Fairey Swordfish
Варианты:
Fairey - Swordfish - 1934 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1934


Двух-/трехместный бомбардировщик-торпедоносец и разведчик
Описание:
Swordfish
Fairey Swordfish
Flight, November 1939
Britain's Military Aircraft
Фотографии:

Ч/б фото (159)

Swordfish

Разведчик, бомбардировщик и торпедоносец, одномоторный цельнометаллический биплан; неубирающееся колесное шасси могло заменяться двумя поплавками. При хранении на корабле бипланная коробка откидывалась назад. Создан в КБ фирмы "Фэйри авиэйшн" под руководством М. Лобеля и Г. Чэплина. Опытный торпедоносец PV (он же TSR I) впервые поднялся в небо 21 марта 1933 г. Его развитием стал палубный бомбардировщик-торпедоносец TSR II, явившийся фактически опытным образцом "Свордфиша". Он взлетел 17 апреля 1934 г. (на колесах), первая поплавковая машина взлетела 10 ноября того же года.
   Серийное производство было начато в июне 1936 г. на заводе "Фэйри" в Хейсе, а в начале 1940 г. перемещено на завод "Блэкберн авиэйшн" в Шербурн-ин-Элмет с поставкой отдельных узлов с других предприятий. Всего построено 1112 экз., из них 992 самолета "Свордфиш" I - только эта модификация комплектовалась поплавками.
Экипаж - 2-3 чел. Вооружение 1-2 x 7,69, бомбы или морские мины до 680 кг или одна торпеда (730 кг) на наружной подвеске под фюзеляжем, на модификациях II и III - 8хНУР.
"Свордфиш" состоял на вооружении в Великобритании с июля 1936 г.
Выпускались серийно следующие модификации:
   - "Свордфиш" I, первая серийная модель, мотор "Пегасус" IIIM3;
   - "Свордфиш" II с усиленным центропланом нижнего крыла (введена металлическая обшивка снизу), мотор "Пегасус" IIIM3 (на поздних сериях - "Пегасус" 30), предусмотрена подвеска НУР и стартовых ускорителей;
   - "Свордфиш" III, самолет ПЛО с РЛС в подфюзеляжном обтекателе.
В июле 1936 г. "свордфишами" вооружили первую эскадрилью британской морской авиации, к концу года новую технику получили еще три эскадрильи. К началу Второй мировой войны этими самолетами были оснащены 13 эскадрилий. "Свордфиши" служили на авианосцах "Арк Ройял", "Корейджес", "Глориэс", "Фьюриэс" и "Игл". Поплавковыми "свордфишами" были вооружены 11 катапультных звеньев в метрополии и Гибралтаре. Они стояли на крейсерах и линкорах.
С начала войны "свордфиши" участвовали в конвойных операциях (с авианосцев и с берега), защищая корабли от подводных лодок. Летали днем и ночью. Первая (неудачная) атака немецкой субмарины U-30 имела место 14 сентября 1939 г.
В апреле 1940 г. гидроплан с линкора "Уорспайт" способствовал уничтожению семи немецких эсминцев под Нарвиком. "Свордфиш" добил один из них бомбами. Там же гидроплан потопил подлодку U-64. Самолеты действовали и с береговых баз, например, с октября 1940 г. по январь 1942 г. из Гибралтара. С кораблей поплавковые "Свордфиши" убрали в 1942 г.
В апреле 1940 г. самолеты осуществили первую торпедную атаку на два немецких крейсера, стоявших на якоре у Тронхейма. С мая "свордфиши" с береговых баз занимались постановкой донных мин у побережья Германии. В период эвакуации британских войск из Дюнкерка одну эскадрилью привлекли к дневным налетам на немецкие танки; при этом английские летчики понесли большие потери.
С июня 1940 г. широко использовались как торпедоносцы в бассейне Средиземного моря. В ноябре того же года "свордфиши" дислоцировали на о. Мальта. Оттуда они совершали нападения на суда противника, следовавшие в Северную Африку. В этом же месяце самолеты с авианосца "Арк Ройял" атаковали французские корабли в Оране и Мерс-эль-Кебире. Крупным успехом стал налет на итальянский порт Таранто. Там торпедоносцы с авианосца "Илластриэс" потопили линкор "Конте де Кавур" и повредили еще два - "Литторио" и "Кайо Дуилио". Кроме этого, они вывели из строя два крейсера и два эсминца. В марте 1941 г. "свордфиши" участвовали в бою с итальянской эскадрой у м. Матапан, в мае - в потоплении "Бисмарка" - лучшего линкора Германии. "Свордфиши" применялись и в чисто сухопутных операциях в Сирии и Ираке. В последнем случае их использовали с берега против войск регента Рашида Али, организовавшего в стране прогерманский мятеж.

