Saunders-Roe Lerwick / S.36
Страна: Великобритания
Год: 1938
Летающая лодка

Описание:
Lerwick / S.36
Saro S.36 Lerwick
Фотографии

Lerwick / S.36

Летающая лодка, двухмоторный цельнометаллический моноплан. Спроектирована в КБ фирмы "Саундерс Роу" под руководством Г. Ноулера. Особенности конструкции - очень высокий фюзеляж, сдвигающаяся назад носовая турель и размещение части бомбовой нагрузки в отсеках мотогондол. Опытного образца не было, головной серийный S.36 появился в октябре 1938 г. Его испытания начались с первых дней ноября. Настоящее серийное производство началось с января 1939 г. на заводе "Саундерс Роу" в Ист-Коувсе. Всего построен 21 экз.
В конце 1939 г. ввели увеличенное вертикальное оперение, установленное затем на всех ранее выпущенных самолетах, на последней серии изменили угол установки подкрыльных поплавков. В мае 1941 г. лодки возвратили на завод для изменения угла установки крыла, в июле из-за опасных вибраций произвели ужесточение моторам на всех машинах, находившихся в эксплуатации.
Экипаж - 6 чел. Двигатели "Геркулес" II, на последних восьми лодках - "Геркулес" IV. Вооружение 7x7,69, бомбы до 900 кг (с перегрузкой - до 1400 кг).
"Лервик" состоял на вооружении строевых частей Берегового командования с декабря 1939 г. Применение этого самолета в войне было очень ограниченным. Только одну эскадрилью, базировавшуюся в Великобритании, полностью оснастили ими. Первое боевое патрулирование в Северном море совершили под Рождество 1939 г. Эксплуатация самолетов неоднократно приостанавливалась из-за необходимости доработок. Самолет считался сложным в пилотировании и неустойчивым. "Лервики" в основном вели поиск подводных лодок в Атлантике. 25 марта 1940 г. один из них атаковал бомбами немецкую подводную лодку, но безуспешно. Имели место еще несколько подобных случаев, но ни одна субмарина противника не была потоплена. Самолеты также участвовали в спасательных операциях.
Производство "лервиков" приостановили в октябре 1939 г., затем в феврале следующего года восстановили. Окончательно выпуск завершили в марте 1941 г. В конце мая 1941 г. эти лодки перевели в учебные части. Служившие там машины периодически привлекали к поискам экипажей сбитых самолетов. В августе-октябре 1941 г. "лервики" использовали для временного оснащения вновь формируемых эскадрилий. После этого большинство самолетов законсервировали, а в декабре 1942 г. списали. Одна машина служила как учебная до конца марта 1943 г.


"Лервик" I||
Размах:||24,64 м
Длина:||19,4 м
Моторы, количество х мощность:||2х 1375 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||15000 кг
Максимальная скорость:||345 км/ч
Практический потолок:||4300 м
Дальность:||2800 км

Saro S.36 Lerwick

Проект самолета S.36 Lerwick был создан компанией «Saunders-Roe» по спецификации R.1/36 британского министерства авиации.
  Эта летающая лодка-разведчик была, по всей вероятности, самым неудачным проектом компании, но, тем не менее, 21 самолет был построен для Берегового командования.
  S.36 Lerwick был выполнен по схеме высокоплана и оснащен парой радиальных ПД Bristol Hercules II или Bristol Hercules IV мощностью по 1375 л. с. (1025 кВт), установленных в гондолах на крыле.
  Еще на раннем этапе испытаний были выявлены недостаточная устойчивость и плохие характеристики сваливания. Хотя был предпринят ряд мер, чтобы устранить эти недостатки, полностью справиться с проблемами не удалось. Самолет начал поступать на вооружение в конце 1940 года; первой его получила 209-я эскадрилья. Все заказанные самолеты были поставлены к ноябрю 1940 года, но после последовавшей потери двух машин Lerwick был снят с вооружения в мае 1941 года.
  Несколько машин недолго использовались для второстепенных задач, но большинство были отправлены на хранение, откуда позднее пошли прямо на слом.
  Lerwick имел размах крыла 24,64 м и развивал максимальную скорость 343 км/ч.
The first prototype Lerwick, L7248. Note the original fin and rudder, wing floats without step and the absence of rear turret.
Один из первых серийных "лервиков" на выкатном шасси
Lerwick L7248 on its beaching gear.
L7250 beached at Calshot in July 1939 while with 240 Squadron for trials.
Техническое обслуживание "Лервика" на берегу
The third prototype, L7250 - going down the slipway with engines running on its beaching gear, with front turret retracted.
A Lerwick of 209 Squadron moored at Oban, with Short Sunderlands in the background.
L7257 'WQ-F' of 209 Squadron at Oban. The front turret is retracted for mooring.
"Лервик" на базе 209-й эскадрильи в Обэне. Носовая турель в убранном положении
Летающая лодка Saro Lerwick Mk I из 209-й эскадрильи. Она была недостаточно надежной в эксплуатации.
Экипаж Lerwick состоял из шести человек, а вооружение включало один пулемет Vickers K в носовой установке, пулеметы Browning в верхней (два) и хвостовой (четыре) турелях и до 907 кг бомб.
Lerwick L7250, the third prototype, during sea trials.
Lerwick L7265 'WQ-Q’ of 209 Squadron on the step at Oban.
L7250 in flight, with the final rudder profile.
Lerwick L7249 with final rudder format.
Lerwick L7257 'TA-S' of 4 OTU in flight.
Detail of the rear fuselage of L7248 during the tail layout trials. Note the final form of the rudder, the large finlets and the tufting.
Moored at MAEE Helensburgh, L7248 showing off the twin fin and rudder modification.
Saro Londons, Lerwick (right) and R2/33 (left) under construction.
Peter Green has sent in this view of Saunders Roe Lerwick L7257 'TA-R' of 4 Operational Conversion Unit. We featured the Lerwick AZ125 and recorded that L7257 sank at its moorings at Ivergordon on November 11, 1941. Despite the considerable efforts required, it was clearly salvaged, albeit for spares recovery. As Peter says, it shows just how versatile 'Queen Mary' transporters were. He noted that the trailers had a load capacity of 3 tons, though a few were upgraded to 4 tons. He wonders how much a stripped-out Lerwick fuselage would weigh.
Saro Lerwick
Saro Lerwick I. bottom right: Prototype L7248 initial format, centre: Twin fins and rudders as fitted with L7248