Grumman EA-6 Prowler
Варианты:
Grumman - EA-6 Prowler - 1963 - США
Страна: США
Год: 1963


Самолет РЭБ с экипажем из четырех человек
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (24)
Grumman EA-6B Prowler

   Опыт, полученный в ранний период эксплуатации EA-6A, привел к созданию более совершенной машины, получившей обозначение EA-6B Prowler. Она внешне была похожа на базовый A-6A, но отличалась от него удлиненной на 1,37 м носовой частью, позволившей разместить в ней четырехместную кабину. Обращало на себя внимание золотистое покрытие фонаря кабины, защищавшее экипаж от излучения аппаратуры РЭБ, а также характерный обтекатель на вершине киля, в котором была установлена система постановки помех ALQ-99. Другие отличия включали усиленную конструкцию планера, рассчитанную на возросшую массу, и более мощные двигатели J52-P-408. Поставки серийных самолетов начались в январе 1971 года, и в общей сложности 102 машины были поставлены до 1986 года. К середине 1990-х годов было поставлено 170 машин. Два прототипа EA-6B позднее переделали в вариант NEA-6B для специальных испытаний. В 2010 году в строю оставалось около 125 самолетов, распределенных между 12 подразделениями ВМС, четырьмя подразделениями КМП и четырьмя объединенными экспедиционными частями ВМС и ВВС.
   Аппаратура РЭБ самолета Prowler базируется на тактической системе постановки помех ALQ-99, самолет может нести до 10 передатчиков помех, попарно установленных в контейнерах с ветрогенераторами. Возможности самолета постоянно расширялись с 1973 года путем доработки до стандартов EXCAP (Expanded Capability), ICAP-1 (Increased Capability-1), ICAP-II и ADVCAP (Advanced Capability). После снятия с вооружения в конце 1990-х годов EF-111A Raven самолет EA-6B Prowler остался единственной специализированной машиной РЭБ в авиации США.
   В дальнейшем EA-6B был доработан до стандарта ICAP-III. Первые две партии приемников ALQ-218 вместе с программным обеспечением были поставлены в 2009 году и еще две партии - в 2010 году. В состав нового оборудования также входит система MIDS (Multifunction Information and Distribution System), включающая каналы обмена информацией Link 16, позволяющая самолету действовать в условиях современного боя.
   Начиная с 1972 года, Prowler участвовали во всех конфликтах с привлечением сил США. Ныне они несут службу в Афганистане, где используются для борьбы с самодельными взрывными устройствами, ставя помехи их дистанционным взрывателям.
   В 2009 году на вооружение подразделений РЭБ ВМС и КМП США начали поступать первые самолеты EA-18G Growler, созданные на базе F/A-18F Super Hornet. Они должны полностью заменить EA-6B к 2015 году.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Grumman EA-6B Prowler

