Denel CSH-2 Rooivalk
Страна: ЮАР
Год: 1990
Вертолет

Двухместный ударный вертолет
Описание
Фотографии
Atlas XH-1 Alpha, XH-2 и Denel CSH-2 Rooivalk

   Работы южноафриканской фирмы "Atlas" (ныне "Denel") по созданию вертолета Rooivalk продолжаются, несмотря на урезание военного бюджета. Этот вполне боеспособный вертолет стал итогом начатой в 1981 году в ЮАР программы самостоятельной разработки ударного вертолета. Первоначально создали экспериментальные машины XH-1 Alpha и XTP-2 Beta для проверки концепции и испытания систем. XH-1 создали на базе планера и динамической системы легкого вертолета Aerospatiale Alouette III. 27 февраля 1986 года впервые взлетел заказанный у фирмы "Atlas" еще в марте 1981 года прототип XH-1 с узким фюзеляжем. В тандемной кабине уступом сидели пилот и перед ним оператор вооружения. Оператор с помощью нашлемного прицела наводил 20-мм подвижную пушку, укрепленную под носовой частью. Хвостовая часть и неубирающееся колесное шасси с хвостовым колесиком были совершенно новыми.
   Первый образец Rooivalk, первоначально обозначенный XH-2 (экспериментальный вертолет № 2), впервые взлетел 11 февраля 1990 года. Позднее его переименовали в CSH-2 (вертолет боевой поддержки № 2), затем - в XDM (модель экспериментальной разработки). Вскоре после этого взлетел второй прототип ADM (модель новой разработки), предназначенный для отработки вооружения и БРЭО. Внешне эта вторая машина отличалась от первого прототипа укороченным стабилизатором, хотя и первый прототип позднее модифицировали подобным образом.
   Хотя Rooivalk выглядит как совершенно новая машина, он сделан на базе вертолета Aerospatiale Puma с такими же двигателями Turbomeca Turmo IV (хотя, несколько большей мощности) и с тем же несущим винтом. Фюзеляж же полностью новый с некоторыми композитными конструктивными элементами. Во втором прототипе экипаж поменяли местами. Он сохранил дублированную систему управления, три ЭЛТ-дисплея и коллиматорные индикаторы в каждой кабине. Кабины закрыты фонарями, набранными из плоских стеклянных панелей, не дающих бликов. Двигатели установлены по бортам фюзеляжа, дальше к хвостовой части, чем на вертолете Puma. Это улучшило обзор, но заставило реконструировать трансмиссию.
   В гиростабилизированной турели в носовой части содержится система автоматического обнаружения цели и слежения, включающая лазерный дальномер, ИК-систему переднего обзора и телекамеру. Каждый член экипажа имеет нашлемный прицел. Кабина пилота оборудована очками ночного видения. Возможности ночного и всепогодного боя дополнены спаренными компьютерами заданий, спаренными компьютерами системы вооружения, доплеровской ИНС и дисплеями с подвижной картой.
   Вертолет Rooivalk вооружен мощной встроенной 20-мм пушкой Armscor GA-1 Rattler на турели под носовой частью. Сообщается, что можно ставить и другую турель с 30-мм пушкой DEFA553. Пушку дополняет оружие, подвешиваемое на четырех подкрыльевых пилонах. Могут подвешиваться 18-зарядные ПУ для 68-мм НАР либо четырехзарядные ПУ для ПТУР Atlas Swift с лазерным наведением. На законцовках крыла могут подвешиваться ракеты класса "воздух-воздух".
   Планер вертолета хорошо бронирован, на нем могут устанавливаться блоки постановки ИК-помех и другое оборудование РЭБ. Абсорбирующие энергию кресла членов экипажа устойчивы к ударным нагрузкам при грубых посадках.
   ВВС ЮАР заказали первые 16 машин Rooivalk стандартной серийной версии - 12 строевых вертолетов и четыре для войсковых испытаний. Они отличаются от прототипов рядом важных аспектов. Пилот сидит за оператором систем вооружения, доработаны гасители ИК-заметности выхлопа (направлены прямо в диск несущего винта) и расширены бортовые выступы для установки блоков БРЭО и увеличения боекомплекта. На эти средние выступы снаружи можно установить два пассажирских места, позволяя вертолету Rooivalk спасти экипаж подбитого вертолета либо перевозить солдат спецгрупп.
   Вертолетом Rooivalk интересовались иностранные покупатели, но заказов в итоге не последовало. ВВС ЮАР ограничились первоначально заказанными двенадцатью боевыми вертолетами. После аварии в конце 2009 года этот парк уменьшился до 11 машин.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Atlas CSH-2 Rooivalk

