Martin PBM Mariner / Type 162
Страна: США
Год: 1939
Летающая лодка

Патрульная летающая лодка с экипажем из семи/восьми человек
Описание:
PBM Mariner / Type 162
Martin PBM Mariner
Фотографии

PBM Mariner / Type 162

Летающая лодка и амфибия, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением. Крыло типа "чайка". Спроектирован в КБ "Гленн Л. Мартин компани" под руководством У. Эбеля. Опытный образец летающей лодки, XPBM-1 (Мартин 162), впервые оторвался от воды 18 апреля 1939 г. Серийное производство РВМ освоено на заводе "Мартин" в Балтиморе с сентября 1940 г. Всего выпущено 1325 экз., из них большая часть, 1290 экз., во время войны.
Экипаж 7-8 чел. Двигатели и вооружение - в зависимости от модификации.
Самолет состоял на вооружении в США с октября 1940 г., в Великобритании - с октября 1943 г., в Австралии - с декабря того же года.
Выпускались следующие основные серийные варианты:
   - PBM-1 с моторами R-2600-6, убирающимися подкрыльными поплавками, вооружение 3x12,7+1x7,62, бомбы до 1800 кг;
   - PBM-3 с моторами R-2600-22 (на PBM-3D) или R-2600-12 (на всех остальных вариантах) в удлиненных мотогондолах, неубирающимися поплавками, измененными очертаниями днища; варианты: 3R - транспортный без вооружения, ЗС - с вооружением 5x12,7 и усиленной бронезащитой, ЗВ - экспортный для Англии ("Маринер" GR I), 3D - для Тихоокеанского театра с вооружением 8x12,7 и протектированными бензобаками, 3S - облегченный самолет ПЛО без бронезащиты с вооружением 4x12,7 и РЛС; РЛС также устанавливались на части самолетов типов PBM-3C и PBM-3D, бомбовая нагрузка до 3000 кг или две торпеды;
   - PBM-5 с моторами R-2800-34 и вооружением 8x12,7, варианты: 5А - амфибия для спасательных операций, 5Е - самолет РЭБ, 5S - самолет ПЛО.
С осени 1941 г. PBM-1 участвовали в "нейтральном патруле" в Северной Атлантике, с января 1942 г. были привлечены к поиску подводных лодок в Карибском море и Южной Атлантике, с 1943 г., после массового поступления PBM-3C - в Северной Атлантике (за 1942-1943 гг. потоплены 10 субмарин). С начала 1944 г. начали операции на Тихом океане. Участвовали в боях за о. Сайпан, захвате Филиппин и Окинавы. Применялись как дальние разведчики, ночные бомбардировщики, спасательные и противолодочные самолеты. PBM-3S оперировали в основном в окрестностях Панамского канала. С 1944 г. PBM-5 поступили на вооружение Береговой охраны США.
Английские GR I базировались в метрополии и недолго действовали в составе Берегового командования. Австралия имела как транспортные (PBM-3R), так и боевые (PBM-3B) самолеты.
Производство РВМ прекратили в апреле 1949 г. В Англии их сняли с вооружения в январе 1944 г., в США - в июле 1956 г., в Австралии - в 1946 г.


PBM-3D||
Размах:||35,99 м
Длина:||24,38 м
Моторы, количество х мощность:||2х 1900 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||23900 кг (с использованием стартовых ускорителей до 26360 кг)
Максимальная скорость:||330 км/ч
Практический потолок:||5000 м
Дальность:||4600 км

