
Варианты
- Curtiss - P-40 Tomahawk - 1939 - США
- Curtiss - P-40D Kittyhawk / Warhawk - 1941 - США
- Thunder Wing - Curtiss P-40C - 1980 - США
P-40 Tomahawk
Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ "Кэртис-Райт корпорейшн" под руководством Д.Берлина. Представлял собой переделку планера истребителя P-36 под рядный двигатель V-1710. Опытный образец XP-40 совершил первый полет 14 октября 1938 г. Серийное производство начато на заводе "Кэртис" в Буффало в апреле 1940 г. Всего выпущено 13 738 экз. Состоял на вооружении в США с мая 1940 г., Великобритании - с июля 1940 г., СССР - с сентября 1941 г., Китае - с декабря 1941 г., Канаде, Австралии, Новой Зеландии - с 1943 г.
Основные серийные модификации:
- P-40, первый серийный вариант с мотором V-1710-33 и вооружением 2x12,7;
- Хаук 81A-1 ("Томагаук" I), экспортный вариант P-40 с вооружением 2x12,7 + 2x7,69;
- "Томагаук" II, экспортный вариант для Англии, вооружение 2x12,7 + 4x7,69, бронирование;
- P-40B, аналог "Томагаука" II для США с вооружением 2x12,7+2x7,62;
- P-40C, вариант P-40B с вооружением 2x12,7+4x7,62;
- P-40G, сочетание фюзеляжа P-40 с крылом P-40C и вооружением 2x12,7+4x7,62;
- P-40D с новым фюзеляжем, мотором V-1710-39, вооружение 4x12,7;
- P-40E, вариант P-40D с вооружением 6x12,7, поставлялся в Англию как "Киттихаук" I/IA;
- P-40F ("Киттихаук" II), вариант P-40E с мотором V-1650-1; у поздних серий - удлиненная хвостовая часть;
- P-40K ("Киттихаук" III), вариант P-40E с мотором V-1710-73, у поздних серий форкиль, удлиненная хвостовая часть;
- P-40L с мотором V-1650, вооружение 4x12,7;
- P-40R, переделка P-40L под мотор V-1710-83;
- P-40M с мотором V 1710-81, удлиненная хвостовая часть;
- P-40N ("Киттихаук" IV), облегченный вариант с мотором V-1710-81/115, с серии N-5 - новый фонарь кабины.
В СССР самолеты модификаций В, С, Е, К переделывались под моторы М-105П, М-105Р.
Первое боевое применение самолетов семейства P-40 - весной 1941 г. в Англии, в операциях на побережье Ла-Манша. С лета 1941 г. использовались в Африке, с октября - ноября - под Москвой и Ленинградом. В декабре 1941 г. они вступили в бой на Гавайях и Филиппинах, а также в Бирме и Китае. Австралийцы начали на них воевать в 1943 г. на Новой Гвинее, новозеландцы - на Соломоновых островах, канадцы - в 1942 г. во время боевых действий на Алеутах.
Самолет снят с производства в ноябре 1944 г. Снят с вооружения в США в конце 1945 г. (как боевой - в конце 1943 г.), в Новой Зеландии - в феврале 1944 г., в Австралии - в декабре 1945 г., в СССР - в 1946 г.
P-40C||
Размах:||11,39 м
Длина:||9,69 м
Моторы, количество х мощность:||1 х 1040 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3300 кг
Максимальная скорость:||550 км/ч
Практический потолок:||9000 м
Дальность:||1520 км
Описание:
- P-40 Tomahawk
- Curtiss Model 81 и Model 87 Warhawk (P-40, Tomahawk и Kittyhawk)
Фотографии
-
Авиация и Космонавтика 2015-06 / В.Бакурский, А.Фирсов - P-40 - солдат без наград
Опытный образец истребителя P-40
-
Air Enthusiast 1972-05 / Model enthusiast
P-40B of 79th Sqdn, 20th Pursuit Group, Hamilton Field, Calif, 1941.
-
Air Enthusiast 1972-05 / Model enthusiast
P-40C of 77th Sqdn, 20th Pursuit Group, Hamilton Field, Calif, 1941.
-
Air Enthusiast 1972-05 / Model enthusiast
P-40C of 57th Pursuit Group, Mitchell Field, NY, 1941.
-
Air Enthusiast 1972-05 / Model enthusiast
Tomahawk IIA (AH896) of No 403 Sqdn, RCAF, Baginton, April 1941.
-
Air Enthusiast 1972-05 / Model enthusiast
Tomahawk IIA (Hawk 81A-2) AH925 in early RAF day fighter finish, 1941.
-
Air Enthusiast 1972-05 / Model enthusiast
Tomahawk IIA (AH972) of No 349 (Belgian) Sqdn, February 1941.
-
Air Enthusiast 1972-05 / Model enthusiast
Tomahawk IIB (AK354) of No 112 Sqdn, Sidi Heneish, October 1941.
-
Авиация и Космонавтика 2015-06 / В.Бакурский, А.Фирсов - P-40 - солдат без наград
Истребитель «Томагавк» из 112-й эскадрильи RAF. Египет, 1941 г.
-
Air Enthusiast 1972-05 / Model enthusiast
Tomahawk IIB (AK401) of No 250 Sqdn, Egypt, 1941.
-
Air Enthusiast 1972-05 / Model enthusiast
Tomahawk IIB (AN281) operated by Soviet Air Force on Northern Sector of Front, early 1942.
