Hawker-Siddeley Andover / HS.748
Варианты:
Hawker-Siddeley - Andover / HS.748 - 1960 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1960


Транспортный самолет короткого взлета и посадки с экипажем из двух/трех человек
Описание
Фотографии:

Модели, рисунки, схемы, чертежи (16)
Hawker Siddeley (BAe/Avro) 748 и Andover

   Проектирование авиалайнера с двумя ТВД Avro Type 748 началось в январе 1959 года. Последний самолет компании "Avro" (A.V. Roe) после поглощения концерном "Hawker Siddeley Group" стал именоваться Hawker Siddeley HS.748. Прототип Type 748 выполнил первый полет 24 июня 1960 года. Первым серийным вариантом стал вариант HS.748 Series 1 вместимостью 48 пассажиров, эксплуатация которого началась в 1962 году. Силовая установка машины состояла из двух ТВД Dart RDa.6 Mk 514 мощностью по 1 880 л. с. За ним в конце того же года последовали 52-местные варианты HS.748 Series 2 с двигателями Dart RDa.7 Mk 531 мощностью по 2105 л. с. и HS.748 Series 2A с ТВД Dart RDa.7 Mk 535-2 мощностью по 2280 л. с.
   Дальнейшие варианты гражданского HS.748 включают машины HS.748 Series 2B с рядом улучшений, внесенных в конструкцию, и HS.748 Series 2C, внешне отличающиеся от варианта Series 2А большой грузовой дверью в левом борту фюзеляжа за кабиной летчиков. Первый серийный самолет варианта Series 2B выполнил первый полет 22 июня 1979 года. После объединения компаний BAC и "Hawker Siddeley" самолет выпускался под маркой BAe. Размах крыла HS.748 Series 2B увеличили, установили ТВД Dart RDa,7 Mk 536-2, улучшившие эксплуатационные качества самолета в условиях жары и высокогорья, изменили форму хвостового оперения. Самый первый модернизированный Series 2B впервые поднялся в воздух 31 декабря 1971 года.
   С 1961 года самолеты вариантов Series 1 и 2 выпускались индийской "Hindustan Aeronautics Ltd". ВВС Индии поставлено 72 самолета, включая разработанные компанией HAL двадцать военно-транспортных машин HAL (BAe) 748(M) (или HS.757) с большой грузовой дверью. Последний самолет индийской постройки передан заказчику в 1984 году. Один индийский HS.748 доработали в экспериментальный самолет ДРЛОиУ, установив антенну во вращающемся обтекателе над фюзеляжем; самолет разбился в 1999 году.
   Вариант HS.748 Military Transport отличался усиленным полом грузовой кабины и большой задней грузовой дверью. Самолет рассчитан на перевозку 58 солдат или 24 раненых на носилках при девяти сопровождающих.
   Финальный серийный вариант обозначался Super 748, поставки которого начались в 1984 году. На Super 748, спроектированном на основе варианта Series 2B, установили новое приборное оборудование кабины, на 12% более экономичные ТВД Dart RDa.7 Mk 552 и комплект для глушения шума двигателей.

   Компания "British Aerospace" также разработала морской патрульный вариант HS.748 Coastguarder, предназначенный для осмотра водных пространств, выполнения поисково-спасательных работ, защиты рыболовства и для борьбы с субмаринами. На самолете установили поисковую РЛС, высокоточное навигационное оборудование (ИНС и радиосистему Omega), также предусмотрена возможность монтажа аппаратуры РЭБ и РТР, системы "свой-чужой", магнитомера.
   Самолет Andover - это специализированный военно-транспортный вариант HS.748. После внесения существенных изменений в конструкцию машина получила обозначение Type 780 (позже HS.780).
   Andover разработан согласно требованиям британских ВВС к многоцелевому транспортному самолету короткого взлета и посадки, способного эксплуатироваться с грунтовых ВПП длиной 275 м. Фюзеляж удлинили, а конструкцию хвостовой части изменили для установки рампы. На полу грузовой кабины смонтирован роликовый конвейер для перемещения груза. Новое шасси "Dowty Rotol" позволяет уменьшать зазор между фюзеляжем и грунтом при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, а также допускает небольшое смещение самолета в горизонтальной плоскости (при этом шасси остается на месте).
   В грузовой кабине помещаются три автомобиля типа "Ленд Ровер" или один "Ленд Ровер" и один бронеавтомобиль "Феррет", или 58 солдат, или 40 парашютистов, или 24 раненых на носилках. Силовая установка включает два ТВД Dart RDa.12 Mk 201C мощностью 3245 л.с. с винтами большого диаметра. Клиренс увеличенных винтов обеспечен перемещением двигателей ближе к законцовкам крыла, размах крыла уменьшен на 7,60 см. Изменено и хвостовое оперение.
   Прототип самолета Andover (конвертирован из первого HS.748) выполнил первый полет 21 декабря 1963 года. Для британских ВВС построена 31 машина под обозначением Andover C.Mk 1. Самолет получился надежным и очень полезным, отчего быстро завоевал популярность в эскадрильях, дислоцированных в Великобритании, Сингапуре и Адене.
   Вывод британских войск из региона "к востоку от Суэца" привел к сокращению эскадрилий самолетов Andover до одной, а в 1975 году расформировали и последнюю эскадрилью. Десять из 29 уцелевших самолетов продали ВВС Новой Зеландии (здесь их эксплуатировали до середины 1990-х годов), пять машин использовали для наземных тренировок технического персонала, четыре - передали ВВС ФРГ, еще три самолета использовал центральный аппарат Министерства обороны Великобритании, а оставшиеся шесть поступили в 115-ю эскадрилью, где применялись для калибровки радиотехнических систем. Один самолет использовался как летающая лаборатория в 51-й эскадрилье, но потом и его передали в 151-ю эскадрилью.
   Четыре из семи самолетов 115-й эскадрильи с установленной в носовой части фарой Milligan, предназначенной для калибровки инструментальных систем посадки на аэродромах, обозначались Andover E.Mk 3. На них в 1983 году установили новую систему самотестирования в полете - "Litton". Три самолета без фар Milligan обозначались как Andover E.Mk 3A, их оборудование позволяло проверять работу радиосистемы TACAN и наземных РЛС, однако калибровка посадочных систем выполняться не могла. В военное время самолеты могли быть использованы как ретрансляторы.
   Три E.Mk ЗА в конце 1992 года передали в 32-ю эскадрилью для использования в качестве ретрансляторов. 115-ю эскадрилью расформировали в октябре 1993 года, задачи эскадрильи по контракту стали выполнять гражданские организации, которым и отошли ее машины E.Mk 3. Самолеты E.Mk 3A 32-й эскадрильи списали в 1994 году.
   В рамках программы Modification 207 на двух Andover 60-й эскадрильи в проемах передних грузовых дверей установили фотоаппараты, эти самолеты использовались для ведения разведки вдоль воздушных коридоров в Западный Берлин. Самолеты обозначались Andover C.Mk 1 (PR). Одну из этих машин позже передали экспериментальному центру в Боскомб-Дауне, самолет использовался по программе "Открытое небо" - полеты на проверку соблюдения договоров о сокращении вооружений над странами бывшего СССР.
   Британские ВВС получили шесть машин HS.748 Series 2 в варианте Andover CC.Mk 2, который, несмотря на новое обозначение, ничем не отличался от базовых Andover. Эти машины эксплуатировались Королевским звеном на авиабазе Бенсон, использовались для VIP-перевозок и как ретрансляторы. Четыре уцелевших самолета потом передали в 32-ю эскадрилью в Нортхольте, пятый - в Исследовательское агентство Министерства обороны в Бедфорде. Агентство уже использовало один HS.748 Series 1, но позже передало его компании "Smiths Industries".


