BAe EAP
Варианты:
BAe - EAP - 1986 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1986

Единственный экземпляр
Одноместный самолет-демонстратор технологий
Описание
Фотографии
British Aerospace EAP

   С середины 1970-х годов специалистам авиационной промышленности Британии стало ясно, что вскоре странам НАТО потребуются новые истребители, необходимые для замены таких устаревших типов, как BAC (English Electric) Lightning и McDonnell Douglas F-4 Phantom II. В 1977 году фирмы BAC, "Hawker Siddeley" и "Scottish Aviation" были национализированы и объединены в концерн "British Aerospace". Новая компания начала работы по созданию истребителя, сопоставимого по своим характеристикам и возможностям с самолетом General Dynamics F-16 Fighting Falcon. На ранней стадии британское правительство не собиралось участвовать в этой программе, однако она оказалась очень важной для всей авиационной промышленности Британии. Для работы над ней концерн BAE объединил усилия с фирмами "Dowty", "Ferranti", "GEC Avionics", "Lucas", "Rolls-Royce" и "Smiths Industries". Он также получил поддержку от итальянской компании "Aeritalia" и западногерманской MBB.
   Итогом этого единого европейского порыва стал проект самолета British Aerospace АСА (Agile Combat Aircraft - маневренный боевой самолет), показанный в виде натурного макета на авиашоу в Фарнборо 1982 года и на парижском авиасалоне 1983 года. К тому времени Франция, Италия, Испания, Британия и ФРГ договорились запустить совместную программу, аналогичную проектам Panavia Tornado и SEPECAT Jaguar, по проектированию, разработке и производству улучшенного многоцелевого истребителя. В результате британское правительство в 1982 году возобновило финансирование разработки АСА по проекту "British Aerospace" EAP (Experimental Aircraft Programme - программа создания экспериментального самолета), ставшему в 1986 году проектом "European Fighter Aircraft" (EFA).

   В 1985 году из этой программы вышла Франция. После этого проект назвали Eurofighter 2000, затем Eurofighter Typhoon. Целью усилий по проекту EAP стала интеграция новых технологий в одном планере для дальнейшего их внедрения в программу EFA.
   В мае 1983 года Министерство обороны и фирма BAe заключили контракт на разработку, постройку и летные испытания самолета EAP для проверки правильности ряда концепций. У самолета улучшили аэродинамику, усовершенствовали конструкцию с широким применением новейших материалов (углепластиковые композиты, алюминиево-литиевые сплавы, титан), внедрили систему активного управления для самолета неустойчивой аэродинамической схемы, силовую установку с цифровым управлением режимами работы двигателя и ряд других перспективных систем.
   EAP впервые взлетел 8 августа 1986 года и достиг скорости 1,1 М на высоте 9145 м. Это был самолет типа "утка" с высоким килем, силовой установкой из двух турбовентиляторных двигателей, трехопорным шасси и приподнятой кабиной пилота. Низкорасположенное треугольное крыло с поперечным V имело переменную стреловидность по передней кромке. Подвижные управляющие поверхности состояли из двухсекционных закрылков, двухсекционных элевонов и цельноповоротного переднего горизонтального оперения без поперечного V.
   Эти поверхности вместе с рулем направления управлялись с помощью четырехкратно резервированной электродистанционной системы, созданной фирмой "GEC Avionics" на основе разработок по программе ACT Jaguar.
   Программа EAP продолжалась до 1 мая 1991 года. В ходе нее было выполнено 259 испытательных полетов, давших массу ценных данных.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   British Aerospace EAP

