HAL Dhruv / ALH
Страна: Индия
Год: 1992
Вертолет

Легкий вертолет общего назначения с экипажем из двух человек
Описание
Фотографии
HAL Advanced Light Helicopter (ALH)/Dhruv

   В июле 1984 года компания "Hindustan Aeronautics Ltd" подписала с западногерманской фирмой MBB соглашение о сотрудничестве в проектировании, разработке и серийном производстве усовершенствованного легкого вертолета. Индийская компания хотела создать вертолет для обеспечения различных служб и ведомств своей страны, а также гражданских операторов эффективным легким вертолетом отечественного производства. Работы над проектом начались в ноябре 1984 года. Первые наземные испытания машины прошли в апреле 1991 года. Первый из пяти летающих прототипов (два базовых варианта и по одному для ВВС, Армии, ВМФ) совершил свой первый публичный полет 30 августа 1992 года, примерно через 10 дней после своего первого подъема в воздух.
   В конструкции фюзеляжа проекта ALH применены многослойные материалы, легкие сплавы сочетаются с композитами, кевларом и стеклотканью. Динамическая система включает пару турбовальных двигателей, установленных бок о бок за главным редуктором, вращающим четырехлопастные несущий и рулевой винты. Как и втулки винтов, лопасти несущего ротора имеют конструкцию из стеклоткани и углеродного волокна. Сам несущий винт представляет собой бесшарнирный блок с волоконно-эластомерной втулкой. Концы лопастей несущего винта имеют стреловидность по передним кромкам. Хвостовое оперение имеет прямой стабилизатор и две стреловидные концевые шайбы, установленные наклонно.
   На вариант для ВВС и Армии установлено шасси в виде пары неубирающихся полозьев. Морские и гражданские модели с убирающимся трехколесным шасси имеют также на нижних стенках контейнерной секции фюзеляжа пару небольших бортовых выступов-спонсонов для установки основных одноколесных стоек. Автоматическая система управления полетом поставляется французской компанией SFIM.
   Кроме перевозки грузов внутри фюзеляжа, вертолет ALH может нести полуторатонный груз на внешней подвеске. Вариант для ВВС и Армии имеет ударопрочные топливные баки, пуленепробиваемые расходные баки, пламегасители, оборудование для уменьшения ИК-излучения и возможность подвески вооружения для проведения дневных и ночных ударов. На варианте для ВМФ установлены оборудование для крепления к палубе, складная хвостовая балка, а также есть возможность установки системы централизованной заправки и специализированное БРЭО, включая оборудование для ПКР или ПЛО. Эти две вооруженные модели оснащаются пилонами на бортах фюзеляжа с двумя узлами подвески для такого оружия, как ПКР и противолодочные торпеды в морской модели, либо коротким крылом с четырьмя узлами подвески для 16 ПТУР или четырех многозарядных ПУ, либо четырех ракет "воздух-воздух". Армейская модель также может оснащаться подфюзеляжной турелью с 20-мм пушкой.
   Полномасштабные поставки серийных вертолетов ALH, ныне именуемых Dhruv, начались в 2002 году. Первые машины получила Береговая охрана Индии. Затем свои вертолеты начали получать и другие виды Вооруженных сил. К 2007 году четыре основных заказчика получили 75 экземпляров Dhruv. Первые экспортные заказы были получены в 2008 году. Среди заказчиков компании из Боливии, Бирмы, Эквадора, Израиля, Мальдивов, Маврикия и Суринама. 16 августа 2007 года вертолет Dhruv взлетел с турбовальным двигателем Shakti мощностью 1400 э. л. с. (1000 кВт), который является индо-французским проектом. Силовые установки Dhruv ныне оснащаются этим двигателем.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   HAL ALH (вариант наземного базирования)

