Описание
Страна : Германия
Год : 1943
Дальний морской самолет-разведчик/бомбардировщик
Варианты
- Junkers - Ju.89 - 1936 - Германия
- Junkers - Ju.90 - 1937 - Германия
- Junkers - Ju.290 Seeadler - 1943 - Германия
- Junkers - Ju.390 - 1943 - Германия
- Letov - L-290 Orel - 1946 - Чехословакия
Ju.290 Seeadler
Дальний морской разведчик и военно-транспортный самолет, цельнометаллический четырехмоторный моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся шасси. Создан в КБ фирмы "Юнкерс флюгцойг унд моторенверке" под руководством Э. Цинделя и Крафта. Являлся развитием конструкции транспортного самолета Ju 90. Его опытный образец, названный Ju 90V11 (он же Ju 290V1), впервые поднялся в воздух 16 июля 1942 г. Первоначально рассматривался как транспортный самолет для перевозки тяжелой техники и буксировщик десантных планеров. Серийное производство велось с октября 1942 г. на заводе "Юнкерс" в Бернбурге с поставкой узлов с завода "Летов" в Праге. Дальнейшее совершенствование Ju 290 велось в КБ филиала "Юнкерс" в Праге во главе с инженером Крафтом с привлечением специалистов фирмы "Рорбах". Разведывательные варианты начали выпускаться с ноября 1943 г. Всего построено 47 (по другим данным - 48) Ju 290 всех модификаций.
Экипаж у всех разведывательных модификаций - 9 чел.
Транспортные варианты Ju 290 состояли на вооружении Люфтваффе с осени 1942 г., морские разведывательные- с осени 1943 г.
Выпускались несколько модификаций морских разведчиков:
- Jи 290A-2 с моторами BMW801L, установкой РЛС, бронезащитой кресел пилотов, вооружением 4x20+3x13, бомбовой нагрузки нет;
- Ju 290A-3, аналог А-2 с моторами BMW801D, вооружение 4x20+2x13;
- Ju 290A-5 с аэродинамическими усовершенствованиями, улучшенной бронезащитой;
- Ju 290A-7, самолет-носитель управляемых бомб, вооружение 5x20+3x13 или 6x20+2x13, измененная носовая часть;
- Ju 200A-8 с уменьшенным объемом бензобаков, вооружение 9x20+1x13.
Первое боевое применение - доставка грузов в блокированный Сталинград зимой 1942/43 г. С марта 1943г. их стали использовать для перевозки грузов в Тунис. С ноября 1943 г. Ju 290 начали осуществлять патрулирование в Северной Атлантике, наведение подводных лодок на суда союзников. Постепенно они вытеснили в этом качестве FW 200C, оставив им только ударные функции. Как дальний разведчик "Зееадлер" использовался до конца войны.
Один самолет в мае 1945 г. перелетел в Испанию, был интернирован и служил в испанских ВВС как транспортный до 1952 г.
Ju 290A-5||
Размах:||42,0 м
Длина:||28,2 м
Моторы, количество х мощность:||4x1700 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||45500 кг
Максимальная скорость:||435 км/ч
Практический потолок:||6000 м
Дальность:||6100 км
Описание:
- Ju.290 Seeadler
- Junkers Ju 90, 290 и 390
Фотографии
-
Мировая Авиация 163
В модификации A-5 самолет Ju 290 отличался усиленным бронированием, системой аварийного слива топлива и более мощным вооружением. Данный самолет эксплуатировался 5-й авиагруппой дальней разведки (FAGr 5; авиабаза Мон-де-Марсан, Франция).
-
Aeroplane Monthly 1988-09 / H.O'Neil - From Malta with bombs (1)
The Junkers Ju 290 bomber-transport was larger than the civil Ju 90, from which it was developed. Four 1,500 h.p. BMW 801 radial engines gave the Ju 290 a top speed of 250 m.p.h.
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The Junkers Ju 290A Military Transport (four 1,600 h.p. BMW 801 engines).
