Beaufort
Бомбардировщик-торпедоносец и морской разведчик, двухмоторный цельнометаллический моноплан; убирающееся шасси. Разработан в КБ фирмы "Бристоль эйркрафт" под руководством Л. Фрайза. Первый полет опытный образец "Бофорта" совершил 15 октября 1938 г. Самолет был внедрен в серийное производство в октябре 1939 г. Строился на заводах "Бристоль" в Фултоне и Бэнуэлле и двух заводах в Австралии - CAC в Фишерменс-Бэнд и DAP в Мэскоте. Всего изготовлено 2129 экз. (с учебными и транспортными вариантами).
Экипаж - 4 чел. Вооружение 2 - 6x7,69 (на австралийских "бофортах" VII - 2x12,7+3x7,69), бомбы до 908 кг или одна торпеда в полуубранном положении под бомбоотсеком.
Самолет состоял на вооружении в Великобритании с ноября 1939 г., в Канаде - с августа 1941 г., в Австралии и Южно-Африканском Союзе - с декабря 1944 г., в Турции - с конца 1944 г.
Выпускались следующие боевые модификации:
- "Бофорт" I с моторами "Таурус" II, позднее ставились двигатели модификаций IIA, III, VI, XII и XVI, на самолетах последних серий монтировались РЛС;
- "Бофорт" II, аналог модификации I с моторами R-1830-S1C3-G;
- "Бофорт" V, австралийский вариант с килем увеличенной площади, моторами R-1830-S3C4-G австралийского производства, винтами "Кэртис", вариант VA - с винтами "Гамильтон";
- "Бофорт" VI, австралийский вариант, аналог модификации V с моторами R-1830-S1C3-G американского производства и винтами "Кэртис";
- "Бофорт" VII, австралийский вариант, идентичный модификации VI, но с винтами "Гамильтон";
- "Бофорт" VIII, австралийский вариант с моторами R-1830-S3C4-G австралийского производства, с усиленным оборонительным вооружением, установкой РЛС.
"Бофорты" впервые вступили в бой в апреле 1940 г. Они осуществляли минные постановки у берегов Германии, проводили дневные и ночные налеты на береговые цели и суда. В июне 1940 г. эти самолеты безуспешно пытались бомбить линкор "Шарнхорст". Торпедные атаки (дневные и ночные) начались с сентября того же года, сперва по транспортам в Северном море, а затем и на боевые корабли. В апреле 1941 г. "Бофорт" поразил торпедой линкор "Гнейзенау" в Бресте, в июне - "карманный" линкор "Лютцов". С марта 1942 г. эти торпедоносцы появились в Средиземном море - их базой являлась Мальта, а летом того же года "бофорты" разместили на Цейлоне, откуда они патрулировали близлежащие районы Индийского океана.
Австралийские самолеты с июня 1942 г. применялись на Новой Гвинее как бомбардировщики и разведчики, а с сентября и как торпедоносцы (днем и ночью). Южноафриканские машины в мае 1942 г. участвовали в операции по захвату Мадагаскара.
Боевые "бофорты" прекратили выпускать в Англии в конце 1943 г., буксировщики мишеней - в ноябре 1944 г. В Австралии производство всех модификаций прекратили в августе 1944 г.
С конца 1942 г. Береговое командование британских ВВС постепенно переводило "бофорты" в учебные и вспомогательные части. Последними сняли с боевого дежурства торпедоносцы на Цейлоне - в середине 1944 г. Окончательно их сняли с вооружения в июле 1945 г. В Канаде с ними простились в октябре 1944 г., в Австралии - в 1946 г., в Турции - в 1947 г.
"Бофорт" I||
Размах:||17,6 м
Длина:||13,42 м
Моторы, количество х мощность:||2x1130 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||8038 кг
Максимальная скорость:||416 км/ч
Практический потолок:||5032 м
Дальность:||2550 км
Показать полностьюShow all
Bristol Type 152 Beaufort
В 1935 году Министерство авиации Великобритании выпустило спецификации М.15/35 и G.24/35 на перспективные торпедоносец-бомбардировщик и разведчик-бомбардировщик. Требованиям, предъявляемым к последнему, соответствовал самолет Bristol Type 149 Bolingbroke, строившийся в Канаде. А вот по заданию на торпедоносец-бомбардировщик компания "Bristol" решила доработать самолет Blenheim, присвоив новой машине обозначение Type 150. Одними из отличий нового самолета от предшественника стали новый фюзеляж, приспособленный для подвешивания торпеды, и более мощные двигатели. Проектное предложение было представлено в Министерство авиации в ноябре 1935 года.
Вскоре специалисты "Bristol" пришли к выводу, что могут удовлетворить запрос Министерства на торпедоносец-бомбардировщик и разведчик-бомбардировщик за счет одного самолета - Type 152, который предлагалось спроектировать на базе Blenheim. По сравнению с Blenheim Mk IV новая машина вышла несколько длиннее - для обеспечения возможности размещения торпеды в полувыступающем положении. Новый самолет вызвал больший интерес у Министерства авиации, чем Type 150, но его специалисты считали, что экипаж должен состоять из четырех человек. Разработчик быстро учел пожелание заказчика - кабина была перепроектирована под четырех летчиков, так что крыша фонаря кабины теперь не прерывалась до надфюзеляжной турели - это стало отличительным признаком новой машины, строившейся в соответствии со спецификацией 10/36 и получившей наименование Beaufort.
