Описание
Страна : США
Год : 1935
Бомбардировщик-торпедоносец с экипажем три человека
TBD-1 Devastator
Палубный торпедоносец, одномоторный свободнонесущий цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси. Спроектирован в КБ "Дуглас эйркрафт" под руководством Э. Хейнемана на основе проекта бомбардировщика, выполненного ранее в поглощенной "Дуглас" фирме "Нортроп". Опытный образец торпедоносца, XTBD-1, совершил свой первый полет 15 апреля 1935 г. Серийный выпуск на заводе "Дуглас" в Санта-Монике начался в июне 1937 г. Всего построено 127 экз. (по другим данным - 130 экз.).
Экипаж - 3 чел. Мотор R-1830-64. Вооружение 2x7,62, позднее 1x12,7+1x7,62 (в 1942 г. часть самолетов переделана под 1x12,7+2x7,62), бомбы до 550 кг или одна торпеда (908 кг) в полуутопленном положении под фюзеляжем.
TBD-1 состоял на вооружении только в США - с октября 1937 г.
Применялся на Тихом океане с начала войны. Первый боевой вылет состоялся 10 января 1942 г.- самолеты с авианосца "Лексингтон" бомбили японскую подводную лодку. До середины 1942 г. "Девастэйтор" являлся единственным палубным торпедоносцем американского флота. В феврале 1942 г. TBD-1 совершили налеты на японские базы на Маршалловых и Гилбертовых островах. В марте они были впервые использованы как торпедоносцы у берегов Новой Гвинеи. В мае 1942 г. участвовали в сражении в Коралловом море (в ходе которого погиб авианосец "Сехо"), в июне - в битве у Мидуэя. 6 июня самолеты с "Энтерпрайза" атаковали крейсер "Микума". Совместными усилиями бомбардировщиков и торпедоносцев он был потоплен.
В марте - апреле 1942 г. "девастэйторы" недолго базировались в Англии, ведя с сухопутных аэродромов поиск подводных лодок на пути конвоев, следовавших в Мурманск.
Производство TBD-1 было прекращено в ноябре 1939 г. Боевые эскадрильи флота сдали последние машины этого типа в августе 1942 г., но как учебные и вспомогательные они находились в строю до июня 1944 г.
TBD-1||
Размах:||15,24 м
Длина:||10,67 м
Моторы, количество х мощность:||1x900 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||4951 кг
Максимальная скорость:||332 км/ч
Практический потолок:||6005 м
Дальность:||1140 км
Описание:
- TBD-1 Devastator
- Douglas TBD Devastator
Фотографии
-
Мировая Авиация 116
Этот TBD-1 летал в эскадрильи VT-6 ВМФ. Самолет показан в довоенной окраске, в дальнейшем ее поменяли на боевую.
-
АвиаМастер 2002-03 / А.Казымов - Первая битва авианосцев /Из истории воздушных войн/
Торпедоносец TBD-1 "Девастэйтор" из эскадрильи VT-2 с авианосца "Лексингтон".
-
Мировая Авиация 122
Devastator на палубе авианосца "Энтерпрайз" в ходе сражения у Мидуэя. Этот авианосец стал самым заслуженным кораблем ВМС США во Второй мировой войне и получил прозвище "Big Е" ("Большой Э"),
-
Мировая Авиация 122
На момент поступления на вооружение в 1937 году Devastator был хорошим торпедоносцем-бомбардировщиком, но к моменту нападения на Перл-Харбор уже устарел.
-
Jane's All the World Aircraft 1938 / 03 - All the world's aeroplanes
The Douglas TBD-1 Torpedo-Bomber Monoplane (850 h.p. Pratt & Whitney "Twin-Wasp" engine).
-
Air International 1995-08 / R.Francillon - From Torpedo and Scout Bombers to Attack Aircraft (1)
Douglas XTBD-1 (BuNo 9720) with original cockpit enclosure.
-
Flight 1939-03 / Flight
The Douglas TBD-1 (centre) is a two-seater torpedo-carrier in service with the U.S. Navy. The projectile is stowed internally.
-
Flight 1940-03 / Flight
Deck-landing torpedo bomber. The American Douglas TBD-1 (P. and W. Twin Wasp);
-
Моделист-Конструктор Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны
Торпедоносец TBD-1 с авианосца "Рейнджер", 1941 г.
