BAe BAe-146 / RJ
Страна: Великобритания
Год: 1981


Коммерческий транспортный самолет малой дальности с экипажем из двух человек
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (42)
BAe 146 и Avro International RJ Avroliner

   Авиалайнер Avro International RJ Avroliner стал развитием самолета BAe 146, первоначально называвшегося Hawker Siddeley HS.146. 29 августа 1973 года компания "Hawker Siddeley Aviation" согласилась принять поддержку британского правительства для разработки нового регионального транспортного самолета HS.146. В своей начальной версии HS.146 Series 100 предназначался для перевозки 71-88 пассажиров, мог использовать короткие слабо подготовленные ВПП и был вполне экономичным. Первый полет предсерийной машины намечался на декабрь 1975 года.
   После нефтяного кризиса 1973-1974 годов фирма "Hawker Siddeley" в октябре 1974 года решила приостановить работы по программе HS.146. Но программу не аннулировали окончательно, разработка проекта продолжалась с минимальным финансированием. 29 апреля 1977 года "Hawker Siddeley" вошла в новое британское аэрокосмическое объединение BAe ("British Aerospace"). Только после этого разработка возобновилась в полном объеме. В результате исследования потенциальных рынков сбыта и правительственного одобрения 10 июля 1978 года был собран прототип HS.146.
   Сначала HS.146 прошел этап исследования различных конфигураций крыла и силовых установок. Итоговым эскизным проектом под названием BAe 146 стал высокоплан с крылом из легких сплавов. Особенностями проекта стали: Т-образное хвостовое оперение и трехстоечное шасси с уборкой основных опор в боковые обтекатели в нижней части фюзеляжа. Фюзеляж был круглого сечения диаметром 3,56 м, пассажирский салон был герметичным, с кондиционированием воздуха. В нем комфортно размещалось до 71 пассажира (в ряду по пять кресел). При установке шести кресел в ряд самолет вмещал до 94 пассажиров. В концерне BAe вскоре решили, что в дополнение к машинам Series 100 надо выпускать самолеты BAe 146 Series 200 с удлиненным на 2,39 м фюзеляжем, вмещающим до 112 пассажиров.
   Долго подбирали подходящие двигатели и, наконец, остановились на турбовентиляторных Avco Lycoming ALF 502R-3 высокой степени двухконтурности. Четыре таких двигателя установили в подкрыльевые гондолы. Самолет BAe 146, оснащенный сдвоенными колесами на каждой стойке, мощными тормозами, автоматами торможения, гасителями подъемной силы и аэродинамическими тормозами, обрел исключительные взлетно-посадочные характеристики.
   В программу создания вошла американская фирма "Avco Corporation" (силовая установка и кессоны крыла) и шведская "Saab-Scania" (стабилизатор и рулевые поверхности). Английским субподрядчиком стала фирма "Short Brothers", делавшая мотогондолы.
   Прототип BAe 146 Series 100 впервые взлетел 3 сентября 1981 года, вторая машина - 25 января 1982 года. 4 февраля 1983-го первая модель получила сертификацию. Самолет BAe 146 Series 200 впервые взлетел 1 августа 1982 года и получил сертификацию с такими же данными, как у машины BAe 146 Series 100. За ними последовал BAe 146 Series 300, вмещающий от 103 до 128 пассажиров в удлиненном на две секции фюзеляже. BAe 146 Series 300 впервые взлетел в июне 1988-го и был сертифицирован в сентябре того же года.
   Производство BAe 146 завершилось в 1993 году поставкой всего 219 самолетов. К этому времени уже разрабатывался проект преемника - машины Avro RJ (региональный реактивный). Впервые о проекте объявили в августе 1990-го. В сущности, RJ был модифицированной версией BAe 146 с более мощным турбовентиляторным двигателем AlliedSignal LF 507 тягой 31,14 кН, усиленной конструкцией крыла, фюзеляжа и шасси для полетов с большей нагрузкой, и полностью цифровым БРЭО, включая пилотажно-навигационную систему фирмы "Honeywell", соответствующую категории метеорологического минимума IIIa. Результатом этих изменений стало увеличение полезной нагрузки и дальности.
   Машины RJ, как и BAe 146, предлагались в трех вариантах в зависимости от пассажировместимости, обозначенной цифровым суффиксом в обозначении. Самолет Avro RJ Avroliner впервые взлетел 23 марта 1992 года и получил сертификацию 1 октября 1993-го. Со спадом авиаперевозок в сентябре 2001 года концерн BAe решил прекратить его производство.
   В 2008 году "BAe Systems" сообщил, что фирма "Minden Air Corporation of Nevada" переделывает самолеты BAe 146 в противопожарные машины. В 2009 году "BAe Systems" предложил использовать снятые с эксплуатации авиалайнеры BAe 146 и Avro RJ в качестве военно-транспортных.
   Всего было изготовлено 387 самолетов всех вариантов BAe 146 и Avro RJ. К июню 2009 года около 300 из них все еще перевозили пассажиров в различных авиакомпаниях.


