22-го ИАП в перерывах между боями. Второй справа Виктор Рахов, Халхин-Гол, лето 1939г.
Группа советских летчиков на фоне И-16 тип 10. Самолет имеет стандартную зеленую окраску с голубым или серебристым низом. На руле поворота - тактический номер (скорее всего - двойка), а на киле - тонкая белая идентификационная полоса.
Soviet pilot V Rakhov talking through a combat during the 1939 Halhin Gol campaign. Behind sits a Polikarpov I-16.
Пилоты в перерыве между боями «режутся» в домино
Довелось И-16 сражаться и с японцами. Во время конфликта на реке Халхин-Гол в Монголии в мае - сентябре 1939 года именно летчики И-16 способствовали разгрому вражеской авиационной группировки и завоеванию превосходства в воздухе. Воздушные схватки над монгольскими степями не знали тогда аналогов в истории.
Советские летчики около истребителя И-16 играют в домино в период затишья боев в долине реке Халхин-Гол, лето 1939 года.
Морские летчики возле своих И-16 тип 17
Политинформация в 19-м иап 10-й бабр ВВС ТОФ, сентябрь 1942г. И-16 оставался основным истребителем ТОФ до второй половины 1944г.
Группа лётчиков из состава 4-й эскадрильи 7-го ИАП возле истребителя И-16 тип 10. Слева на право: младший лейтенант Б.С.Кульбацкий, лейтенант П.А.Покрышев, капитан М.М.Кидалинский, командир 4-й эскадрильи - старший лейтенант Ф.И.Шинкаренко и младший лейтенант Борисов.
Командиру 4-й эскадрильи 7-го ИАП старшему лейтенанту Ф.И.Шинкаренко принадлежит честь первому сбить вражеский самолет в ходе Зимней войны, по итогам которой он был удостоен звания Герой Советского Союза. На фото он запечатлен возле И-16 тип 10.
Командир эскадрильи старший лейтенант Г.Жуйков на фоне И-16 тип 17, оснащенного радиостанцией. На истребителе заметен износ лакокрасочного покрытия.
Оцененная и вовремя подхваченная Ерлыкиным идея старшего лейтенанта 3-й эскадрильи 7го ИАП Григория Сергеевича Жуйкова дала жизнь "полевой модификации" И-16 тип 18 в варианте истребителя-бомбардировщика с бомбой ФАБ-100. Сам рационализатор по итогам советско-финляндской войны был награжден орденом "Красная звезда". Данный снимок сделан в сентябре 1941 г., когда Жуйков воевал в составе 191-го ИАП.
На фото запечатлены самые результативные пилоты «Ишачков» 191-го ИАП. Слева направо: Г.С. Жуйков - 7 сбитых лично, В.М. Добровольский - 6(5+1) по другим данным - 3 лично сбитых, A. П. Савченко - 9(4+5) сбитых, И.П. Грачев - 10 (6+4) сбитых, будущий Герой Советского Союза Н.Ф. Кузнецов - 12 (8+4) сбитых, и B. А. Плавский - 10 (8+2) сбитых. Хорошо видна белая "пилотка" и часть красного (?) с белой обводкой номера "8" на руле поворота.
Личный состав 2-й эскадрильи 975-го ИАП, Сухуми, лето 1942г.
Летчики 975-го ИАП возле истребителя И-16, 1943 год
Николай Клепиков (справа в нижнем ряду) с группой летчиков 40-го ИАП
Скоростной истребитель И-16 (тип 10) с мотором М-25В имел максимальную скорость 448 км/ч на высоте 3160 м.
Истребитель И-16 из 153-го ИАП, Ленинградский фронт, осень 1941г.
Сержант З.Калугин в кабине своего И-16 тип 10 с красной цифрой "15" на руле поворота. Лето 1941г.
Пропаганда - тоже оружие! За время войны советская авиация вместе с тысячами тонн бомб сбросила на территории противника миллионы листовок и газет. Истребители также не избежали участия в подобных акциях. На снимке: военком 2-й эскадрильи 25-го ИАП старший политрук А.А.Ивашкин перед вылетом на боевое задание берет в кабинк своего И-16 увесистую пачку "умного, доброго и вечного". К сожалению, практически никакого воздействия на противника советская пропаганда не оказала.
Заправка И-16 тип 10 маслом
И-16 тип 10 ВВС МНР. Видно, что на «ишаке» демонтированы крыльевые пулеметы, а опознавательные знаки выполнены по типу монгольских Ил-2 - эмблема соембо белого или желтого цвета нанесена на окрашенный в красный цвет киль. Справа виден И-15бис, на котором соембо желтого цвета вписана в пятиконечную звезду на киле, сама звезда с белой или желтой окантовкой. Не ранее 1945 г.
Китайский пилот у И-16 тип 10. 1941 г.
Редкий снимок нетрадиционного написания номера на борту И-16. Китайский летчик позирует у своей "ласточки". 1941г., аэродром в провинции Сычуань
Для перелетов из СССР в Китай И-16 оснащали подвесными баками
Линейка И-16 в Китае, на переднем плане - УТИ-4
Ремонт переданных Китаю истребителей
Реплика истребителя И-16
Захваченный японцами И-16 с "хинамару" на крыльях