Bell UH-1 Iroquois / Model 204     США, 1956
Agusta-Bell AB.204     International, 1961
Варианты:
Bell - UH-1 Iroquois / Model 204 - 1956 - США
Страна: США
Год: 1956
Вертолет

Вертолет общего назначения с одним членом экипажа
Описание:
Bell Model 204 (UH-1A/B/C/E/F/K/L/M/P Iroquois)
Agusta-Bell AB 204
Фотографии:

Боковые проекции (6)

Bell Model 204 (UH-1A/B/C/E/F/K/L/M/P Iroquois)

В 1954 году Армия США провела конкурс для ускорения создания нового вертолета общего назначения, в том числе для эвакуации раненых и обучению полетам по приборам. В феврале 1955 года победителем признали Bell Model 204. Новый вертолет сначала был известен в Армии США как H-40, но когда он поступил в эксплуатацию, то получил обозначение HU-1 и официальное название Iroquois. Но его прозвали Huey (по обозначению HU-1). В 1962 году при изменении схемы обозначений для всех ВС он стал обозначаться UH-1.
   Первый армейский заказ составлял три прототипа XH-40 для испытаний и оценки. Первый из прототипов с турбовальным ГТД Avco Lycoming XT53-L-1 мощностью 700 л.с. (522 кВт) взлетел 20 октября 1956 года и мог перевозить 5 военнослужащих в кабине и еще некоторое количество во внешних контейнерах. Еще до первого полета прототипа было заказано 6 опытных машин YH-40 для эксплуатационных испытаний. Все они поступили в августе 1958 года и имели ряд изменений по сравнению с прототипами XH-40. Среди нововведений были более мощный турбовальный ГТД T53-L-1A, 860 л.с. (641 кВт) и удлиненный на 0,305 м фюзеляж для увеличения объема кабины. С принятием Армией собственной системы обозначений первые два варианта стали соответственно XHU-1 и YHU-1. К этому моменту уже приняли решение, что машина пойдет в серию, и в июне 1959 года армия получила 9 предсерийных вертолетов под обозначением HU-1.
   Затем последовали 182 вертолета начального серийного варианта HU-1A (UH-1A с 1962 года), который строился с весны 1959 года с турбовальным T53-L-1A пониженной до 770 л.с. (574 кВт) мощности. В эту партию вошли 14 вертолетов, доведенных до стандарта TH-1A, предназначенных для обучения полетам по приборам и имевших двойное управление и оборудование для слепого полета. Один HU-1A позднее переоборудовали в XH-1A для испытаний гранатомета калибра 40 мм, установленного 8 носовой турельной установке.
   Впервые UH-1A разместили за пределами США во время войны в Корее. В начале 1960-х годов HU-1A активно использовались в Южном Вьетнаме.
   Вертолет изготавливался из легких сплавов, имел полумонококовый фюзеляж гондольно-балочного типа, неубирающееся шасси из пары полозьев и типичный несущий винт фирмы "BELL". Пилотируемый двумя членами экипажа, HU-1A мог перевозить шесть человек или двое носилок.
   После HU-1A появился доработанный HU-18 (UH-1B), их построили 1010 единиц, в том числе 4 YUH-1B для эксплуатационных испытаний. Первые машины этой серии оснащались двигателем T53-L-5 мощностью 960 л. с. (716 кВт), позднее T53-L-9/ 9А/11 мощностью 1100 л.с. HU-1B являлся тактическим вертолетом с большими возможностями. Увеличенная кабина вмещала экипаж из 2 человек и 7 бойцов с полным вооружением или трое носилок и двух сопровождающих, или 1361 кг груза. Лопасти несущего винта имели увеличенную хорду, втулку несущего винта приподняли на 0,33 м.
   Поставки HU-1B осуществлялись с марта 1961 года по 1965 год, на машину можно было устанавливать два электрически управляемых пулемета калибра 7,62 мм и кассеты с 24 70-мм неуправляемыми ракетами класса "воздух-поверхность". Применялись различные типы экспериментального вооружения, в том числе носовая турель с 40-мм гранатометом М5 и система XM30 с двумя боковыми пушками калибра 30 мм.
   В сентябре 1965 года начал поступать в войска UH-1C с усовершенствованным несущим винтом Model 540 с шарнирной навеской и по-прежнему с лопастями с широкой хордой. В сочетании с двигателем T53-L-11 это обеспечивало некоторое увеличение скорости и повышенную маневренность. Другие изменения включали киль большей хорды и с другой кривизной профиля, создававший боковую силу, снижавшую нагрузку на рулевой винт, улучшенные рули высоты и большую емкость топливной системы. Вооружение UH-1C было таким же, как у UH-1B. Общий выпуск составил 749 вертолетов.
   Несколько UH-1C позднее оснастили двигателями T53-L-13 мощностью 1400 л.с. (1044 кВт), они стали обозначаться UH-1M. Их также оборудовали пусковыми установками под шесть ракет AGM-22A класса "воздух - поверхность" (обозначение французской AS11 в США). Некоторые машины использовались для испытаний системы Hughes INFANT (система ночного видения и прицеливания) с телекамерой, которая может работать в условиях низкой освещенности, и поисковыми прожекторами, применяющимися вместе с установленной системой вооружения М21.


