Описание
Страна : Германия
Год : 1918
Двухместный гидросамолет-истребитель
Варианты
- Hansa-Brandenburg - W.29 / W.33 - 1918 - Германия
- Van Berkel - W-B - 1920 - Нидерланды
Hansa-Brandenburg W.29
Одним из основных энтузиастов создания W.12 и гидроистребителей семейства W.19 был обер-лейтенант Фридрих Христиансен, командир авиабазы ВМС Германии в Зебрюгге. Считается, что именно он вдохновил, и, возможно, реально участвовал в разработке моноплана гидроистребителя W.29 после переговоров в конце 1917 года с Эрнстом Хейнкелем по вопросу создания для военно-морской авиации Германии гидросамолета-истребителя, превосходящего W.12. Из-за усиления дефицита материалов в Германии и отсутствия мощного мотора Хейнкель решил улучшать характеристики машины только за счет сокращения лобового сопротивления и массы. Пришлось принять схему моноплана.
Поэтому W.29 начинался как доработка самолета W.12 и вначале имел тот же фюзеляж в слегка укороченном виде, тот же мотор, но повышенной мощности, и то же двухпоплавковое шасси, но в сочетании со слегка измененным хвостовым оперением и новым низкорасположенным крылом моноплана. У W.29 была в основном деревянная конструкция с обшивкой фюзеляжа фанерой и полотном на несущих поверхностях. Крыло увеличилось в размахе и хорде для обеспечения почти такой же площади, как и у W.12.
Самолет имел рядный мотор серии Benz Bz.III, установленный в носовой части фюзеляжа и укрытый выполненным из легкого сплава капотом, из которого выступала верхняя часть блока цилиндров. Мотор вращал деревянный двухлопастный тянущий воздушный винт. Самолет оснащался парой деревянных однореданных поплавков, прикрепленных на стойках под внутренними частями крыла.
Начальную партию из шести W.29 заказали в декабре 1917 года. Первый из них впервые взлетел в начале 1918 года под управлением Христиансена. Он был настолько восхищен летными данными и маневренностью нового самолета, что настоял на перелете гидросамолета для службы в Зебрюгге уже на следующий день! Остальные пять W.29 первой партии полностью вошли в строй в апреле 1918 года, они оснащались тем же мотором Benz Bz.IIIb мощностью 195 л.с., как и первый аэроплан. В течение двух месяцев германский флот заказал дополнительные партии по 14, 36 и 20 самолетов с мотором Bz.III мощностью 150 л.с., а затем - четвертую партию из шести машин с мотором Bz.IIIa мощностью 185 л.с. Из аэропланов с мотором Bz.III, по крайней мере, 20 машин, а возможно и 40, поставили в слегка измененном варианте - с одним неподвижным стреляющим вперед пулеметом вместо двух (чтобы можно было установить радиоаппаратуру).
W.29 дополняли, но не вытесняли W.12, уже стоявшие на вооружении. Вскоре экипажи британских гидропланов Short, Curtiss и Felixstowe обнаружили, что новый высокоманевренный немецкий истребитель оказался весьма опасным противником. W.29 также использовался против боевых кораблей: 6 июля 1918 года группа гидросамолетов Hansa-Brandenburg во главе с Христиансеном внезапно атаковала британскую подводную лодку C.25, находившуюся в надводном положении. За короткое время двигатели подводной лодки были выведены из строя и многие члены ее экипажа, включая командира, были убиты и ранены пулеметным огнем немецких гидропланов. В итоге изрешеченную лодку C.25 отбуксировали в Гарвич. А Фридриху Христиансену засчитали победу.
