Варианты
B-25G/H / PBJ-1H
Средний бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением. Шасси убирающееся, с носовой стойкой. Экипаж 3 - 6 человек. Спроектирован в КБ фирмы "Норт Америкэн авиэйшн" под руководством Р.Раиса и Дж.Этвуда. Опытный образец NA-40-1 совершил первый полет в Январе 1939 г. Серийное производство на заводах "Норт Америкэн" в Инглвуде и Канзас-сити начато в июле 1940 г. Всего выпущено 5815 экз.
Состоял на вооружении в США с января 1941 г., в СССР - с апреля 1942 г., в Великобритании - с сентября 1942 г., в Китае, Австралии, Канаде, Бразилии - с 1943 г.
Основные серийные модификации:
- B-25 с вооружением 3x7,62+1x12,7, моторы R-2600-9, бомбовая нагрузка 1090 кг;
- B-25A, усовершенствованный вариант с протектированными бензобаками и бронезащитой, бомбовая нагрузка 1360 кг;
- B-25B ("Митчелл" I) с вооружением 1x7,62+4x12,7, для морской авиации выпускался вариант PBJ-1 (часть машин оснащалась РЛС);
- B-25C (он же PBJ-1C и "Митчелл" II), с моторами R-2600-13, автопилотом, с С-5 вооружение 6x12,7;
- B-25D (PBJ-1D, "Митчелл" II), аналог B-25C, выпускался в Канзас-сити, с D-5 вооружением 6x12,7, с D-30 - 9x12,7:
- B-25G (PBJ-1G), штурмовик с вооружением 1x75+6x12,7, с G-5 - 1x75+7x12,7;
- B-25H (PBJ-1H), штурмовик с вооружением 1x75+10x12,7 (с наружными контейнерами - 1x75+14x12,7), бомбовая нагрузка 1460 кг;
- B-25J (PBJ-1G) с моторами R-2600-29 и измененным расположением вооружения 8(12)х12,7, в штурмовом варианте - 18x12,7, бомбовая нагрузка до 1820 кг.
С декабря 1941 г. B-25 применялись для патрулирования побережья США. В феврале 1942 г. был осуществлен рейд группы Дулиттла на города Японии с авианосца "Хорнет". С апреля 1942 г. B-25 проводили налеты из Австралии на Новую Гвинею. С июня 1942 г. машины этого типа применялись в Китае, с августа - в Северной Африке, с сентября - в Индии, с декабря - на Аляске (налеты на острова Кыска и Атту, занятые японцами). С конца 1942 г. это основной средний бомбардировщик на Тихоокеанском театре.
В СССР использовались с августа 1942 г. на Западном фронте, затем до конца войны - в частях авиации дальнего действия. Отдельные машины имелись также в авиации ВМФ (как разведчики). Английская авиация применяла "Митчелл" с января 1943 г. в Европе.
Самолет снят с производства в конце 1945 г. Снят с вооружения в США в 1948 г., в СССР -в 1952-1953 гг., в Великобритании - в 1946 г.
Описание:
- B-25G/H / PBJ-1H
- PBJ-1
- North American B-25 Mitchell
Фотографии
-
Мировая Авиация 102
B-25G выполняет поиск подводных лодок, вылетев из Орландо во Флориде, 1943 год. Вооруженные 75-мм пушкой (такой же, как на танке М4 Sherman), B-25G и B-25H действовали преимущественно на Тихом океане и Средиземноморье.
-
Aeroplane Monthly 1999-10 / T.Harmsworth - Over the Moon and under the 'Kosh /Oshkosh '99 report/
Регистрационный номер: N5548N [7] B-25H Mitchell N5548N was operated by the Dominican Air Force from 1949 until 1954, when it returned to the USA for use by the Bendix Aviation Corporation. It has been restored with a 75mm gun nose, and is operated by the Weary Warriors Squadron from Rockford, Illinois.
-
Авиация и Космонавтика 2008-11 / В.Котельников - Норт Америкэн B-25 "Митчелл" (2)
Первый вариант штурмовика (XB-25G), переделанный из серийного бомбардировщика B-25C-1. Обратите внимание, что в носовой части фюзеляжа еще не установлены 12,7-мм пулеметы
-
Aeroplane Monthly 1997-02 / Personal album. Military
North American B-25G Mitchell 265094 - a unique photograph, because it provides positive proof that it does, if only occasionally, rain in Shaibah!
