Описание
Страна : США
Год : 1942
Летающая лодка
Военно-транспортный самолет (летающая лодка)
Martin PB2M и JRM Mars
23 августа 1938 года ВМС США выдали компании "Martin" контракт на разработку и постройку прототипа летающей лодки Martin 170, которую предполагалось использовать в качестве патрульного бомбардировщика. Получившая обозначение XPB2M-1, она совершила первый полет 3 июля 1942 года - на тот момент США уже вступили во Вторую мировую войну, и военным командованием было принято решение о переоборудовании этой машины из патрульного бомбардировщика в транспортную летающую лодку. Самолет переименовали в XPB2M-1R, и в декабре 1943 года он поступил в эксплуатацию. Самолет до сих пор остается самой крупной летающей лодкой в истории ВМС США. Уже в 1944 году он продемонстрировал уникальные возможности, доставив груз массой 9299 кг на Гавайи, преодолев 7564 км всего за 27 ч 36 мин. После этого полета ВМС США заказали 20 серийных машин под обозначением JRM-1 Mars - специально для использования в качестве военно-транспортных самолетов. Впрочем, война закончилась, так что построить успели только пять машин, плюс один JMR-2 - с увеличенной максимальной взлетной массой. По данному стандарту позже были модифицированы пять JMR-1, которые после этого получили обозначение JMR-3. Данные самолеты, имевшие крыло размахом 60,96 м, оснащались двигателями Wright R-3350-8 мощностью по 2300 л.с. О том, насколько уникальным был потенциал этих летающих лодок, свидетельствует следующий пример: один из самолетов, "Marshall Mars", 19 мая 1949 года выполнил полет с 301 пассажиром на борту.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Martin JRM-3 Mars
Тип: военно-транспортный самолет (летающая лодка)
Силовая установка: четыре 28-цилиндровых звездообразных ПД воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-4360-4 Wasp Major мощностью по 3000 л. с. (2237 кВт)
Летные характеристики: крейсерская скорость 346 км/ч; макс. скорость 383 км/ч; практический потолок 5182 м; дальность полета с максимальной полезной нагрузкой 10763 км
Масса: пустого 61235 кг; максимальная взлетная 74842 кг
Размеры: размах крыла 60,96 малина 36,65 м; высота (на шасси) 13,59 м; площадь крыла 342,44 м2
Полезная нагрузка: до 301 солдата или груз массой до 13 607 кг
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 184
Компания "Forest Industries Flying Tankers Limited" эксплуатировала две летающие лодки JRM-3 Mars даже в 2001 году. Самолет "Hawaii Mars" (изображен на рисунке) перевозил в своих баках-отсеках в районе киля воду. Во время службы в ВМС США летающая лодка могла брать на борт до 133 военнослужащих или 84 носилочных раненых, 24 сидячих раненых и девять медиков, или до 15 876 кг груза. Под крылом можно было крепить лебедку грузоподъемностью 2268 кг для облегчения погрузки через люки в бортах.
-
Air Enthusiast 1999-03 / F.Mormillo - Call for Fire Attack!
FIFT’s Martin JRM-3 ‘Hawaii Mars’ over Long Beach Harbour, California.
-
Авиация и Время 2006-02 / А.Заблотский, А.Сальников - Небесные пожарные
"Тяжелый водяной бомбардировщик" Martin JRM "Mars", эксплуатируемый канадской фирмой FIFT в 60-е годы прошлого века
-
Air International 2008-03 / News: Headline, Military, Civil, Accidents
Coulson Flying Tankers Martin JRM-3 Mars C-FLYL 'Hawaii Mars' performs a water drop demonstration in Vancouver Harbour, Canada, on January 17, 2008 during a logging industry convention. Coulson Air Crane took over operation of the last two surviving Martin Mars water-bomber flying boats last year but is struggling to even break even with their operations and is therefore publicising their benefits as much as possible in an effort to gain more fire-fighting contracts.
-
Aeroplane Monthly 1976-04 / B.Gunston - The Mighty Mars
CF-LYL Hawaii Mars in its water-bomber role. It is one of the last two survivors of its type.
-
Мировая Авиация 243
Вертикальное оперение Philippine Mars окрашено в белый цвет, а вертикальное оперение Hawaii Mars - в красный. Оба самолета особенно эффективны для нанесения первого удара по очагу пожара, но и потом они способны поддерживать высокий темп борьбы с огнем.
-
Air Enthusiast 1999-03 / F.Mormillo - Call for Fire Attack!
The Mars in Long Beach Harbour.
-
Air Enthusiast 1999-03 / F.Mormillo - Call for Fire Attack!
Hawaii Mars under power in Long Beach Harbour.
-
Air Enthusiast 1999-03 / F.Mormillo - Call for Fire Attack!