   Тип: самолет РЭБ с экипажем из четырех человек
   Силовая установка: два ТРД Pratt & Whitney J52-P-408/408A тягой по 49,82 кН
   Летные характеристики: максимальная допустимая скорость 1311 км/ч; максимальная скорость 999 км/ч; крейсерская скорость 772 км/ч; потолок 11460 м; перегоночная дальность (с пятью ПТБ) 3233 км; минимальная посадочная скорость 225 км/ч; минимальный пробег 665 м
   Масса: пустого 14 775 кг; топлива во внутренних баках 7064 кг; топлива в ПТБ 4547 кг; в перегоночной конфигурации 27235 кг; максимальная взлетная 27688 кг; максимальная при посадке на палубу 20638 кг
   Размеры: размах крыла 16,15 м; размах сложенного крыла 7,87 м; удлинение крыла 5,31; длина 18,24 м; база шасси 5,23 м; высота 4,95 м; площадь крыла 49,13 м2
   Вооружение: до пяти контейнеров РЭБ AN/ALQ-99 на четырех узлах подвески под крылом и одним под фюзеляжем, максимум четыре ракеты AGM-88 HARM, стандартные двухкилевые ПТБ Aero 1D, подвесные контейнеры с дипольными отражателями AN/ALE-41 (по два на одном пилоне) и контейнеры для перевозки грузов CNU-188/A.
EA-6A
The second Intruder, 147865, is seen here, as an aerodynamic testbed for the EA-6A.
EA-6A Intruder (151596) operating as CY-24 of the "Playboys”, Marine Composite Squadron VMCJ-2, in 1966. Sensors carried in tanks under the wings were later integrated into the airframe.
EA-6A Intruder (156984), RM-614, in the final markings employed by Marine composite reconnaissance squadron VMCJ-l at MCAS Iwakuni, Japan, before the squadron was decommissioned in September 1975. All EA-6A operations were then made the responsibility of VMAQ-2 on the US East Coast.
Первый EA-6A дозаправляется от A-6A во время своего первого полета. Самолет не имел воздушных тормозов на законцовках крыла, но хорошо отличим по килевому обтекателю для антенн комплекса ALQ-86.
2-я смешанная разведывательная эскадрилья (код "CY") образована в 1955 году. В том же году впервые вышел журнал "Playboy", поэтому эскадрилья с разрешения издателя взяла себе его название и логотип.
EA-6B
EA-6B 158800 of Electronic Warfare Squadron VAQ 129, the New Vikings, at Whidbey Island.
Photograph of the Grumman EA-6B Prowler four-seat all-weather electronic countermeasures aircraft
EA-6B
Серьезные потери, понесенные американской палубной авиацией в Индокитае заставили активизировать разработку различных средств РЭБ, предназначенных для противодействия крупным группировкам ПВО. В качестве носителей различных систем едва ли не самым идеальным претендентом оказался палубный штурмовик A-6 "Интрудер", вскоре превратившийся в весьма удачный "охотник за радарами и ракетами" EA-6 "Проулер".
Даже против архаичной ПВО талибов использовались самолеты РЭБ EA-6B "Проулер"
A participant in the April 1986 combat operations against Libya. EA-6B EXCAP Prowler (160788) of Marine squadron VMAQ-2. the "Playboys", coded AA-607, on board USS Saratoga (CV-60).
Originally an A-6E, 158799 is seen in service with VAQ-129 after conversion to an EA-6B.
Operating from the U.S.S. "America" in August 1976 - Grumman EA-6B Prowler 158809 of VAQ-137.
В 1967 году компания "Grumman" переоборудовала A-6A Intruder (сер. № 149481) в демонстратор EA-6B, совершивший первый полет 28 мая 1968 года.
Вьетнам. В 1972 году EA-6B в составе эскадрилий авиации ВМС США на борту авианосцев прибыли к берегам Вьетнама и приступили к выполнению боевых задач. 132-я эскадрилья РЭБ "Scorpions" (VAQ-132), позывной "SWAMP FOX", выполнила первый боевой вылете палубы авианосца "Америка" (CVA-66) в июне 1972 года. 131-я эскадрилья РЭБ "Lancers" стала следующей, а через три года в Юго-Восточную Азию прибыла и 134-я эскадрилья РЭБ "Garudas", успев к эвакуации американцев и их союзников из Сайгона в апреле 1975 года. Первые Prowler были еще весьма "примитивным" средством РЭБ - настройку рабочего диапазона каждого контейнера AN/ALQ-99 необходимо было выполнять заранее. Таким образом, вылетев на боевое задание, экипаж мог ставить помехи только тем РЛС ПВО, рабочие частоты которых были заранее настроены, и оставалась большая вероятность получить неприятный "сюрприз".
Grumman EA-6Bs.
GRUMMAN EA-6B PROWLER
Сикорский CH-53E
EA-6B 158039, serving with VAQ-131 aboard USS Enterprise, displays its wing-folding mechanism.
Tomcats, Intruders, Corsairs and Prowlers litter the forward end of the flight deck. The F-14 is the only type with non-folding wings.
Intruder из 533-й смешанной штурмовой эскадрильи готовятся к вылету на борту авианосца "Джон Ф. Кеннеди", в то время как с катапульты уже стартует истребитель F-14A. Эскадрилья базировалась на авианосцев 1986-1987 годах, ее код "AC".
The forward deck area of USS America seen from the Bridge balcony, showing a crowded parking lot with A-6E/KA-6D Intruders; EA-6B Prowlers; S-3B Vikings; E-2C Hawkeye; F/A-18C Hornets and F-14A Tomcats.
US Navy Lockheed S-3A Viking, Grumman EA-6B Intruder and Grumman F-14A Tomcats on board USS Enterprise.
A-7E из эскадрильи VA-46 среди других самолетов на палубе авианосца «Америка» перед вылетом в район Триполи. 15 апреля 1986 г.