Grumman S-2 Tracker / TF-1 Trader
Варианты:
Grumman - S-2 Tracker / TF-1 Trader - 1954 - США
Страна: США
Год: 1954


Twin-engined naval anti-submarine aircraft
Описание
Фотографии:

Цветные фото (42)
Grumman S2F/S-2 Tracker, TF/C-1 Trader и WF/E-1 Tracer

   В первые годы после окончания Второй мировой войны палубным противолодочным самолетам ВМС США приходилось действовать парами "охотник - убийца". Такая тактика имела ряд недостатков: например, при отказе какой-либо системы на борту одного из самолетов обе машины выходили из игры. В дальнейшем ситуация только ухудшилась с появлением атомных подводных лодок, отличавшихся от предшественниц большей скоростью, увеличенной глубиной погружения и меньшей шумностью. Для расширения возможностей самолетов требовались более сложное поисковое оборудование, усовершенствованные системы управления вооружением и само вооружение, имевшее к тому же больший вес и габариты. Кроме того, для более длительного патрулирования было необходимо увеличить запас топлива на борту и создать комфортные условия для работы экипажа.
   В конце 1940-х годов ВМС США завершили формирование концепции единого самолета для замены пары "охотник - убийца", в соответствии с которой был создан двухдвигательный высокоплан G-89. Высокое расположение крыла позволило обеспечить максимальный доступный объем фюзеляжа, при этом дополнительные отсеки для гидроакустических буев разместили в задней части гондол двигателей. Кроме того, самолет получил вместительный отсек вооружения, поисковую РЛС с антенной в выдвижном обтекателе в хвостовой части фюзеляжа, магнитометр, датчик которого размещался на выдвижной штанге, а также поисковый прожектор под правым крылом. Для эксплуатации с авианосцев самолет снабдили посадочным крюком и складными консолями крыла.
   Контракт на постройку и испытания двух прототипов XS2F-1 был выдан компании "Grumman" 30 июня 1950 года, и первая из этих машин поднялась в воздух 4 декабря 1952 года. Были разработаны следующие варианты машины: противолодочный (ASW) S2F Tracker, самолет ДРЛО (AEW) WF Tracer и палубный транспортный самолет (COD) TF Trader. В рамках проведенной в 1962 году программы рационализации обозначений эти самолеты стали называться S-2, E-1 и C-1, соответственно.

   "Grumman" серийно выпускала Tracker с декабря 1952 года по декабрь 1967 года, построив за это время 1169 машин.
   За прототипами XF2S-1 построили серию из 15 машин, обозначив их YS2F-1, предназначенную для войсковых испытаний. Затем с конвейера сошли 740 самолетов первого серийного варианта S2F-1 (S-2A), первые из которых начали службу в эскадрилье VS-26 в феврале 1954 года. Некоторые из этих самолетов использовались в качестве учебных под обозначением S2F-1T (TS-2A).
   Обозначение S2F-1S (S-2B) использовалось для доработанных S2F-1, оснащенных пассивной акустической системой дальнего обнаружения AQA-3 Jezebel, работавшей совместно с активным акустическим дальномером Julie, использовавшим взрывные заряды. Следующим серийным вариантом стал S2F-2 (S-2C), построенный в количестве 60 экземпляров, отличавшийся более объемным отсеком вооружения, способным вместить ядерную глубинную бомбу Mk 90, и горизонтальным оперением увеличенной площади для компенсации возросшей массы машины. Многие S2F-1 и S2F-2 позднее были переделаны в буксировщики мишеней и транспортные самолеты, получившие обозначение S2F-1U и S2F-2U (US-2A и US-2C, соответственно). Обозначение US-2B использовалось для 64 самолетов S-2A/BJS-2A и US-2A, приспособленных для перевозки пяти пассажиров. Один S2F-2 был переделан для ведения фотосъемки, получив новое обозначение S2F-2C (RS-2C).
