RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : Канада

Год : 1978

Самолет деловой авиации с экипажем из двух человек

Bombardier (Canadair) Challenger

Проектирование самолета, изначально получившего обозначение LearStar 600, начал Билл Лир, конструктор Lear Jet. Однако после того как в апреле 1976 года он продал права на производство своих самолетов фирме "Canadair", самолет получил новое обозначение Canadair CL-600 и наименование Challenger. Аналитики фирмы "Canadair" оценили рынок сбыта таких машин деловой авиации в 1000 самолетов, рассчитывая получить с новой моделью примерно 40% этого рынка. 29 октября 1976 года руководство фирмы приняло решение о полномасштабном проектировании самолета Challenger, уже имея заказы от 53 компаний и правительственную дотацию в 130 млн долларов.
   "Canadair" внесла в исходный вариант конструкции массу изменений, самым заметным из которых стало перемещение горизонтального оперения с фюзеляжа на киль. Главным аргументом в пользу успешного сбыта самолета стало сечение его салона - ширина 2,49 м, высота 1,85 м. Фактически самолет проектировался "вокруг салона", чего конструкторы самолетов деловой авиации ранее никогда не делали. Самолет обладал возможностью перевозить в комфортных условиях до 18 пассажиров. Построили три предсерийных самолета, первый из которых поднялся в воздух 8 ноября 1978 года в варианте с двумя ТРДД Lycoming ALF502L-2 тягой по 33,36 кН. Первый серийный самолет взлетел 21 сентября 1979 года. Сертификаты летной годности Канады и США получены в августе и ноябре 1980 года, однако в обоих случаях сертификация имела ограничения по максимальной взлетной массе (14970 кг) и максимальной скорости (587 км/ч), запрещались полеты в условиях вероятного обледенения, а также запрещалось использование реверса тяги двигателей.
   С целью устранения наложенных ограничений, фирма "Canadair" провела комплекс мероприятий, направленных на снижение массы самолета и увеличения дальности полета. Полная сертификация была получена в 1981 году, тогда же начались поставки заказчикам. К концу 1981 года портфель заказов насчитывал примерно 200 машин, из них почти 150 в стандартном варианте CL-600, остальные - в варианте CL-601. К августу 2009 года было поставлено 784 самолета Challenger, серийное производство и совершенствование продолжается.


Варианты

   CL-600 Challenger 600: исходный вариант; построены 83 самолета, 76 из которых со временем доработали в вариант Challenger 600S путем установки винглетов, впервые использованных на Challenger 600-1A. Поставки начаты в декабре 1980 года, 12 самолетов поставлены ВВС Канады - три CC-144 в VIP-варианте, три учебных самолета РЭБ CE-144A, три прибрежных патрульных самолета, два пассажирских и одна летающая лаборатория CX-144
   CL-601 Challenger 601-1A: первый полет выполнен 17 сентября 1982 года, поставки начаты в мае. Силовая установка состоит из двух экономичных ТРДД General Electric CF34-1F с низким уровнем шума. Построены 66 самолетов, из которых четыре поступили на вооружение ВВС Канады под обозначением CC-144 (как у Challenger 600 VIP)
   CL-601 Challenger 601-3A: первый полет выполнен 28 сентября 1986 года, поставки начаты в мае 1987-го после получения в апреле сертификации Канады и США. Построены 134 самолета. От 601-1A они отличались силовой установкой из двух ТРДД CF34-3A тягой по 41,01 кН и приборным оборудованием, выполненным по принципу "стеклянной кабины"
   CL-601 Challenger 601-3R: первый полет выполнил 8 ноября 1988 года, поставки начаты с июля 1993 года после получения в марте 1989 года канадского сертификата летной годности. Особенности самолета Challenger 601-3R внедрены на 601 -1А и 601-3A, которые после модернизации получили обозначение 601-1A/ER и 603-3A/ER. Внешним отличием 601-3R является замена хвостовой законцовки фюзеляжа конформным топливным баком емкостью 697 л
   CL-604 Challenger 604: первый полет выполнил 18 сентября 1994 года, поставки начаты в 1996 году. На самолете установлены два ТРДД CF34-3B тягой по 38,83 кН, емкость топливных баков увеличена до 1242 л, дальность полета доведена до 7400 км; к другим изменениям относятся новое шасси, усиленное хвостовое оперение, новые зализы крыла и фюзеляжа, электронное оборудование фирмы "Collins"
   Challenger 605: первый полет выполнил 22 января 2006 года, поставки начаты в январе 2007-го. Силовая установка осталась прежней. Установлен комплект БРЭО Pro Line 21, изменен интерьер кабины с целью лучшего использования внутреннего объема, размеры иллюминаторов увеличены на 6,5 см в ширину и на 5 см в высоту, приборное оборудование совместимо с цифровыми картами Jeppson


