Aerospatiale Super Puma / SA.332 / AS.532 Cougar     Франция, 1978
Eurocopter EC.225 / EC.725 Caracal     International, 2000
Airbus H215 Super Puma     International, 2015
Варианты:
Aerospatiale - Super Puma / SA.332 / AS.532 Cougar - 1978 - Франция
Страна: Франция
Год: 1978
Вертолет

Средний транспортный вертолет с экипажем из двух/трех человек
Описание
Фотографии:

Кабина (10)
Eurocopter (Aerospatiale) AS 332, AS 532, EC225, EC725 Super Puma и Cougar
  
   Появившийся в 1974 году Super Puma (Aerospatiale AS 332) виделся преемником SA 330 Puma. Новая машина в целом сохранила компоновочные и конструктивные особенности Puma, включая трехопорное убираемое шасси, но была выполнена на новом технологическом уровне с использованием лопастей несущего винта из стеклопластика. Внешне Super Puma отличается от Puma установленным под хвостовой балкой килем и более развитым обтекателем в носовой части фюзеляжа, под которым возможна установка метео-РЛС Bendix/King RDR 1400 или Honeywell Primus 500. Вертолет предназначался для гражданского применения, тем не менее, в его конструкцию заложили и специфически военные особенности - например, возможность работы редуктора в течение часа без смазки, а пробитая 12,7-мм пулей лопасть выдерживала работу в течение 40 часов. Установленные на Puma двигатели Turmo заменили на Makila 1A мощностью по 1780 л.с., которые выходят на максимальный режим работы за 1,5 секунд.
   Первый полет был выполнен 13 сентября 1978 года; на прототип внедрили все новинки - втулку несущего винта типа Starflex, новую трансмиссию, противообледенительную систему лопастей несущего винта, шасси с более широкой колей и одноколесными основными опорами. Эксплуатация Super Puma началась в 1981 году с военного варианта AS 332B и гражданского AS 332C. Оба варианта сохранили размер кабины Puma с объемом 11,40 м3, рассчитанную на перевозку 12-15 солдат в полной выкладке или 21 пассажира. На следующий год начались поставки удлиненных на 0,76 м вариантов гражданского AS 332L и военного AS 332M, объем кабины на этих машина составлял 13,30 м3, что позволяло перевозить на четыре пассажира больше.
   В январе 1990 года военные варианты переименовали в Cougar (позже Cougar Mk I) и ввели для них новое обозначение AS 532 и новые суффиксы: AS 532AC и AS 532UC - для вооруженного и невооруженного с коротким фюзеляжем соответственно; AS 532AL и AS 532UL - для вооруженного и невооруженного с длинным фюзеляжем; невооруженный поисково-спасательный морской вариант стал обозначаться AS 532MC; морской противолодочный/противокорабельный AS 532SC. Ранее оба морских варианта обозначались AS 332F, морского варианта с длинным фюзеляжем не существовало. Для гражданского рынка выпускались AS 332L Super Puma, используемые, в основном, для обслуживания буровых платформ на континентальном шельфе. В настоящее время выпускается гражданский вариант с длинным фюзеляжем AS 332L1 на 20 пассажиров и улучшенная модификация AS 332L Tiger, разработанная специально для работы на буровых Северного моря и заказанная компанией "Bristow Helicopter". Последние построенные Cougar Mk I оснащены двигателями Makila 1A1 мощностью 1877 л. с.
   6 февраля 1987 года выполнил первый полет прототип AS 532M2 Cougar Mk II (гражданский вариант AS 332L2 Super Puma Mk II) с двумя двигателями Makila 1A2 мощностью по 2104 л.с., втулками несущего и рулевого винтов типа Spheriflex с эластомерными подшипниками, удлиненными лопастями несущего винта, увеличенными бортовыми спонсонами, в которых разместили топливные баки, спасательные плотики и т. п. Дальнейшее увеличение длины фюзеляжа позволило разместить в кабине 28 пассажиров. Эксплуатация Cougar и Super Puma в варианте Mk II началась в 1992 году. Данный вариант использован как платформа для французской радиолокационной системы наблюдения за полем боя HORIZON (Helicoptere d'Observation Radar et d'Investigation sur ZONe), разработанной в конце 1990-х годов. Сухопутные войска Франции изначально заказали 20 вертолетов с системой Orchidee, проходившей отработку на AS 330B в варианте с РЛС меньших размеров Orphee. Работы по сочетанию Orchidee и Cougar Mk II прекратили в 1990 году из-за высокой сложности, но после операции "Daguet" (французская составляющая "Бури в пустыне") их возобновили. Опыт 24 боевых вылетов вертолетов с системой HORIZON не прошел даром, и с "Eurocopter" в октябре 1992 года заключили контракт на постройку двух вертолетов AS 532UL с системами Orchidee. Первый из них поднялся в воздух 8 декабря 1992 года, первый из шести серийных заказчик получил в апреле 1994 года. Сухопутные войска Франции заменили часть своих AS 330 на AS 532 Cougar, на конец 2009 года в армейской авиации имелось 22 таких вертолета.
   Вооружение армейских Cougar ограничено пулеметами и блоками НАР. Морской AS 532C способен нести две противокорабельные ракеты AM39 Exocet или противолодочные самонаводящиеся торпеды, также предусмотрена возможность базирования вертолета на кораблях - шасси оборудованы баллонетами для посадки на воду. Развитые спонсоны с баллонетами могут, по желанию заказчика, устанавливаться на вертолете любой модификации.
   Лицензионное производство AS 330 наладили в Индонезии на "IPTN (Eurocopter)", в начале 1980-х годов, затем завод переориентировали на выпуск AS 332C и AS 332L, выпускавшихся под обозначением NAS 332. Выкатка первого вертолета, заказанного для гражданского сектора рынка, состоялась в апреле 1983 года. В некоторых странах Super Puma получили собственные обозначения: CH-34 в Бразилии, HD.21 (поисково-спасательный) и HT.21 (VIP) в Испании, HKP 10 в Швеции. Рекламируемый как AS 532U2 военный вариант AS 532M2 воплотился в модификацию AS 532A2, на основе которого в 1999 году был создан боевой поисково-спасательный вертолет для ВВС Франции. "Eurocopter" также разработал дешевый вариант Mk II - AS532UB/AS532AB Cougar 100 - без спонсонов и с упрощенным составом оборудования.
   На 2010 год линейка "Eurocopter" включала три военные модификации Cougar, включая перспективный EC725 с новым пятилопастным несущим винтом и двумя двигателями Makila 2A мощностью по 2413 л.с., рассчитанный на перевозку 29 солдат, а также AS 532SC с коротким фюзеляжем и AS 532AL с длинным фюзеляжем. Коммерческим заказчикам предлагаются EC225 (эквивалент EC725)и AS332L1 с длинным фюзеляжем.


