Bell XV-15 / Model 301
Варианты:
Bell - XV-15 / Model 301 - 1977 - США
Страна: США
Год: 1977
Вертолет

Экспериментальный самолет вертикального взлета и посадки с двумя членами экипажа
Описание
Фотографии
Bell Model 301 (XV-15)

  Неудивительно, что компания "BELL", имевшая значительный опыт в разработке винтокрылых аппаратов и конвертопланов, в 1973 году была выбрана в качестве генподрядчика для исследовательской программы по определению целесообразности создания ЛА концепции конвертоплана, с несущим винтом с изменяемым наклоном оси вращения. Программа осуществлялась научно-исследовательской лабораторией проблем аэромобильности Армии США и НАСА.
  "BELL" уже имела подобный опыт работ с Model 200, поэтому в Bell Model 301 в общих чертах заметна преемственность конструкции. Финансирование со стороны ВМС в конце 1970-х годов позволило построить два прототипа XV-15. Model 301 выглядел как обычный небольшой высокоплан с неподвижным крылом, обтекаемым фюзеляжем, убирающимся трехколесным шасси и двухкилевым оперением. Но в нем также использовались оригинальные поворотные гондолы турбовинтовых двигателей, установленные на законцовках крыла.
  Благодаря поперечной системе взаимосвязанных валов каждый двигатель мог вращать оба винта в случае выхода из строя другого двигателя, а их размещение в гондолах на концах крыла освобождало фюзеляж для полезной нагрузки. XV-15 с гондолами, повернутыми вверх, выполнял вертикальный взлет, затем в течение 12 секунд оси вращения несущих винтов поворачивались на 90° в горизонтальную плоскость, и аппарат переходил к полету "на крыле", по-самолетному.
  Первый прототип XV-15 впервые взлетел 3 мая 1977 года. После испытаний в режиме вертикального взлета и зависания он использовался для продувок в аэродинамической трубе. Второй прототип взлетел в апреле 1979-го. Именно он в июле того же года впервые осуществил переход от вертикального к горизонтальному полету. Испытания XV-15 завершились успешно, открыв дорогу фирмам "BELL" и "Boeing" к разработке военного конвертоплана V-22 Osprey. Они также внесли большой вклад в создание гражданского винтокрылого летательного аппарата Augusta Bell Model AB609, взлетевшего в конце 1999 года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Bell XV-15

  Тип: экспериментальный самолет вертикального взлета и посадки с двумя членами экипажа
  Силовая установка: два турбовинтовых двигателя Avco Lycoming LTC1K-4K тягой по 1550 л.с. (1156 кВт)
  Характеристики: максимальная скорость 615 км/ч на 5180 м; крейсерская скорость 561 км/ч на 4970 м; начальная скороподъемность 960 м/мин; практический потолок 8840 м; статический потолок 3200 м с учетом влияния земли и 2635 м без учета влияния земли; дальность полета 825 км
  Масса: пустого самолета 4355 кг; максимальная взлетная 5897 кг при вертикальном взлете и 6804 кг при взлете с укороченным разбегом
  Размеры: общая ширина 17,42 м; размах крыла 10,72 м с гондолами; диаметр каждого поворотного несущего винта 7,62 м; длина 12,83 м; высота 4,67 м; площадь крыла 15,70 м, общая площадь дисков несущих винтов 91,20 м
  Полезная нагрузка: до 9 пассажиров или соответствующий груз в кабине
Первый прототип XV-15 (на снимке) в 1982 году использовался для проведения различных исследований, в том числе для измерений радиолокационной заметности машины и отработки палубных операций с десантного корабля "Триполи".
N703NA, the second of the two XV-15As, during its time with NASA at Dryden, October 1980.
Экспериментальный конвертоплан XV-15
A highly successful test programme flown by the two prototypes of the Bell XV-15 helped to convince the Department of Defense that an aircraft using the tilt-rotor configuration was operationally viable, leading to the development of the Osprey.
3 мая 1977г.: первый из двух опытных СВВП с поворотными винтами Bell Model 301 совершил вертикальный взлет. Полет этой машины открыл путь для создания других СВВП, таких как V-22 Osprey.
24 июля 1979г.: второй прототип XV-15 исследовательского конвертоплана Bell XV-15 с изменяемым положением воздушных винтов впервые совершил переход из режима зависания в горизонтальный полет.
Both of the XV-15As outside at the NASA Dryden Flight Research Center in April 1981.
The development of the XV-15 tilt-rotor research aircraft was initiated in 1973 with joint Army/NASA funding as a 'proof of concept', or 'technology demonstrator' programme, with two aircraft being built by Bell Helicopter Textron in 1977
Bell’s first XV-15 experimental tilt-rotor convertiplane was rolled out at Arlington, Texas, on October 22, 1976.
The prototype Bell XV-15 tilt-rotor research aircraft seen during its first hover flight at Arlington on 3rd May 1977
Bell Model 301 (XV-15).
"Regarding land-based helicopters ... for the longer term ... superior performance must be provided for the weapon platform, which suggests developments on the lines of the Bell tilt-rotor XV-15 (on photo) or the Sikorsky XH-59A."
Экспериментальный вертолет-самолет XV-15
The Bell XV-15.
Right, the Bell XV-15, N202NA, tilt-rotor research aircraft. Jointly funded by the US Navy and NASA, this is one of two aircraft built to explore the limits of the flight envelope and to assess the type's application transport needs.
One-fifth scale model of Bell’s tilt-rotor VTOL research vehicle in NASA’s Langley wind tunnel
Bell Helicopter Co has won a contract to build two prototypes of its Model 301 tilt-rotor VTOL aircraft for a general research programme to be conducted jointly by NASA and the US Army. The Boeing Vertol Company's Model 222 was the losing design in a competitive evaluation.
Artist’s impression of Bell Helicopter’s Model 301 prototype tilt-rotor research aircraft
Bell XV-15 prototype tilt-rotor research aircraft
Bell XV-15A
A three-view drawing of the Bell D326 Clipper tilt-rotor project.