Варианты

   BAe 146 Series 100: начальная модель вместимостью от 92 до 94 пассажиров при максимальной взлетной массе 38102 кг, увеличенной до 43 999 кг в варианте "New Generation" с усиленным фюзеляжем и дополнительным запасом горючего в конформных баках
   BAe 146 Series 200: вторая модель вместимостью от 82 до 112 пассажиров в удлиненном на 2,39 м фюзеляже, максимальной взлетной массой 42185 кг, увеличенной до 43 999 кг в варианте "New Generation"
   BAe 146 Series 300: третья модель вместимостью от 103 до 128 пассажиров в удлиненном на 4,80 м фюзеляже, максимальной взлетной массой 44226 кг, увеличенной до 46040 кг в варианте "New Generation"
   BAe 146-QT (Quiet Trader): транспортная версия любой из трех исходных моделей
   BAe 146-QC (Convertible): модель BAe 146 Series 200 и 300 с возможностью переоборудования из грузового самолета в пассажирский авиалайнер и наоборот
   BAe 146 Statesman: административно-транспортная версия любой из трех исходных моделей; ВВС Англии оценивали два арендованных самолета под обозначением BAe 146 CC.Mk 1 перед покупкой трех самолетов BAe 146 CC.Mk 2 для перевозки членов королевской семьи и особо важных персон
   BAe 146M: предлагавшаяся для военно-транспортных перевозок версия с возможностью загрузки с хвостовой части
   BAe 146STA: предлагавшаяся для военно-транспортных перевозок версия BAe 146-QT с возможностью бортовой загрузки
   RJ 70: первый вариант модифицированной серии вместимостью от 70 до 94 пассажиров в фюзеляже длиной 26,20 м; максимальная взлетная масса 43092 кг
   RJ 85: второй вариант модифицированной серии вместимостью от 85 до 112 пассажиров в удлиненном до 28,60 м фюзеляже; максимальная взлетная масса 43 999 кг
   RJ 100: третий вариант модифицированной серии вместимостью от 100 до 125 пассажиров в удлиненном до 30,99 м фюзеляже; максимальная взлетная масса 46040 кг
   RJ 115: версия самолета RJ100 с дополнительными аварийными выходами и другими изменениями для обеспечения вместимости от 116 до 128 пассажиров в компоновке по шесть кресел в ряд
   RJX: обозначение для возможного дальнейшего обновления машин RJ со снижением эксплуатационных расходов на 15% и снижением затрат на техническое обслуживание более чем на 20%; изменения могли включать снижение массы конструкции за счет использования композиционных материалов, упрощенных электро- и гидросистем, повышение крейсерской скорости, приборного оборудования на основе многофункциональных ЖК-дисплеев и четырех турбовентиляторных двигателей AlliedSignal AS907 или Pratt&Whitney Canada PW308


