Описание
Страна : США
Год : 1939
Летающая лодка
Патрульная летающая лодка с экипажем из семи/восьми человек
PBM Mariner / Type 162
Летающая лодка и амфибия, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением. Крыло типа "чайка". Спроектирован в КБ "Гленн Л. Мартин компани" под руководством У. Эбеля. Опытный образец летающей лодки, XPBM-1 (Мартин 162), впервые оторвался от воды 18 апреля 1939 г. Серийное производство РВМ освоено на заводе "Мартин" в Балтиморе с сентября 1940 г. Всего выпущено 1325 экз., из них большая часть, 1290 экз., во время войны.
Экипаж 7-8 чел. Двигатели и вооружение - в зависимости от модификации.
Самолет состоял на вооружении в США с октября 1940 г., в Великобритании - с октября 1943 г., в Австралии - с декабря того же года.
Выпускались следующие основные серийные варианты:
- PBM-1 с моторами R-2600-6, убирающимися подкрыльными поплавками, вооружение 3x12,7+1x7,62, бомбы до 1800 кг;
- PBM-3 с моторами R-2600-22 (на PBM-3D) или R-2600-12 (на всех остальных вариантах) в удлиненных мотогондолах, неубирающимися поплавками, измененными очертаниями днища; варианты: 3R - транспортный без вооружения, ЗС - с вооружением 5x12,7 и усиленной бронезащитой, ЗВ - экспортный для Англии ("Маринер" GR I), 3D - для Тихоокеанского театра с вооружением 8x12,7 и протектированными бензобаками, 3S - облегченный самолет ПЛО без бронезащиты с вооружением 4x12,7 и РЛС; РЛС также устанавливались на части самолетов типов PBM-3C и PBM-3D, бомбовая нагрузка до 3000 кг или две торпеды;
- PBM-5 с моторами R-2800-34 и вооружением 8x12,7, варианты: 5А - амфибия для спасательных операций, 5Е - самолет РЭБ, 5S - самолет ПЛО.
С осени 1941 г. PBM-1 участвовали в "нейтральном патруле" в Северной Атлантике, с января 1942 г. были привлечены к поиску подводных лодок в Карибском море и Южной Атлантике, с 1943 г., после массового поступления PBM-3C - в Северной Атлантике (за 1942-1943 гг. потоплены 10 субмарин). С начала 1944 г. начали операции на Тихом океане. Участвовали в боях за о. Сайпан, захвате Филиппин и Окинавы. Применялись как дальние разведчики, ночные бомбардировщики, спасательные и противолодочные самолеты. PBM-3S оперировали в основном в окрестностях Панамского канала. С 1944 г. PBM-5 поступили на вооружение Береговой охраны США.
Английские GR I базировались в метрополии и недолго действовали в составе Берегового командования. Австралия имела как транспортные (PBM-3R), так и боевые (PBM-3B) самолеты.
Производство РВМ прекратили в апреле 1949 г. В Англии их сняли с вооружения в январе 1944 г., в США - в июле 1956 г., в Австралии - в 1946 г.
PBM-3D||
Размах:||35,99 м
Длина:||24,38 м
Моторы, количество х мощность:||2х 1900 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||23900 кг (с использованием стартовых ускорителей до 26360 кг)
Максимальная скорость:||330 км/ч
Практический потолок:||5000 м
Дальность:||4600 км
Описание:
- PBM Mariner / Type 162
- Martin PBM Mariner
Фотографии
-
Мировая Авиация 110
Martin РВМ Mariner эскадрильи VP-74, начало 1942 года. Компания "Glenn Martin Со." обладала богатым опытом производства патрульных летающих лодок. Mariner по своим характеристикам и возможностям превосходил строившуюся массово летающую лодку Consolidated PBY Catalina.
-
Мировая Авиация 183
Существовало несколько заметных отличий между оснащенными звездообразными моторами PBM-3 и более поздними PBM-5 (на рисунке), главным из которых являлись более короткие карбюраторы над капотами двигателей лодки PBM-5.
-
Мировая Авиация 110
Martin PBM-5 Mariner авиации ВМС Уругвая, Пунта-дель-Эте, 1956-1963 годы.
-
Air Enthusiast 2003-03 / R.Hoffman - South American Mariners
Uruguayan Mariner A-811 and the unit marking.
-
Моделист-Конструктор Гидросамолеты Второй мировой войны
Летающая лодка PBM-1 "Маринер" (США) в полете близ Атлантического побережья, 1941г.
