RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : США

Год : 1939

Летающая лодка

Патрульная летающая лодка с экипажем из семи/восьми человек

PBM Mariner / Type 162

Летающая лодка и амфибия, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением. Крыло типа "чайка". Спроектирован в КБ "Гленн Л. Мартин компани" под руководством У. Эбеля. Опытный образец летающей лодки, XPBM-1 (Мартин 162), впервые оторвался от воды 18 апреля 1939 г. Серийное производство РВМ освоено на заводе "Мартин" в Балтиморе с сентября 1940 г. Всего выпущено 1325 экз., из них большая часть, 1290 экз., во время войны.
Экипаж 7-8 чел. Двигатели и вооружение - в зависимости от модификации.
Самолет состоял на вооружении в США с октября 1940 г., в Великобритании - с октября 1943 г., в Австралии - с декабря того же года.
Выпускались следующие основные серийные варианты:
   - PBM-1 с моторами R-2600-6, убирающимися подкрыльными поплавками, вооружение 3x12,7+1x7,62, бомбы до 1800 кг;
   - PBM-3 с моторами R-2600-22 (на PBM-3D) или R-2600-12 (на всех остальных вариантах) в удлиненных мотогондолах, неубирающимися поплавками, измененными очертаниями днища; варианты: 3R - транспортный без вооружения, ЗС - с вооружением 5x12,7 и усиленной бронезащитой, ЗВ - экспортный для Англии ("Маринер" GR I), 3D - для Тихоокеанского театра с вооружением 8x12,7 и протектированными бензобаками, 3S - облегченный самолет ПЛО без бронезащиты с вооружением 4x12,7 и РЛС; РЛС также устанавливались на части самолетов типов PBM-3C и PBM-3D, бомбовая нагрузка до 3000 кг или две торпеды;
   - PBM-5 с моторами R-2800-34 и вооружением 8x12,7, варианты: 5А - амфибия для спасательных операций, 5Е - самолет РЭБ, 5S - самолет ПЛО.
С осени 1941 г. PBM-1 участвовали в "нейтральном патруле" в Северной Атлантике, с января 1942 г. были привлечены к поиску подводных лодок в Карибском море и Южной Атлантике, с 1943 г., после массового поступления PBM-3C - в Северной Атлантике (за 1942-1943 гг. потоплены 10 субмарин). С начала 1944 г. начали операции на Тихом океане. Участвовали в боях за о. Сайпан, захвате Филиппин и Окинавы. Применялись как дальние разведчики, ночные бомбардировщики, спасательные и противолодочные самолеты. PBM-3S оперировали в основном в окрестностях Панамского канала. С 1944 г. PBM-5 поступили на вооружение Береговой охраны США.
Английские GR I базировались в метрополии и недолго действовали в составе Берегового командования. Австралия имела как транспортные (PBM-3R), так и боевые (PBM-3B) самолеты.
Производство РВМ прекратили в апреле 1949 г. В Англии их сняли с вооружения в январе 1944 г., в США - в июле 1956 г., в Австралии - в 1946 г.


PBM-3D||
Размах:||35,99 м
Длина:||24,38 м
Моторы, количество х мощность:||2х 1900 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||23900 кг (с использованием стартовых ускорителей до 26360 кг)
Максимальная скорость:||330 км/ч
Практический потолок:||5000 м
Дальность:||4600 км

Показать полностью

Описание:

  • PBM Mariner / Type 162
  • Martin PBM Mariner
  • Air Enthusiast 2003-03 / R.Hoffman - South American Mariners

    The RAF ordered 33 PBM-3Bs for service as Mariner GR.Is, with serials JX100 to JX132. Illustrated prior to delivery is the first of the batch, JX100. The type was not accepted for full service and indeed JX120, '124, '126, '128 and '130 were not delivered. JX100 was one of ten used by 524 Squadron at Oban (JX100, '103, '105, '106, '110, '111, '117, '118, '122 and '131). The unit was short-lived, taking its first GR.Is on October 22, 1943 for operational evaluation. It disbanded on December 7, 1943. JX100 was one of 16 of the type returned to the US in mid-1944/early 1945.

  • Aeroplane Monthly 1976-05 / B.Gunston - Martin's PBM Mariners

    One of the five PBM-3Bs delivered to the RAF, JX103. The type was called Mariner GR.Mk 1.

  • Air Enthusiast 2003-03 / R.Hoffman - South American Mariners

    Forward view of JX100. As well as 524 Squadron, 45 Group - the Dorval-based Atlantic ferry organisation, used five examples (JX119, '121, '123, '125 and '129) often staging through Bermuda.

  • Air Enthusiast 2003-03 / R.Hoffman - South American Mariners

    Rear view of JX103 on the Beaumaris slipway. Ten Mariners were scrapped in the UK and not returned to US charge: JX103, '111, '116, '118, '123, '125, '127, '129, '131, '132. The longest surviving, at least on paper, was JX103 which was officially struck off charge on August 6, 1947.

  • Air Enthusiast 2003-03 / R.Hoffman - South American Mariners

    GR.I (PBM-3B Mariner I) JX103 at the Saunders-Roe flying-boat maintenance unit at Beaumaris on Anglesey, North Wales. Saro were the 'assigned contractor' for the type. Note the use of the hyphen in the serial number. JX103 was evaluated by the Marine Aircraft Experimental Establishment at Helensburgh and later service with 524 Squadron. Two RAF Mariners were destroyed in service, JX101 sank off Bermuda while on delivery in July 1943 and 524 Squadron's JX117 was damaged beyond repair in November 1944.

  • Air Pictorial 1956-01

    First of twelve Martin PBM Mariner amphibian long-range reconnaissance flying-boats has now been delivered to the Royal Netherlands Air Arm under the Mutual Defence Assistance Programme provisions.

  • Air Pictorial 1957-11

    Pride of place among foreign military visitors to Blackbushe undoubtedly went to the Dutch naval Mariner.

  • Air Pictorial 1956-08 / Air Pictorial's photo-review

    PANAMANIAN PBM-5R. With crudely-daubed ferry registration N10419, this ex-U.S. Navy Martin PBM-5R Mariner (BuAer 95011) was photographed on its way from N.A.S. Norfolk, Va., to Panama. The U.S. Navy is now releasing all of its PBM-5 Mariners to civilian buyers - less radar and armament. In this case, the PBM-5R was already converted as a forty-eight "bucket-seat" transport (five crew). Note the JRM Mars-type bows' transparency . First seen on PBM-3Rs and PBM-5Gs (U.S.C.G.), PBM-3Rs were U.S.N. contract-flown by P.A.A. and AmExport Airlines during the war.

  • Фотографии