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Canadair CL-601 Challenger 601 3R

   Тип: самолет деловой авиации с экипажем из двух человек
   Силовая установка: два ТРДД General Electric CF34-3A1 тягой по 41 кН
   Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость на оптимальной высоте 882 км/ч; практический потолок 12 500 м; дальность полета с пятью пассажирами 6640 км
   Масса: пустого 11684 кг; максимальная взлетная 20457 кг
   Размеры: размах крыла с винглетами 19,61 м; длина 20,85 м; высота 6,30 м; площадь крыла с винглетами 48,31 м!
   Полезная нагрузка: до 19 пассажиров или груз массой до 2377 кг

Показать полностью
  • Bombardier (Canadair) Challenger
  • Air International 1978-09 / ??? - From Challenger to Winner

    Photograph of the first Challenger on the occasion of its roll-out in Montreal at the end of May 1978. Flight testing of this and the next two aircraft will be based in California to avoid weather delays during the coming Canadian winter.

  • Мировая Авиация 160

    Второй предсерийный Challenger во время летных испытаний. В носовой части установлена штанга с датчиками воздушных сигналов.

  • Мировая Авиация 160

    Благодаря удачному проекту и многообещающим характеристикам, Challenger на момент первого полета набрал достаточно большой портфель заказов.

  • Мировая Авиация 160

    Кроме Канады военизированный вариант CL-600 Challenger приобрели лишь Королевские ВВС Малайзии - один самолет варианта CL-600SE.

  • Мировая Авиация 160

    Базирующаяся в Цюрихе компания "Swiss Air-Ambulance Service", один из первых заказчиков CL-600, ее самолеты оснащены двумя блоками интенсивной терапии и могут перевозить дополнительно еще шесть больных на носилках.

  • Мировая Авиация 171

    Challenger, используемые канадскими военными, получили обозначение CC-144. Они несут службу в 412-й транспортной эскадрилье, перевозя VIP-пассажиров.

  • Air International 2016-08 / Airscene

    Royal Canadian Air Force 412 Transport Squadron is celebrating its 75th Anniversary this year. Its small fleet of five Challenger CC-144s are wearing commemorative badges on the forward fuselage aft of the main door and on the tail. CC-144C, 144618 (CL604 c/n 5535) is seen at Ottawa MacDonald Cartier International Airport on July 2, 2016. No.412 Transport Squadron is based in Ottawa, but administratively reports to 8 Wing at CFB Trenton, Ontario. The squadron operates the administrative flight service for high-ranking government officials and foreign dignitaries with VIP air transportation worldwide.

  • Air International 1994-10 / B.McIntyre - Bluenose T-Birds

    Challenger 144611, flown by Maj Dave Dares and Capt Denis Brassard, is one of three electronic warfare CE-144s operated by 434 Sqn. It is shown in standard grey with 434 's Bluenose schooner markings on the fin.