-
Мировая Авиация 110
Mariner из VR-2 использовались для перевозки людей и грузов по маршрутам авиакомпании "Pan American". На фотографии - PBM-3R выполняет взлет в Сан-Диего перед очередным трансатлантическим рейсом, май 1943 года.
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v4
Martin PBM Mariners.
-
АвиаПарк 2010-03 / А.Харук - Лучший в своем классе /Монография/
PBM-5A без вооружения - экспонат авиационного музея в Таксоне, штат Аризона. Судя по снимку, самолет частично разукомплектован, у него отсутствуют элероны
-
АвиаПарк 2010-03 / А.Харук - Лучший в своем классе /Монография/
Летающая лодка Мартин "Маринер" в экспозиции американского авиационного музея в Таксоне, штат Аризона.
-
Aeroplane Monthly 1976-05 / B.Gunston - Martin's PBM Mariners
Two views of the XPBM-1 Mariner prototype with its original straight tailplane. Note the circular waist gun positions at the rear of the hull and the covered nose turret. The XPBM-1 first flew on February 18, 1939.
-
Flight 1939-03 / Flight
FLOAT RETRACTION is a feature of new military flying boat - the Glenn Martin patrol bomber. The American machine, which has a span of 118ft., is believed to have two of the new Wright two-row Cyclones of something like 1,500 h.p. each.
-
Flight 1939-12 / Flight Advertisements
The new Martin “162” Patrol Bomber, designed for the U.S. Navy, is a swift and potent guardian of our far-flung coast lines - an important contribution to our Government’s program of National Defense.
-
АвиаПарк 2010-03 / А.Харук - Лучший в своем классе /Монография/
Прототип XPBM-1 проходил летные испытания без вооружения, с массо-габаритными макетами турелей
-
АвиаПарк 2010-03 / А.Харук - Лучший в своем классе /Монография/
Один из первой серийной двадцатки PBM-1 во дворе завода фирмы "Мартин". Турели также еще не установлены
-
Aeroplane Monthly 1976-05 / B.Gunston - Martin's PBM Mariners
A PBM-1 Mariner of Naval Patrol Squadron VP-55 in pre-war markings and with floats retracted.
-
Мировая Авиация 110
Начало эксплуатации Mariner пришлось на последний предвоенный год, когда VP-55 (в 1941 году переформирована в VP-74) получила 13 PBM-1, a VP-56 (позже Атлантическая тренировочная эскадрилья) - шесть PBM-1. PBM-1, подобно этой машине из VP-56, стали одними из последних гидросамолетов, получивших броскую предвоенную окраску.
-
АвиаПарк 2010-03 / А.Харук - Лучший в своем классе /Монография/
После вступления США в войну "Маринеры" окрасили сверху в светло-серый защитный цвет, а снизу - в белый
-
Aeroplane Monthly 1976-05 / B.Gunston - Martin's PBM Mariners
A PBM-1 of Patrol Squadron VP-74 displays the retractable stabilising floats of the earlier Mariners. Twenty production PBM-1s were built.
-
АвиаПарк 2010-03 / А.Харук - Лучший в своем классе /Монография/
"Маринер" из патрульной эскадрильи VP-74 11 февраля 1942 г. спасает членов экипажа английского танкера, потопленного немецкой подводной лодкой в районе Бермудских островов
-
Моделист-Конструктор Гидросамолеты Второй мировой войны
PBM-3 после спуска со слипа в Норфолке, 1942 г.
-
Aeroplane Monthly 1976-05 / B.Gunston - Martin's PBM Mariners
Взлетает прототип модификации PBM-3. Как и XPBM-1, эта машина проходила летные испытания без вооружения, вырез под носовую турель закрыт обтекателем
A fine wartime touchdown study of a PBM-3. This model introduced fixed strut-braced wing-tip floats in place of the earlier retractable type. -
АвиаПарк 2010-03 / А.Харук - Лучший в своем классе /Монография/
PBM-5 на палубе гидроавиатранспорта где-то на Тихом океане весной 1945 года. За самолетом виден кран, которым его спускали на воду
-
Aeroplane Monthly 1976-05 / B.Gunston - Martin's PBM Mariners
Bombed-up PBM-5 84773 provides a good view of the mid-upper gun turret.
-
АвиаПарк 2010-03 / А.Харук - Лучший в своем классе /Монография/
Разбег летающей лодки "Маринер" по водной глади представлял собой весьма зрелищную картину
-
Aeroplane Monthly 1976-05 / B.Gunston - Martin's PBM Mariners
A PBM-5 takes off in 1945. One of these aircraft flew non-stop for 28hr 6min during service tests.