Впрочем, результаты проведенных расчетов показали, что силовая установка из двух двигателей Bristol Perseus не сможет обеспечить достаточную мощность для сохранения летных характеристик при увеличившейся на 25% массе, поэтому для самолета Beaufort были выбраны новые двигатели Taurus. Первый контракт на закупку 78 самолетов был подписан в августе 1936 года, но первый прототип поднялся в воздух только два года спустя - 15 октября 1938 года. Причин тому было несколько, в том числе проблемы с перегревом двигателя и необходимость перестроить линии выпуска Blenheim до того, как начнется серийная постройка Beaufort.
Летные испытания прототипа выявили большое число недостатков, в результате чего разработчику пришлось устанавливать створки, закрывающие главные опоры шасси в убранном положении, вывести в новое место выхлопные трубы двигателей и установить два пулемета в надфюзеляжной турели. Все это в сочетании с возникшими проблемами с новыми двигателями задержало ввод в эксплуатацию самолетов Beaufort Mk I, который начался лишь в январе 1940 года - первые машины поступили в 22-ю эскадрилью Берегового командования. Именно ей довелось в ночь с 15 на 16 апреля 1940 года первой вступить в войну - летчики эскадрильи выполнили постановку мин во вражеских прибрежных водах. Однако в следующем месяце эксплуатация всех самолетов, находившихся в строевых частях, была приостановлена - до полного устранения проблем с двигателями.
Австралийское правительство проявило интерес к самолетам Beaufort, и в начале 1939 года, после визита в страну группы британских специалистов, было создано два авиазавода для сборки данных самолетов. Причем вначале австралийцы посчитали, что вместо двигателя Taurus они будут ставить лицензионные Pratt & Whitney Twin Wasp - ими оснастили 700 самолетов.
Серийный выпуск машин начался в Австралии в 1940 году, а первый Beaufort Mk V поднялся в воздух в мае 1941 года. Кроме силовой установки и увеличенной площади киля (для улучшения устойчивости с более мощным двигателем), они в целом были аналогичны своим британским "собратьям". Фактически изменения, внесенные в проект в отношении двигателя и воздушного винта, стали основными отличительными особенностями различных вариантов, выпускавшихся на австралийских заводах: Beaufort MkV, Beaufort MkVA, Beaufort Mk VI, Beaufort MkVII и Beaufort MkVIII. Причем Beaufort Mk VIII оказался последним серийным вариантом - до окончания серийного выпуска в августе 1944 года было построено 520 таких самолетов, имевших дополнительные топливные баки, аппаратуру навигационной системы "Лоран" и отличавшихся несколькими вариантами вооружения. Кроме того, 46 самолетов были переоборудованы в транспортные, не имевшие надфюзеляжной турели (образовавшееся отверстие было закрыто обтекателем) и получившие обозначение Beaufort Mk IX. На всех австралийских машинах стояли двигатели мощностью по 1200 л. с. Австралийские ВВС активно использовали Beaufort на Тихоокеанском ТВД, начиная с лета 1942 года и вплоть до окончания Второй мировой войны.
Испытания австралийских Beaufort MkV с двигателями Twin Wasp побудили британское Министерство авиации вписать этот тип моторов в следующий контракт на поставку самолетов, и первый прототип новой модификации с американскими двигателями поднялся в воздух в ноябре 1940 года. Первый серийный Beaufort Mk II поднялся в воздух в сентябре 1941 года и по сравнению с Beaufort Mk I показал намного лучшие взлетные характеристики. Однако из-за нехватки моторов Twin Wasp британцы успели построить только 164 серийные машины Mk II до того, как вариант Mk I с модернизированными двигателями Taurus XII или XVI был запущен в серийное производство. Данный самолет имел усиленную конструкцию, другую пулеметную турель и радар ASV с антеннами "Yagi". К моменту завершения в 1944 году серийного выпуска этого варианта самолета в Великобритании были построены более 1200 самолетов Beaufort.
Последние два присвоенных обозначения, Beaufort Mk III и Beaufort Mk IV, относятся, соответственно, к модификации с двигателями Rolls-Royce Merlin XX, которая так и не была построена, и к варианту с двумя двигателями Taurus XX мощностью по 1250 л. с, который был построен только в единственном экземпляре. Beaufort был основным торпедоносцем-бомбардировщиком Берегового командования в период 1940-1943 годов, пока ему на смену не пришел Beaufighter.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Bristol Beaufort Mk I
Тип: торпедоносец-бомбардировщик с экипажем из четырех человек
Силовая установка: два звездообразных двигателя Bristol Taurus VI, XII или XVI мощностью по 1130 л. с. (843 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 1830 м - 418 км/час; крейсерская скорость на оптимальной высоте 322 км/час; практический потолок 5030 м; дальность 1666 км
Масса: пустого 5945 кг; максимальная взлетная 9630 кг
Размеры: размах крыла 17,63 м; длина 13,59 м; высота 3,78 м; площадь крыла 46,73 м2
Вооружение: два 7,7-мм пулемета Vickers "К" в носовой части, два 7,7-мм пулемета Vickers "К" на турельной надфюзеляжной установке "Bristol" и, на ряде самолетов, один 7,7-мм пулемет Browning в блистере носовой части фюзеляжа и по одному 7,7-мм пулемету Vickers "К", установленному в каждой из мотогондол, а также одна 728-кг торпеда или до 907 кг бомб или мин
Показать полностьюShow all