Гражданские и строившиеся по лицензии варианты

   Model 204B: строился в небольших количествах для гражданского использования и военного экспорта. В основном аналогичен UH-1B, вместимость 10 человек, увеличен диаметр несущего винта (от UH-1F) и двигатель T5311A
   Model 533: в 1959 году научно-исследовательское управление транспортной службы Армии США запустило программу оптимизации систем несущих винтов и изучения способов уменьшения лобового сопротивления для вертолетов. В результате первый YH-40 модифицировали в Model 533 с кривизной аэродинамического профиля киля для разгрузки рулевого винта, аэродинамическим обтекателем колонки несущего винта, конформными воздухозаборниками двигателя, шарнирными дверями и посадочными полозьями с малым лобовым сопротивлением, модифицированной системой управления несущим винтом. Первый полет вертолета 10 августа 1962 года с двигателем T53-L-13 показал значительное увеличение скорости. Более поздние доработки включали установку двух ТРД Continental T69-T-9 тягой 7.56 кН в гондолах, закрепленных по бокам фюзеляжа, что обеспечило скорость 338 км/ч, и небольшого стреловидного крыла для разгрузки несущего винта, что увеличило скорость до 357 км/ч или с ТРД J69-T-29 до 380 км/ч; окончательным нововведением стала пара ТРД (14,68 кН) Pratt & Whitney JT12A-3 тягой 14,68 кН в гондолах на законцовках крыла малого удлинения, что в мае 1969 года позволило достигнуть скорости 508,5 км/ч
   HueyTug: специальная разработка UH-1C с турбовальным Avco Lycoming T55-L-7 мощностью 2650 л. с. (1976 кВт), вращавшим модернизированный несущий винт диаметром 15.24 м. Как опытный летающий кран HueyTug мог поднимать внешний груз массой 2172 кг, например гаубицу M101 калибра 105 мм. HueyTug не запустили в производство, но проект оказался очень важен для разработки более поздних вертолетов фирмы "BELL" повышенной грузоподъемности
   Fuji-Bell Model 204B и UH-1B: выпускался по лицензии фирмой "Fuji" в Японии по сублицензии от "Mitsui", японского лицензиата "Bell". Вертолет оснащался собиравшимися фирмой "Kawasaki" гражданским KT5311A и военным KT53-K-13A двигателями
   Fuji-Bell Model 204B-2: отличался от Model 204B тянущим рулевым винтом и двигателем KT5313B мощностью 1400 л.с. (1044 кВт)
   Fuji ХМН: экспериментальная машина с размахом крыла 6.78 м; выполнил первый полет 11 февраля 1970 года
   Agusta-Bell AB 204: строился в больших количествах для гражданского и военного применения


Военные варианты

   UH-1E: вариант для морской пехоты США с двигателем T53-L-11 разрабатывался на базе UH-1B. характеризовался боковым подъемником для солдат и спасаемых, тормозом несущего винта, специальной авионикой, а с октября 1965 года несущим винтом типа Model 540. Поднялся в воздух в июле 1963 года, общий выпуск составил 212 вертолетов, в том числе 20 машин учебного варианта для подготовки экипажей TH-1E
   UH-1F: вариант для ВВС США, первоначально обозначавшийся H-48, в основном аналогичный UH-1B, но с турбовальным ГТД General ElectricT58-GE-3 мощностью 1290 л.с. (962 кВт), увеличенным диаметром несущего винта до 14,63 м и вместимостью, помимо летчика, до 10 пассажиров или 1814 кг груза. Поднялся в воздух в феврале 1964 года, выпущено 146 вертолетов, в том числе 26 TH-1F, подвариант для обучения полетам по приборам и работе с подъемником
   HH-1K: 27 машин для проведения воздушных морских спасательных операций для ВМС США на основе UH-1E с турбовальным T53-L-13
   TH-1L и UH-1L: учебный вариант и вариант общего назначения на основе UH-1E с двигателем T53-L-13.90 вертолетов приобрели ВМС
   UH-1P: 20 переоборудованных UH-1F для ведения психологической войны, использовались 1-й эскадрильей специальных операций ВВС США


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Fuji-Bell Model 204B-2

   Тип: вертолет общего назначения с одним членом экипажа
   Силовая установка: турбовальный ГТД Kawasaki KT5313B мощностью 1400 Л.с. (1044 кВт)
   Характеристики: горизонтальная крейсерская скорость 204 км/ч на оптимальной высоте; начальная скороподъемность 588 м/мин; практический потолок 5790 м; статический потолок 4635 м при учете влияния земли и 3200 м без влияния земли; дальность полета 383 км
   Масса: пустого 2177 кг; максимальная взлетная 3856 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 14.63 м; общая длина 13,61 м. длина фюзеляжа 12,31 м; высота 3,77 м до верха втулки несущего винта; ометаемая площадь 168,10 м
   Полезная нагрузка: до 9 пассажиров или носилки, или груз

