BAe BAe-146 / RJ
Страна: Великобритания
Год: 1981


Коммерческий транспортный самолет малой дальности с экипажем из двух человек
Описание
Фотографии:

Кабина (10)
BAe 146 и Avro International RJ Avroliner

   Авиалайнер Avro International RJ Avroliner стал развитием самолета BAe 146, первоначально называвшегося Hawker Siddeley HS.146. 29 августа 1973 года компания "Hawker Siddeley Aviation" согласилась принять поддержку британского правительства для разработки нового регионального транспортного самолета HS.146. В своей начальной версии HS.146 Series 100 предназначался для перевозки 71-88 пассажиров, мог использовать короткие слабо подготовленные ВПП и был вполне экономичным. Первый полет предсерийной машины намечался на декабрь 1975 года.
   После нефтяного кризиса 1973-1974 годов фирма "Hawker Siddeley" в октябре 1974 года решила приостановить работы по программе HS.146. Но программу не аннулировали окончательно, разработка проекта продолжалась с минимальным финансированием. 29 апреля 1977 года "Hawker Siddeley" вошла в новое британское аэрокосмическое объединение BAe ("British Aerospace"). Только после этого разработка возобновилась в полном объеме. В результате исследования потенциальных рынков сбыта и правительственного одобрения 10 июля 1978 года был собран прототип HS.146.
   Сначала HS.146 прошел этап исследования различных конфигураций крыла и силовых установок. Итоговым эскизным проектом под названием BAe 146 стал высокоплан с крылом из легких сплавов. Особенностями проекта стали: Т-образное хвостовое оперение и трехстоечное шасси с уборкой основных опор в боковые обтекатели в нижней части фюзеляжа. Фюзеляж был круглого сечения диаметром 3,56 м, пассажирский салон был герметичным, с кондиционированием воздуха. В нем комфортно размещалось до 71 пассажира (в ряду по пять кресел). При установке шести кресел в ряд самолет вмещал до 94 пассажиров. В концерне BAe вскоре решили, что в дополнение к машинам Series 100 надо выпускать самолеты BAe 146 Series 200 с удлиненным на 2,39 м фюзеляжем, вмещающим до 112 пассажиров.
   Долго подбирали подходящие двигатели и, наконец, остановились на турбовентиляторных Avco Lycoming ALF 502R-3 высокой степени двухконтурности. Четыре таких двигателя установили в подкрыльевые гондолы. Самолет BAe 146, оснащенный сдвоенными колесами на каждой стойке, мощными тормозами, автоматами торможения, гасителями подъемной силы и аэродинамическими тормозами, обрел исключительные взлетно-посадочные характеристики.
   В программу создания вошла американская фирма "Avco Corporation" (силовая установка и кессоны крыла) и шведская "Saab-Scania" (стабилизатор и рулевые поверхности). Английским субподрядчиком стала фирма "Short Brothers", делавшая мотогондолы.
   Прототип BAe 146 Series 100 впервые взлетел 3 сентября 1981 года, вторая машина - 25 января 1982 года. 4 февраля 1983-го первая модель получила сертификацию. Самолет BAe 146 Series 200 впервые взлетел 1 августа 1982 года и получил сертификацию с такими же данными, как у машины BAe 146 Series 100. За ними последовал BAe 146 Series 300, вмещающий от 103 до 128 пассажиров в удлиненном на две секции фюзеляже. BAe 146 Series 300 впервые взлетел в июне 1988-го и был сертифицирован в сентябре того же года.
   Производство BAe 146 завершилось в 1993 году поставкой всего 219 самолетов. К этому времени уже разрабатывался проект преемника - машины Avro RJ (региональный реактивный). Впервые о проекте объявили в августе 1990-го. В сущности, RJ был модифицированной версией BAe 146 с более мощным турбовентиляторным двигателем AlliedSignal LF 507 тягой 31,14 кН, усиленной конструкцией крыла, фюзеляжа и шасси для полетов с большей нагрузкой, и полностью цифровым БРЭО, включая пилотажно-навигационную систему фирмы "Honeywell", соответствующую категории метеорологического минимума IIIa. Результатом этих изменений стало увеличение полезной нагрузки и дальности.
   Машины RJ, как и BAe 146, предлагались в трех вариантах в зависимости от пассажировместимости, обозначенной цифровым суффиксом в обозначении. Самолет Avro RJ Avroliner впервые взлетел 23 марта 1992 года и получил сертификацию 1 октября 1993-го. Со спадом авиаперевозок в сентябре 2001 года концерн BAe решил прекратить его производство.
   В 2008 году "BAe Systems" сообщил, что фирма "Minden Air Corporation of Nevada" переделывает самолеты BAe 146 в противопожарные машины. В 2009 году "BAe Systems" предложил использовать снятые с эксплуатации авиалайнеры BAe 146 и Avro RJ в качестве военно-транспортных.
   Всего было изготовлено 387 самолетов всех вариантов BAe 146 и Avro RJ. К июню 2009 года около 300 из них все еще перевозили пассажиров в различных авиакомпаниях.