Варианты

   AS532UB Cougar: упрощенный и менее дорогой военный Cougar Mk I для использования в качестве невооруженного транспортного вертолета с неубираемым шасси и максимальной взлетной массой 9000 кг
   AS532AB Cougar Mk I: вооруженный вариант AS532UB
   AS532U2 Cougar Mk II: невооруженный военно-транспортный вертолет с экипажем из двух человек, способный перевозить 29 солдат


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Aerospatiale AS 532UC Cougar Mk I

   Тип: средний транспортный вертолет с экипажем из двух/трех человек
   Силовая установка: два турбовальных двигателя Turbomeca Makila 1A1 мощностью по 1877 л. с. (1400 кВт)
   Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость на уровне моря 262 км/ч; начальная скороподъемность 420 м/мин; динамический потолок 4100 м; статический потолок с учетом влияния земли 2700 м; статический потолок без учета влияния земли 1600 км; дальность со стандартной заправкой 618 км
   Масса: пустого 4330 кг; максимальная взлетная 9350 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 15,60 м; длина с вращающимися винтами 18,70 м; площадь, ометаемая несущим винтом, 191,13 м2
   Полезная нагрузка: до 21 солдата или груз массой до 4500 кг внутри и на внешней подвеске
Flight deck of Netherlands Cougar Mk II (1998)
Typically, the Caracals unplug from the basket before turning within the oval-shaped HAAR track but maintain a close formation with the MC-130J.
The EC725 has one of the most advanced helicopter cockpits in service. It was so revolutionary that in order to facilitate conversion training from the Puma, a Mirage 2000 pilot was tasked with passing on his knowledge of modern cockpits.
17 июня 2019г., в ходе международного авиасалона Paris Air Show 2019 компания Airbus Helicopters объявила об ускорении создания в Кременчуге центра для подготовки пилотов вертолетов производства «Эрбас». В рамках создания этого центра Украина в декабре текущего года получит два вертолета H125, а в декабре 2020 г. - многофункциональный тренажер H225 Full Flight Simulator (FFS).
"Стеклянная" кабина вертолета H 225LP «Супер Пума»
Super Puma civilian executive seating (1998)
Cougar Mk II military (29-seat) interior (1998)
All Caracal sorties were flown with a diver on board because the aerial refuelling track used was located over the ocean; the diver provides over watch and notifies the crew each time the other helicopter plugs and unplugs with the basket. The diver also notifies his crew of the positional changes of the other Caracal behind the MC-130J.
A Heli-One Patient Litter System allows the Super Pumas to transport multiple patients at one time, and a Goodrich AC electric hoist is installed for rescue winching operations.
Rescue swimmer Sami Ollila rides the hoist back up to the H215.