После окончания Первой мировой войны несколько гидросамолетов W.29 продали Дании.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Hansa-Brandenburg W.29
Тип: двухместный гидросамолет-истребитель
Силовая установка: один рядный ПД Benz Bz.III мощностью 150 л.с. (112 кВт)
Летные характеристики: макс. скорость на уровне моря 175 км/ч; набор высоты 2000 м - за 13 мин; продолжительность полета - до 4 ч
Масса: пустого 1 000 кг: максимальная взлетная 1494 кг
Размеры: размах крыла 13,50 м; длина 9,36 м; высота 3,00 м; площадь крыла 32,20 м2
Вооружение: один либо два фиксированных стреляющих вперед 7,92-мм пулемета LMG 08/15 вверху в носовой части фюзеляжа и один наводимый 7,92-мм пулемет LMG14 Parabellum в задней кабине для обороны задней полусферы
Описание:
- Hansa-Brandenburg W.29
- Hansa-Brandenburg W.33, IVL A-22 и W.34
- Flight, August 1923
GOTHENBURG International Aero Exhibition 1923
Фотографии
-
Air Enthusiast 1998-01 / C.Owers - Zeebrugge's Hornets (2)
W.29 mailplane, adopting wartime German naval colours with DLR logo and German postal service flag, circa 1919.
-
Air Enthusiast 1998-01 / C.Owers - Zeebrugge's Hornets (2)
HM.1 (W.29) No.27 of the Royal Danish Navy. This example served from May 1925 until it was written off in June 1928.
-
Air Enthusiast 1998-01 / C.Owers - Zeebrugge's Hornets (2)
Norwegian Navy W.33 F.58. Accepted on charge in July 1922, it crashed in July 1926.
-
Мировая Авиация 151
Этот W.33 летал в 1-й отдельной морской авиаэскадрилье финских ВВС, дислоцировавшейся в Виипури (Выборг) в конце 1920-х годов. Данный A-22 построили по лицензии на государственном заводе IVL под Хельсинки.
-
Air Enthusiast 1998-01 / C.Owers - Zeebrugge's Hornets (2)
The only surviving Brandenburg monoplane if Finnish IVL A.22, shown shortly after its 1969 restoration.
-
Мировая Авиация 151
Моноплан W.29, оказавшийся развитием гидроплана W.12, прослужил недолго, но оказался очень полезным германскому ВМФ.
-
Aeroplane Monthly 1979-08 / ??? - Thorpe park
Hansa Brandenburg W29
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v3
Hansa-Brandenburg W.33.
-
Air Pictorial 1961-12
The Hansa W.33 Brandenburg
-
Мировая Авиация 151
После войны гидросамолеты Hansa-Brandenburg прослужили еще долгие годы. На фотографии - выпущенный по лицензии W.33, один из 41 самолета, построенного заводом "Kjeller Flyfabrikk" в Норвегии.
-
Air Enthusiast 1998-01 / C.Owers - Zeebrugge's Hornets (2)
F.24 shows the crude installation of the Vickers machine-gun on the Norwegian W.33. Other items worth of note are the generator below the rear cockpit, the underslung Lamblin radiators and the open window/hatch in the fuselage floor.
-
Air Enthusiast 1998-01 / C.Owers - Zeebrugge's Hornets (2)
Launching IVL A.22 4.D.2 on October 10,1925.
-
Авиация и Космонавтика 1997-11 / К.-Ф.Геуст - Воздушная мощь маленькой страны
Гидросамолет Ганза-Бранденбург W.33 - одна из машин межвоенного периода развития финских ВВС
-
Aeroplane Monthly 1978-03 / Industria Valtion Lentokonetehdas A-22 /Preservation Profile/ (59)
A period air-to-air study of an anonymous A-22
-
Flight 1927-04 / Flight
FINNISH AIRCRAFT: The photograph shows another Finnish machine of pronounced Brandenburg appearance, known as the I.V.L. A22.
-
Aeroplane Monthly 1978-03 / Industria Valtion Lentokonetehdas A-22 /Preservation Profile/ (59)
Ski-equipped A-22 4.F.47 in 1927
-
Air Enthusiast 1998-01 / C.Owers - Zeebrugge's Hornets (2)
Experimental colour scheme tried on the IVL A.22.
