RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : США

Год : 1977

Конвертоплан

Экспериментальный самолет вертикального взлета и посадки с двумя членами экипажа

Варианты

Bell Model 301 (XV-15)

   Неудивительно, что компания "BELL", имевшая значительный опыт в разработке винтокрылых аппаратов и конвертопланов, в 1973 году была выбрана в качестве генподрядчика для исследовательской программы по определению целесообразности создания ЛА концепции конвертоплана, с несущим винтом с изменяемым наклоном оси вращения. Программа осуществлялась научно-исследовательской лабораторией проблем аэромобильности Армии США и НАСА.
   "BELL" уже имела подобный опыт работ с Model 200, поэтому в Bell Model 301 в общих чертах заметна преемственность конструкции. Финансирование со стороны ВМС в конце 1970-х годов позволило построить два прототипа XV-15. Model 301 выглядел как обычный небольшой высокоплан с неподвижным крылом, обтекаемым фюзеляжем, убирающимся трехколесным шасси и двухкилевым оперением. Но в нем также использовались оригинальные поворотные гондолы турбовинтовых двигателей, установленные на законцовках крыла.
   Благодаря поперечной системе взаимосвязанных валов каждый двигатель мог вращать оба винта в случае выхода из строя другого двигателя, а их размещение в гондолах на концах крыла освобождало фюзеляж для полезной нагрузки. XV-15 с гондолами, повернутыми вверх, выполнял вертикальный взлет, затем в течение 12 секунд оси вращения несущих винтов поворачивались на 90° в горизонтальную плоскость, и аппарат переходил к полету "на крыле", по-самолетному.
   Первый прототип XV-15 впервые взлетел 3 мая 1977 года. После испытаний в режиме вертикального взлета и зависания он использовался для продувок в аэродинамической трубе. Второй прототип взлетел в апреле 1979-го. Именно он в июле того же года впервые осуществил переход от вертикального к горизонтальному полету. Испытания XV-15 завершились успешно, открыв дорогу фирмам "BELL" и "Boeing" к разработке военного конвертоплана V-22 Osprey. Они также внесли большой вклад в создание гражданского винтокрылого летательного аппарата Augusta Bell Model AB609, взлетевшего в конце 1999 года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Bell XV-15

   Тип: экспериментальный самолет вертикального взлета и посадки с двумя членами экипажа
   Силовая установка: два турбовинтовых двигателя Avco Lycoming LTC1K-4K тягой по 1550 л.с. (1156 кВт)
   Характеристики: максимальная скорость 615 км/ч на 5180 м; крейсерская скорость 561 км/ч на 4970 м; начальная скороподъемность 960 м/мин; практический потолок 8840 м; статический потолок 3200 м с учетом влияния земли и 2635 м без учета влияния земли; дальность полета 825 км
   Масса: пустого самолета 4355 кг; максимальная взлетная 5897 кг при вертикальном взлете и 6804 кг при взлете с укороченным разбегом
   Размеры: общая ширина 17,42 м; размах крыла 10,72 м с гондолами; диаметр каждого поворотного несущего винта 7,62 м; длина 12,83 м; высота 4,67 м; площадь крыла 15,70 м, общая площадь дисков несущих винтов 91,20 м
   Полезная нагрузка: до 9 пассажиров или соответствующий груз в кабине

Показать полностью
  • Описание
  • Фотографии