12 февраля 1942 г. эскадрилья "свордфишей" безуспешно попыталась помешать прорыву немецких линкоров "Шарнхорст" и "Гнейзенау" через Ла-Манш.
С осени 1941 г. эти уже устаревшие самолеты все шире использовались как средство ПЛО. В этом качестве они служили до конца войны, базируясь в основном на малых авианосцах и оборудованных полетной палубой торговых судах. 21 декабря 1941 г. противолодочный "Свордфиш", вылетевший с Гибралтара, при помощи РЛС ночью обнаружил и потопил немецкую подводную лодку. Некоторые самолеты оснастили импульсными прожекторами "Ли лайт", а с октября 1942 г. - ракетным вооружением. Противолодочные "свордфиши" часто обеспечивали сопровождение конвоев, в том числе шедших в северные советские порты. В одном из таких походов, в сентябре 1944 г., самолеты с эскортного авианосца "Виндекс" потопили четыре вражеские субмарины. На переоборудованных торговых судах (типа MAC) старые бипланы служили до конца мая 1945 г. Последняя немецкая подводная лодка была обнаружена самолетом с корабля "Эмпайр Мак-Эндрю" 20 апреля того же года.
Производство модификации "Свордфиш" I прекратили в 1940 г. Отдельные самолеты этого типа эксплуатировались как учебные и вспомогательные до 1953 г.
"Свордфиш" сняли с производства в августе 1944 г., с вооружения - в конце мая 1945 г.


"Свордфиш" I ("Свордфиш" I (поздние серии))||
Размах:||13,85 м (13,87 м)
Длина:||11,0 м (12,35 м)
Моторы, количество х мощность:||1x690 л.с. (1х 870 л. с.)
Взлетная масса, максимальная: ||3686 кг (с подвеской торпеды) (4196 кг)
Максимальная скорость:||224 км/ч (206 км/ч (с торпедой))
Практический потолок:||3260 м (5170 м)
Дальность:||870 км (780 км (с торпедой))

Fairey Swordfish

Свое происхождение Fairey Swordfish ведет от самолета S.9/30, разработанного по техническому заданию на разведчик-корректировщик, выпущенному в июне 1930 года (вторым участником конкурса был Gloster FS.36). Первый S.9/30 взлетел 22 февраля 1934 года, когда задание уже было аннулировано. Тем не менее оснащенный двигателем Rolls-Royce Kestrel S.9/30 проходил испытания в 1933-1934 годах как с колесным, так и с поплавковым шасси.
   Еще в 1932-1933 годах "Fairey" в частном порядке строила самолет TSR I - торпедоносец/корректировщик/разведчик для ВМС Греции. Эта машина с двигателем Armstrong Siddeley Panther была готова почти на год раньше, чем S.9/30; первый полет TSR I состоялся 21 марта 1933 года. За исключением радиального двигателя TSR I был очень похож на S.9/30. Уже переоснащенный двигателем Bristol Pegasus, TSR I был потерян в аварии в сентябре 1933 года, но показанные им многообещающие характеристики привели к созданию самолета TSR II (K4190) - прототипа Swordfish.
   TSR II поднялся в воздух 17 апреля 1934 года, всего через два месяца после первого полета S.9/30. Соответствовавший требованиям спецификации S.15/33 на торпедоносец/корректировщик/разведчик, TSR II мало отличался от TSR I и был оснащен 9-цилиндровым радиальным двигателем Bristol Pegasus IIIM3. В июне 1934 года TSR II прошел катапультные испытания в Королевском авиационном НИЦ в Фарнборо, за которыми последовали палубные испытания на авианосце "Корейджес". Затем самолет оснастили поплавковым шасси и передали подразделению по испытаниям торпед в Госпорте, где позднее он разбился в катастрофе.
   Удачное завершение испытаний в апреле 1935 года привело к выдаче заказов на три опытных и 86 серийных машин, получивших обозначение Swordfish Mk I. Первые Swordfish Mk I начали поступать в подразделения авиации ВМС (FAA) в июле 1936 года, когда 825-я эскадрилья получила их взамен своих старых Fairey Seal, приступив к несению службы на авианосце "Глориес". К 1938 году Swordfish Mk I уже стал единственным бомбардировщиком-торпедоносцем FAA, вытеснив из боевых частей самолеты Blackburn Shark и Blackburn Baffin, а также Seal.