   Вторым основным серийным вариантом был S2F-3 (S-2D), получивший в компании "Grumman" обозначение G-121, первый полет его состоялся 21 мая 1959 года. Этот самолет оснастили новым крылом большего размаха, дополнительно увеличили площадь оперения, а число гидроакустических буев в мотогондолах увеличили вдвое - до 32. Кроме того, удлинили и расширили носовую часть фюзеляжа, обеспечив более комфортное размещение экипажа из четырех человек. S2F-3 начал поступать на вооружение в мае 1961 года, и в конечном итоге этими самолетами оснастили не менее 15 эскадрилий ВМС. Позднее самолеты оснастили более совершенным поисковым оборудованием, присвоив обозначение S2F-3S (S-2E). Производство 352-х G-121 закончилось в 1968 году, после выпуска 14 машин для ВМС Австралии. Обозначение S2F-1S1 (S-2F) присвоили 244 машинам вариантов S2F-1 и S2F-1S (S-2A и S-2B), получившим такое же поисковое оборудование, как S-2E.
   С 1956 года по 1958 год фирма "de Havilland Aircraft of Canada" построила 99 Tracker для Королевских ВМС Канады: первые 43 в варианте CSF-1, а остальные 56 - в варианте CSF-2 с усовершенствованным оборудованием. Около 45 машин вариантов CS2F-1 и CS2F-2 были позднее доработаны, получив одинаковое оборудование и новое обозначение CS2F-3. В дальнейшем при пересмотре системы обозначений самолеты стали называться CP-121 Mk 1, 2 и 3. Предполагалось, что 28 самолетов будут переоборудованы компанией "IMP Group" для поиска косяков рыбы и обнаружения загрязнений моря, получив новое электронное оборудование и ТВД Pratt & Whitney Canada PT6A-67AF мощностью 1509 э.л.с (1125 кВт), но от этих планов потом отказались.
   Последним вариантом Tracker стал S-2G: 49 машин этого типа получили путем переделки S-2E с использованием комплектов, поставленных фирмой "Martin Marietta". Был построен единственный прототип YS-2G. Когда ВМС США отказались от использования специализированых противолодочных авианосцев, было принято решение оснастить S-2G более современным оборудованием и придать им способность нести противокорабельные ракеты AGM-12 Bullpup, продолжая эксплуатировать многоцелевые авианосцы до принятия на вооружение самолетов S-3A Viking. Tracker поступил на вооружение таких стран, как Австралия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Италия, Канада, Нидерланды, Перу, Тайвань, Таиланд, Турция, Уругвай, Южная Корея и Япония. Некоторые из них продолжают эксплуатацию этих самолетов и сегодня.
   Кроме этих вариантов самолета Tracker, с января 1955 года по декабрь 1958 года выпустили 84 самолета TF-1 (позднее C-1) Trader, имевших фирменное обозначение G-96. Это были палубные транспортные машины (COD, Carrier On-board Delivery), пришедшие на смену Grumman TBM-3R Avenger. Самолет первоначально рассчитывался на перевозку девяти пассажиров или 1588 кг груза, но необходимость перевозки крупных и тяжелых грузов заставила увеличить эту цифру до 3856 кг. Еще одним вариантом базовой модели стал G-117 - с февраля 1958 года по сентябрь 1961 года были поставлены 88 таких машин под обозначением WF-2 (E-1B) Tracer. Этот первый палубный самолет ДРЛО отличался большим неподвижным обтекателем антенны РЛС Hazeltine AN/APS-82 над фюзеляжем.