-
Авиация и Космонавтика 2008-11 / В.Котельников - Норт Америкэн B-25 "Митчелл" (2)
Серийный B-25G-10 в испытательном полете. Хорошо виден дополнительный броневой лист на борту кабины, защищавший левого пилота
-
Авиация и Космонавтика 2008-11 / В.Котельников - Норт Америкэн B-25 "Митчелл" (2)
Штурмовик B-25G-10. Середина 1943г.
-
Мировая Авиация 101
B-25G вооружался 75-мм пушкой М4. Носовая часть фюзеляжа - цельнометаллическая, без остекления и более короткая. Боекомплект к пушке - 21 снаряд. Помимо пушки вооружение включало два фиксированных 12,7-мм пулемета (по 400 патронов на ствол). Дополнительной броней были прикрыты пилот и бортстрелок.
-
Авиация и Космонавтика 2009-02 / В.Котельников - Норт Америкэн B-25 "Митчелл" (5)
Ст. лейтенант С.Н.Накоряков у своего B-25G (B-25H?), переделанного в транспортный самолет. 118 омрап ВВС Северного флота.
-
Авиация и Космонавтика 2008-11 / В.Котельников - Норт Америкэн B-25 "Митчелл" (2)
Обслуживание вооружения, установленного в носовой части B-25G
-
Мировая Авиация 104
Установленная в носовой части фюзеляжа 75-мм пушка М4 впервые появилась на варианте B-25G. 400 таких машин построили на заводе в Инглвуде, еще 63 самолета переделали из B-25C. Лобовое стекло кабины частично закрыто бронекозырьком, защищавшим его от пороховых газов.
B-25 Mitchell широко использовался на Тихом океане для ударов по прибрежному судоходству. Модификации B-25G (на снимке) и Н были специально адаптированы для этих целей и вооружались 75-мм танковой пушкой М4 или T13E1, стрелявшей 6,8-кг снарядами, которые вручную заряжал штурман-бомбардир (боезапас 21 штука). В дополнение к пушке использовались восемь 12,7-мм пулеметов, а также ракеты. -
Air International 1993-02 / J.Scutts - Medium with the mostest - The B-25 Mitchell /Warbirds/ (1)
Late production B-25Gs could accommodate four nose machine guns as well as the cannon, an alternative to the latter being a pair of ‘stove pipe' rocket tubes in the vacant tunnel. This test aircraft appears to have a third such weapon bolted under the fuselage, a configuration which is not believed to have been used in service, the B-25 using instead zero length wing launchers for up to eight HVARs.
-
Авиация и Космонавтика 2008-11 / В.Котельников - Норт Америкэн B-25 "Митчелл" (2)
Размещение 75-мм пушки и двух 12,7-мм пулеметов в носовой части B-25G
The nose of a B-25 Mitchell showing the installation of the 75mm cannon beneath two 0-50in machine-guns. -
Aeroplane Monthly 1993-09 / A.Williams - Heavy guns of the RAF (2)
A B-25 Mitchell fitted with a 75mm cannon.
-
Air International 1993-02 / J.Scutts - Medium with the mostest - The B-25 Mitchell /Warbirds/ (1)
Установка 75-мм пушки M4 на B-25G
By taking out the co-pilot's seat and all the equipment required for bombing, adding a sophisticated sight and utilising the bombardier’s crawlway for the cannon barrel, NAA engineers made room for the massive breech of a 75mm cannon. The B-25G carried a 21-round magazine for the 20lb shells, which were loaded by hand. -
Авиация и Космонавтика 2008-11 / В.Котельников - Норт Америкэн B-25 "Митчелл" (2)
Испытания 74-мм пушки M4, установленной в переделанной носовой части бомбардировщика B-25C
-
Мировая Авиация 104
B-25H отличался от варианта G дополнительными 12,7-мм пулеметами в носовой и в хвостовой части фюзеляжа. Этот самолет ВВС США базировался в Индии в 1945 году.