  • Air International 1994-10 / B.McIntyre - Bluenose T-Birds

    Challenger 144611 off Canada’s east coast. Maritime weather is not always this good, often blanketed by low ceilings in snow, rain and fog. This makes the work load extremely high, particularly when operating with CT-133s as a mixed threat formation.

  • Air International 2011-10 / News

    Canadian Force Bombardier CC-144B Challenger 144616 (c/n 3038, ex G-GCUT) of No.412 Squadron was an interesting visitor to Manchester Airport on August 12, 2011. The aircraft landed at the airport for a fuel stop after flying from Paphos on Cyprus, before departing for St John's, Newfoundland and Labrador.

  • Мировая Авиация 16

    10 апреля 1982г.: первый полет прототипа Canadair CL-601 (C-GC6T-X) с винглетами на законцовках крыла и турбореактивными двигателями фирмы "General Electric".

  • Air International 1984-06

    Canadair's Challenger 601 demonstrator (the first production aircraft, c/n 3001), which completed a 26-day tour on 7 February after visiting Singapore, New Delhi, Jakarta, Australia and Japan.

  • Мировая Авиация 23

    28 сентября 1986г.: совершил первый полет вариант 601-3A популярного реактивного самолета бизнес-класса фирмы "Canadair". Приборное оборудование данной модели выполнено по принципу "стеклянной кабины", на самолете установлены более мощные двигатели.

  • Air Pictorial 1988-01 / World Air News

    The Canadair Challenger 601-3A demonstrator, N611CL, recently received full U.S. and Canadian certification and is now being offered with range increased to 3,600 nautical miles

  • Air Pictorial 2000-05 / R.Jackson - Airport Movements

    The Czech Air Force Challenger 601-3A 5105, ex OK-BYA, parked outside Terminal 3 at Heathrow on 1/3/00

  • Air International 1999-11 / R.Francillon - Fit For a King /Commercial aviation/

    Until now, the Bombardier Challenger/Regional Jet/Global Express family (issued from the Lear and Canadair blood lines) has not fared well in the government VVIP market. OK-BYA, a CL-601 Challenger, is operated by Letka Vlady Ceske Republiki, the Government Squadron of the Ministry of the Interior in the Czech Republic.

  • Air International 2011-11 / News

    Canadair Challenger 601 C-GJNG (c/n 3040) of Top Aces Inc is one of the two currently used to provide training to Canadian Forces.

  • Мировая Авиация 124

    22 января 2006г.: реактивный бизнес-самолет Bombardier Challenger 605 (C-FGYM) совершил первый полет в международном аэропорту Монреаль-Трюдо. Самолет набрал высоту 12496 м и развил скорость 778 км/ч.

  • Мировая Авиация 171

    Как и все самолеты Challenger, 605-й отличается стильным дизайном. Его выпуск начался в 2006 году как обновленного варианта 604-го.

  • Мировая Авиация 158

    Самый же новейший представитель линейки CL-600 канадской "Bombardier" - бизнес-джет Challenger 605 (фото), появившейся на рынке в 2006 году. В сравнении с Challenger 604 он имеет остекление увеличенной площади, модернизированный комплекс авионики и модифицированный хвостовой обтекатель. Основным внешним отличием Challenger 605 является скругленная хвостовая оконечность фюзеляжа, на более ранних вариантах она имела плоские боковые поверхности.

  • Air International 2008-11 / News: Headline, Military, Civil, Airshow, Accidents

    The range of business aircraft on display at NBAA reflects the sector's buoyancy. Although manufacturers are confident the market will continue to expand, limits on the availability of credit may have an effect on future growth.

    Другие самолёты на фотографии: Bombardier Global-5000 / Global-6000 / Global-7000 - Канада - 2003

  • Air International 2011-07 / News

    EBACE attracts visiting business jets from Europe, the Middle East and beyond. This Bombardier Challenger 605 was one of several aircraft from the United Arab Emirates.

  • Фотографии