
Описание
Страна : США
Год : 1977
Конвертоплан
Экспериментальный самолет вертикального взлета и посадки с двумя членами экипажа
Варианты
- Bell - XV-15 / Model 301 - 1977 - США
- Bell/Boeing - V-22 Osprey - 1989 - США
- Bell - V-280 Valor - 2017 - США
Bell Model 301 (XV-15)
Неудивительно, что компания "BELL", имевшая значительный опыт в разработке винтокрылых аппаратов и конвертопланов, в 1973 году была выбрана в качестве генподрядчика для исследовательской программы по определению целесообразности создания ЛА концепции конвертоплана, с несущим винтом с изменяемым наклоном оси вращения. Программа осуществлялась научно-исследовательской лабораторией проблем аэромобильности Армии США и НАСА.
"BELL" уже имела подобный опыт работ с Model 200, поэтому в Bell Model 301 в общих чертах заметна преемственность конструкции. Финансирование со стороны ВМС в конце 1970-х годов позволило построить два прототипа XV-15. Model 301 выглядел как обычный небольшой высокоплан с неподвижным крылом, обтекаемым фюзеляжем, убирающимся трехколесным шасси и двухкилевым оперением. Но в нем также использовались оригинальные поворотные гондолы турбовинтовых двигателей, установленные на законцовках крыла.
Благодаря поперечной системе взаимосвязанных валов каждый двигатель мог вращать оба винта в случае выхода из строя другого двигателя, а их размещение в гондолах на концах крыла освобождало фюзеляж для полезной нагрузки. XV-15 с гондолами, повернутыми вверх, выполнял вертикальный взлет, затем в течение 12 секунд оси вращения несущих винтов поворачивались на 90° в горизонтальную плоскость, и аппарат переходил к полету "на крыле", по-самолетному.
Первый прототип XV-15 впервые взлетел 3 мая 1977 года. После испытаний в режиме вертикального взлета и зависания он использовался для продувок в аэродинамической трубе. Второй прототип взлетел в апреле 1979-го. Именно он в июле того же года впервые осуществил переход от вертикального к горизонтальному полету. Испытания XV-15 завершились успешно, открыв дорогу фирмам "BELL" и "Boeing" к разработке военного конвертоплана V-22 Osprey. Они также внесли большой вклад в создание гражданского винтокрылого летательного аппарата Augusta Bell Model AB609, взлетевшего в конце 1999 года.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Bell XV-15
Тип: экспериментальный самолет вертикального взлета и посадки с двумя членами экипажа
Силовая установка: два турбовинтовых двигателя Avco Lycoming LTC1K-4K тягой по 1550 л.с. (1156 кВт)
Характеристики: максимальная скорость 615 км/ч на 5180 м; крейсерская скорость 561 км/ч на 4970 м; начальная скороподъемность 960 м/мин; практический потолок 8840 м; статический потолок 3200 м с учетом влияния земли и 2635 м без учета влияния земли; дальность полета 825 км
Масса: пустого самолета 4355 кг; максимальная взлетная 5897 кг при вертикальном взлете и 6804 кг при взлете с укороченным разбегом
Размеры: общая ширина 17,42 м; размах крыла 10,72 м с гондолами; диаметр каждого поворотного несущего винта 7,62 м; длина 12,83 м; высота 4,67 м; площадь крыла 15,70 м, общая площадь дисков несущих винтов 91,20 м
Полезная нагрузка: до 9 пассажиров или соответствующий груз в кабине
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 50
Регистрационный номер : N702NA [5] Первый прототип XV-15 (на снимке) в 1982 году использовался для проведения различных исследований, в том числе для измерений радиолокационной заметности машины и отработки палубных операций с десантного корабля "Триполи".
-
Air Enthusiast 2006-09 / D.Willis - V for Variety /Air forces/ (3)
Регистрационный номер : N703NA [6] N703NA, the second of the two XV-15As, during its time with NASA at Dryden, October 1980.