Martin PBM Mariner

Самолет Model 162 был разработан в 1937 году согласно требованиям ВМС США к новой патрульной летающей лодке. Фирма построила одноместный Martin 162A в масштабе 1:25 для оценки летных данных "большого" самолета. По результатам испытаний самолета-модели ВМС заказали постройку одного прототипа XPBM-1, который выполнил первый полет 18 февраля 1939 года. На прототипе стояло четыре звездообразных мотора Wright R-2600-6 Cyclone мощностью по 1600 л. с. Во внутреннем отсеке допускалась подвеска обычных бомб и глубинных бомб массой до 907 кг. PBM Mariner массово строился в нескольких модификациях и использовался для борьбы с подводными лодками, как поисково-спасательный и транспортный. В рамках ленд-лиза PBM-3 поставлялись Великобритании, где они получили обозначение Mariner GR.Mk I. Первый из них англичане получили в августе 1943 года. После недолгой эксплуатации британцы сочли самолет не отвечающим требованиям своих ВВС, и их поставили на хранение, а затем вернули США. В годы войны РВМ использовали также ВВС Австралии (12 машин с 1943 года), лодки состояли на вооружении 41-й эскадрильи. После войны самолеты, оказавшиеся ненужными ВМС США, передали Аргентине, Голландии и Уругваю.


Варианты

   XPBM-1: первый прототип с консольным крылом типа "чайка" и убираемыми стабилизирующими подкрыльевыми поплавками
   PBM-1: первый серийный вариант с V-образным горизонтальным оперением и наклоненными внутрь килями; построено 20
   XPBM-1A: XPBM-1, доработанный для испытаний вооружения
   XPBM-2: один прототип, близкий PBM-1, но с увеличенным запасом топлива и возможностью катапультного взлета
   PBM-3B: вариант PBM-3, поставлявшийся по ленд-лизу британским ВВС; первый серийный вариант PBM-3 и первый с неубираемыми стабилизирующими поплавками; в удлиненных мотогондолах установлены моторы R-2600-12 мощностью по 1700 л. с.; построено 32
   PBM-3C: серийный вариант, близкий PBM-3B, но с бронезащитой и увеличенной до 1804 кг бомбовой нагрузкой и измененным составом вооружения; построено 274, включая четыре для Береговой охраны США
   PBM-3D: серийный вариант, как PBM-3C, но с более мощными моторами R-2600-22, поисковой РЛС, протектированными топливными баками, бомбовой нагрузкой в 3628 кг и усиленным оборонительным вооружением; построен 201
   XPBM-3E: PBM-3, доработанный для испытаний РЛС
   PBM-3R: транспортный вариант PBM-3 без вооружения и с грузовыми люками, усиленным полом и возможностью перевозки до 20 пассажиров; построено 50
   PBM-3S: противолодочный вариант PBM-3C с увеличенным запасом топлива, ослабленным до четырех пулеметов оборонительным вооружением и способный нести четыре 147-кг глубинные бомбы; построено 156 самолетов
   XPBM-5: два прототипа, близкие PBM-3D, но с моторами Pratt & Whitney R-2800-34 Double Wasp мощностью по 2100 л. с.
   PBM-5: основной серийный вариант, близкий XPBM-5, но с моторами R-2800-22 или -34; построено 36
   XPBM-5A: один прототип, как PBM-5, но с убираемым трехопорным колесным шасси, амфибия
   PBM-5A: серийный вариант XPBM-5A, использовались в основном Береговой охраной США; построено 36
   PBM-5G: четыре PBM-5, доработанные в поисково-спасательный вариант для Береговой охраны США
   PBM-5M: один PBM-5E, доработанный для испытаний ракет
   PBM-5S: небольшое количество PBM-5, оснащенных специальным противолодочным оборудованием