Варианты

   YAS-2D: предлагавшийся вариант S-2D в качестве ночного ударного самолета
   ES-2D: как минимум шесть S-2D и один S-2E, переделанные в самолеты радиоэлектронной разведки
   US-2F: как минимум один S-2F, переделанный в транспортный вариант
   S-2N: неофициальное обозначение 18 S-2A для ВМС Голландии, отремонтированных в 1968-1970 годах фирмой "Fairey Canada" и оснащенных модернизированным оборудованием
   US-2N: неофициальное обозначение четырех S-2N голландских ВМС, переделанных в 1972 году в транспортный вариант
   S-2T Turbo-Tracker: разработанный "Grumman" вариант S-2E с повышенными летными характеристиками и грузоподъемностью, оснащенный ТВД Garrett TPE331-15AW по 1645 э.л.с. (1227 кВт); переделывался из самолетов раннего выпуска и отличался усовершенствованным противолодочным оборудованием и авионикой. Тайвань заказал комплекты для доработки 30 своих Tracker до этого стандарта, и первая машина, переделанная государственным авиационным центром AIDC, была поставлена в начале 1992 года
   IMP S-2E: другой вариант оснащения самолета Tracker турбовинтовыми двигателями, разработанный в Канаде; первой такой машиной стал самолет ВВС Бразилии, поднявшийся в воздух в декабре 1990 года; предполагалось доработать еще 12 самолетов с помощью поставленных Канадой комплектов ТВД Pratt & Whitney Canada PT6A-67CF по 1650 э.л.с. (1230 кВт), но программа была закрыта в 2002 году, после того как Tracker были сняты с вооружения вместе с авианосцем "Минас-Жерайс"
   Marsh TS-2F3 Turbo Tracker: конверсионный вариант американской разработки, впервые взлетевший в июле 1991 года.TS-2F3 был предназначен для борьбы с пожарами; от S-2E он отличался бортовым оборудованием и силовой установкой из двух ТВД TPE331-14 мощностью по 1250 э.л.с. (932 кВт)
   TF-1Q: позднее получил обозначение EC-1A, были построены три TF-1 для ведения радиоэлектронной разведки и РЭБ
   TF-1W: первоначальное обозначение WF-2


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Grumman S-2E Tracker

   Тип: палубный противолодочный самолет с экипажем из четырех человек
   Силовая установка: два радиальных двигателя Wright R-1820-82WA Cyclone мощностью по 1525 л. с. (1137 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 1220 м - 404 км/ч; скорость патрулирования на высоте 455 м - 241 км/ч; начальная скороподъемность 558 м/мин; потолок 6125 м; дальность полета при максимальной заправке 2092 км
   Масса: пустого 8537 кг; максимальная взлетная 13501 кг
   Размеры: размах крыла 22,12 м; длина 13,26 м; высота 5,07 м; площадь крыла 46,08 мг
   Вооружение: до 2182 кг боевой нагрузки в отсеке вооружения в фюзеляже и шести узлах подвески под крылом, обычно включавшей две торпеды Mk 44 или Mk 46, или четыре 175-кг глубинные бомбы на внутренней подвеске и шесть 113-кг бомб или шесть 127- мм НАР HVAR на внешней
Tracker
В полете самолет (№151684) из эскадрильи VS-37 палубной противолодочной боевой группы (CVSG) - один из 252 построенных S2F-3S (позже S-2E). От более ранних вариантов данная модель отличалась, прежде всего, наличием тактической навигационной системы AN/ASN-30.
Во время войны во Вьетнаме восемь эскадрилий, вооруженных S-2 Tracker, включая и VS-33 (на фотографии), 13 раз несли боевую службу в Тонкинском заливе. Самолеты выполняли противолодочное патрулирование, морские поисково-спасательные операции и корректировали огонь корабельной артиллерии.
TS-2A, окрашенный в броские цвета Тренировочного командования ВМС США, принадлежал эскадрилье VT-28, на вооружении которой Tracker оставались дольше всего. В учебно-тренировочный TS-2A модернизировали самые первые боевые варианты самолета Tracker.
Самолеты S-2A позднего выпуска (от №133 240 и далее) отличались установленной над кабиной аппаратурой РЭБ AN/APA-69A и смонтированным под правой плоскостью крыла мощным прожектором. Самолеты окрашивались в серый и белый цвета.
Ряд европейских стран также закупили Tracker. ВВС Италии с 1957 года получили 45 самолетов S-2A - партиями по 6, 14,10 и 15 машин. В 1978 году их заменили на Breguet Atlantic.
Для замены Fairey Gannet Австралия в 1965 году заказала 14 самолетов S-2E, которые впоследствии базировались на авианосцах "Альбатрос" и "Мельбурн". При пожаре в ангаре сгорело семь самолетов, поэтому в 1977 году для восполнения потерь пришлось закупить еще десять S-2G. Австралия сняла Tracker с вооружения в 1983 году.