-
Авиация и Космонавтика 2012-05 / М.Никольский - V-22 "Оспри"
Регистрационный номер : N703NA [6] Экспериментальный конвертоплан XV-15
-
Air International 1989-05 / ??? - Osprey: Tilting at Convention
Регистрационный номер : N703NA [6] A highly successful test programme flown by the two prototypes of the Bell XV-15 helped to convince the Department of Defense that an aircraft using the tilt-rotor configuration was operationally viable, leading to the development of the Osprey.
-
Мировая Авиация 42
3 мая 1977г.: первый из двух опытных СВВП с поворотными винтами Bell Model 301 совершил вертикальный взлет. Полет этой машины открыл путь для создания других СВВП, таких как V-22 Osprey.
-
Мировая Авиация 90
24 июля 1979г.: второй прототип XV-15 исследовательского конвертоплана Bell XV-15 с изменяемым положением воздушных винтов впервые совершил переход из режима зависания в горизонтальный полет.
-
Aviation Historian 39 / M.Willis - Tilting at windmills
The XV-15 experimental tiltrotor aircraft made its first flight on May 3, 1977. Only two were built, but the results yielded from extensive testing led to the development of the Bell Boeing V-22 Osprey in service today.
-
Air International 2021-07 / S.Gourley - V for Valor
Both of the XV-15As outside at the NASA Dryden Flight Research Center in April 1981.
The development of the XV-15 tilt-rotor research aircraft was initiated in 1973 with joint Army/NASA funding as a 'proof of concept', or 'technology demonstrator' programme, with two aircraft being built by Bell Helicopter Textron in 1977 -
Aeroplane Monthly 1976-12 / News Spotlight
Регистрационный номер : N702NA [5] Bell’s first XV-15 experimental tilt-rotor convertiplane was rolled out at Arlington, Texas, on October 22, 1976.
-
Air Pictorial 1977-07
Регистрационный номер : N702NA [5] The prototype Bell XV-15 tilt-rotor research aircraft seen during its first hover flight at Arlington on 3rd May 1977
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v2
Регистрационный номер : N703NA [6] Bell Model 301 (XV-15).
-
Air International 1982-06 / R.Braybrook - Winds of change
Регистрационный номер : N703NA [6] "Regarding land-based helicopters ... for the longer term ... superior performance must be provided for the weapon platform, which suggests developments on the lines of the Bell tilt-rotor XV-15 (on photo) or the Sikorsky XH-59A."
-
Авиация и Космонавтика 2008-07 / Е.Ружицкий - История вертолетных рекордов (9)
Регистрационный номер : N703NA [6] Экспериментальный вертолет-самолет XV-15
-
Air International 1982-09 / ??? - Breakthrough for the tilt-rotor?
Регистрационный номер : N702NA [5] The Bell XV-15.
-
Aeroplane Monthly 1981-08 / News Spotlight on the Paris Airshow
Регистрационный номер : N702NA [5] The Bell XV-15, N702NA, tilt-rotor research aircraft. Jointly funded by the US Navy and NASA, this is one of two aircraft built to explore the limits of the flight envelope and to assess the type's application transport needs.
-
Aeroplane Monthly 1984-10
ERIK SIMONSEN'S photograph of one of the two Bell XV-15 tilt-rotor research aircraft. The first full in-flight conversion to aeroplane mode was made on July 24, 1979 by the second prototype.
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 01 - Aircraft
One-fifth scale model of Bell’s tilt-rotor VTOL research vehicle in NASA’s Langley wind tunnel
-
Air Enthusiast 1973-07 / Airscene
Bell Helicopter Co has won a contract to build two prototypes of its Model 301 tilt-rotor VTOL aircraft for a general research programme to be conducted jointly by NASA and the US Army. The Boeing Vertol Company's Model 222 was the losing design in a competitive evaluation.
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 01 - Aircraft
Artist’s impression of Bell Helicopter’s Model 301 prototype tilt-rotor research aircraft
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
Bell XV-15 prototype tilt-rotor research aircraft
-
Air International 1980-06 / Airdata File
A three-view drawing of the Bell D326 Clipper tilt-rotor project.
- Фотографии