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   BAe 146 Series 100

   Тип: коммерческий транспортный самолет малой дальности с экипажем из двух человек
   Силовая установка: четыре турбовентиляторных двигателя Avco Lycoming ALF 502R-3 или -5 тягой 3039-кг (29,80 кН или 31,00 кН)
   Летные характеристики: макс, скорость 767 км/ч на высоте 8840 м, экономичная скорость 669 км/ч на высоте 8840 м; дальность полета с максимальной полезной нагрузкой 1631 км или 3002 км со стандартной
   Масса: пустого самолета 23 336 кг; максимальная взлетная 38102 кг
   Размеры: размах крыла 26,21 м; длина 26,20 м; высота 8,61 м; площадь крыла 77,29 м!
   Полезная нагрузка: см. выше, максимальная полезная нагрузка до 7735 кг
The second BAe 146 photographed in the vicinity of Hatfield, Herts, where flight testing is centred. The registration G-SSHH was chosen to emphasise the low noise levels of this new aircraft.
 
The BAe 146 made a trouble free first flight on September 3, 1981. Flying from Hatfield, the 146 took 17sec to unstick and during the 1hr 35min flight reached 10,000ft. The aircraft is appropriately registered G-SSSH.
Неокрашенный второй BAe 146 впервые поднялся в воздух на закате 25 января 1982 года. Работа закрылков и шасси проверялась на безопасной высоте.
Owing to its quiet ALF 502 turbofan engines, the 146 was promoted as the “Whisperjet”. The first three examples were given fitting registrations: the first, G-SSSH, made the type’s maiden flight on September 3, 1981 at Hatfield; the second, G-SSHH (seen here) flew on January 25, 1982, and the third, G-SSCH, on April 2 that year.
На фотографии - BAe 146 во время посещения лондонского аэропорта Станстед - хорошо видна штанга с приборами для определения скорости и высоты полета в невозмущенном потоке воздуха перед самолетом.
The BAe 146 was rolled out at Hatfield on May 20, 1981. Registered G-SSSH the aircraft is due to make its first flight in August. The BAe 146 is the first new British airliner to emerge since the BAC One-Eleven appeared in 1963.
The first two 146s share apron space at Hatfield, with No 1 aircraft (left) displaying the instrumental nose probe required for some of the performance and handling trials.
The trio of BAe 146 Series 100 test aircraft, seen in an early-morning photograph at their base at Hatfield. As the flight development programme proceeds apace, marketing men "emphasise the aircraft's miserly fuel burn and remarkably low noise level..."
British Aerospace 146: Westair Holding has signed contracts for six Sr 200s with an option on eight more.
BAe 146 G-BRJS has now become G-OJET for Manx Airlines
RJ100 британской компании "БАЕ Системз". Рыночная судьба самолетов семейства RJ оказалась не очень удачной
As the European launch customer for the British Aerospace 146 Srs 300, Air UK introduced the new stretched variant on its London Gatwick to Edinburgh and Glasgow trunk routes on 2 March 1989.
Advertising the Edinburgh-London service, BAe 146-300 G-UKHP was photographed at London City Airport in March 1999, and retains its full Air UK livery.
Air UK has been a regular user of Stansted since 1981, this view of a Fokker 100 G-UKFG and 146 ’UKPC dating front the early 1990s.
The first British Aerospace 146 Srs 200 was being prepared for flight at Hatfield as this issue went to press. Longer by 7 ft 10 1/2 in (2,4 m) than the Srs 100, the Srs 200 is shown in Air Wisconsin colours and registered G-WISC; deliveries to this US local service airline will begin in March 1983. Meanwhile, BAe has announced that British Air Ferries will be responsible for the 175-hr programme of intensive route proving to be conducted on the 146 later this year. BAF last year announced its intention of acquiring up to 10 BAe 146s.
BAe 146 G-OBAF during its African tour in February this year. The 146 visited 12 countries and flew 21,000 miles in 67hr of flying during the tour.
At the upper end of the wide spectrum of aircraft likely to interest the regional airlines is the British Aerospace 146, depicted here in British Air Ferries colours, in which it will he flying later this year on route proving trials.
