RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : Аргентина

Год : 1969

Легкий штурмовик с экипажем из двух человек

FMA IA-58 Pucara

   Разработанный согласно требованиям ВВС Аргентины к легкому ударному, разведывательному и противопартизанскому самолету, IA-58 Pucara в 1982 году принимал участие в войне с Великобританией за Фолклендские острова. Концепция Pucara - самолет был назван в честь каменных фортификационных сооружений, строившихся местными народностями Южной Америки, - восходит к началу 1960-х годов, когда Аргентине остро потребовался самолет для борьбы с партизанами. FMA предложила легкий цельнометаллический штурмовик IA-58 с двумя ТВД. Прототип с двумя ТВД Garrett TPE331-U-303 выполнил первый полет 20 августа 1969 года. Начиная с выполнившего первый полет 6 сентября 1970 года второго самолета, ставились ТВД Turbomeca Astazou XVIG мощностью по 1022 л. с.
   Маневренный и прочный самолет был способен действовать с плохо подготовленных ВПП длиной всего 80м - при использовании трех стартовых ускорителей. Убираемое шасси с длинными стойками обеспечивало достаточный зазор для подвески под крыло многочисленного вооружения. В кабине установлены катапультные кресла Martin-Baker Mk 6 класса "ноль-ноль", управление самолетом полностью дублировано. Фонарь кабины выполнен из бронестекла, пол кабины - бронирован. Наличие второго члена экипажа посчитали необходимым для выполнения противопартизанских задач, которые самолеты на практике выполняли редко - обычно они летали с экипажем из одного человека, занимавшего переднюю кабину.
   Первый серийный IA-58A поднялся в воздух 8 ноября 1974 года, строевые части ВВС Аргентины начали получать новую технику в 1976 году. В конце 1976 года Pucara использовали против партизан на северо-западе Аргентины. Первый заказ на 60 самолетов дополнили заказом второй партии из 48 машин, однако 22 самолета второй партии ВВС Аргентины не приняли и машины выставили на продажу. В 1986 году на экспорт предлагалось уже 40 "лишних" самолетов. Все 24 задействованных в фолклендской войне Pucara были потеряны из-за отказов матчасти, зенитного огня, бомбежек британской авиации, или же их захватили наземные подразделения. Один трофейный самолет получил опознавательные знаки британских ВВС и использовался для проведения оценочных испытаний. Pucara сбил вертолет Westland Scout. Накануне фолклендской войны, в октябре 1981 года, первый из шести поставленных в рамках заказа ВВС Аргентины самолетов передали Уругваю. В конце 1989 года три самолета для борьбы с наркомафией были переданы Колумбии. В середине 2000-х годов на вооружении аргентинских ВВС состояло 40 Pucara в составе двух эскадрилий. На некоторых самолетах вместо второй кабины установили дополнительный топливный бак. В конце 1980-х годов начались работы по обновлению навигационного и прицельного оборудования, однако модернизацию вскоре прекратили по причине оскудения финансового потока.
   Более радикальный вариант модернизации осуществить не удалось. Единственный прототип IA-58B выполнил первый полет 15 мая 1979 года; в увеличенной носовой части фюзеляжа были установлены две 30-мм пушки DEFA 553, полностью обновлено БРЭО. В IA-58B намечалось доработать 40 IA-58A. С учетом опыта фолклендской войны разработали IA-58C "Pucara Charlie": на IA-58A в дополнение к шести 20-мм пушкам и 7,62-мм пулеметам планировалось установить пушки DEFA 553; передняя кабина ликвидировалась, а увеличенная в объеме задняя кабина получала дополнительное бронирование, в ассортимент вооружения включались УР "воздух-поверхность" Martin Pescador и УР "воздух-воздух" MATRA Magic. Предполагалось также установить новое приборное и электронное оборудование, систему автономного запуска двигателей, оборудовать выхлопные сопла двигателей экранирующими тепловое излучение устройствами. Был построен всего один прототип, выполнивший первый полет 30 декабря 1985 года. В данный вариант предполагалось доработать все состоявшие на вооружении аргентинских ВВС Pucara, однако этого не произошло.
   Обозначение IA-66 получил шестой прототип, выполнивший первый полет в 1980 году с ТВД Garrett TPE331-11-601W мощностью по 1000 л.е., с винтами Dowty Rotor. В 1983 году винты Dowty Rotor заменили винтами McCaulley. В серийное производство IA-66 не передавался. Четыре снятых с вооружения аргентинских ВВС IA-58A в 1993 году передали ВВС Шри-Ланки, по одному самолету ланкийцы потеряли в 1995 и 1997 годах, в конце 1999 года один самолет разобрали на запчасти для поддержания в летном состоянии второго. Несколько контрактов на постройку IA-58 реализованы не были - 50 самолетов для Египта, 12 для Центрально-Африканской Республики, шесть для Мавритании. Ирак в 1985 году заказал 20 машин, но контракт был аннулирован правительством Аргентины.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   FMA IA-58A Pucara

   Тип: легкий штурмовик с экипажем из двух человек
   Силовая установка: два турбовинтовых двигателя Turbomeca Astazou XVIG мощностью по 1022 л. с. (762 кВт)
   Летные характеристики: макс. скорость без внешних подвесок на высоте 3000 м - 500 км/ч; макс, крейсерская скорость на высоте 6000 м - 480 км/ч; макс, скороподъемность на уровне моря 1080 м/мин; боевой радиус по профилю полета "малая-малая-малая высота" с нагрузкой массой 1500 кг - 225 км
   Масса: пустого 4020 кг; максимальная взлетная 6800 кг
   Размеры: размах крыла 14,50 м; длина 14,25 м; высота 5,36 м; площадь крыла 30,30 м2
   Вооружение: две 20-мм пушки Hispano в носовой части фюзеляжа и четыре 7,62-мм пулемета по бортам кабины, до 1500 кг вооружения на внешних подвесках под крылом (бомбы, ракеты, контейнеры с пушками и пулеметами, разведывательные контейнеры, баки с напалмом)

Показать полностью
  • Описание
  • Фотографии