-
Авиация и Космонавтика 2023-01 / А.Заблотский, Р.Ларинцев - Крушение сталинградского "воздушного моста" /К 80-летию победы в битве под Сталинградом/
Немецкий транспортный самолет Ju-290V1 (BD+TX) с собственным именем «Oldenburg» готовится к вылету с аэродрома Питомник, январь 1943 г.
-
Авиация и Космонавтика 2023-01 / А.Заблотский, Р.Ларинцев - Крушение сталинградского "воздушного моста" /К 80-летию победы в битве под Сталинградом/
Ju-290 из Grossraumverband zbV290 на аэродроме Сталино. На переднем плане Fw-200
Другие самолёты на фотографии: Focke-Wulf FW.200C Condor - Германия - 1939
-
Aviation Historian 41 / R.Forsyth, A.Dillmann - Eyes of the Luftwaffe (2)
The Ju 290 first saw action as an emergency transport aircraft, the V1 prototype and the first Ju 290A taking part in the airlift operations at Stalingrad in late 1942. The Ju 290A‑2 was a dedicated maritime patroller, examples of which were sent in August 1943 to the newly established FAGr.5 at Mont‑de‑Marsan, as seen here
-
Aviation Historian 41 / R.Forsyth, A.Dillmann - Eyes of the Luftwaffe (2)
Ju 290A-2 WNr 0158 was one of two delivered to FAGr.5 following the unit’s formation in July 1943. The Ju 290A-3 that followed, of which three were built, differed in having a low-drag Focke-Wulf-designed tailgun position. Five Ju 290A-4s were built with minor armament modifications, the A-5 undergoing some major revisions.
-
Aviation Historian 41 / R.Forsyth, A.Dillmann - Eyes of the Luftwaffe (2)
Only 11 examples of the Ju 290A-5 were built - more than any other variant - and although the type was much admired by its pilots and crews, there were simply not enough of the aircraft to fulfil the tasks its crews had been set. One Ju 290A-6 was built as Hitler’s pressurised personal transport, but it was never used as such.
-
Моделист-Конструктор Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны
Морской разведчик Ju 290A-5
-
Aviation Historian 26 / R.Flude - Kommando Japan /The Axis's wartime air links/ (3)
Junkers Ju 290A-5 WNr 0170, code KR+LA, was the first of 11 maritime reconnaissance versions built, and was reportedly the machine used by Rudolf Mayr to practise take-offs at high overload weights in February 1944. The Far East flights would have used a specially-modified long-range variant, the A-9, with reduced armament.
-
Мировая Авиация 118
Германская 5-я авиагруппа дальней разведки, размещенная в Мон-де-Марсан (Франция), в октябре 1943 года использовала для дальней разведки Ju 290 (на фотографии Ju 290A-5), оснащенные поисковой РЛС FuG 200 Hohentwiel и выдававшие данные целеуказания для экипажей субмарин.
-
Aviation Historian 41 / R.Forsyth, A.Dillmann - Eyes of the Luftwaffe (2)
Developed from the Junkers Ju 90 airliner - itself an outgrowth of the German “Ural Bomber” programme abandoned in 1936 - the Ju 290 first flew in August 1942. It reached its operational apogee as the Ju 290A‑5 maritime reconnaissance aircraft, an example of which is seen here, and which incorporated extra armour for fuel tanks and crew.
-
Моделист-Конструктор Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны
Ju 290A-5 на заводе "Юнкерс" в Дессау, март 1944 г.
-
Мировая Авиация 206
Данный Ju 290A-7 был захвачен союзниками и перевезен в США для испытаний. На A-7 ввели носовую турель, а на серийных машинах поставили еще и поисковую РЛС.
-
Aeroplane Monthly 1988-09 / J.Stroud - Wings of Peace
One of the few Ju 290A-7s, seen in the USA after the war.
-
Моделист-Конструктор Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны
Носитель управляемых бомб Ju 290A-7, захваченный американцами
-
Aeroplane Monthly 1984-12 / Personal album
The Ju 290 depicted, with original forward dorsal turret and reduced-diameter cowlings with bulges for valve gear, is probably an A-3 variant, one of only six built.