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Hawker Siddeley Andover C.Mk 1

   Тип: транспортный самолет короткого взлета и посадки с экипажем из двух/трех человек
   Силовая установка: два ТВД Rolls-Royce Dart RDA.12 Mk 201C мощностью по 2305 л. с.
   Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 6095 м - 415 км/ч; начальная скороподъемность 357 м/мин; практический потолок 7315 м; дальность полета с полезной нагрузкой массой 4536 кг - 1891 км
   Масса: пустого 12 569 кг; максимальная взлетная 22680 кг
   Размеры: размах крыла 29,87 м; длина 23,75 м; высота 8,92 м; площадь крыла 77,20 и2
   Полезная нагрузка: см. выше; максимальной массы полезной нагрузки 6691 кг
BAe 748 of Dan Air
The AEW Andover's bill-like nose earned the nickname "Toucan", from the chief designer’s well-remembered jibe at the single antenna systems used by the American AEW designs, to the effect that "Toucan do the job better than one can!”
Photographed recently at the excellent Avro Heritage Centre at Woodford, near Manchester was this array of models - just a small part of the large collection on view. In the foreground is what the Editor believes to be the Avro 779 high wing freighter version of the Avro/HS.748. Was this a possible contender for the requirement that was eventually met by the Avro 780 Andover? That being the case, its similarity to the Handley Page HP.124 - aimed at the same RAF requirement - is striking. Behind the Avro 779 come: the HS.860 a twin jet airliner clearly owing much to the 748; a standard model of the Avro 748; what is thought to be the Avro 775 twin-Tyne plus RB.168 booster Shackleton replacement; a Queen’s Flight Andover CC.2; and what is thought to be the Avro 781 twin turbofan ‘shortened’ 748 with engines mounted in the fashion of the VFW 614. More details on these projects would be appreciated.
HS.748 Series 2B. Авиакомпания "Air Niger" образована в 1966 году при содействии бельгийской UTA. Базируясь в столице Ниамей, "Air Niger" занималась, главным образом, перевозками на внутренних линиях страны. В начале 1980-х годов компания получила два самолета HS.748 (5U-BAR и 5U-BAS), дополнивших Fokker F27, Douglas C-54 и DC-6. После того, как парк сократился до двух HS.748, "Air Niger" в 1989 году прекратила свою деятельность. Самолет на рисунке - HS.748 Series 2B (5U-BAS, № 1778) был получен "Air Niger" от компании "British Aerospace" 22 декабря 1981 года. Позже его вместе с другим HS.748 продали авиакомпании "Kelner Airways", где он получил регистрацию C-FKTL.
Artist's impression of the Coastguarder with the optional large rear door, which can be opened in flight. Note radome under the nose
HS.748 Coastguarder
As there were spare Hawker Siddeley Andover C Mk I airframes in the UK around 1966, these were seen as potential land-based AEW platforms. The modifications would have been drastic, however, as the illustration shows, and even involved the substitution of Rolls-Royce Trent turbofans for the two Dart turboprops of the original type, as well as shortening the fuselage, stiffening the structure and fitting slipper tanks on the wings.
Typical Coastguarder surveillance cabin layout. The 12-in. launch chute at the rear of the cabin is for dropping marker buoys, flares and small dinghies.
Search and rescue layout, with dinghies. Here up to twelve 30-man dinghies can be carried - sufficient to accommodate a Boeing 747's crew and passenger complement
Hawker Siddeley Coastguarder
Hawker Siddeley 748 twin-engined turboprop transport
Hawker Siddeley 748 Series 2A short medium-range turboprop airliner
Hawker Siddeley 748MF twin-turboprop military transport
Hawker Siddeley Andover twin-engined turboprop transport
Hawker Siddeley Andover C.Mk 1