SOCATA TB-30 Epsilon
Страна: Франция
Год: 1979


Двухместный учебный самолет
Описание
Фотографии
Aerospatiale (SOCATA) ТВ 30В Epsilon

   Фирма SOCATA - филиал "Aerospatiale", размещается в городе Тарб и специализируется на производстве легких самолетов. В начале 1977 года фирма начала разработку базового военного учебно-тренировочного самолета на основе своего же 4-5-местного пассажирского самолета ТВ 10 Tobago. Переделанный для ВВС Франции, новый самолет был создан в модификациях ТВ 30А и ТВ 30В, с двигателями мощностью 260 л.с. (194кВ) и 300л.с. (224 кВ) соответственно.
   Контракт на разработку ТВ 30В был подписан в 1979 году, первый опытный образец взлетел 22 декабря 1979 года. Второй поднялся в воздух 12 июля 1980 года, он имел увеличенный размах крыла, скругленную законцовку крыла, измененную хвостовую часть фюзеляжа и хвостовое оперение, принявшие окончательную форму уже в серийном самолете, получившем название Epsilon. По завершении этапа разработки первый серийный самолет поднялся в воздух 29 июня 1983 года.
   Epsilon имел цельнометаллическую конструкцию, убираемое трехколесное шасси, большой откидывающийся фонарь, компоновку кабины и летные характеристики, необходимые для подготовки пилотов к полетам на более сложном реактивном учебном самолете ВВС Alpha Jet корпорации "Daasault-Brequet/Dornier". Полностью подготовленный для высшего пилотажа и выдерживающий предельную нагрузку +6,7g и -3,35g, Epsilon имел топливную систему Кристена, позволяющую выполнять перевернутый полет в течение двух минут.
   6 января 1982 года перед завершением программы разработки, ВВС заказали 150 самолетов, примерно по 30 самолетов в год. Первые две поставки были осуществлены в 1982 году. Epsilon поступил в Центр подготовки военных летчиков в Мон-де-Марсан 29 июля 1983 года. Самолетами Epsilon оснащалось учебное соединение GE 315 в Коньяк/Шато в июне 1984 года. К концу 1989 года это соединение получило 150 самолетов Epsilon.
   Экспортные заказы на самолет Epsilon поступили от двух покупателей. Вооруженные силы Португалии с 1989 года получили 18 машин Epsilon. Все, кроме одного, были заказаны OGMA. Эти самолеты изначально эксплуатировались 104-й эскадрильей в Синтре.
   Вооруженный вариант Epsilon был заказан ВВС Того в конце 1984 года. Этот вариант оснащался четырьмя подкрыльевыми пилонами, несущими 300 кг груза при одном пилоте и 200 кг при наличии двух пилотов. Три самолета были поставлены правительству Того в 1986 году и один на замену изношенного - в 1987 году.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Aerospatiale ТВ 30В Epsilon

