Airbus A330
Варианты:
Airbus - A330 - 1992 - International
Страна: International
Год: 1992


Средне- и дальнемагистральный авиалайнер большой пассажировместимости
Описание
Фотографии:

Кабина (8)
Airbus Industrie A330

   5 июня 1987 года после завершения предпроектных исследований было принято решение о начале полномасштабного проектирования самолетов A330 и A340, способных составить конкуренцию новейшим американским проектам Boeing 767 и 777. Оба новых самолета оптимизированы для эксплуатации на линиях большой протяженности с большим объемом пассажиропотоков. A330 и A340 стали первыми авиалайнерами, спроектированными по "безбумажной" технологии, с использованием компьютеров с программным обеспечением CAD. Самолеты A330 и A340 унифицированы по фюзеляжу, хвостовому оперению, шасси, оборудованию кабин и геометрии крыла. Двухдвигательный A330 предназначен для эксплуатации на линиях средней и большой дальности, A340 с четырьмя двигателями - на линиях очень большой протяженности. Конструкция крыла обоих самолетов в целом одинаковая и отличается лишь силовым набором и механизацией.
   На обоих самолетах использована электродистанционная система управления полетом с боковыми ручками управления. Приборное оборудование выполнено по принципу "стеклянной кабины" с использованием цветных многофункциональных индикаторов. Экипаж - два человека. Фюзеляж круглого сечения не отличается от фюзеляжей самолетов A300 и A310, что позволило сэкономить на разработке салонов.
   Ключевым фактором, увеличившим эффективность самолетов Airbus нового поколения, стало новое крыло на 40% большей площади, по сравнению с крылом самолета A300-600. Стреловидность крыла по четверти хорды 30 градусов. Новая форма крыла в плане позволила несколько снизить его лобовое сопротивление на крейсерской скорости полета.
   Первый A330 впервые поднялся в воздух 2 ноября 1992 года, на самолете были установлены двигатели CF6-80E1A2 тягой по 300,25 кН. В качестве альтернативной силовой установки предусмотрено использование двигателей Rolls-Royce Trent 768/772 с большей тягой. Первый полет A330 с двигателями Rolls-Royce выполнил 31 января 1994 года, за ним последовал A330 с двигателями Pratt & Whitney PW4164/4168 тягой по 302,48 кН.
   Европейский и американский сертификаты на модель с двигателями CF6 были получены в октябре 1993 года. Первый самолет A330 авиакомпания "Air Inter" получила в декабре 1993 года, а в январе 1994 года начала его эксплуатацию.
   В 2009 году заказчикам предлагаются самолеты A330 в трех вариантах: исходный A330-300, более совершенный A330-200 и грузовой A330-200F. В разработке находится новая модель самолета с увеличенной на 5 т взлетной массой и увеличенной до 12 650 км дальностью полета. Считается, что данный вариант поддержит у вероятных заказчиков интерес к самолетам семейства A330, особенно на фоне аннулирования программы самолета Boeing 787. Базовый вариант A330-300 рассчитан на перевозку 335-440 пассажиров. В качестве силовой установки возможно использование двух двигателей CF6-80E1 или двух PW4164/4168, или двух Trent 768/772 тягой до 316,27 кН. Первый полет A330-200 выполнил 13 августа 1997 года, эксплуатация началась с апреля 1998 года. Основанный на A330-300, он рассчитан на большую дальность полета, имеет укороченный на 5,33 м фюзеляж и усиленное крыло от A340-300. A330-200 способен перевозить 380 пассажиров на расстояние более 12000 км, максимальная взлетная масса самолета доведена до 230000 кг.
   Проект A330-400X представляет собой усиленный вариант A330-300 с теми же массовыми характеристиками и силовой установкой и с салонами двух классов для 370 пассажиров в удлиненном на 6,35 м фюзеляже; дальность полета 7300 км.
   Ранее планировалось, что в 2009 году должны начаться поставки грузового варианта A330-200F. В передней части фюзеляжа сделана грузовая дверь по типу самолета A300-600F. Кроме того, в передней части фюзеляжа устроены блистеры, позволяющие осматривать носовую опору шасси. Самолет A330-200F предлагается вероятным заказчикам в варианте с двигателями Trent или PW4000.
   Консорциум "Airbus" разработал многоцелевой транспортный самолет/самолет-заправщик A330 MRTT (Multi-Role Tanker Transport). Австралия заказала пять таких самолетов под обозначением KC-30A с началом поставок в 2009 году, хотя в октябре 2008 года представители EADS объявили о задержке с началом поставок на девять месяцев.
   ВВС Великобритании выбрали A330-200 в качестве прототипа перспективного самолета-заправщика, принятие на вооружение первого самолета намечено на 2011 год. ВВС Великобритании намерены закупить 14 самолетов. EADS и "Northrop Grumman" представили самолет-заправщик KC-300 на базе A330 на конкурс самолета-заправщика KC-X для ВВС США, которым требуется 179 машин для замены устаревших заправщиков KC-135. Самолет KC-330 выиграл конкурс, но контракт на его поставку был оспорен фирмой "Boeing" и американскими политиками. Новое решение по самолету KC-X, как ожидается, будет принято в 2009 году.
   Всего к ноябрю 2008 года "Airbus" получил заказов на 1012 самолетов серии A330.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Airbus Industrie A330-300

   Тип: средне- и дальнемагистральный авиалайнер большой пассажировместимости
   Силовая установка: два двухконтурных турбореактивных двигателя General Electric CF6-80E1A2 тягой по 300,25 кН или два ТРДД Pratt & Whitney PW4164/4168 тягой по 302,48 кН или два ТРДД Rolls-Royce Trent 768/772 тягой по 316,27 кН
   Характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 12 500 м 930 км/ч; экономическая крейсерская скорость на высоте 11 900 м 860 км/ч; практический потолок 12 500 м; дальность полета с 335 пассажирами и навигационным запасом топлива на 370 км полета 8350 км
   Массы: пустого снаряженного 120000-120850 кг; максимальная взлетная 212 000 кг
   Размеры: размах крыла 60,30 м; длина 63,65 м; высота 16,74 м; площадь крыла 363,10м2
   Полезная нагрузка: максимальная масса полезной нагрузки 46150 кг
В августе 1994 года "Airbus" получила разрешение на кросс-квалификацию для пилотов, переходящих с A320 на A330/A340. Это позволяет экипажам летать на всех трех типах самолетов и сокращает расходы авиакомпаний.
O'Sullivan (left) joined the Irish flag carrier in 1988 and is currently one of the airline's most senior A330 pilots.
The InteliSight Electronic Flight Folder is the first mobile app designed around a day in the life of a commercial pilot
Numerous avionics upgrades have been introduced to the A330, including an On-board Airport Navigation System that shows the aircraft's position on a moving map to assist with ground movements.
Business class labelled Magnifica8 onboard an A330-200.
Cabin modifications on the A330 have included new lighting, an upgraded environmental control system and connectivity options.
Classica Plus-Premium Economy on an A330-200.
The main cargo deck of an Airbus A330P2F passenger-to-freight conversion produced by EFW at Dresden, Germany. Modifications to both the A330-200 and longer -300 are offered
A view of the interior of the first A330P2F for DHL, which has ordered eight aircraft and has options on ten more. The A330-300P2F will carry up to 61,000kg (134,500 lb) of cargo.
According to Airbus, its “lower-density cargo” and “high volumetric payload capability” make this type suitable for freight integrators or express carriers