-
Air Enthusiast 1998-01 / C.Owers - Zeebrugge's Hornets (2)
Not only is this IVL A.22 fitted with skis but sets are strapped along the fuselage for the crew.
-
Flight 1928-03 / Flight
The Finnish Air Display: View of Santa Hamina, the Helsingfors seaplane station, which was the operating base for the Pageant. The machines in the background are G.L. single-seaters, and in the foreground some Hansa Brandenburgs.
Другие самолёты на фотографии: Gourdou-Leseurre GL-2 / GL-21 / GL-22 / GL-23 / GL-40 - Франция - 1919
-
Air Enthusiast 1998-01 / C.Owers - Zeebrugge's Hornets (2)
IVL A.22 IL-102 over typical Finnish countryside. Note the skis.
-
Air Enthusiast 1998-01 / C.Owers - Zeebrugge's Hornets (2)
Beautiful view of 4F.46 taken on August 23, 1925.
-
Air Enthusiast 1998-01 / C.Owers - Zeebrugge's Hornets (2)
Fine in flight study of an IVL A.22.
-
Air Enthusiast 1998-01 / C.Owers - Zeebrugge's Hornets (2)
Typical Finnish scene. The IVL A.22 was chosen as suitable to operate in the lake districts of Finland.
-
Flight 1927-04 / Flight
A "Finnished" formation: Five machines of the I.V.L. A22 type photographed from the air. Inset, Col. Vuori, Chief of the Finnish Air Force.
-
Aeroplane Monthly 1978-03 / Industria Valtion Lentokonetehdas A-22 /Preservation Profile/ (59)
On display at Helsinki Airport, September 1969
-
Air Enthusiast 1998-01 / C.Owers - Zeebrugge's Hornets (2)
IVL A.22 serial IL-100.
-
Air Enthusiast 1998-01 / C.Owers - Zeebrugge's Hornets (2)
IVL A.22 IL-113 in late 1928.
-
Air Enthusiast 1998-01 / C.Owers - Zeebrugge's Hornets (2)
Finnish IVL A.22 carrying an unusual ‘splinter’ scheme which was also used on Fokker D.VII and Breguet 14 aircraft. The colours continue to be elusive.
-
Air Enthusiast 1998-01 / C.Owers - Zeebrugge's Hornets (2)
Close up of the Fiat A-12bis installation of an IVL A.22, in this case the preserved example, IL-2.
-
Air Enthusiast 1998-01 / C.Owers - Zeebrugge's Hornets (2)
The IVL A.22 floatplanes of the bore a variety of colourful emblems, Unfortunately details of their colours and units are not known.
-
Air Enthusiast 1998-01 / C.Owers - Zeebrugge's Hornets (2)
As this IVL A.22 still bears its Finnish serial 4G.99, this photograph must have been taken soon after its delivery to Latvia. Note that the camouflage is the same as for Finnish machines with the Latvian red swastika in place of the Finnish light blue one.
-
Air Enthusiast 1998-01 / C.Owers - Zeebrugge's Hornets (2)
4G.100. shortly after its delivery to Latvia.
-
Air Enthusiast 1998-01 / C.Owers - Zeebrugge's Hornets (2)
IVL A.22 4F.27 after a hard landing. The fuselage has split across the pilot’s cockpit.
-
Air Enthusiast 1998-01 / C.Owers - Zeebrugge's Hornets (2)
The end for ski equipped IVL A.22 4F.53. Note that the engine has broken away taking the front cockpit with it. Of particular interest is the extension to the horizontal tail surfaces.
-
Air Enthusiast 1998-01 / C.Owers - Zeebrugge's Hornets (2)
IL-97 has come to grief despite being fitted with skis. Note the unit insignia and the stripped rudder.
-
Flight 1923-08 / Flight
AT GOTHENBURG: Some Swedish constructional details. The padded nose of the floats on the Hansa-Brandenburg seaplane.
- Фотографии