-
Air Pictorial 1999-12 / W.Turner, C.Rosher - Hi-tech at Edwards
‘Barbie III’ is the world’s only flying B-25H, one of two Mitchell variants with a 75 mm M-4 gun in the nose.
-
Мировая Авиация 101
B-25H. Развитие B-25G, на этом самолете отказались от второго пилота - его место занял штурман/радист/стрелок пушки, помимо которого в состав экипажа входили пилот, бортинженер/стрелок верхней турели, стрелок/оператор фотоаппаратуры и стрелок хвостовой установки. Вооружение: 75-мм пушка T13E1 (вместо М4 на B-25G) и четыре фиксированных 12,7-мм пулемета. Отличить "Н" легко по дополнительным спаренным 12,7-мм пулеметам в блистерах по бортам в носовой части. Бомбовая нагрузка - до 1361 кг либо одна 907-кг торпеда, плюс до восьми 127-мм ракет на подвеске под крылом.
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The North American B-25H Mitchell Medium Bomber armed with a 75 mm cannon and fourteen 50-cal. machine-guns.
-
Aeroplane Monthly 1991-06 / Personal album. Military
A lone B-25H Mitchell from the 12th Bomb Group over Burma in 1944. The B-25H fairly bristled with guns. In addition to a 75mm T-13E1 cannon, dorsal turret and two forward-firing 0-50in blister guns beneath the cockpit, four 0-50in guns were carried in the nose and the waist hatches were equipped with one apiece. The tail gunner manned two further 0-50ins.
-
Моделист-Конструктор Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны
Тяжелый штурмовик PBJ-1H, 1944 г.
-
Air International 1993-03 / J.Scutts - Medium with the mostest - The B-25 Mitchell /Warbirds/ (2)
Only one of the seven operational US Marine Mitchell units is known to have used the PBJ-1H in action. This example is pictured during a test.
-
Aeroplane Monthly 1991-06 / Personal album. Military
A 12th Bomb Group B-25H over the Bay of Bengal heading for a Japanese target in Burma. The three shadows on the water below testify that the aircraft is not alone.
-
Мировая Авиация 206
Вариант B-25H (PBJ-1H в авиации КМП США) отличался мощным вооружением и в прессе часто именовался "убийцей кораблей".
-
Мировая Авиация 101
Третьим после авиакорпуса Армии США и британских ВВС крупнейшим эксплуатантом самолетов B-25 стали ВМС США. Принятое в июле 1942 года решение позволило ВМС США использовать бомбардировщики берегового базирования. Первый из 50 PBJ-1C (эквивалент B-25C) флот получил в январе 1943 года, но вначале на эти машины перевооружили 413-ю бомбардировочную эскадрилью КМП США (она получила 20 самолетов). За PBJ-1C последовали 152 PBJ-1D/O/H/J. PBJ-1H, на снимке, - вариант B-25H с морским оборудованием и установленной в законцовке крыла поисковой РЛС.
-
Мировая Авиация 206
B-25H имел самое мощное вооружение среди всех B-25 - 75-мм орудие и 18 пулеметов калибра 12,7 мм. Самолет применялся в основном для борьбы с судоходством.
-
Aeroplane Monthly 1991-06 / Personal album. Military
12th Group “Earthquakers”, B-25Hs and B-25Js heading for Japanese targets in Burma in 1944. Note that some of the aircraft are camouflaged while others are in natural-metal finish.
Другие самолёты на фотографии: North American B-25J Mitchell / PBJ-1G - США - 1943
-
Air International 1993-03 / J.Scutts - Medium with the mostest - The B-25 Mitchell /Warbirds/ (2)
North American's Kansas City plant was a major manufacturer of the Mitchell and some examples of its work are seen in this view including 43-28111, a J model destined for the Russians with earlier insignia, a B-25H-10 (43-4917) and a PBJ-1J in naval colours.
Другие самолёты на фотографии: North American B-25J Mitchell / PBJ-1G - США - 1943
-
Авиация и Космонавтика 2008-12 / В.Котельников - Норт Америкэн B-25 "Митчелл" (3)
PBJ-1H, испытывавшийся на авианосце "Шангри Ла"
-
Авиация и Космонавтика 2009-01 / В.Котельников - Норт Америкэн B-25 "Митчелл" (4)
Штурмовики B-25H ВВС Китая
-
Air Enthusiast 2003-11 / D.Hagedorn - Latin Mitchells (4)
The ultra-rare B-25H, FAU 164, another former Cuban aircraft, following withdrawal of the Uruguayan B-25 fleet circa 1965.