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Martin PBM-3D Mariner

   Тип: патрульная летающая лодка с экипажем из семи/восьми человек
   Силовая установка: два звездообразных мотора Wright R-2600-22 Cyclone по 1900 л. с. (1417 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 455 м 340 км/ч; практический потолок 6035 м; дальность 3605 м
   Масса: пустого 15 048 кг; максимальная взлетная 26 308 кг
   Размеры: размах крыла 35,97 м, длина 24,33 м; высота 8,38 м; площадь крыла 130,80 м2
   Вооружение: восемь 12,7-мм пулеметов, до 3628 кг бомб или глубинных бомб
Martin РВМ Mariner эскадрильи VP-74, начало 1942 года. Компания "Glenn Martin Со." обладала богатым опытом производства патрульных летающих лодок. Mariner по своим характеристикам и возможностям превосходил строившуюся массово летающую лодку Consolidated PBY Catalina.
Существовало несколько заметных отличий между оснащенными звездообразными моторами PBM-3 и более поздними PBM-5 (на рисунке), главным из которых являлись более короткие карбюраторы над капотами двигателей лодки PBM-5.
Martin PBM-5 Mariner авиации ВМС Уругвая, Пунта-дель-Эте, 1956-1963 годы.
Uruguayan Mariner A-811 and the unit marking.
Летающая лодка PBM-1 "Маринер" (США) в полете близ Атлантического побережья, 1941г.
Mariner из VR-2 использовались для перевозки людей и грузов по маршрутам авиакомпании "Pan American". На фотографии - PBM-3R выполняет взлет в Сан-Диего перед очередным трансатлантическим рейсом, май 1943 года.
Martin PBM Mariners.
PBM-5A без вооружения - экспонат авиационного музея в Таксоне, штат Аризона. Судя по снимку, самолет частично разукомплектован, у него отсутствуют элероны
Летающая лодка Мартин "Маринер" в экспозиции американского авиационного музея в Таксоне, штат Аризона.
USA
Two views of the XPBM-1 Mariner prototype with its original straight tailplane. Note the circular waist gun positions at the rear of the hull and the covered nose turret. The XPBM-1 first flew on February 18, 1939.
FLOAT RETRACTION is a feature of new military flying boat - the Glenn Martin patrol bomber. The American machine, which has a span of 118ft., is believed to have two of the new Wright two-row Cyclones of something like 1,500 h.p. each.
The new Martin “162” Patrol Bomber, designed for the U.S. Navy, is a swift and potent guardian of our far-flung coast lines - an important contribution to our Government’s program of National Defense.
Прототип XPBM-1 проходил летные испытания без вооружения, с массо-габаритными макетами турелей
Один из первой серийной двадцатки PBM-1 во дворе завода фирмы "Мартин". Турели также еще не установлены
A PBM-1 Mariner of Naval Patrol Squadron VP-55 in pre-war markings and with floats retracted.
Начало эксплуатации Mariner пришлось на последний предвоенный год, когда VP-55 (в 1941 году переформирована в VP-74) получила 13 PBM-1, a VP-56 (позже Атлантическая тренировочная эскадрилья) - шесть PBM-1. PBM-1, подобно этой машине из VP-56, стали одними из последних гидросамолетов, получивших броскую предвоенную окраску.
После вступления США в войну "Маринеры" окрасили сверху в светло-серый защитный цвет, а снизу - в белый
A PBM-1 of Patrol Squadron VP-74 displays the retractable stabilising floats of the earlier Mariners. Twenty production PBM-1s were built.
"Маринер" из патрульной эскадрильи VP-74 11 февраля 1942 г. спасает членов экипажа английского танкера, потопленного немецкой подводной лодкой в районе Бермудских островов
PBM-3 после спуска со слипа в Норфолке, 1942 г.
Взлетает прототип модификации PBM-3. Как и XPBM-1, эта машина проходила летные испытания без вооружения, вырез под носовую турель закрыт обтекателем
A fine wartime touchdown study of a PBM-3. This model introduced fixed strut-braced wing-tip floats in place of the earlier retractable type.
PBM-5 на палубе гидроавиатранспорта где-то на Тихом океане весной 1945 года. За самолетом виден кран, которым его спускали на воду
Bombed-up PBM-5 84773 provides a good view of the mid-upper gun turret.