-
Мировая Авиация 110
Mariner GR.Mk 1 (General Reconnaissance) состояли на вооружении единственной эскадрильи британского Берегового командования - 524-й. Снимок сделан 7 декабря 1943 года в день расформирования эскадрильи.
-
Aeroplane Monthly 1976-05 / B.Gunston - Martin's PBM Mariners
The PBM-3 above is fitted with the surface search radar installation behind the cockpit.
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The Martin PBM-3 Mariner Patrol-Bomber Flying-boat (two Wright R-2600-12 engines).
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The Martin PBM-3 Mariner Patrol-Bomber Flying-boat (two Wright R-2600-12 engines).
-
Моделист-Конструктор Гидросамолеты Второй мировой войны
Последняя модификация "Маринера" - PBM-5
-
Мировая Авиация 20
Летающая лодка Martin Mariner пропала во время поисков звена 19. Ее исчезновение не будет казаться столь загадочным, если знать, что самолет отправился в эпицентр тропического шторма.
-
АвиаПарк 2010-03 / А.Харук - Лучший в своем классе /Монография/
Противолодочный PBM-3C в полете, хорошо виден обтекатель антенны радара AN/APS-15 за фонарем кабины
-
Моделист-Конструктор Гидросамолеты Второй мировой войны
Лодка PBM-3D, оснащенная РЛС
-
Jane's All the World Aircraft 1947 / All the world's aeroplanes
The Martin PBM-3S Mariner used for Air/Sea Rescue duties with the U.S. Coast Guard.
-
Aeroplane Monthly 1976-05 / B.Gunston - Martin's PBM Mariners
An example of the PBM-3S long-range anti-submarine variant. The nose turret has been deleted.
-
Мировая Авиация 110
Martin PBM выпускалась в нескольких специализированных подвариантах: -3R - транспортный, -3 и -5E - радиотехнической разведки, -5G - для Береговой охраны. Обозначение "5" получали противолодочные модификации. На фотографии - PBM-3S, окрашенная в серый и белый цвета лодка выполнила посадку в акватории порта Норфолк, 1944 год.
-
Моделист-Конструктор Гидросамолеты Второй мировой войны
Противолодочный самолет PBM-3S в полете
-
Мировая Авиация 110
В годы войны на Mariner Береговой охраны было установлено вооружение, самолеты неоднократно обнаруживали германские субмарины. Эта PBM-3S "Frisco-Dog" в апреле 1945 года базировалась в Сан-Франциско.
-
АвиаПарк 2010-03 / А.Харук - Лучший в своем классе /Монография/
PBM-3S в новой окраске и с новыми опознавательными знаками, введенными в 1943 году
-
АвиаПарк 2010-03 / А.Харук - Лучший в своем классе /Монография/
PBM-5 стартует с помощью пороховых ракетных ускорителей JATO
-
Jane's All the World Aircraft 1947 / All the world's aeroplanes
The Martin XPBM-5A Mariner Flying-Boat Amphibian (two Pratt & Whitney R-2800-22 Double-Wasp engines).
-
АвиаПарк 2010-03 / А.Харук - Лучший в своем классе /Монография/
Одна из 36 амфибий PBM-5A, выпущенных с 1947 по 1949 год
-
Авиация и Время 2002-06 / А.Харук - ВВС Бразилии во второй мировой войне (1)
Американские "Маринеры" над Рио-де-Жанейро
-
АвиаПарк 2010-03 / А.Харук - Лучший в своем классе /Монография/
Заправка топливом PBM-5S2 из эскадрильи VP-45. Обратите внимание на новую форму обтекателя антенны радара
-
Air Enthusiast 1999-11 / N.Gillespie - 'Deep Freeze' (1)
Crew of the ill-fated PBM Mariner Marine George One of Operation high jump. The aircraft crashed into the Walker Mountains on December 30, 1946, killing three of the nine-man crew
-
АвиаПарк 2010-03 / А.Харук - Лучший в своем классе /Монография/
После войны с PBM-5 американской патрульно-береговой службы было демонтировано все вооружение
-
Aeroplane Monthly 1976-05 / B.Gunston - Martin's PBM Mariners
Air-sea rescue PBM-5G 84736 of the US Coast Guard.