   Тип: легкий вертолет общего назначения с экипажем из двух человек
   Силовая установка: два турбовальных двигателя Turbomeca TM333-2B мощностью по 1057 э. л. с. (788 кВт); поздние версии - два турбовальных двигателя HAL/Turbomeca Shakti
   Летные характеристики: максимальная скорость 290 км/ч на уровне моря; крейсерская скорость 245 км/ч на оптимальной высоте; начальная скороподъемность 720 м/мин; практический потолок 6000 м; потолок в режиме висения свыше 3000 м с учетом влияния земли; радиус полета 400 км с 700-кг полезной нагрузкой; продолжительность полета 4 ч
   Масса: пустого аппарата 2450 кг; максимальная взлетная 400 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 13,20 м; длина 15,87 м при вращении винтов; высота 4,98 м; площадь диска несущего винта 136,85 м2
   Полезная нагрузка: до 14 пассажиров или груз аналогичной массы в кабине, либо до 1500 кг груза на строповой подвеске
   Вооружение: см. выше
20 августа 1992г.: первый полет выполнил прототип перспективного легкого вертолета Hindustan Aeronautics Limited ALH.
HAL ALH prototype, Z-3182, which officially made its first flight on August 30, 1992 and is due to enter service with all the Indian military services in addition to being offered as a civil utility helicopter.
Одним из двух новых вертолетов на салоне оказался многоцелевой ALH индийской компании HAL
Dhruv undergoing cold weather trials.
К концу 2007 года на вооружении четырех видов ВС Индии имелось до 75 вертолетов ALH. Доступ в грузовую часть его кабины осуществляется через две большие сдвигаемые к хвостовой части боковые двери, а сзади - через створки в хвостовой части корпуса.
Two new variants of the HAL Dhruv Advanced Light Helicopter (ALH), a weaponised ALH in Indian Navy colours (foreground) and an Army ALH with the more powerful Shakti (Turbomeca Ardiden 1H) engine (behind) both undertook their maiden flights on August 16, 2007.
An Indian Army Dhruv conducts a training exercise with troops.
Troops fast rope from a Dhruv Mk III utility helicopter during an assault operation supported by an armed Dhruv Mk IV Rudra.
Powered by Shakti engines, Dhruv Mk III IA-1141 is one of the first five such variants delivered to the Indian Army on February 11, 2011, was on static display at Aero India 2011.
Легкий многоцелевой вертолет ALH Dhruv Mk.3
ALH "Друв"
Индийский вертолет Dhruv
The Indian Air Force Sarang (Peacock) display team utilises the Dhruv and has appeared at many overseas airshows, such as here at Al Ain in the United Arab Emirates.
Многоцелевой вертолет Dhruv из пилотажной эскадрильи Sarang ВВС Индии
Sporting an appropriate colour scheme, this Dhruv is part of the three aircraft that form the Indian Air Force Sarang (Peacock) display team - one of the very few equipped with helicopters.
Вертолеты "Друв" индийской пилотажной группы "Саранг" (павлин)
The Sarang display team in action performing an impressive manoeuvre.
Выступление индийской пилотажной группы «Sarang» на вертолетах «Dhruv»
Вертолет «Дхрув»
HAL developed an armed variant of the Dhruv called the Weapon System Integrated version. Of the total 159 Dhruvs ordered for the Indian military, 76 will be this mark.
Вооруженный вертолет Dhruv
Легкий вооруженный вертолет ALH Rudra Mk.4
Многоцелевой боевой вертолет «Рудра»
HAL’s Weapon System Integrated Advanced Light Helicopter (WSIALH) Mk IV Rudra, the combat version of the Dhruv, received its initial operational clearance in February 2013 and is now in production.
PT-A, the air force/army ALH prototype, equipped with an undernose Lockheed Martin three-barrel 20 mm gun turret, Nag anti-tank missiles and air-to-ground rockets (1998)
One of two production HAL Rudras, the armed version of the Dhruv, shown at Aero India 2013.
Dhruvs have been exported to a number of countries, one of which is Ecuador. Pictured are two of the seven examples ordered for the Ecuadorian Air Force.
ALH civil prototype at Indian Air Show in December 1998 (1999)
Fourth ALH prototype in Indian Navy configuration with tricycle landing gear (1997)
На прошедшей с 28 по 31 марта 2016г. в штате Гоа (Индия) 9-й международной выставке Defexpo 2016 впервые был публично представлен морской вариант индийского многоцелевого вертолета ALH Dhruv, который предназначен для разведывательных и поисковых операций и может базироваться на палубе кораблей. От сухопутного варианта он отличается наличием колесного шасси и складываемыми лопастями несущего винта. Первая эскадрилья ВМС Индии, оснащенная вертолетами такого типа, была сформирована 12 ноября 2013 г.
A wheeled variant of the Dhruv is pictured conducting deck trials.
Dhruv ZD-4146, is a rare example of an Indian Air Force Dhruv configured with a wheeled retractable tricycle landing gear. Most are equipped with skids; wheels are typical for the Navy’s variant. This variant is equipped with a self-protection suite similar to the system fitted to the Rudra.
A HAL Dhruv adapted for ship-based operations with folding rotor blades and a folding tail boom is a contender for the India's Naval Utility Helicopter.
HAL received its first civil order for the Dhruv from India's Oil and Natural Gas Corporation.
В начале нового тысячелетия Индия поставила три вертолета ALH "Дхрув" в Непал
Вертолет ALH Mk.IV "Рудра"
ALH instrument panel (1998)
The modern glass cockpit of an Indian Army Dhruv.
ALH weapon options (1998)
Naval version of the HAL Advanced Light Helicopter, with additional side view (centre) of air force/army variant (1993)