   К началу войны в составе FAA имелось 13 боевых эскадрилий Swordfish, а еще 12 были развернуты уже в ходе боевых действий. К ним следует добавить еще 22 эскадрильи второй линии и 11 катапультных отрядов (два были оснащены Swordfish с поплавковым шасси). Последние были позднее сведены в 700-ю эскадрилью. Во время войны Swordfish из FAA первыми приняли участие в кампании в Норвегии, а затем несли службу на Средиземноморье, Западной пустыне, Ираке, участвовали в "Битве за Атлантику" и поддерживали конвои, следовавшие в СССР. Swordfish принимали, среди прочего, участие в уничтожении подводной лодки U-64 (первой германской субмарины, потопленной FAA в ходе войны), большей части кораблей французского флота в Оране в июле 1940 года, итальянского флота в Таранто и германского линкора "Бисмарк". На счету Swordfish больше потопленного тоннажа, чем у любого другого самолета Союзников. Однако неудачная атака на прорывавшиеся через Ла-Манш немецкие линейные крейсера "Шарнхорст" и "Гнейзенау" и тяжелый крейсер "Принц Ойген" в феврале 1942 года стала последним случаем использования Swordfish в качестве бомбардировщика-торпедоносца. С тех пор главной задачей Swordfish стала борьба с подводными лодками с использованием глубинных бомб и ракет, против которых они обычно действовали с палуб "торговых" судов или эскортных авианосцев.
   За Swordfish Mk I в 1943 году последовал вариант Swordfish Mk II с усиленным нижним крылом и металлической обшивкой на нижних поверхностях, способный использовать неуправляемые ракеты. В том же году появился Swordfish Mk III с модифицированным нижним крылом, возможностью использования стартовых ускорителей и РЛС ASV Mk X в обтекателе между стойками шасси. Последний серийный вариант, Swordfish Mk IV, представлял собой Mk II с закрытыми кабинами для обучения в холодном климате Канады. Все Mk I и некоторые Mk II были оснащены двигателем Pegasus IIIM3, как на первых самолетах, а на остальных Mk II и Mk III использовался более мощный Pegasus 30.
   После постройки самой "Fairey" 692 Swordfish Mk I с конца 1940 года за изготовление самолетов стала отвечать фирма "Blackburn", которая выпустила еще 1700 машин (300 Mk 1,1080 Mk II и 320 Mk III). Таким образом всего были построены 2392 самолета. Авиация ВМС Канады получила в общей сложности 99 Mk II и шесть Mk III. Еще одним оператором Swordfish было Береговое командование ВВС, 812-я эскадрилья которого приступила к постановке мин в апреле 1940 года. Последняя эскадрилья Swordfish в FAA, 836-я, была расформирована 21 мая 1945 года.
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Fairey Swordfish Mk I (с колесным шасси)

   Тип: двух-/трехместный бомбардировщик-торпедоносец и разведчик
   Силовая установка: один радиальный двигатель Bristol Pegasus IIIM мощностью 690 л. с. (515 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 1450 м - 224 км/ч; крейсерская скорость на высоте 1525 м - 206 км/ч; время набора высоты 1525 м - 10 мин 30 с; потолок 3780 м; дальность полета 1657 км с дополнительным запасом топлива и 878 км с боевой нагрузкой 680 кг
   Масса: пустого 2359 кг; максимальная взлетная 4196 кг
   Размеры: размах крыла 13,87 м; длина 11,00 м в стояночном положении; высота в стояночном положении 3,92 м; площадь крыльев 56,39 м2
   Вооружение: один 7,7-мм пулемет Vickers Mk V по правому борту носовой части фюзеляжа и один 7,7-мм пулемет Vickers "K" или Lewis на турели в задней кабине; до 739 кг боевой нагрузки на одном узле подвески под фюзеляжем и восьми под крылом, обычно или одна 739-кг 457-мм торпеда или одна 680-кг мина под фюзеляжем, или до 680 кг боеприпасов, включая 227-кг, 113-кг и 9-кг бомбы под фюзеляжем и крылом

Flight, November 1939

Britain's Military Aircraft
A Survey of Our Service Machines

FAIREY

   The Fairey Swordfish torpedo spotter reconnaissance biplane, although a comparatively old type, is doing excellent work It is a two-three-seater fitted with a Bristol Pegasus engine and can be fitted with interchangeable wheel or float undercarriage.

The Fairey Aviation Co.. Ltd.. Hayes. Middlesex.
17 апреля 1934г.: совершил первый полет прототип Fairey TSR.2, получивший известность как Fairey Swordfish и ставший основным торпедоносцем британской морской авиации в период Второй мировой войны.
The Fairey "Swordfish" Torpedo-Spotter-Reconnaissance Biplane (Bristol "Pegasus" engine).
FIRST OFF THE LINE: Here is the first production-type Fairey Swordfish torpedo spotter reconnaissance machine during tests at the Fairey aerodrome last week. The Swordfish is fitted with the 690 h.p. Bristol Pegasus III moderately supercharged radial: its airscrew is a three-bladed metal Fairey.