The picket boat gives scale to 'Hawaii Mars'
-
Air Enthusiast 1999-03 / F.Mormillo - Call for Fire Attack!
Early advertisement featuring the prototype Mars. Martin had high hopes that its mammoth would find a good market with the postwar airlines.
-
Aeroplane Monthly 1976-04 / B.Gunston - The Mighty Mars
The Mars over Chesapeake Bay on its maiden flight, July 3, 1942, with nose turret evident.
-
Aeroplane Monthly 1976-04 / B.Gunston - The Mighty Mars
The prototype in camouflage, 1944, with turrets removed and nose faired over.
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The Martin XPB2M-1R Mars Transport Flying-boat (four Wright R-3350 engines).
-
Aeroplane Monthly 1976-04 / B.Gunston - The Mighty Mars
Marianas Mars, 6821, is seen undergoing maintenance in a floating dock at Alameda NAS, California.
-
Aeroplane Monthly 1976-04 / B.Gunston - The Mighty Mars
The second JRM-1, 6820 Philippine Mars, makes an impressive rocket-assisted takeoff in 1948.
-
Jane's All the World Aircraft 1947 / All the world's aeroplanes
The Martin JRM-1 Mars Transport Flying-boat (four Wright R-3350-8 Duplex-Cyclone engines).
-
Aeroplane Monthly 1976-04 / B.Gunston - The Mighty Mars
The ill-fated first production JRM-1, 6819 Hawaii Mars, during its maiden flight on July 21, 1945, with the twin-finned XPB2M-1R coming up behind.
-
Мировая Авиация 85
19 мая 1949г.: летающая лодка Martin JRM Mars "Marshall Mars" ВМС США на маршруте Аламеда (штат Айдахо) - Сан-Диего (штат Калифорния) установила рекорд грузоподъемности - 301 пассажир и 7 членов экипажа.
-
Aeroplane Monthly 1976-04 / B.Gunston - The Mighty Mars
The sole JRM-2, 6824 Caroline Mars, was delivered in July 1947.
-
Aeroplane Monthly 1976-04 / B.Gunston - The Mighty Mars
The first JRM-1, Hawaii Mars, comes in to touchdown after its first flight. It sank in Chesapeake Bay on August 5, 1945, only two weeks later.
-
Мировая Авиация 117
Крупнейшей летающей лодкой за всю историю ВМС США стала Martin Mars, созданная как морской бомбардировщик, она использовалась в качестве транспортной. ВМС США получили пять JRM-1 и одну JRM-2.
-
Air International 1983-02
Of four Martin Mars flying-boats acquired by Forest Industries Flying Tankers Ltd, two were still flying last year from Sproat Lake on Vancouver Island; C-FLYN (s/n 76823) is illustrated.
-
Air Enthusiast 1999-03 / F.Mormillo - Call for Fire Attack!
John Wells (left) and Tom Irving at Long Beach for the Mars capability demonstration.
-
Air Enthusiast 1999-03 / F.Mormillo - Call for Fire Attack!
The Mars in Long Beach Harbour.
-
Air Pictorial 1976-03
Quite a rare bird now, Martin JRM Mars C-FLYL "Hawaii Mars" is seen undergoing routine maintenance at Sproat Lake, British Columbia, Canada, on 14th September 1975 after water-bombing a forest fire. This flying-boat and one other, out of four purchased by the B.C. Flying Tankers Organization in 1960, are still in regular use
-
Air Enthusiast 1999-03 / F.Mormillo - Call for Fire Attack!
“The only thing unique about the Mars is its size”. Looking down on the cockpit from the 200ft span wing.
-
Aeroplane Monthly 1988-09
MICHAEL O'LEARY'S stunning photograph depicts the majestic Martin Mars C-FLYK flying on two engines from its Port Albemi base on Vancouver Island in British Columbia in May this year.
-
Air Enthusiast 1999-03 / F.Mormillo - Call for Fire Attack!
The huge dump doors in the side of ‘Hawaii Mars’.
-
Air Enthusiast 1999-03 / F.Mormillo - Call for Fire Attack!
The flight deck of 'Hawaii Mars', including modern radio fits and controls for scooping, mixing and dumping.
-
Aeroplane Monthly 1976-04 / B.Gunston - The Mighty Mars
The first Mars after the engine fire which delayed the maiden flight. Note the nacelle in the water and the holes in the upper fuselage made by propeller blades.
-
Мировая Авиация 243
Martin JRM-3 Mars. Компания "Forest Industries Flying Tankers" (FIFT) из Порт- Элберни, Британская Колумбия, приступила к использованию для борьбы с пожарами гигантских самолетов Mars в 1960 году. В 2007 году летающие лодки продали "Coulson Forest Products", они эксплуатируются до сих пор.
- Фотографии