-
Aeroplane Monthly 1989-07 / J.McHard - Far East assignment (2)
US Naval aircraft were regular visitors and the arrival of a Martin Mariner was always a sight to savour. The photograph shows the enormous amphibian on Kai Tak’s tarmac. It presented a majestic sight as it curved into the restricted approach pattern, almost like a dirigible; floating onto Kai Tak’s runway and just about scraping its keel on the tarmac
-
Aeroplane Monthly 1976-05 / B.Gunston - Martin's PBM Mariners
The final Mariner development was the PBM-5A, an amphibian version, of which 36 were built.
-
Aeroplane Monthly 1976-05 / B.Gunston - Martin's PBM Mariners
PBM-5 59256 of VP-50 flying over Japan in 1956. It joined the Navy in 1945.
-
Aeroplane Monthly 1976-05 / B.Gunston - Martin's PBM Mariners
During 1955 the Edo-designed hydroski on this PBM-5 was tested in three different positions in an attempt to reduce impact in rough-water operations.
-
Air Pictorial 1956-02
This Martin Mariner is being used to test the practicality of the hydro-ski for large seaplanes. The ski absorbs landing shocks better than the conventional vee-bottom hull.
-
АвиаПарк 2010-03 / А.Харук - Лучший в своем классе /Монография/
Член экипажа "Маринера" радостно демонстрирует нарисованные на борту своего самолета силуэты двух немецких субмарин, в потоплении которых участвовала эта машина
-
Air Enthusiast 2003-03 / R.Hoffman - South American Mariners
The RAF ordered 33 PBM-3Bs for service as Mariner GR.Is, with serials JX100 to JX132. Illustrated prior to delivery is the first of the batch, JX100. The type was not accepted for full service and indeed JX120, '124, '126, '128 and '130 were not delivered. JX100 was one of ten used by 524 Squadron at Oban (JX100, '103, '105, '106, '110, '111, '117, '118, '122 and '131). The unit was short-lived, taking its first GR.Is on October 22, 1943 for operational evaluation. It disbanded on December 7, 1943. JX100 was one of 16 of the type returned to the US in mid-1944/early 1945.
-
Aeroplane Monthly 1976-05 / B.Gunston - Martin's PBM Mariners
One of the five PBM-3Bs delivered to the RAF, JX103. The type was called Mariner GR.Mk 1.
-
Air Enthusiast 2003-03 / R.Hoffman - South American Mariners
Forward view of JX100. As well as 524 Squadron, 45 Group - the Dorval-based Atlantic ferry organisation, used five examples (JX119, '121, '123, '125 and '129) often staging through Bermuda.
-
Air Enthusiast 2003-03 / R.Hoffman - South American Mariners
Rear view of JX103 on the Beaumaris slipway. Ten Mariners were scrapped in the UK and not returned to US charge: JX103, '111, '116, '118, '123, '125, '127, '129, '131, '132. The longest surviving, at least on paper, was JX103 which was officially struck off charge on August 6, 1947.
-
Air Enthusiast 2003-03 / R.Hoffman - South American Mariners
GR.I (PBM-3B Mariner I) JX103 at the Saunders-Roe flying-boat maintenance unit at Beaumaris on Anglesey, North Wales. Saro were the 'assigned contractor' for the type. Note the use of the hyphen in the serial number. JX103 was evaluated by the Marine Aircraft Experimental Establishment at Helensburgh and later service with 524 Squadron. Two RAF Mariners were destroyed in service, JX101 sank off Bermuda while on delivery in July 1943 and 524 Squadron's JX117 was damaged beyond repair in November 1944.
-
Air Pictorial 1956-01
First of twelve Martin PBM Mariner amphibian long-range reconnaissance flying-boats has now been delivered to the Royal Netherlands Air Arm under the Mutual Defence Assistance Programme provisions.
-
Air Pictorial 1957-11
Pride of place among foreign military visitors to Blackbushe undoubtedly went to the Dutch naval Mariner.
-
Air Enthusiast 2003-03 / R.Hoffman - South American Mariners
Argentine Navy PBMs in formation circa 1959.
-
Air Enthusiast 2003-03 / R.Hoffman - South American Mariners
Mariner '2-P-204' anchored in the Beagle Channel, Ushuaia Bay.
-
Air Enthusiast 2003-03 / R.Hoffman - South American Mariners
Uruguayan Mariner A-810.
-
Air Enthusiast 2003-03 / R.Hoffman - South American Mariners
A-811 on the beach after the sucessful rescue.