Разбег летающей лодки "Маринер" по водной глади представлял собой весьма зрелищную картину
A PBM-5 takes off in 1945. One of these aircraft flew non-stop for 28hr 6min during service tests.
Mariner GR.Mk 1 (General Reconnaissance) состояли на вооружении единственной эскадрильи британского Берегового командования - 524-й. Снимок сделан 7 декабря 1943 года в день расформирования эскадрильи.
The PBM-3 above is fitted with the surface search radar installation behind the cockpit.
The Martin PBM-3 Mariner Patrol-Bomber Flying-boat (two Wright R-2600-12 engines).
The Martin PBM-3 Mariner Patrol-Bomber Flying-boat (two Wright R-2600-12 engines).
Последняя модификация "Маринера" - PBM-5
Летающая лодка Martin Mariner пропала во время поисков звена 19. Ее исчезновение не будет казаться столь загадочным, если знать, что самолет отправился в эпицентр тропического шторма.
Противолодочный PBM-3C в полете, хорошо виден обтекатель антенны радара AN/APS-15 за фонарем кабины
Лодка PBM-3D, оснащенная РЛС
The Martin PBM-3S Mariner used for Air/Sea Rescue duties with the U.S. Coast Guard.
An example of the PBM-3S long-range anti-submarine variant. The nose turret has been deleted.
Martin PBM выпускалась в нескольких специализированных подвариантах: -3R - транспортный, -3 и -5E - радиотехнической разведки, -5G - для Береговой охраны. Обозначение "5" получали противолодочные модификации. На фотографии - PBM-3S, окрашенная в серый и белый цвета лодка выполнила посадку в акватории порта Норфолк, 1944 год.
Противолодочный самолет PBM-3S в полете
В годы войны на Mariner Береговой охраны было установлено вооружение, самолеты неоднократно обнаруживали германские субмарины. Эта PBM-3S "Frisco-Dog" в апреле 1945 года базировалась в Сан-Франциско.
PBM-3S в новой окраске и с новыми опознавательными знаками, введенными в 1943 году
PBM-5 стартует с помощью пороховых ракетных ускорителей JATO
The Martin XPBM-5A Mariner Flying-Boat Amphibian (two Pratt & Whitney R-2800-22 Double-Wasp engines).
Одна из 36 амфибий PBM-5A, выпущенных с 1947 по 1949 год
Американские "Маринеры" над Рио-де-Жанейро
Заправка топливом PBM-5S2 из эскадрильи VP-45. Обратите внимание на новую форму обтекателя антенны радара
Crew of the ill-fated PBM Mariner Marine George One of Operation high jump. The aircraft crashed into the Walker Mountains on December 30, 1946, killing three of the nine-man crew
После войны с PBM-5 американской патрульно-береговой службы было демонтировано все вооружение
Air-sea rescue PBM-5G 84736 of the US Coast Guard.
US Naval aircraft were regular visitors and the arrival of a Martin Mariner was always a sight to savour. The photograph shows the enormous amphibian on Kai Tak’s tarmac. It presented a majestic sight as it curved into the restricted approach pattern, almost like a dirigible; floating onto Kai Tak’s runway and just about scraping its keel on the tarmac
The final Mariner development was the PBM-5A, an amphibian version, of which 36 were built.
PBM-5 59256 of VP-50 flying over Japan in 1956. It joined the Navy in 1945.
During 1955 the Edo-designed hydroski on this PBM-5 was tested in three different positions in an attempt to reduce impact in rough-water operations.
This Martin Mariner is being used to test the practicality of the hydro-ski for large seaplanes. The ski absorbs landing shocks better than the conventional vee-bottom hull.
Член экипажа "Маринера" радостно демонстрирует нарисованные на борту своего самолета силуэты двух немецких субмарин, в потоплении которых участвовала эта машина
UK
The RAF ordered 33 PBM-3Bs for service as Mariner GR.Is, with serials JX100 to JX132. Illustrated prior to delivery is the first of the batch, JX100. The type was not accepted for full service and indeed JX120, '124, '126, '128 and '130 were not delivered. JX100 was one of ten used by 524 Squadron at Oban (JX100, '103, '105, '106, '110, '111, '117, '118, '122 and '131). The unit was short-lived, taking its first GR.Is on October 22, 1943 for operational evaluation. It disbanded on December 7, 1943. JX100 was one of 16 of the type returned to the US in mid-1944/early 1945.