   Тип: двухместный учебный самолет
   Силовая установка: один горизонтальный 6-ти поршневой двигатель Textron Lycoming AEIO-540-L1B5D мощностью 300 л, с. (224 кВ)
   Летные характеристики: максимально допустимая скорость 520 км/ч; максимальная горизонтальная скорость на уровне моря 378 км/ч; крейсерская скорость на высоте 1830 м 358 км/ч; максимальная скороподъемность от уровня моря 564 м в минуту; практический потолок 7010 м; длина разбега 410 м при максимальной взлетной массе; длина разбега до набора высоты 15 м - 640 м при максимальной взлетной массе; посадочная дистанция с высоты 15м - 440 м при нормальной посадочной массе; длина пробега при посадке 250 м при нормальной посадочной массе; дальность полета 1250 км; время полета 3 часа 45 минут
   Масса: пустого с оборудованием 932 кг, максимальная взлетная масса 1250 кг
   Размеры: размах крыла 7,92 м; длина 7,59 м; высота 2,66 м; площадь крыла 9,00 м2
   Вооружение: четыре узла подвески типа ALKAN для вооружения общей массой до 480 кг, включая контейнеры со спаренными 7,62-мм пулеметами; 50- или 120-кг бомбы SAMP; контейнеры с шестью 68-мм реактивными снарядами MATRA F2D или Thomson-Brandt; подвеска ALKAN 500 с 74-мм боеприпасами Lacroix; контейнеры с осветительным и спасательным оборудованием.
На самолетах Epsilon, используемых в качестве учебных с 1983 года, пилоты проходили 23-недельные (66 часов налета) первичные курсы летной подготовки.
The Epsilon has been used to equip the Groupement Ecole 315 of the Armee de I'Air at Cognac, where some 70 examples of the Aerospatiale trainer are now in service. The illustration shows Aerospatiale’s demonstrator, the third production aircraft.
22 декабря 1979г.: появилась вооруженная учебно-боевая версия стандартного учебного самолета Aerospatiale ТВ 30 Epsilon для начальной подготовки ВВС Франции.
The Epsilon, in its armed version, has four wing strongpoints, stressed to carry 353 lb (160 kg) each inboard and 176 lb (80 kg) each outboard. Typical loads include the Matra twin-gun pod, Alkan 500 rocket launcher, bombs or Servaux Samar 910 survival packs.
To provide air experience for cadets, and officer continuation training, the Ecole de I'Air operates five TB.30 Epsilons.
The TB-30 Epsilon will be retired over the next few years as the PC-21 will be delivered from 2018 onwards.
The TB-30 Epsilon is currently the type for the pre-advanced fighter course but will be replaced in the next few years.
F-HEXI is one of the TB-30 Epsilons previously used for training by the French Air Force and now in service with Apache Aviation, a civilian pilot training company
17 из 18-и португальских самолетов Epsilon были заказаны компанией OGMA. Изначально служившие в 104-й эскадрилье в Синтре, сейчас они находятся в городе Беджа на юге Португалии в 101-й эскадрилье.
The first of 18 Aerospatiale Epsilons for the FAP which uses the type for elementary and basic training.
Two ESQ101 'Roncos' TB-30s blast down Beja Air Base’s runway on a formation training flight
Two TB-30s of Esq101 blast down Beja AB (AB 11) runway during a formation training mission
As an ageing platform, the TB-30 has received a recent upgrade which sees the TB-30 gain new sensors on the engine and a new digital panel in the cockpit
Serial 11402 wears a special scheme to celebrate the Portuguese Air Force surpassing 100,000 flight hours with the TB-30 training aircraft
The TB-30 is the primary trainer operated for the FAP for training new pilots destined for either fixed-wing transport, helicopters or fast jet careers
Following the loss of the Alpha Jet, Undergraduate Pilot Training (UPT) and Instruction to Fighter Fundamentals (IFF) on the USAF’s T-38 Talon II has been done by the USAF in the US. Pilots attend after qualifying on the TB-30
A crew chief awaits the student’s command to release the chocks for taxi with a land away mission ahead
A student performs a pre-flight check on the TB-30 observed by the IP of Esq101
An IP and student prepare their aircraft for a night-flying mission
Night flying is part of the syllabus during a student’s training at Esq101
From France came the Aerospatiale Epsilon TP, a turboprop-powered variant of its original piston-engined trainer. The prototype Epsilon was fitted with a Turbomeca TP 319 Arrius powerplant, as seen here at the 1987 Paris Air Salon, to be rebranded as the Omega.
Aerospatiale’s TB30 Epsilon trainer prototype made its maiden flight from Socata airfield in the Pyrenees on December 22, 1979.
The Epsilon 01, first prototype, on its first flight, showing the original tail unit and "VD" marking.
A completely revised tail unit and temporarily-modified canopy on the first prototype, with marking changed to "VO"
The Epsilon 01 has been extensively used for development since the initial flight programme was completed. This photograph shows it with underwing armament
The second prototype Epsilon 02, completed to the same standard as 01 after its modification. The modified wing tip can be clearly seen.
The first Epsilon delivered to the Armee de I’Air. in July 1983 was used at first by the Trials Squadron at Mont-de-Marsan, in whose markings it is seen here. It later went to GE 315 at Cognac as 315UA.
The flight line of Esquadra 101 at Beja, which operates the TB.30 Epsilon for screening and primary training.
The prototype Aerospatiale Epsilon trainer has been converted to take a 450-s h.p. Turbomeca TP 319 turboprop and thus powered first flew at Pau on 9th November 1985.
The view of a student undergoing a first flight (while flying a low level mission ???) in the Portuguese Air Force TB-30 Epsilon
Aerospatiale Epsilon
Since publication of a drawing of the TB-30 in Air Data File/November 1978, Aerospatiale has issued revised data showing the span and length to be identical at 24 ft 3 in (7,40 m) each; as the revised drawing shows, the cockpit structure has also been changed. Construction of a prototype has now begun and first flight is expected by next September.
Modifications are being made to the Aerospatiale TB-30 Epsilon to overcome a pitch-yaw coupling problem revealed during flight testing of the two prototypes (which made their first flights on 22 December 1979 and 12 July 1980 respectively). The first prototype was expected to resume testing last month (October) in the form depicted in this drawing, with revised wing-tips and a completely new rear fuselage and tail unit. Overall dimensions of the Epsilon are increased by these modifications to a span of 25 ft 11 1/2 in (7,92 m) and length of 24 ft 10 1/2 in (7,59 m).
Aerospatiale TB-30 Epsilon
Aerospatiale TB.30 Epsilon