Weiss WM-16 Budapest II / WM-21 Solyom
Варианты:
Weiss - WM-16 Budapest II / WM-21 Solyom - 1933 - Венгрия
Страна: Венгрия
Год: 1933


Описание:
WM-16 Budapest II / WM-21 Solyom
Fokker C.V и C.VI
Weiss. Самолеты
Фотографии

WM-16 Budapest II / WM-21 Solyom

Ближний разведчик и легкий бомбардировщик. Одномоторный биплан смешанной конструкции с неубирающимся шасси. Развитие конструкции самолета Фоккер C.VE, выпускавшегося в Венгрии по лицензии как "Будапешт" I. Модернизацией и приспособлением C.VE к отечественному производству занималась группа инженеров концерна "Манфред Вайс" во главе с Л. Варги. Первый опытный самолет WM-16 вышел на испытания в 1933 г.
Серийное производство наладили в 1936 г., в 1938 г. начался выпуск усовершенствованной модели WM-21. Самолеты семейства WM-16/21 выпускались заводами "Манфред Вайс" и MAVAG в Будапеште, Государственным вагоностроительным заводом ("Гиори вагонгиар") в Гиоре. Всего изготовлено 104 экз. (по другим данным - 137 экз.). Экипаж самолета - 2 чел. Вооружение 3x7,9, бомбы до 300 кг.
Основные серийные модификации:
   - WM-16A с мотором GR 9К;
   - WM-16B с мотором GR 14K;
   - WM-21 с мотором WM 14K, измененным размахом крыла, обтекателями колес;
   - WM-21B с мотором WM 14KB.
Разведчики WM-21 участвовали в конфликте с Румынией в августе 1940 г. Они даже бомбили один из румынских аэродромов. С начала 1941 г. WM-16 и WM-21 постепенно переводились во "вторую линию", но их еще достаточно много оставалось в строевых частях. В апреле - мае 1941 г. несколько эскадрилий этих самолетов участвовало во вторжении в Югославию. После начала войны с Советским Союзом на стороне Германии они использовались венгерской армией на Украине, на Дону, под Сталинградом в 1941-43 гг. Последний случай их появления на Восточном фронте зафиксирован в марте 1943 г. под Харьковом. Позже они служили как учебные и применялись против партизан в оккупированных районах СССР.
WM-21B прекратили выпускать в начале 1942 г.
WM-16 сняли с вооружения в 1942 г., WM-21-B 1944 г.


WM-21B||
Размах:||12,9 м
Длина:||9,64 м
Моторы, количество х мощность:||1 x 1030 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3500 кг
Максимальная скорость:||380 км/ч
Практический потолок:||8500 м
Дальность:||700 км

Fokker C.V и C.VI

<...>
   Манфред Вайсс из Венгрии приобрел три самолета C.V у "Fokker" и затем построил по лицензии не менее 100 самолетов под обозначениями WM-Budapest 9 с двигателем Jupiter, Budapest 11 и Budapest 14 с двигателями WM К-14 (Gnome Rhone 14K) венгерской постройки мощностью 870 л.с. (649 кВт). Модифицированный Вайссом самолет получил обозначение WM-21 Solyom и находился в эксплуатации в годы Второй мировой войны.
<...>

Weiss. Самолеты

<...>
   На базе самолета Fokker C.V разработали легкий разведчик-бомбардировщик биплан WM-16A Budapest. В 1935 году заказчику поставили девять самолетов, оснащенных звездообразным двигателем Gnome-Rhone K-9 мощностью 550 л. с., а в следующем году были поставлены девять WM-16B с двигателем Gnome-Rhone K-14 мощностью 860 л. с., который собирался в компании «Weiss» и позволял развивать максимальную скорость 310 км/ч.
   Следом за единственным построенным учебно-тренировочным самолетом базовой летной подготовки WM-20 (1937 год), оснащенным звездообразным двигателем K-7 мощностью 320 л. с., последовал опытный самолет WM-21 Solyom, в действительности представлявший собой модифицированный WM-16B. Базовая конструкция последнего была упрощена и усилена, а вместо хвостового колеса был установлен хвостовой костыль для сокращения посадочного пробега на травяных аэродромах. Также было применено усовершенствованное оборудование. Вооружение состояло из трех 7,9-мм пулеметов Gebauer, 12 противопехотных 10-кг бомб и 120 зажигательных 1-кг бомб. WM-21 имел размах крыльев бипланной коробки 12,90 м и оснащался звездообразным двигателем WM-14A мощностью 870 л.с. (доработанный вариант Gnome-Rhone K-14), который позволял ему развивать максимальную скорость 320 км/ч.
   Всего построено 128 серийных бипланов семейства Solyom, 25 из них - компанией «Mannfred Weiss», 43 - компанией MAVAG и 60 самолетов - компанией MWG. Самолеты поступили на вооружение в 1938 году и использовались в составе эскадрилий ближней разведки в 1939-1944 годах. На тот момент около 80 самолетов использовались в качестве учебно-тренировочных для повышенной летной подготовки - в этой роли они продержались до 1945 года.
   WM-21 патрулировали румынскую границу в 1940 году во время конфликта в Трансильвании, но их боевое крещение состоялось в апреле 1941 года, когда страны Оси вторглись на территорию Югославии. К тому моменту этими самолетами были укомплектованы шесть эскадрилий и два отдельных звена. Начиная с июня 1941 года, они использовались для поддержки подразделений венгерской армии на территории Украины, но с 1942 года по 1943 год WM-21 применялись в основном в операциях против советских партизан.
Венгерский WM-21 являлся доработанным вариантом самолета Fokker C.V и отличался более крупным и мощным двигателем.
WM-21 Solyom, борт F.242 из X эскадрильи ближней разведки, пропал без вести 29.06.1941г.
WM-21A из 7-й эскадрильи ближней разведки, Мишкольц, 1940 г.
Схема разведчика WM 21
Weiss WM-21B Solyom