-
АС 1990-01 / В.Котельников, О.Лейко, В.Вахламов - P-40 на советско-германском фронте
"Томогаук IIB" 154 иап, зима 1941-42гг., Ленинградский фронт, аэр. Плеханово.
-
АС 1990-01 / В.Котельников, О.Лейко, В.Вахламов - P-40 на советско-германском фронте
"Томогаук IIB" 126 иап, зима 1941-42гг., ПВО Москвы
-
История Авиации 26 / А.Булах - Превосходство относительных величин /Метаморфозы/ (1)
P-40B "Томагавк" из состава 126-го ИАП, на котором зимой 1941-1942гг. летал Герой Советского Союза С.Ридный, один из наиболее результативных асов ВВС КА начального периода войны (согласно наградным документам, сбил восемь самолетов противника за первые 20 дней боевых действий).
-
Авиация и Космонавтика 2015-05 / В.Морозов - P-40 с красными звездами (1)
«Томагавк» Mk.IIb младшего лейтенанта С.Г. Ридного из 126-го иап. ПВО Москвы, зима 1941 г.
-
Авиация и Время 2006-03 / В.Романенко - Истребители P-40 в советской авиации (2)
Tomahawk Mk.IIb из 126-го ИАП. Подмосковье, зима 1941г.
-
Авиация и Космонавтика 2015-06 / В.Бакурский, А.Фирсов - P-40 - солдат без наград
Истребитель P-40C ст. лейтенанта А.И. Смирнова из 126-го иап. ПВО Москвы, весна 1942 г.
-
АС 1990-01 / В.Котельников, О.Лейко, В.Вахламов - P-40 на советско-германском фронте
"Томогаук IIB" 147 иап, Герой Советского Союза Хлобыстов А.С., зима 1941-42гг., Мурманск.
-
Авиация и Космонавтика 2015-06 / В.Морозов - P-40 с красными звездами (2)
Самолет лейтенанта А.С. Хлобыстова из 20-го гиап. Аэродром Мурмаши, Северная Карелия, весна 1942 г.
-
Авиация и Время 2006-03 / В.Романенко - Истребители P-40 в советской авиации (2)
Tomahawk Mk.IIb л-та А.С.Хлобыстова из 20-го ГИАП ВВС РККА. Мурманск, апрель 1943г. Отметки побед располагались на левом борту фюзеляжа
-
Авиация и Время 2000-05 / А.Котлобовский - С эмблемой тигра на борту /Аэроархив/ (1)
P-40C летчика Чарльза Бонда из 1-й АЭ AVG, начало 1942г.
-
Мировая Авиация 133
Летавшие на истребителях Curtiss Hawk 81A-2 пилоты "Летающих тигров" ("Flying Tigers", официально известных как Американская добровольческая группа (American Volunteer Group, AVG) в Китае, под командованием Клэра Шенно одержали немало побед над превосходящими силами японской авиации. На этом самолете летал Генри Гесельбрахт из 2-й эскадрильи AVG, в феврале 1942 года базировавшейся в Таунго (Бирма). Обратите внимание на китайские опознавательные знаки на крыле.
-
Air Enthusiast 1972-05 / Model enthusiast
Hawk-81A-3 of 1st Pursuit Sqdn, AVG, at Magwe, Burma, 1942.
-
Air Enthusiast 1972-05 / Model enthusiast
Hawk-81A-3 of 3rd Pursuit Sqdn, AVG, flown by Hank Geselbracht from Toungoo, Burma, 1942.
-
Авиация и Время 2000-05 / А.Котлобовский - С эмблемой тигра на борту /Аэроархив/ (1)
P-40C летчика Генри Гессельбрахта из 2-й АЭ AVG, февраль 1942г.
-
Air Enthusiast 1972-05 / Model enthusiast
Hawk-81A-3 of 3rd Pursuit Sqdn, AVG, flown by C H Older (as P-8268) from Mingaladon, Burma, January 1942.
-
Авиация и Время 2000-05 / А.Котлобовский - С эмблемой тигра на борту /Аэроархив/ (1)
P-40C летчика Чарльза Олдера из 3-й АЭ AVG, весна 1942г. Эмблема "летающий тигр" появилась на самолетах AVG с конца марта 19442г.
-
Авиация и Космонавтика 2015-07 / А.Демин - "Летающие тигры". P-40 в боях (1)
Истребитель P-40C из 3-й эскадрильи AVG. Китай, 1942 г.
-
Авиация и Время 2000-04 / А.Котлобовский - "Ястребы" Донована Берлина /Домашний авиамузей/ (2)
Tomahawk IIB из 3-й АЭ американской авиагруппы волонтеров, Китай, Кунминг, весна 1942г.
-
Мировая Авиация 156
Изображенный Hawk 81-A2 принадлежал 3-й истребительной эскадрилье Американской добровольческой группы и базировался в 1942 году в Куньмине. На самолет нанесены китайские опознавательные знаки и отличительные знаки "Летающих тигров", включая акулью пасть.
-
Air Enthusiast 1971-07 / ??? - A pictorial history of Turkish Military Aviation
Curtiss Hawk 81A-3 (Tomahawk IIB), Eskisehir, 1942.
Тип фотографий
- Боковые проекции (31)
- Цветные фото (11)
- Ч/б фото (53)
- Кабина (1)
- Обломки (6)
- Рисунки, схемы (13)