-
Авиация и Космонавтика 2008-11 / В.Котельников - Норт Америкэн B-25 "Митчелл" (2)
Носовая часть модификации B-25H с усиленным вооружением
-
Air International 1993-03 / J.Scutts - Medium with the mostest - The B-25 Mitchell /Warbirds/ (2)
A posed factory picture of B-25H-5 43-4555 showing to advantage the pilot's entry ladder/hatch extended, armour plating and the nose guns.
-
Авиация и Космонавтика 2008-11 / В.Котельников - Норт Америкэн B-25 "Митчелл" (2)
Экспериментальный вариант B-25H с ракетной установкой
-
Air International 1993-03 / J.Scutts - Medium with the mostest - The B-25 Mitchell /Warbirds/ (2)
Among the experimental B-25H airframes was 43-4406, the NA-98X which flew with Pratt & Whitney R2800 engines during March and April 1944 before being destroyed in a crash.
-
Air Enthusiast 1998-07 / ??? - Bendix and the B-25
Регистрационный номер: N5548N [7] Former RB-25H 43-4106 was transferred on loan to the Bendix Aviation Corporation of Detroit, Michigan, in August 1951 as N5548N and employed on a wide variety of test-bed work until it was disposed of in 1967. ‘Four-Eight November’ is illustrated with a centre fuselage-mounted jockey wheel for unknown purposes. Initially the aircraft flew in an overall natural metal scheme, later taking on company house colours. N5548N flies today in 1st ACG markings as ‘Barbie III’ operating out of Aurora, Illinois.
-
Air Enthusiast 1998-07 / ??? - Bendix and the B-25
Регистрационный номер: N5548N [7] -
Air Enthusiast 1998-07 / ??? - Bendix and the B-25
Регистрационный номер: N5548N [7] Detail view of a most unusual undercarriage tested on N5548N. The solid rubber tyres are most apparent, but the rear view (inset) reveals the astonishing off-centre axle arrangement. What can readers tell us of this experiment?
-
Air Enthusiast 1998-07 / ??? - Bendix and the B-25
Регистрационный номер: N5548N [7] View of N5548N showing the installation of over-sized tyres - note the white calibration markings on the port mainwheel.
-
Air Enthusiast 1998-07 / ??? - Bendix and the B-25
Регистрационный номер: N5548N [7] Detail of N5548N’s flightdeck.
-
Air Enthusiast 1998-07 / ??? - Bendix and the B-25
Регистрационный номер: N5548N [7] Extensive test instrumentation installed in the rear fuselage of N5548N. The aircraft flew autopilot development sorties as well as helping to test landing gear and anti-skid devices.
-
Авиация и Космонавтика 2008-11 / В.Котельников - Норт Америкэн B-25 "Митчелл" (2)
Верхняя механизированная турель на самолете B-25H
-
Авиация и Космонавтика 2008-11 / В.Котельников - Норт Америкэн B-25 "Митчелл" (2)
Бортовая установка 12,7-мм пулемета на штурмовике B-25H
-
Авиация и Космонавтика 2008-11 / В.Котельников - Норт Америкэн B-25 "Митчелл" (2)
Кормовая оборонительная точка со спаренными 12,7-мм пулеметами
-
Авиация и Космонавтика 2008-11 / В.Котельников - Норт Америкэн B-25 "Митчелл" (2)
Схема броневой защиты экипажа штурмовика B-25H
-
Air International 1993-03 / J.Scutts - Medium with the mostest - The B-25 Mitchell /Warbirds/ (2)
North American B-25H Mitchell
-
Мировая Авиация 101
B-25H Mitchell
-
Air International 1993-03 / J.Scutts - Medium with the mostest - The B-25 Mitchell /Warbirds/ (2)
General arrangement drawing of the B-25H with the upper side-view of the G model and the scrap view of the B-25J.
-
Моделист-Конструктор Бомбардировщики Второй мировой войны
North American B-25G
- Фотографии