The Swordfish torpedo spotter reconnaissance machine (Pegasus III or X). The type is in service with the Fleet Air Arm.
The Fairey Torpedo Spotter reconnaissance ship-plane (Bristol "Pegasus"). An order will probably be placed shortly for machines of this type to equip a squadron of the Fleet Air Arm.
One of two torpedo spotter reconnaissance types to be adopted is the Fairey "Swordfish" with 690 h.p. "Pegasus III."
Прототип Swordfish K4190 (изначально Fairey T.S.R.II) был спроектирован по спецификации S.15/33, но в ходе испытаний показал даже более высокие характеристики.
The T.S.R. (Bristol "Pegasus");
The Fairey Swordfish is also a T.S.R. and has been adopted for service. The engine is a 690 h.p. Pegasus III M.3.
Fairey TSR II, K4190 - the prototype Swordfish
The diminutive dimensions of the Tipsy S. are apparent when the machine is seen parked beside the Fairey Swordfish. Mr. Eyskens is in the cockpit.
Heterogeneity at Heathrow: Some of the aircraft on view; in the foreground is the Fairey Swordfish.
See how they run! A dual-control Swordfish, equipped with cockpit head-rests for catapulting in comfort, causes a stir at Calshot.
Fairey Swordfish, probably from No. 829 Squadron off H.M.S. "Illustrious", at Durban airfield, South Africa, in April 1942. The carrier left Durban on 28th April for Madagascar with twenty Swordfish aboard
A few Swordfish found their way to Aden where they were used for a short time by 8 Squadron for policing up country in the Protectorate. A very rare view shows one at a landing ground in November 1940.
Joining the FAA Museum's new acquisitions at Yeovilton is the Royal Navy Historic Flight’s Fairey Swordfish, LS326, in a new green/grey/white colour scheme applied by Personal Plane Services at Booker. This photograph was taken at the Warwickshire Air Pageant at Coventry on May 25, 1987.
No.815 Squadron served in Egypt during 1943, with a series of detachments. Blackburn-built Mk.I V4697 is illustrated at Fayid in June 1943 - the unit disbanded the following month.
Also based at HMS Phoenix was this example of the Albacore’s famous forbear, Blackburn-built Fairey Swordfish I V4697. It was photographed at Fayid on November 16, 1942.
One of a batch of 27 Swordfish delivered in mid-1937, K8869 is seen at Amriya in September 1938.
Fairey Swordfish I K8386 was part of a batch of 104 Sword­fish ordered in 1935 and delivered to the RAF between September 1936 and April 1937. Assigned to HMS Eagle, K8386 was transferred to the Admiralty on May 24, 1939.
Fairey Swordfish torpedo-spotter-reconnaissance machines (Pegasus III) ready for torpedo practice at Gosport.
JACK AND THE SWORDFISH: The Navy gets to work on a Fairey Swordfish torpedo spotter reconnaissance machine at Eastleigh, where units are stationed prior to embarkation in H.M.S. Ark Royal, Great Britain’s newest aircraft carrier.
С августа 1942 года самолеты Swordfish привлекались к эскортированию северных конвоев, которые направлялись в арктические порты СССР. В суровых климатических условиях полеты выполнялись и днем, и ночью. Swordfish взлетает с заснеженной палубы авианосца "фенсер", 1944 год.
A Fairey Swordfish being lowered onto its land-based FAA training school catapult.
A Fairey Swordfish being launched from its land-based FAA training school catapult.
Catapult training is given in the first instance on land. On the photo a Fairey Swordfish is seen being “fired.”
Illustrious photographed in 1942 she was commissioned in 1940. After working up off Bermuda Illustrious joined the Mediterranean Fleet on September 2, 1940 with 15 Fairey Fulmars and 16 Swordfish embarked.
"Свордфиши" 821-й эскадрильи на палубе авианосца "Корейджес", 1938 г.
Подготовленные к очередному вылету на поиск вражеских субмарин Swordfish из 813-й и 814-й эскадрилий на палубе авианосца "Игл" (апрель 1941 года, район Момбасы). 6 июня 1941 года самолеты этих эскадрилий обнаружили и потопили судно снабжения подводных лодок "Эльба".
Swordfish aboard HMS Courageous during the author's brief service with the carrier in 1939.
Fairey Swordfish.
Самолеты 834-й эскадрильи на палубе эскортного авианосца "Бэтлер", 1943 г.
Подготовка "Суордфишей" к вылету
На британских эскортных авианосцах основным ударным самолетом был Fairey Swordfish Mk II, на фотографии - идет проверка взрывателя торпеды на борту авианосца "Баттлер" (1943 год).