-
Air Enthusiast 1999-07 / G.Cruz - Singular Giant
Poor quality picture showing the dark DLH livery, probably grey or green, applied in 1945 to one of the three converted Ju 290A-5s (in this case D-AITQ ‘Preussen’, w/nr 110176). This livery was supposedly applied to the other two as well.
-
Мировая Авиация 7
Истребители Ла-7 ВВС Чехословакии и трофейный германский транспортный самолет Ju 290 А-8, восстановленный до летного состояния в августе 1946 года, послевоенный снимок.
Другие самолёты на фотографии: Лавочкин Ла-7 - Россия - 1944
-
Aeroplane Monthly 1988-01 / Personal album. Military
Halifax C.VII PP217 of the Transport Command Development Unit at RAF Brize Norton on September 2, 1946. The line-up of German aircraft in the background includes Ju 52/3ms, Ju 290A, He 219A, Si 204Ds and Ju 88s. After RAF service PP217 was allocated the civil registration G-AKJF for London Aero Motor Services Ltd, but was later sold to Sky Taxis of Johannesburg.
Другие самолёты на фотографии: Handley Page Halifax A/C / Halton - Великобритания - 1942Heinkel He-219 Uhu - Германия - 1942Junkers Ju.52/3m - Германия - 1931Junkers Ju.88 - Германия - 1936Siebel Si.204 - Германия - 1941
-
Air Enthusiast 1999-07 / G.Cruz - Singular Giant
Разоруженный Ju 290A-5 с опознавательными знаками испанских ВВС, аэродром Матакам, 1952 г.
St Andrews’ crosses on a white background were painted even in the inner surface of the rudders - an unusual practice in the EdA’s system of aircraft markings at that time. After the removal of every gun position and blister-type windows, the clean lines of the Ju 290 are evident. -
Мировая Авиация 206
Единственный построенный Ju 290A-6 предназначался персонально для Гитлера. В апреле 1945 года его перегнали в Испанию, где он и остался. В 1950-е годы он кратковременно эксплуатировался испанскими ВВС.
-
Air Enthusiast 1999-07 / G.Cruz - Singular Giant
The powerful Ju 290A-5 was much appreciated in the EdA, as it lacked a heavy transport at that time.
-
Air Enthusiast 1999-07 / G.Cruz - Singular Giant
The Ju 290’s giant frame is well shown in this picture by comparing it with the soldiers posing under it and the Matacan control tower
-
Air Enthusiast 1999-07 / G.Cruz - Singular Giant
In the summer of 1953 the AGA’s 5th Promotion travelled to Portugal. Noteworthy is this sub-type’s antennae array. Two of these aerials (the D/F loops placed over the cabin) were fitted in Spain, very likely by the Leon MA.
-
Air Enthusiast 1999-07 / G.Cruz - Singular Giant
A few months before being withdrawn from use, Ju 290A-5 parked on the edge of Matacan’s apron on February 25, 1956. The inner starboard engine lacks its propeller. Note the B-25D on the right. The T-6Ds were assigned to the Matacan-based Basic School.
Другие самолёты на фотографии: North American B-25 Mitchell / PBJ-1 - США - 1940North American T-6 Texan / AT-6 Harvard - США - 1935
-
Aviation Historian 41 / R.Forsyth, A.Dillmann - Eyes of the Luftwaffe (2)
The Ju 290A was popular with its pilots, being a docile and comfortable aircraft to fly, with a spacious cockpit and extensive glazing. Despite the latter, however, one of the type’s drawbacks pointed out by its aircrews was the restricted view from the cockpit while on the ground. In this photograph, the instrument layout appears surprisingly basic.
-
Авиация и Время 2013-04 / А.Беликов, А.Гарбуз - Крылатый полк. К 70-летию 933-го ИАП
Немецкий самолет Ju 290A. Такой же уничтожили летчики 933-го ИАП
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The Junkers Ju 290A Military Transport.
-
Air Enthusiast 1999-07 / G.Cruz - Singular Giant
Junkers Ju 290A-5 ‘74-23’ of the ESV.
-
Моделист-Конструктор Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны
Junkers Ju 290A-7 Seeadler
- Фотографии