   Тип: двухместный ударный вертолет
   Силовая установка: два турбовальных газотурбинных двигателя Atlas Topaz (доработанный своими силами двигатель Turbomeca Makila 1А2) мощностью по 2000 э.л. с. (1491 к8т)
   Летные характеристики: максимальная скорость 278 км/ч на оптимальной высоте; начальная скороподъемность 671 м/мин; практический потолок 6095 м; потолок вертолета в режиме висения 5545 м в зоне влияния земли и 5030 м вне зоны влияния земли; дальность полета 940 км
   Масса: пустого вертолета 5910 кг; максимальная взлетная 8750 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 15,58 м; длина общая 18,73 м с вращающимися винтами; высота 5,19 м; площадь диска несущего винта 190,64 м2
   Вооружение: 20-мм подвижная стреляющая вперед пушка, до 2032 кг боевой нагрузки на четырех подкрыльевых узлах подвески и двух узлах на законцовках крыла
Прототип южноафриканского боевого вертолета Rooivalk, 1993г.
ЮАР осталась единственным заказчиком своих вертолетов Rooivalk. Одно время ВВС ЮАР собирались приобрести 36 таких вертолетов.
"Роивалк"
15 января 1990г.: в Претории продемонстрирован прототип двухместного вертолета боевой поддержки Atlas Aircraft Corporation XH-2 Rooivalk ("Пустельга").
Эскадрилья № 16 ВВС ЮАР оснащена вертолетами Rooivalk. Принятие этого вертолета на вооружение шло долго и трудно. В качестве потенциального покупателя вертолета называют Малайзию.
EDM Rooivalk with underwing Mokopa ATMs (1998)
View of the Rooivalk XDM in a decidedly 'African' environment - where the experience was gained to write the requirement that gave rise to the CSH-2 weapons system. While the Rooivalk was born out of a primarily 'bush' requirement, its capabilities lend itself to any land environment and it would also fit well into a maritime strike situation.
South Africa's Rooivalk in menacing pose over the sea to highlight its proposed anti-ship role. It offered as a contender for the UK anti-armour helicopter requirement.
Rooivalk represents many years of studying aerial warfare, with the first-hand experience of the South West African campaign firmly in mind. Frontal aspect shows the slightly swept-back stub-wings, the commanding view afforded to both crew members and the widely separated engines
Rooivalk is a nimble machine, offering a very small frontal area. The complexities of a mast-mounted sight were far outweighed by the needs for ease of maintenance in the field. An image storage system allows for pop-up, scan and disappear tactics.
Rooivalk has great agility and its flying characteristics have been found to be almost fighter-like. Nap-of-the-earth flying is sure and stable - as one would expect from a machine that is designed to fly within a confined tactical 'window' for the vast majority of its operations.
Commonality with the widely-used Puma tactical transport helicopter provides Rooivalk with a powerful market-base for current Puma users.
Rear view of Rooivalk, showing the infra-red supressors and the substantial rear landing gear - the latter giving the helicopter a relatively level 'sit' upon landing.
Atlas' exceptional Rooivalk attack helicopter, now in service with the SAAF's 16 Squadron. Its dynamics owe their roots to the Puma.
У вертолета Rooivalk футуристический вид спереди. Узкий фюзеляж и ступенчатая кабина экипажа - как у самых современных боевых вертолетов. Rooivalk разрабатывался параллельно с Oryx - вариантом вертолета Puma, улучшенным в ЮАР.
The South African Air Force operates 11 Rooivalks which are assigned to 16 Squadron, based at Bloemspruit Air Force Base near Bloemfontein in the Free State. Deliveries began on January 6,1999.
The Rooivalk can comfortably fly backwards and can reach sideways speeds of 50 knots (93km/h).
Разработка специализированного боевого вертолета - задача большой технической сложности, ее осилили немногие страны. Достижения ЮАР в производстве Rooivalk очевидны.
First production AH-2A Rooivalk armed with eight Mokopa ATMs, two 68 mm rocket pods and four Mistral IR air-to-air missiles (1999)
Rooivalk не имеет суперсовременного БРЭО, однако он обладает отличными летными данными и хорошо подходит для боевого применения в Африке.
The Denel Rooivalk is the only attack helicopter to be designed and built in Africa.
Rooivalk attack helicopter, serial number 673, fires its 20mm F2 cannon.
A Rooivalk fires a Mokopa anti-tank missile during a test flight. The Rooivalk can carry up to 16 Mokopas on the inner two pylons of each stub wing. Although the Rooivalk is cleared to fire the Mokopa, the SAAF has yet to buy any of the missiles.
Rooivalk firing HOT 3 ATMs (1998)
Trials of 68 mm rockets fired from Rooivalk (1998)
Rooivalk 676 painted in white paint typical for UN-assigned aircraft and helicopters.
Displayed on the Armscor stand at FIDAE 92, Santiago, Chile, was the Aerotek-developed XC-30 30mm DEFA 553 cannon turret for application to the 'chin' position of the CSH-2 Rooivalk.
Ряд систем вертолета Rooivalk прошел испытания на прототипе XH-1. На этом снимке заметно сходство XH-1 с машиной Alouette III.
Armament on the prototype in the photographs comprises V3B Kukri AAMs on the stub wings, four-round 80mm laser-guided anti-tank missile containers and an undernose 20mm cannon.
Rear (pilot's) cockpit of the Rooivalk EDM prototype (1997)
The pilot sits above and behind the weapons system officer in a separate aft cockpit. Both environmentally controlled cockpits are interchangeable and have dual flight controls, which includes hands on collective and stick.
The Rooivalk's front cockpit is dominated by two 160 x 160mm (6.3 x 6.3 inch) liquid crystal colour multifunction displays.
The cockpits have been designed to ease both pilot and WSO workloads as much as possible, allowing concentration on the rapidly-developing combat situation outside. Information is at hand via three visual display screens within a well organised panel.
Model of projected naval version of the Rooivalk (1999)
Armscor CSH-2 Rooivalk
General arrangement drawing of the Atlas CSH-2 Rooivalk (Kestrel).
Denel Aviation Rooivalk combat support helicopter (1997)