Making final adjustments to a Swordfish torpedo aboard HMS Battler.
Loading a torpedo underneath a Swordfish
Getting down to it. Fairey Swordfish K8440 about to be waved off. The flight deck party was composed of seamen from the ship's complement working in four watches of 20 each.
Swordfish LS362 just airborne from HMS Hermes on November 13, 1962
A Fairey Swordfish as seen from the bows of Courageous, taken from the level of the old lower flying deck which was no longer in use.
A striking photograph of a Swordfish taking off from the Carrier Courageous, as seen from the level of the old lower flying deck.
The take-off of a Fairey Swordfish T.S.R. biplane as seen from the bows of Courageous. Actually this view was secured from the level of the old lower flying deck which is no longer used.
A Fairey Swordfish torpedo spotter reconnaissance machine (690/750 h.p. Bristol Pegasus III) taking off from the Courageous turns almost immediately the wheels are clear of the deck in order to clear the way for the next man off. The steam jet, which shows when the shin is headed dead into wind, is in prominence.
A formation takeoff from Floyd Bennett Field shows Swordfish DK782 taken from Swordfish V4424.
No.835 Squadron was formed at Palisadoes, Jamaica, on February 15, 1942. Blackburn-built Mk.I V4719 was issued to the unit that day, gaining the code ‘K’ and it served with it until June 1942
Fairey Swordfish LS326 of the Royal Navy Historic Flight displaying its new Invasion stripes for GORDON BAIN on June 3, 1984.
"Свордфиш" 836-й эскадрильи со вспомогательного авианосца "Амастра" ведет поиск подводных лодок противника
Swordfish K5976 flew with No. 825 Sqn. FAA until destroyed after colliding with another Swordfish off Alexandria on January 30, 1939.
A Blackburn-built Fairey Swordfish with Rocket Projectile equipment (Bristol Pegasus 30 engine).
A fine air-to-air study of a pair of Fairey Swordfish Mk I torpedo bomber/reconnaissance aircraft, ca 1940. The foremost machine bears a serial commencing L79-- and the code "4A". Both aircraft are very probably from 828 Squadron, FAA. The torpedo crotches are visible beneath the fuselage and the wing racks, for flares or bombs, can also be seen. A 750 h.p. Bristol Pegasus 30 radial engine powered the "Stringbag".
Initially issued to 820 Squadron in July 1940, Mk.I L2840 was taken on charge by 'A' Squadron of the Aeroplane & Armament Experimental Establishment and used from February to June 1943 for rocket projectile trials. During this time it gained a '/G' suffix to its serial, indicating that it should be permanently under guard when not flying.
В годы войны британские экипажи часто тренировались в безопасном воздушном пространстве Канады. Суровый климат этой страны привел к появлению на самолетах закрытых кабин.
Blackburn-built Mk.II HS553 was fitted with a fully-enclosed canopy and was issued to 'C' Flight of the Aeroplane & Armament Experimental Establishment at Boscombe Down in June 1943 for trials. After some squadron use, it was transferred to the RCAF in September 1946.
One of Striker’s Swordfish, equipped with depth charges, on U-boat patrol in 1944.
The Fairey Swordfish is a torpedo spotter reconnaissance type used by the Fleet Air Arm.
FAIREY SWORDFISH: Torpedo-spotter-reconnaissance (Pegasus III engine - 750 h.p. at 3,500ft.); span, 45ft. 6in.; gross weight, 7,720 lb.; max. speed, 154 m.p.h. at 4,000ft.
A Richard Wilson study of LS326.
The stalwarts of the Royal Navy’s Historic Flight, Swordfish LS326 and Sea Fury TF956, both continue to produce lively displays.
Благодаря своей устойчивости и чувствительному управлению, Swordfish позволял использовать бомбы и торпеды с большой точностью. Но невысокая скорость делала самолет очень уязвимым во время атаки.
Swordfish LS326 is the most prized of the aircraft maintained in airworthy condition by the RN Historic Flight, and is now the only example of this biplane flying anywhere in the world. The "invasion” stripes once worn have now been removed.
The photo, taken by Charles E. Brown in the mid-1950s, depicts the Fairey Gannet AS.1 WN354 in company with the Fairey Swordfish NF389, one of the last airworthy examples at that time, over the Needles, Isle of Wight.
"Свордфиш" с подвешенной торпедой в полете
The world’s only airworthy “Stringbag,” Swordfish LS326 is currently having its engine rebuilt.
Восстановленный до летного состояния "Свордфиш" во время демонстрационного полета
COMBINED OPERATIONS: A Fairey Swordfish torpedo spotter reconnaissance biplane observes a singularly non-chalant landing party during the recent combined operations on the South Coast. Manoeuvres on a much larger scale are scheduled for the later part of this month along the eastern seaboard.