Бразилия сняла с вооружения свои S-2 в 2002 году. Бразильская карьера Tracker получилась длинной - первый самолет был поставлен в 1965 году. После отказа ВМС Бразилии от эксплуатации S-2, все самолеты передали в Береговое командование ВВС.
Crew of the Tracker S-2E (P-16E) and two air force public relations officers that participated in the ceremony of July 31, 1993, 50 years after the sinking of U-199. Pilot of the Tracker was Capitao Ronald Fleming Gonzaga (extreme right). Aircraft was number 7030, from the 1° Esquadrao of the 1° Grupo de Aviacao Embarcada (1st Carrier Aviation Group).
С 1965 года ВМС Бразилии лишились всех самолетов - с борта авианосцев совершали полеты самолеты ВВС. P-16E - бразильское обозначение S-2E.
Три S-2A, снятых с вооружения ВМС США, в 1969-1970 годах поступили в ВМС Уругвая. В 1982 году приобретены еще три S-2G также из ВМС США. Три первых самолета прошли ремонт на заводе "Grumman". Сейчас все машины списаны, вместо них используются два C-212 Aviocar.
Mid-1987 marked the 25th anniversary of continuous Tracker operations with Escuadrilla Aeronaval Anti-submarina. Three surviving S-2As were converted to the utility role, one of them - 0511 ‘2-G-51’ - was painted in this celebration scheme.
На фотографии запечатлен S-2E авиации аргентинских ВМС, окрашенный в честь 25-летнего юбилея. Вначале Аргентина получила семь S-2A, а в 1977 году - еще шесть S-2E. В ходе фолклендской войны они использовались в роли самолетов РЭБ.
Grumman S-2E Tracker ‘2-AS-24’ gets ready for a training mission in November 1989.
Three Escuadrilla Anti-submarina Trackers seen during the late 1980s at Comandante Espora NAS.
The aircraft carrier ARA 25 de Mayo turning into the wind for the start of a launch cycle - on her deck can be seen an S-2Es, two Super Etendards, an Alouette III, two SH-3Hs and one A-4Q.
‘2-AS-25’ about to catch a wire on the 25 de Mayo in March 1983. During the Falklands conflict the unit performed 206 combat sorties totalling 978 flight hours, establishing contact with the British Task Force on more than 40 occasions. The Escuadrilla received Battle Honours.
Авиация ВМС Тайваня до сих пор ограниченно эксплуатирует несколько самолетов S-2T Tracker (133-я и 134-я эскадрильи ПЛО 6-й авиагруппы ПЛО). Эти самолеты являются модернизированными S-2E и первоначально принадлежали ВВС.
После эксплуатации на AB "Бонавентюр" канадские самолеты CP-121 Tracker в 1959-1969 годах передали на сухопутные авиабазы. Планы по ремоторизации самолетов и использованию их для патрулирования эксклюзивной экономической зоны реализованы не были.
Первым импортером Tracker стала Канада, получившая самолет для проведения оценочных испытаний в 1956 году. Вооруженные силы Канады эксплуатировали 100 CS-2F1 и CS-2F2, построенных как в США, так и компанией "de Havilland Canada". На смену Tracker пришел CP-140 Aurora.
One of the unsuccessful Grumman CS2F-1 Trackers at Thunder Bay.
The exhibits viewable at CFB Borden. This is Canadair CT-133 21079, with the CF-104 and CP-121 just visible in the background
Firecat
A Conair Firecat of the "Securite Civile" before conversion to turboprop power. Operations using Wright Cyclone-powered Firecats started in 1978.
Вариант Firecat фирмы "Conair" оснащен баком для огнегасящих жидкостей с четырьмя створками для сброса, открывающимися в различных сочетаниях. Для размещения бака пол кабины был поднят вверх на 20,3 см.
Turbo Firecat
Эта пара самолетов "Securite Civile" демонстрирует разницу между Firecat и Turbo Firecat. Французская организация заказала 12 Turbo Firecat.