-
Air Pictorial 1956-08 / Air Pictorial's photo-review
PANAMANIAN PBM-5R. With crudely-daubed ferry registration N10419, this ex-U.S. Navy Martin PBM-5R Mariner (BuAer 95011) was photographed on its way from N.A.S. Norfolk, Va., to Panama. The U.S. Navy is now releasing all of its PBM-5 Mariners to civilian buyers - less radar and armament. In this case, the PBM-5R was already converted as a forty-eight "bucket-seat" transport (five crew). Note the JRM Mars-type bows' transparency . First seen on PBM-3Rs and PBM-5Gs (U.S.C.G.), PBM-3Rs were U.S.N. contract-flown by P.A.A. and AmExport Airlines during the war.
-
Air Enthusiast 1996-07 / J.Grant - From Three to Two. Australian use of the Do 24 and PBM-3
PBM-3(R) Mariner A70-3 taxying with bow and rear doors open. The pilot gives scale to this large ’boat.
-
Air Enthusiast 1996-07 / J.Grant - From Three to Two. Australian use of the Do 24 and PBM-3
A70-1 tied up to the jetty at Madang, circa 1945.
-
Air Enthusiast 1996-07 / J.Grant - From Three to Two. Australian use of the Do 24 and PBM-3
RAAF Mariner in flight.
-
Air Enthusiast 1996-07 / J.Grant - From Three to Two. Australian use of the Do 24 and PBM-3
Three Mariners on a slipway undergoing maintenance with a forlorn C-47 in the foreground.
Другие самолёты на фотографии: Douglas DC-3 / C-47 Skytrain/С-53 Skytrooper / Dakota - США - 1935
-
АвиаПарк 2010-03 / А.Харук - Лучший в своем классе /Монография/
Двигатель "Райт" R-2800-34 и четырехлопастный винт "Кертисс Электрик"
-
АвиаПарк 2010-03 / А.Харук - Лучший в своем классе /Монография/
Техническое обслуживание двигателей "Райт" R-2600-6, которыми оснащались "Маринеры" PBM-1
-
АвиаПарк 2010-03 / А.Харук - Лучший в своем классе /Монография/
Основная опора шасси PBM-5A и ниша в борту фюзеляжа для ее уборки
-
АвиаПарк 2010-03 / А.Харук - Лучший в своем классе /Монография/
Носовая стойка шасси
-
АвиаПарк 2010-03 / А.Харук - Лучший в своем классе /Монография/
Башенные пулеметные турели фирмы "Мартин": слева - носовая, в центре - верхняя, справа - вариант верхней турели, который на "Маринер" не ставили
-
Air Enthusiast 1996-07 / J.Grant - From Three to Two. Australian use of the Do 24 and PBM-3
Mariner A7-03 following its conversion to a caravan.
-
АвиаПарк 2010-03 / А.Харук - Лучший в своем классе /Монография/
Кабина PBM-5S2. В центре на поворотной установке подвешен экран радара APS-15
-
Авиация и Время 2010-01 / А.Котлобовский, И.Сеидов - На дальнем форпосту (2)
Поврежденный в бою с "МиГами" гидросамолет PBM-5 "Маринер" (сер. N 59277) из эскадрильи VP-731 после вынужденной посадки. 31 июля 1952г.
-
Air Enthusiast 2003-03 / R.Hoffman - South American Mariners
'2-P-22' after fire at USNAS Trinidad.
-
Air Enthusiast 2003-03 / R.Hoffman - South American Mariners
Final fate of '2-P-21', Rio Gallegos City 1956.
-
Air Enthusiast 1999-11 / N.Gillespie - 'Deep Freeze' (1)
Crash site of the Mariner. Note the sad message applied to the wing.
-
Air Enthusiast 1972-08 / Plane facts
The Martin 162A, a quarter-scale flying model of the Martin 162 (XPBM-1), the prototype of the US Navy's Mariner maritime patrol flying boat.
-
АвиаПарк 2010-03 / А.Харук - Лучший в своем классе /Монография/
Летающий макет - аналог <Маринера> в масштабе 3/8 под обозначением "Модель 162A" в экспозиции Балтиморского музея промышленности. Часть дюралевой обшивки днища лодки демонтирована, чтобы показать деревянный силовой набор
-
Air International 1987-11 / Model enthusiast
One of the finest models to be seen was the Marlin PBM-1 taking third place.
-
АвиаПарк 2010-03 / А.Харук - Лучший в своем классе /Монография/
Компоновочная схема PBM-5, дающая представление об устройстве этой летающей лодки и размещении ее экипажа
-
Мировая Авиация 183
Martin PBM-2 Mariner
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The Martin PBM-3 Mariner Flying-boat.
-
Моделист-Конструктор Гидросамолеты Второй мировой войны
Martin PBM-3D Mariner
- Фотографии