ATTEMPTED RETRIBUTION: The Fairey Swordfish which attacked the U-boat that had sunk the freighter Kafiristan. Bombs can be seen under the wings. This photograph was taken from the Atlantic Farmer which rescued the crew.
The RN’s Fairey Swordfish and Hawker Sea Fury fly past at Biggin.
Fairey Swordfish L7701 flew with the Torpedo Training Unit at Gosport and is seen here in May 1939.
A Fairey Swordfish staggers away with its tin fish, normally an 18in, 1,610lb torpedo, which kept the maximum speed down to around 85kt.
Mk.I K8871 'J' flew with the pool of aircraft allocated to 785 and 786 Squadrons at Crail in Scotland on torpedo training duties. It was destroyed in a ground accident on July 16, 1941.
When Menzies first joined Fairey he was put to work test-flying Swordfish for the company’s southern operation, flying the type regularly from the Great West Aerodrome near London during the first half of 1936. This Swordfish Mk I, K8871, operated with the RAF’s Torpedo Training Unit before joining the Royal Navy in 1941.
Fairey Swordfish L7701 flew with the Torpedo Training Unit at Gosport and is seen here in May 1939.
Главным оружием Swordfish являлась 730-кг торпеда, подвешиваемая под фюзеляжем. Относительно маломаневренный, с небольшой скоростью самолет даже с торпедой отличался отличной устойчивостью в полете.
A Fairey Swordfish torpedo spotter reconnaissance machine, of a type used extensively from the Navy’s aircraft carriers, demonstrates the approach dive tactics of a torpedo attack. The pilot, incidentally, is P/O. M. L. Gaine, who took part in the recordbreaking flight of the Long-Range Development Unit.
THE FIRST SYMBOL. The "T" in "T.S.R." stands for "torpedo," "S" and "R" for "spotter" and "reconnaissance" respectively. Within the T.S.R. category comes the Fairey Swordfish (Pegasus III) seen here over Martlesham complete with "tin fish."
The Naval Historic Flight's Fairey Swordfish LS326.
This view of the Fairey Swordfish T.S.R. (690 h.p. Pegasus III) reveals how the torpedo is carried.
Another view of the Swordfish.
A Blackburn-built Swordfish II, HS645, equipped with ASV aerials, photographed from another of its kind in 1944.
"Свордфиш" командира 833-й эскадрильи Р. Эстона, конец 1942 г.
Вскоре после 21:00 11 ноября 1940 года 12 бипланов Swordfish легли на курс к Таранто, а уже через два часа они атаковали итальянские корабли.
Main RAF user of the ‘Stringbag’ in the Far East was the Singapore-based 4 AACU two of whose aircraft, P4016 (flown by F/O Bingham-Wallis) and P4027 (F/O Black) are seen before the Japanese assault.
Fairey Swordfish of 824 Squadron from HMS Eagle, 1941. At this time the squadron was split, half being embarked in Eagle, the other half engaged on similar search and anti-submarine duties based at Dekheila.
Another impression during the escort flight. In the foreground are Swordfish and in the distance is a formation of Skuas.
Swordfish базировались на береговых аэродромах, на авианосцах и некоторых других кораблях. Самолет мог нести торпеду, морскую мину или бомбы, а в конце войны ассортимент вооружения пополнили 27-кг ракеты.
Swordfish from HMS Ark Royal taking part in a salute to King George VI and Queen Elizabeth at the start of their Canadian tour in May 1939
Fairey Swordfish I L7672 with others of No 820 Squadron on exercise over the Solent in 1939.
Fairey Swordfish I L7672 with others of No 820 Sqn on exercise over the Solent in 1939.
Two 834 Squadron aircraft are depicted. Fairey Swordfish HS457 and a Seafire, the former flat out at 90kt, off Ballykelly, Northern Ireland, in June 1943.
FOR GENERAL PURPOSES AT SEA: A production-type Fairey Swordfish torpedo spotter reconnaisance shipplane (690 h.p. Bristol Pegasus III) during tests over Hayes. The Swordfish performs the duties of both the torpedo bomber and fleet spotter types.
DOWN TO THE SEA - in Swordfish T.S.R.s from Gosport, which are seen practising a dive-bombing peel-off.
Fairey Swordfish of the Fleet Air Arm
Swordfish of 836 Squadron in hastily-applied night camouflage for operations in the Channel out of RAF Thorney Island, December 1942 to March 1943.
A unique formation of eight Service types which are normally to be found at Gosport. They are, reading from the top of the picture, Vildebeest, Osprey, Shark, Tutor, Avro 504N, Swordfish, Nimrod and Magister.