Agusta-Bell AB 204

Установив контакт с компанией "Bell" путем покупки лицензии на выпуск вертолета Bell Model 47, компания "Agusta" в дальнейшем построила несколько сотен экземпляров Bell Model 204B - аналога вертолета UH-1B армии США. Это многоцелевой вертолет итальянского производства под обозначением Agusta-Bell AB 204 использовался в гражданских и военных целях. У него было 11 посадочных мест, включая пилота, а также оснащение для перевозки грузов внутри фюзеляжа или на внешней подвеске. Вертолеты оснащались различными типами турбовальных двигателей: Lycoming T53-L-11A мощностью 1100 л. с. (820 кВ); Rolls-Royce (изначально Bristol Siddeley) Gnome Н.1000 или Н.1200 мощностью 1000 или 1200 л. с. (746 или 895 кВ соответственно) и General Electric T58-GE-3 мощностью 1290 л.с. (962 кВ). Большая универсальность применения обеспечивалась тем, что полозья шасси могли заменяться поплавками при операциях на воде или в болотистой местности.
   Первый AB 204B поднялся в воздух в мае 1961 года. Были созданы четыре базовых модификации с двигателем Gnome: AB 204B-11 с двигателем Н.1000 и диаметром несущего винта 13,41 м; AB 204B-12 с двигателем Н.1000 и диаметром несущего винта 14,63 м; AB 204B-21 с двигателем Н.1200 и диаметром несущего винта 13,41 м; и AB-204B-22 с двигателем Н. 1200 и диаметром несущего винта 14,63 м.
   "Agusta" разработала также модификацию AB 204AS для борьбы с подводными лодками. Диаметр несущего винта у этой модификации был увеличен на 1,22 м, что позволило повысить максимальную взлетную массу на 49 кг и в целом улучшить летные характеристики. Также были установлены бортовая РЛС Ekso или APQ-195, гидролокатор, оборудование для полетов в сложных метеоусловиях, система автоматической стабилизации и вооружение в виде двух торпед Mk 44 (или Mk 46) или ракет класса "воздух-поверхность". Запас топлива увеличили для продления сроков патрулирования.
   Выпуск AB 204 продолжался до 1974 года и составил 238 машин. Около дюжины стран приобрели AB 204 для военных целей, но к концу 2008 года осталось всего несколько эксплуатантов этих машин, включая армию Турции и Королевские ВВС Саудовской Аравии. А самым крупным покупателем были ВВС Швеции. Шведская армия использовала AB 204 (под местным обозначением НКР ЗС) в двух эскадрильях средних транспортных вертолетов, в то время как схожие с ними вертолеты НКР 3В применялись в поисково-спасательных операциях.
   AB 204AS уже сняты с вооружения итальянских и испанских ВМС, но несколько экземпляров сохранились на службе в турецкой морской авиации.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Agusta-Bell AB 204AS

   Тип: противолодочный и противокорабельный вертолет
   Силовая установка: турбовальный двигатель General Electric T58-GE-3 мощностью 1290 л. с. (962 кВ)
   Летные данные: максимальная крейсерская скорость 167 км/ч на уровне моря; радиус действия 111 км для патрулирования с гидролокатором в течение 1 часа 40 минут
   Масса: пустого 2939 кг; максимальная взлетная 4309 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 14,63 м; общая длина 17,37 м с вращающимися винтами и длина фюзеляжа 12,67 м; высота 3,84 м; площадь ометания несущего винта 168,11м2
   Вооружение: смотри основной текст
Этот невооруженный вертолет UH-1B Huey окрашен по схеме "А" 1-го батальона 1-й пехотной дивизии. Его отличительным знаком была эмблема на киле. В целом, такая схема окраски характерна для первых транспортных UH-1B Huey.
Вооруженный вертолет, ганшип, UH-1B "Hog" из 1-й аэромобильной бронекавалерийской дивизии СВ США. Штатное вооружение включает 70-мм НАР, многоствольные 7,62-мм пулеметы Minigun и 40-мм гранатометы. Изображенный вертолет вооружен управляемыми по проводам ПТУР SS.11.
Вертолеты UH-1 предназначались, прежде всего, для использования в качестве транспортных, огневой поддержки и санитарных. Но они также обеспечивали действия спецназа. Например, этот камуфлированный UH-1B использовался для специальных операций в Лаосе.
Компания "Bell" и Армия США быстро расширили возможности базового H-1. Впервые Армия получила вертолет с мощной силовой установкой, способный нести достаточную боевую нагрузку, а также перевозить войска. Но скоро стало ясно, что при установке вооружения ранним Huey, как этому UH-1A, не хватает мощности, необходимой для влажного и высокогорного климата джунглей Вьетнама.
Первый TH-1L ВМС США был поставлен в 1969 году после заключения первичного контракта 16 мая 1968 года.
Австрийские ВВС с 1963 года получили 26 вертолетов АВ 204B. В 1999 году их сменили S-70 Black Hawk фирмы "Sikorsky".