Варианты

   BAe 146 Series 100: начальная модель вместимостью от 92 до 94 пассажиров при максимальной взлетной массе 38102 кг, увеличенной до 43 999 кг в варианте "New Generation" с усиленным фюзеляжем и дополнительным запасом горючего в конформных баках
   BAe 146 Series 200: вторая модель вместимостью от 82 до 112 пассажиров в удлиненном на 2,39 м фюзеляже, максимальной взлетной массой 42185 кг, увеличенной до 43 999 кг в варианте "New Generation"
   BAe 146 Series 300: третья модель вместимостью от 103 до 128 пассажиров в удлиненном на 4,80 м фюзеляже, максимальной взлетной массой 44226 кг, увеличенной до 46040 кг в варианте "New Generation"
   BAe 146-QT (Quiet Trader): транспортная версия любой из трех исходных моделей
   BAe 146-QC (Convertible): модель BAe 146 Series 200 и 300 с возможностью переоборудования из грузового самолета в пассажирский авиалайнер и наоборот
   BAe 146 Statesman: административно-транспортная версия любой из трех исходных моделей; ВВС Англии оценивали два арендованных самолета под обозначением BAe 146 CC.Mk 1 перед покупкой трех самолетов BAe 146 CC.Mk 2 для перевозки членов королевской семьи и особо важных персон
   BAe 146M: предлагавшаяся для военно-транспортных перевозок версия с возможностью загрузки с хвостовой части
   BAe 146STA: предлагавшаяся для военно-транспортных перевозок версия BAe 146-QT с возможностью бортовой загрузки
   RJ 70: первый вариант модифицированной серии вместимостью от 70 до 94 пассажиров в фюзеляже длиной 26,20 м; максимальная взлетная масса 43092 кг
   RJ 85: второй вариант модифицированной серии вместимостью от 85 до 112 пассажиров в удлиненном до 28,60 м фюзеляже; максимальная взлетная масса 43 999 кг
   RJ 100: третий вариант модифицированной серии вместимостью от 100 до 125 пассажиров в удлиненном до 30,99 м фюзеляже; максимальная взлетная масса 46040 кг
   RJ 115: версия самолета RJ100 с дополнительными аварийными выходами и другими изменениями для обеспечения вместимости от 116 до 128 пассажиров в компоновке по шесть кресел в ряд
   RJX: обозначение для возможного дальнейшего обновления машин RJ со снижением эксплуатационных расходов на 15% и снижением затрат на техническое обслуживание более чем на 20%; изменения могли включать снижение массы конструкции за счет использования композиционных материалов, упрощенных электро- и гидросистем, повышение крейсерской скорости, приборного оборудования на основе многофункциональных ЖК-дисплеев и четырех турбовентиляторных двигателей AlliedSignal AS907 или Pratt&Whitney Canada PW308


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   BAe 146 Series 100

   Тип: коммерческий транспортный самолет малой дальности с экипажем из двух человек
   Силовая установка: четыре турбовентиляторных двигателя Avco Lycoming ALF 502R-3 или -5 тягой 3039-кг (29,80 кН или 31,00 кН)
   Летные характеристики: макс, скорость 767 км/ч на высоте 8840 м, экономичная скорость 669 км/ч на высоте 8840 м; дальность полета с максимальной полезной нагрузкой 1631 км или 3002 км со стандартной
   Масса: пустого самолета 23 336 кг; максимальная взлетная 38102 кг
   Размеры: размах крыла 26,21 м; длина 26,20 м; высота 8,61 м; площадь крыла 77,29 м!
   Полезная нагрузка: см. выше, максимальная полезная нагрузка до 7735 кг
The flight deck.
Flight deck of Avro RJ series (1997)
Старший летчик-испытатель Майкл Гудфеллоу во время испытаний авиалайнера на крейсерском режиме полета. Над приборной доской видны дополнительные приборы.
The flight deck of Royal Air Force BAe 146 C3 ZE707.
Members of the Air Transport Auxiliary Association, celebrated the 45th anniversary year of the formation of ATA with a visit to RAF Lyneham on March 30, 1984. They were able to inspect two BAe 146 C.1s under valuation as well as the TriStar C.1s, VC 10 C.1s and Hercules transports.
Flexible cabin stowage on an RAF BAe 146 CC3 transport aircraft.
Cabin interior of Avro RJ85 in 82-seat configuration (1997)
Каждая из четырех дверей первого BAe 146 была оборудована системой стравливания давления воздуха и была готова к немедленному аварийному покиданию самолета экипажем.
В салоне прототипа во время испытаний можно было увидеть различную фиксирующую аппаратуру и километры дополнительных проводов. На фотографии - инженер за работой.
The interior of Avro RJ85 (N355AC, Air Tanker 162).