Fairey Swordfish K8428 drops a torpedo in October 1939. K8428 was attached to the Station Flight at Gosport and later flew with the Torpedo Training Unit at Crail.
A Gosport Swordfish drops its torpedo in May 1938.
A pupil attached to the Torpedo Training Squadron, Gosport, releases the massive projectile from his Swordfish.
GRACE, MIGHT AND VICTORIAN DIGNITY: A fine Royal Review impression of Fairey Swordfish of the Fleet Air Arm passing the austere bulk of H.M.S. Nelson and the contrasting lines of the Royal Yacht, Victoria and Albert.
Снимок начала 1939 года - Swordfish Mk I из 820-й эскадрильи в полете над недавно вошедшим в строй авианосцем "Арк Ройял". В январе 1939 года эскадрилья первой была приписана к нему.
Swordfish flies from HMS Ark Royal (26 May 1941).
Группа "Суордфишей" над авианосцем "Арк Ройал". Предвоенное фото
Atlantic patrol: Fairey Swordfish torpedo-spotter reconnaissance biplanes over their mother ship, H.M.S. Glorious. A machine of the same type is just landing-on.
A Fairey Swordfish and H.M.S. Eagle off Gibraltar.
A Swordfish and a Shark dip over the troop transport bearing R.A.F. units to eastern parts.
A flypast on May 1, 1974 by aircraft of the FAA Historic Aircraft Flight over HMS Ark Royal, they are, left to right, Hawker Sea Fury, Fairey Firefly and the Fairey Swordfish.
A fine impression of our newest aircraft carrier H.M.S. Ark Royal. She has a complement of 1,550 officers and men. The machines shown are Swordfish.
Успех налета на Таранто продемонстрировал, на что способна палубная авиация при правильном планировании ее действий, поднял моральный дух британских моряков и заставил командование итальянских ВМС отвести свои крупные корабли севернее.
A COURAGEOUS CAMEO. A scene which may be witnessed scores of times during a working day in Courageous
A Fairey Swordfish approaching to alight on the Courageous. Note the escorting destroyer.
The approach: A vivid snap, heightened by the slightly crazy horizon, from a Swordfish about to land-on during the Ark Royal's escort duty for Their Majesties last Saturday.
Swordfish pilot’s view of a carrier landing. In this case HMS Ark Royal’s deck is looming ever larger.
An approaching Swordfish pilot's view of HMS Battler. Three Seafires are visible on the far end of the deck.
Торпедоносец "Суордфиш" проходит над палубой авианосца "Индомитебл"
PROBLEM PICTURE - actually, a Fairey Swordfish coming in to land on the flying deck of the carrier Courageous, as seen from the quarterdeck.
Swordfish садится на палубу авианосца "Смитер", апрель 1945 года. Моряки из палубной команды выполняли очень опасную работу, нередко они оказывались за пределами палубы в страховочных сетях. Особо опасной была работа на узких палубах эскортных авианосцев.
Fairey Swordfish K8440 lands on HMS Courageous in January 1939 during a visit by Flight staff. Based at Donibristle, 811 Sqn FAA Swordfish were aboard the carrier for deck landing trials.
The handling party rushes out as a Swordfish is pulled to a standstill, having caught the first of the four arrester wires. The machine is immediately dragged back for another take-off.
Fairey Swordfish K8440 lands back on Courageous. The coloured band around the fuselage indicated to which carrier each aircraft belonged. Blue represented Courageous.
Swordfish aboard HMS Courageous during the author's brief service with the carrier in 1939.
A Swordfish aboard the American-built HMS Battler rises by lift to the flight deck.
Swordfish K8440 is dispatched below via the deck lift.
HMS Battler at speed with two Swordfish on deck.
A happy trio, with Charles Brown in the centre, after a trip in Fairey's Swordfish.
Pilots and observers from the MV 'Empire Macalpine' - a Merchant Aircraft Carrier ('MAC Ship') - in front of a carefully-doctored Swordfish II with 'Merchant Navy' titles. MS380' is believed to be Blackburn-built HS380, which served with the MAC Ship unit 836 Squadron as 'A' from March to August 1943.
DISPLAY STRINGBAG (ex-R .N. LS326), a Swordfish acquired for preservation by Fairey Aviation in 1947, has only recently been repainted and given the A.R.B. registration, G-AJVH, after major overhaul at Hamble.
Один из трех предсерийных Swordfish (K5662) - в варианте с поплавковым шасси и с подвешенной под фюзеляжем торпедой - сфотографирован во время испытаний.
One of the superb photographs taken by Beken of Cowes of Swordfish K5662 during trials from Southampton Water - possibly with Menzies at the controls, as he was photographed flying it from the tidal estuary in March 1936. He had also flown it with a wheeled undercarriage from the Great West Aerodrome the previous month.
