EFW N-20 Arbalette / Aiguillon
Страна: Швейцария
Год: 1951

Единственный экземпляр
Одноместный истребитель-бомбардировщик и перехватчик
Описание
Фотографии
EFW N-20 Aiguillon

   ВВС Швейцарии в конце 1948 года заказали истребители-бомбардировщики de Havilland Vampire Mk 6 для замены имевшихся Messerschmitt Bf 109E и EFW D.3800. 75 самолетов были построены в Великобритании и еще 100 - в Швейцарии по лицензии фирмами EFW, "Doflug" и "Pilatus". Однако швейцарский Государственный авиационный завод ("Eidgenossisches Flugzeugwerk" или EFW) в Эммене на тот момент уже приступил к работам над необычным истребителем-бомбардировщиком EFW N-20 Aiguillon с четырьмя реактивными двигателями, размещенными в достаточно толстом стреловидном крыле. Самолет проектировался по схеме бесхвостка. Для проверки реалистичности столь необычной концепции были построены две экспериментальные модели в масштабе 3/5. Первая из них поднялась в воздух в 1950 году и представляла собой цельнодеревянный планер с убираемым трехопорным шасси и размахом крыла 7,60 м. В дополнение к летчику в тесном отсеке, расположенном на середине хорды крыла, размещался наблюдатель. Другая модель известна как Arbalete, на ней установили четыре ТРД Turbomeca Pimene взлетной тягой 1,08 кН, тяга на крейсерском режиме составляла 0,78 кН.

   Окрашенный в канареечный цвет Arbalete выполнил много полетов для проверки концепции N-20. Для установки на N-20 выбрали двигатели Armstrong Siddeley Mamba в варианте ТРД (обычный Mamba - турбовинтовой двигатель). Двигатель испытывался на летающей лаборатории de Havilland Mosquito - этот самолет Швейцария купила во время войны после того как самолет выполнил вынужденную посадку и был интернирован. Компания EFW работала вместе с "Armstrong Siddeley" над вариантом двигателя, имевшим тягу 6,23 кН и получившим в Швейцарии обозначение Swiss-Mamba SM-01. Двигатель снабдили форсажной камерой и устройством реверса. К отличиям N-20 относят съемные контейнеры с вооружением и сбрасываемую в аварийной ситуации подрывом пиропатронов кабину, оснащенную системой кондиционирования воздуха. После отстрела летчик отделялся от кабины, приземление кабины и летчика осуществлялось на индивидуальных парашютах. Летные испытания демонстратора успешно завершили в 1952 году, но программу пришлось остановить из-за недостаточной тяги двигателей. Планировалось заменить двигатели на более мощные, но на это парламент Швейцарии не выделил ассигнований. Интересный проект дальнейшего развития не получил. Самолеты N-20 и Arbalete сохранились и ныне выставлены в авиационном отделе швейцарского музея транспорта в Люцерне.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   EFW N-20 Aiguillon

   Тип: одноместный истребитель-бомбардировщик и перехватчик
   Силовая установка: четыре ТРД Armstrong Siddeley/EFW Swiss-Mamba SM-01 тягой no 6,23 кН
   Летные характеристики (расчетные с проектировавшимися ТРД SM-05 тягой по 14,71 кН); максимальная скорость 1110 км/ч; практический потолок 16 000 м; дальность 1060 км
   Масса: пустого 6SS0 кг; максимальная взлетная 9000 кг
   Размеры: размах крыла 12,60 м; длина 12,60 м; высота 3,67 м; площадь крыла 53,85 м2
A unique exhibit is the FFA N20 Aiguillon (Sting) tailless fighter-bomber prototype. Power­ed by four Armstrong-Siddeley Mamba axial turbojets, which turned out to be woefully lacking in thrust, this sole example made some short hops at Emmen on April 8, 1952, but no actual flights were undertaken and the project was subsequently cancelled. The rear view shows the thrust-reverser slots in the top surface of the wing and the buried exhausts which incorporated additional outlets for reheat aimed at doubling the normal thrust to 3,300 lb per engine.
Arbalete - второй демонстратор, построенный по программе N-20. Самолет был оснащен четырьмя ТРД, установленными попарно под и над крылом.
The sole EKW N 20 Aiguillon, designed and developed by the Swiss Federal Aircraft Factory, was an attempt to provide the Swiss Air Force with a potent, home-grown, advanced single-seat jet-powered fighter bomber. Initiated in 1947, the low speed handling had been verified by flight testing a 3/5-scale glider in 1948, followed by higher speed testing of the same scale, but powered EKW Arbalete from November 1951. To fly the N 20 needed an extremely innovative, reheated turbofan engine, latterly built around an Armstrong Siddeley Mamba, as its core gas generator. This engine proved inadequate and the N 20 project was scrapped after one short hop on 8 April 1952.
EFW N-20 Aiguillon