   Тип: одноместный самолет-демонстратор технологий
   Силовая установка: два турбовентиляторных двигателя Turbo-Union RBI 99-34R Mk 104D тягой до 75,62 кН на форсаже каждый
   Скоростные характеристики: максимальная скорость более 2124 км/ч (2,0 М) на большой высоте
   Масса: пустого самолета около 10002 кг; нормальная взлетная 14515 кг
   Размеры: размах крыла 11,77 м; длина 14,70 м; высота 5,52 м; площадь крыла 52,02м2
   Вооружение: отсутствует, хотя четыре макета ракет класса "воздух-воздух" подвешивались под фюзеляжем и внутренними секциями крыла в полуутопленном положении
Работы по экспериментальной авиационной программе (EAP) велись параллельно с проектированием самолета BAe P.120, создававшегося по заказу Королевских ВВС Великобритании. Когда стало ясно, что боевого самолета из проекта P.120 не получится, самолет EAP стал рассматриваться в качестве демонстратора в рамках международной программы ACA (позже EFA).
Истребитель EAP обладал хорошими пилотажными характеристиками на всех углах атаки. При больших углах атаки нижняя входная кромка регулируемого воздухозаборника с переменным входным сечением опускалась вниз для обеспечения подачи невозмущенного потока воздуха на этих режимах полета.
8 августа 1986г.: разработанный в инициативном порядке на средства фирмы самолет BAe EAP во время своего первого полета продолжительностью 1 ч 7 мин достиг скорости М=1,1. Самолет использовался фирмой BAe для отработки технологий перспективного истребителя.
The EAP flight demonstrator is providing valuable data for the design of the EFA.
Night landing in the wet.
Демонстрационный самолет Бритиш Аэроспейс EAP
Предшественник "Еврофайтера" экспериментальный самолет EAP
Having resumed flight testing on 1 May 1987, the EAP demonstrator was set to make its appearance at the Paris Air Show as this issue went to press.
Размещение УР на самолете EAP
Демонстрационный самолет EAP
The EAP ready for a test flight.
A full-scale mock-up of the MBB design for the German TKF-90 requirement as displayed earlier in 1980 at Hanover
В проекте по разработке самолета ACA (Agile Combat Aircraft - маневренный боевой самолет) объединили элементы самолетов, созданных в результате двух проектов - германского TKF-90 и британского P.110/ECF. Макет самолета ACA демонстрировался на Парижском авиационно-космическом салоне.
This full-scale mock-up, exhibited by British Aerospace at Farnborough. represents the latest configuration of the Agile Combat Aircraft (ACA), on which a joint team drawn from Aeritalia. BAe and MBB has been working since April. The ACA is a Mach 2 cranked-wing canard single-seater powered by a pair of developed RB.199s and intended to provide a relatively light and highly manoeuvrable air combat aircraft with added ground attack capabilities, for entry into service in the early 1990s.
Макет истребителя ACA
The British Aerospace ACA was also displayed at Paris as a full-scale mock-up.
Модель истребителя Нортроп-Дорнье ND-102
The latest available illustration of the British Aerospace Warton-designed aircraft for the EAP (Experimental Aircraft Programme), an outgrowth of the ACA (Agile Combat Aircraft) design displayed at Farnborough two years ago.
Рисунок самолета ACA
Рисунок проекта истребителя TKF-90 (J-90)
Западногерманский проект TKF-90 создавался согласно требованиям ВВС ФРГ к истребителю 1990-х годов (JF-90) и был направлен на завоевание превосходства в воздухе. Самолет, созданный по этому проекту, впервые был публично показан на авиашоу в Ганновере в 1980 году. Предполагалось создать двухкилевой самолет с дельтовидным крылом и двумя турбореактивными двигателями класса RB.199.
Рисунок проекта самолета КВВП P.103
Рисунок проекта истребителя Хоукер Сиддли P.106
British Aerospace has studied a number of advanced fighter projects in recent years, including the single-engined P 106, featuring canards and modified delta wing planform.
Модель проекта истребителя Хоукер Сиддли P.110
At Warton, British Aerospace has been conducting studies of an advanced fighter to comply with the RAF's AST 403 requirement. One recent version of the design is shown.
British Aerospace has studied a number of advanced fighter projects in recent years, including a twin-engined alternative, featuring canards and modified delta wing planform.
The impressions of two design studies by Dassault-Breguet for the French ACT 92 requirement for a highly manoeuvrable fighter to enter service during the 'nineties. Both take advantage of the work Dassault-Breguet has undertaken to bring the Mirage 2000 and Super Mirage 4000 to fruition.
This wind tunnel model of the Eurofighter concept demonstrator EAP, shows the favourable foreplane/wing flowfield interaction.
A provisional drawing of the MBB design for the German TKF-90 requirement as displayed earlier in 1980 at Hanover
Configuration drawings of two design studies by Dassault-Breguet for the French ACT 92 requirement for a highly manoeuvrable fighter to enter service during the 'nineties.
At Warton, British Aerospace has been conducting studies of an advanced fighter to comply with the RAF's AST 403 requirement. One recent version of the design is shown.