-
Мировая Авиация 122
История Devastator прочно связана со сражением у Мидуэя, на фотографии - TBD над островом, 1942 год. Это сражение стало началом заката империалистической Японии.
-
Моделист-Конструктор Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны
В полете - TBD-1 из эскадрильи VT-3 с авианосца "Саратога"
-
Мировая Авиация 122
Основным оружием Devastator была торпеда - на фотографии самолет сбрасывает торпеду типа Mk 13. Оптимальным был сброс торпеды с высоты не более 12 м. На боевом курсе, строго выдерживая высоту, торпедоносец был наиболее уязвим.
-
Мировая Авиация 122
В 1938 году, когда были запечатлены эти машины из 6-й торпедоносной эскадрильи (VT-6), летчики высоко ценили TBD, однако их боевое применение оказалось малоудачным и самолеты отправили "во второй эшелон".
-
АвиаМастер 2002-03 / А.Казымов - Первая битва авианосцев /Из истории воздушных войн/
Офицер-сигнальщик авианосца "Йорктаун" встречает "Девастэйтор", вернувшийся из боевого вылета.
-
Air International 1995-08 / R.Francillon - From Torpedo and Scout Bombers to Attack Aircraft (1)
Douglas XTBD-1 (BuNo 9720) seen here on November 4, 1936, with raised cockpit enclosure.
-
Мировая Авиация 122
Экипаж Devastator состоял из трех человек - пилот, штурман-бомбардир и стрелок-радист, сидевших друг за другом в общей кабине, закрытой длинным фонарем со сдвижными секциями.
-
Air-Britain Aeromilitaria 1983-03
Taken on 11 April 1942, the photograph shows a Fulmar being pushed towards one of the hangars at Hatston. It carries no visible identity but contrasts with the stubby F4F Wildcat from VF7 on the right. The other aircraft are Douglas TBD-1 Devastators from VT7 which, being in the Atlantic Fleet, escaped the massacre of their sister squadrons at the Battle of Midway a few weeks later, 36 out of 41 being lost.
Note the telescopic sight on the torpedo-bombers which contrasted with the sighting bars used on FAA torpedo-bombers. This device was disliked by pilots as it cut out all vision while using it apart from the small area it covered.Другие самолёты на фотографии: Fairey Fulmar / P.4/34 - Великобритания - 1937Grumman F4F Wildcat - США - 1937
-
АвиаМастер 2002-03 / А.Казымов - Первая битва авианосцев /Из истории воздушных войн/
Запуск двигателя "Девастэйтора" перед вылетом: механик с помощью заводной рукоятки раскручивает маховик инерционного стартера.
-
Air International 1995-08 / R.Francillon - From Torpedo and Scout Bombers to Attack Aircraft (1)
Douglas TBD-1s of VT-3 aboard the USS Saratoga during prewar operations.
-
Мировая Авиация 135
Экипажи эскадрильи VT-6 осматривают свои торпедоносцы Douglas TBD-1 Devastator перед началом битвы за атолл Мидуэй, июнь 1942 г. После тяжелого боя на свой авианосец "Энтерпрайз" вернулись только четыре самолета этого подразделения.
-
Мировая Авиация 133
До принятия на вооружение Grumman TBF Avenger основным американским бомбардировщиком-торпедоносцем был Douglas TBD Devastator. Эти самолеты из эскадрильи VT-6 сфотографированы перед очередным вылетом на палубе авианосца "Энтерпрайз". На переднем плане видны истребители Wildcat из эскадрильи VF-6.
Другие самолёты на фотографии: Grumman F4F Wildcat - США - 1937
-
Мировая Авиация 122
Первый серийный TBD в 1939-1943 годах испытывался на Род-Айленде с поплавками "Edo" (самолет обозначался TBD-1A), впрочем - без особых успехов.
-
Flight 1937-01 / Flight
The American naval machine: Douglas XTBD-1 torpedo-bomber;
-
Air International 1995-08 / R.Francillon - From Torpedo and Scout Bombers to Attack Aircraft (1)
Three-view drawing of the Douglas proposal for the 1939 torpedo bomber competition.
-
Моделист-Конструктор Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны
Douglas TBD-1 Devastator
- Фотографии