ТВД Pratt & Whitney PT6A-67AF вращает пятилопастный винт Hartzell модифицированного Firecat. Видно, что пожарный бак самолета только что был полностью заправлен.
Turbo Firecat T18 undergoes final testing of its retardant delivery system - using water - prior to ferrying to "Securite Civile". The four narrow compartments produce the wide variety of retardant ground patterns required for Initial Attack operations; the computer-controlled system produces any practical combination of door openings and opening intervals.
OV-10A N401DF '310' of the California Department of Forestry at Hemet Valley, 1997.
Carrying the full markings of the California Department of Forestry, OV-10A N401DF '310' is an ex-USMC Bronco, BuNo 155457 and is seen here at its Hemet/Ryan Field base on October 10, 1997. Note the 'Ryan Air Attack' script under the cockpit and also the CDF TS-2A Tracker N417DF ‘76’ behind.
К достоинствам Turbo Firecat по сравнению с Firecat относятся снижение времени обслуживания и повышенная надежность. Самолет может нести максимум 3455 л огнегасящей жидкости, которая может быть сброшена за одну секунду. Дополнительные топливные баки под крылом, как на снимке, устанавливаются только на этот вариант.
The proof-of-concept Turbo Firecat T16 pictured on an early test flight. The flush doors and generous venting of the retardant delivery system are clearly visible. The original S-2 tail-wheel installation is now removed as part of a tail weight-reduction programme.
The unmistakable lines of the Grumman S-2 Tracker are clearly evident in this view of the prototype Turbo Firecat C-GHPU. Canadian certification was obtained in February this year following flight testing using 'Papa Uniform'.
T16 of "Securite Civile" delivers a two-door salvo of fire retardant during flight testing in British Columbia. Normal retardant delivery speed is 120 knots (222 km/hr)from an altitude of 100-150 ft (30-45m) above the tree canopy.
Cal-Fire air tanker 91 releases its 1,200-gallon (4,542-litre) load during a training drop over Solano County in preparation for the start of the 2017 California wildfire season. Grumman/ Marsh Aviation S-2F3AT (S-2T) is registered to the US Department of Agriculture Forest Service, managed by Cal-Fire and flown and maintained under a contract with DynCorp at McClellan Field in Sacramento, California. It is one of 23 S-2Ts that will be deployed this year to 13 Cal-Fire fire attack bases throughout the state. Tanker 91 is set to be deployed to Ukiah in northern California for 2017.
Conair removes the original flare of the S-2 Tracker nacelle prior to installation of a new stainless steel firewall. This illustration depicts the proof-of-concept Turbo Firecat being converted from a former Conair-operated Firecat.
Turbo Tracker
Фирма "Marsh" первоначально разработала вариант модернизации S-2F1T Turbo Tracker для Департамента лесного хозяйства Калифорнии. фирма IAI помогла "Marsh" в интеграцией ТВД TPE331 с планером S-2.
Когда ВВС Тайваня передали свои S-2T в ВМС, последние столкнулись с серьезными проблемами с техническим обслуживанием. Поэтому с 2012 года на смену старым машинам должны прийти P-3 Orion.
Тайваньские ВВС эксплуатировали свои S-2T в составе комбинированного транспортного/противолодочного крыла на авиабазе Пингтунг, но в 1999 году передали все свои самолеты в ВМС.
Хотя Аргентина пустила на слом свой авианосец "Бентесико де Майо", S-2UP авиации ВМС этой страны регулярно выполняют полеты с бразильского авианосца "Минас Жериас".
The former French Navy aircraft carrier Foch, which was officially transferred to the Brazilian Navy as the NAe Sao Paulo (A-12) in a ceremony at Brest on November 15, 2000, is seen here participating in the joint Argentine and Brazilian Navy exercise ARAEX IV between May 1-5, 2002. This was the first time the recently acquired carrier had participated in the annual ARAEX exercise. Operation of Argentine Navy Super Etendards and S-2T Turbo Trackers (both of which can be seen on the deck here) from the Brazilian carrier marked the first time that their pilots had been able to undertake arrested landings for some considerable time.