The third BAe 146, G-OBAF in British Air Ferries livery.
Having completed the series of humanitarian flights to the Middle East for the Austrian Government, BAF BAe 146-200QC G-BTIA is now based at Stansted. The airline's recently delivered second 146, G-BSRV, is based in Germany
CityJet, with Virgin franchising, began BAe 146-200 services between London City and Dublin on January 10, 1994.
Passengers boarding a Crossair "Jumboline" (BAe.146) for the scheduled 'hop' across the Alps to Lyon.
While Debonair’s BAe 146 G-DEBN awaits a new operator at Woodford, G-NJIE (ex-Uni-Air B-1778) was preparing to join National Jet Italia when it was photographed on October 22, 1999.
During December 1987 Manx Airlines introduced their new British Aerospace BAe 146-100, G-OJET, leased from the manufacturers, on their Heathrow-Ronaldsway (Isle of Man) route. Manx also operate a Vickers Viscount, G-BFZL - representing a 30-year generation gap
Northwest Airlines’ ninth AI(R) RJ85 and the 100th RJ to be built, undergoing air test at Avro’s Woodford airfield. The US airline has 36 on order and holds options on a further 24 aircraft. Delivered on January 30, 1998, the RJ is fitted with 69 seats in a two-class layout.
The handover ceremony at Woodford on January 30, 1998, with (left to right), Mr Stuart Spande of Northwest Airlines, Mike O’Callaghan, MD, BAe Regional Aircraft, Jonathan Neale of Avro, and Jeff Marsh of AI(R).
Swissair’s new London Stansted-Zurich service by Swissair Express began on March 28, 1999.
Paradoxically, increased navigation accuracy draws aircraft closer to their designated tracks thereby increasing the possibility of a mid-air collision. The apparent closeness of the BAe 125 and BAe 146 is exaggerated by a telephoto lens.
BAe 146-300
British Aerospace BAe 146 CC.2 ZE700, one of two now equipping the Queen's Flight at Benson. Note Union flag on the fin
Newest equipment for the Queen's Flight, the first of two British Aerospace 146 CC Mk 2s delivered in 1986.
BAe 146 авиакомпании "Эйр Либия" доставлял повстанцам оружие и боеприпасы. Снимки сделаны в районе Нефус в августе 2011 г.
The British Aerospace 146-QT (Quiet Trader) freight version of the 146 Srs 200 was the subject of an intensive two-night evaluation by TNT-IPEC during November 1986, carrying freight for that company’s regular overnight delivery services. The aircraft flew the regular schedule from Dublin to Hanover and return, via Birmingham and Nuremburg, demonstrating compatibility with existing cargo-handling installations and conformity with civil regulations that apply during night-time curfew hours
В целях изучения характера воздействия обледенения крыла на управляемость BAe 146 проводились соответствующие испытания - прототип совершал полет за самолетом Canberra, с которого распылялась струя воды. Самолет Canberra был предоставлен Экспериментальным центром авиации и авиационного вооружения британских ВВС (A&AEE), расположенным в Боскомб-Дауне.
Production activity on the BAe 146 at Hatfield is shown in this photograph of the first centre fuselage section to arrive (early June 1980) from Filton, Bristol
Four Hatfield-produced nose assemblies, including a test specimen (second from left) and the sections for the first three Srs 100 flight test aircraft.
Production of the 146 finally got moving at Hatfield after the formation of BAe in 1977, this press photo showing the first examples well progressed in mid-1980. Bob Grigg’s design had simplicity of operation and economy at its heart, the airframe and systems incorporating as many “off the shelf” components as possible.
A recent photograph of the BAe 146 assembly line at British Aerospace's Hatfield facility. As production gets into stride, the various factories responsible for the major sub-assemblies are progressively increasing the extent of systems and equipment installation, in order to minimise the line time in the assembly hall.
Work on the BAe 146 feederliner progresses at Hatfield. It is seen moving down the final assembly line on a special tilting jig that allows the fin to clear the assembly hall roof.
Fuselage nose of the first Avro RJX.