Поликарпов И-16 тип 18 (29)
Варианты:
Поликарпов - И-16 тип 18 (29) - 1939 - Россия
Страна: Россия
Год: 1939


Одноместный истребитель
Описание:
И-16 тип 18 (29)
И-16
Фотографии:

Модели, рисунки, схемы (12)

И-16 тип 18 (29)

Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с открытой кабиной и убирающимся шасси. Спроектирован в ЦКБ под руководством Н.Н.Поликарпова. Первый полет опытный образец ЦКБ-12 совершил 30 декабря 1933 г. Строился серийно с середины 1934 г. Выпускался заводами #39 в Москве, #21 - в Горьком (ныне Нижний Новгород), #153 -в Новосибирске. Всего изготовлено 9450 экз. (вместе с учебными вариантами). И-16 состоял на вооружении в СССР с начала 1934 г., в Испании - с октября 1936 г., в Китае - с 1937 г.
Основные серийные модификации:
   - тип 4 с мотором R-1820-F3 или М-25, вооружение 2x7,62, закрытая кабина;
   - тип 5 с новым капотом, индивидуальными выхлопными патрубками, закрытая кабина;
   - тип 6 с мотором М-25А и усиленным планером, закрытая кабина;
   - тип 10 с мотором М-25В, открытой кабиной, убирающимся лыжным шасси, вооружением 4x7,62;
   - тип 12, вариант типа 10 с вооружением 2x20+2x7,62;
   - тип 18 с мотором М-62, ВИШ, хвостовым колесом вместо костыля, вооружение 4x7,62;
   - тип 27, вариант типа 18 с вооружением 2x20+2x7,62;
   - тип 24 с мотором М-63, усиленным крылом, подвесными бензобаками, вооружение 4x7,62;
   - тип 29, вариант типа 24 с вооружением 2x7,62+1x12,7.
Первое боевое применение И-16 в ноябре 1936 г. под Мадридом. В мае - сентябре 1939 г. участвовали в боях на реке Халхин-Гол, с ноября 1939 г. - в войне с Финляндией. К началу Великой Отечественной войны - самый массовый истребитель советских ВВС, применявшийся на всех фронтах в 1941 - 1943 гг. На Дальнем Востоке сохранялся в полках до лета 1945 г. Производство И-16 прекращено в середине 1941 г. Самолет окончательно снят с вооружения в СССР в 1946 г.


И-16 тип 24||
Размах:||9,0 м
Длина:||6,04 м
Моторы, количество х мощность:||1x1000 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1912 кг
Максимальная скорость:||489 км/ч
Практический потолок:||9700 м
Дальность:||700 км

И-16

<...>
   Совершенствование самолета, в основном касавшееся силовой установки и вооружения, продолжалось до завершения серийного производства в 1939 году. Выпуск И-16 был возобновлен в 1941-1942 годах.
   Последние варианты И-16 оснащались двигателем М-63 мощностью 1100 л. с. (820 кВт). Всего было построено 10292 самолета, включая двухместные учебные машины.
<...>
   И-16 активно использовались в войне с Финляндией, но ко времени нападения Германии на СССР в 1941 году уже считались устаревшими (даже последний вариант Тип 24). К тому времени около двух третей истребительных частей ВВС СССР были оснащены И-16. Самолеты оказались в гуще боевых действий и понесли тяжелые потери в воздухе и на земле.
   Советские пилоты зачастую практиковали воздушные тараны по вражеским самолетам, рискуя своей жизнью, чтобы уничтожить противника.
   Самолет был снят с вооружения лишь в конце 1943 года. И-16 стал первым в мире свободнонесущим истребителем-монопланом с убирающимся шасси, запущенным в крупносерийное производство.
   Ко времени Второй мировой войны он уже устарел, но надежная конструкция и мощное вооружение делали его грозным оружием в руках опытных пилотов.
  

Варианты

<...>
   И-16 Тип 18: запущен в серию в 1939 году; 920-сильный (686 кВт) радиальный ПД М-62 с двухступенчатым нагнетателем; мог нести два ПТБ; вооружен четырьмя пулеметами ШКАС
   И-16 Тип 24: поступил на вооружение в конце 1939 года; машины раннего выпуска оснащались ПД М-62, позднего - 1100-сильным (820 кВт) М-63; крыло усилено, увеличенные ПТБ; большинство укомплектованы радиостанциями РСИ-1 или РСИ-3 и кислородным оборудованием
   И-16 Тип 28 и Тип 30: как тип 24, но с безредукторным двигателем М-63
<...>

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   И-16

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один радиальный ПД М-62 мощностью 1000 л. с. (746 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 3000 м - 490 км/ч; потолок 9470 м; дальность полета 600 км
   Масса: пустого снаряженного 1475 кг; максимальная взлетная 2060 кг
   Размеры: размах крыла 8,88 м; длина 6,04 м; высота 2.41 м; площадь крыла 14,87 м2
   Вооружение: четыре 7,62-мм пулемета ШКАС, два в носовой части и два в крыле; на некоторых самолетах крыльевые пулеметы заменяли 20-мм пушками ШВАК; иногда в фюзеляже устанавливался дополнительный пулемет УБ; бомбовая нагрузка до 200 кг под крылом или шесть ракет РС-82
Макет сафоновского И-16, построенный в послевоенные годы для музея авиации Северного флота.
Большинство посетителей музея даже не догадываются о том, насколько сильно отличается этот экспонат от реальной машины, на которой когда-то воевал легендарный североморский ас Борис Сафонов.
Коллаж «цветовой» системы обозначений на примере И-16 89-го ИАП. 1-я АЭ - красные номера, 2-я АЭ - голубые, 3-я АЭ - желтые, 4-я АЭ - белые.
Коллаж «числовой» системы обозначений на примере И-16 67-го ИАП. 1-я эскадрилья: 12-16-19-20, 3-я эскадрилья: 50-53, 4-я эскадрилья: 70-72-78-82-85.
10) И-16 тип 18, 1939г.; 11) Один из опытных И-16 тип 24, 1939г.; 12) Серийный И-16 тип 24, 1939г.; 13) И-16 тип 27, 1939г.; 14) И-16 тип 28, 1939г.
И-16 тип 29, 1940г.
1. И-16 тип 5, И-15 (ЦКБ-3); 2. И-16 тип 10, И-15бис (И-152); 3. И-16 тип 24, И-153; 4. И-17 бис, И-170 (проект); 5. И-180-3, И-190; 6. И-185 (01), И-195 (проект)
И-16 тип 24
The Tip 24 with M-63 engine and stiffened wing.
И-16 тип 29
И-16 тип 29
An I-16 Type 24 operating over the Central Sector of the front in the summer of 1941. The inscription on the fuselage sides reads Za Stalina! (For Stalin!), each aircraft of this particular unit sporting a different fuselage inscription.