One of the five PBM-3Bs delivered to the RAF, JX103. The type was called Mariner GR.Mk 1.
Forward view of JX100. As well as 524 Squadron, 45 Group - the Dorval-based Atlantic ferry organisation, used five examples (JX119, '121, '123, '125 and '129) often staging through Bermuda.
Rear view of JX103 on the Beaumaris slipway. Ten Mariners were scrapped in the UK and not returned to US charge: JX103, '111, '116, '118, '123, '125, '127, '129, '131, '132. The longest surviving, at least on paper, was JX103 which was officially struck off charge on August 6, 1947.
GR.I (PBM-3B Mariner I) JX103 at the Saunders-Roe flying-boat maintenance unit at Beaumaris on Anglesey, North Wales. Saro were the 'assigned contractor' for the type. Note the use of the hyphen in the serial number. JX103 was evaluated by the Marine Aircraft Experimental Establishment at Helensburgh and later service with 524 Squadron. Two RAF Mariners were destroyed in service, JX101 sank off Bermuda while on delivery in July 1943 and 524 Squadron's JX117 was damaged beyond repair in November 1944.
Netherlands
First of twelve Martin PBM Mariner amphibian long-range reconnaissance flying-boats has now been delivered to the Royal Netherlands Air Arm under the Mutual Defence Assistance Programme provisions.
Pride of place among foreign military visitors to Blackbushe undoubtedly went to the Dutch naval Mariner.
Argentina
Argentine Navy PBMs in formation circa 1959.
Mariner '2-P-204' anchored in the Beagle Channel, Ushuaia Bay.
Uruguay
Uruguayan Mariner A-810.
A-811 on the beach after the sucessful rescue.
Panama
PANAMANIAN PBM-5R. With crudely-daubed ferry registration N10419, this ex-U.S. Navy Martin PBM-5R Mariner (BuAer 95011) was photographed on its way from N.A.S. Norfolk, Va., to Panama. The U.S. Navy is now releasing all of its PBM-5 Mariners to civilian buyers - less radar and armament. In this case, the PBM-5R was already converted as a forty-eight "bucket-seat" transport (five crew). Note the JRM Mars-type bows' transparency . First seen on PBM-3Rs and PBM-5Gs (U.S.C.G.), PBM-3Rs were U.S.N. contract-flown by P.A.A. and AmExport Airlines during the war.
Australia
PBM-3(R) Mariner A70-3 taxying with bow and rear doors open. The pilot gives scale to this large ’boat.
A70-1 tied up to the jetty at Madang, circa 1945.
RAAF Mariner in flight.
Three Mariners on a slipway undergoing maintenance with a forlorn C-47 in the foreground.
Details
Двигатель "Райт" R-2800-34 и четырехлопастный винт "Кертисс Электрик"
Техническое обслуживание двигателей "Райт" R-2600-6, которыми оснащались "Маринеры" PBM-1
Основная опора шасси PBM-5A и ниша в борту фюзеляжа для ее уборки
Носовая стойка шасси
Башенные пулеметные турели фирмы "Мартин": слева - носовая, в центре - верхняя, справа - вариант верхней турели, который на "Маринер" не ставили
 
Mariner A7-03 following its conversion to a caravan.
Кабина PBM-5S2. В центре на поворотной установке подвешен экран радара APS-15
Поврежденный в бою с "МиГами" гидросамолет PBM-5 "Маринер" (сер. N 59277) из эскадрильи VP-731 после вынужденной посадки. 31 июля 1952г.
'2-P-22' after fire at USNAS Trinidad.
Final fate of '2-P-21', Rio Gallegos City 1956.
Crash site of the Mariner. Note the sad message applied to the wing.
The Martin 162A, a quarter-scale flying model of the Martin 162 (XPBM-1), the prototype of the US Navy's Mariner maritime patrol flying boat.
Летающий макет - аналог <Маринера> в масштабе 3/8 под обозначением "Модель 162A" в экспозиции Балтиморского музея промышленности. Часть дюралевой обшивки днища лодки демонтирована, чтобы показать деревянный силовой набор
One of the finest models to be seen was the Marlin PBM-1 taking third place.
Компоновочная схема PBM-5, дающая представление об устройстве этой летающей лодки и размещении ее экипажа
Martin PBM-2 Mariner
Martin PBM-3 Mariner.
The Martin PBM-3 Mariner Flying-boat.
Martin PBM-3D Mariner