Fairey Swordfish floatplane K8349 on the slipway at Lee-on-Solent. One of a batch of 104 Swordfish built between September 1936 and April 1937, K8349 served at Gosport with the Floatplane Training Unit before embarking with HMS Argus. The aircraft passed to the Admiralty in May 1939.
As an adjunct to the ‘Light Blue Stringbags’ article, a shot of what was ‘home’ to the Swordfish of 3 AACU and 202 Squadron, a wharf in Gibraltar harbour. In the foreground, smoke from the steam crane used for lifting the aircraft obscures a flying-boat.
"Свордфиш" I, установленный на поплавки
Sea-booted Fairey Swordfish K5950 of 825 Sqn. The squadron was sharing HMS Glorious with 802 Sqn at the time - 1938. K5950 was struck off charge in April 1939.
Armed with two anti-submarine bombs, one of the 3 AACU Swordfish, K8354 ‘EB’ is hoisted ashore at Gibraltar after a patrol in the spring of 1940.
Fairey Swordfish seaplane.
Swordfish K8405 at Gibraltar in 1940 armed and awaiting its next patrol over the vital Straits.
A Fairey Swordfish torpedo-spotter-reconnaissance machine operating as a floatplane.
MALTESE CAMEO: A Fairey Swordfish torpedo spotter reconnaissance floatplane (690/750 h.p. Bristol Pegasus III) from the Courageous landing in Valetta Harbour, Malta.
ONE OF TWO: Both the Blackburn Shark ani Fairey Swordfish torpedo spotter reconnaissance biplanes are being delivered to units of the Fleet Air Arm. Here the floatplane version of the Swordfish is seen during take-off tests. The engine is a 690 h.p. moderately supercharged Pegasus III. Note the curious streak of spray.
The Fairey "Swordfish" Torpedo-Spotter-Reconnaissance Biplane (Bristol "Pegasus" engine).
Poor, but interesting, view of a Swordfish floatplane of 3 AACU off the coast of Malta in early 1940.
Superb view of one of the aircraft of ‘B’ Flight 202 Squadron from Gibraltar.
THE FAIREY "SWORDFISH" (Seaplane Version) Equipped with "Bristol" Pegasus III engines, these are general-purpose two-seater aircraft for Torpedo-Spotter-Reconnaissance work. It has been adopted by the Air Ministry as a land-plane in large numbers.
Swordfish Mk I L2742 с поплавковым шасси. В 1938 году этот самолет принадлежал 701 катапультному отряду.
No.119 Squadron became the only RAF squadron to be fully equipped with the Swordfish when this veteran type replaced the Albacore in January 1945. Mk.III NF410 ‘NH-F’ wearing a Donald Duck motif on the nose.
Armed with a variety of bombs and flares and showing the ASV radar between the undercarriage to advantage, the antiquated appearance of 119 Squadron Swordfish III NF374 ‘NH-M’ belies the effectiveness of the type for night inshore patrols.
The combination of an air-to-surface radar and a powerful light to aid target acquisition was trialled with Blackburn-built Mk.I V4689/G by 'C' Squadron at the Aeroplane & Armament Experimental Establishment from October 1943. The light mounted under the starboard wing is described as a 'Mk.IV Pumpkin'.
This Fairey Swordfish is fitted with Mk XII ASV which, whilst giving the navigator greater range of vision, prevented the mounting of the armament normally associated with a strike aircraft, namely the torpedo! The author’s aircraft was NR940.
Delivered in July 1944, Blackburn-built MK.III NR951 was used for radar and rocket projectile trials. Note the radar aerial arrays on the wing struts.
Fairey Swordfish II NR951 fitted with eight rocket rails and photographed in July 1944. Note the ASV aerials on the outer interplane struts.
Lighter-and-heavier-than-air Day in the big hangar at Cardington. In this non-stop variety picture are barrage balloons, a Blenheim and a Battle (left), a new Hind Trainer (foreground), Hector, Shark, Swordfish and Cloud (right), not to mention other less discernible aircraft and a goodly proportion of the population of Bedfordshire.
Part of the Fleet Air Arm Museum’s vast exhibition area at Yeovilton. Seen here are the de Havilland D.H.82A Tiger Moth, Fairey Swordfish II and Fairey Fulmar.
OUTPUT: "It can almost be said that we have reached a position where the primary structure is of secondary importance from the point of view of the man-hours required to build it. It is the installation of equipment which runs away with the time ..." Point is lent to this quotation from a recent Flight leader by this picture of a Fairey Swordfish having its equipment installed.
A Bristol Pegasus radial engine receiving attention below deck.
Swordfish W5856 partially restored and on display in the Strathallan Collection’s hangar at Auchterarder, Perthshire in April 1986.