Hansa-Brandenburg W.29 / W.33     Германия, 1918
IVL A.22     Финляндия, 1922
Варианты:
Hansa-Brandenburg - W.29 / W.33 - 1918 - Германия
Страна: Германия
Год: 1918


Двухместный гидросамолет-истребитель
Описание:
Hansa-Brandenburg W.29
Hansa-Brandenburg W.33, IVL A-22 и W.34
Flight, August 1923
GOTHENBURG International Aero Exhibition 1923
Фотографии

Hansa-Brandenburg W.29

Одним из основных энтузиастов создания W.12 и гидроистребителей семейства W.19 был обер-лейтенант Фридрих Христиансен, командир авиабазы ВМС Германии в Зебрюгге. Считается, что именно он вдохновил, и, возможно, реально участвовал в разработке моноплана гидроистребителя W.29 после переговоров в конце 1917 года с Эрнстом Хейнкелем по вопросу создания для военно-морской авиации Германии гидросамолета-истребителя, превосходящего W.12. Из-за усиления дефицита материалов в Германии и отсутствия мощного мотора Хейнкель решил улучшать характеристики машины только за счет сокращения лобового сопротивления и массы. Пришлось принять схему моноплана.
   Поэтому W.29 начинался как доработка самолета W.12 и вначале имел тот же фюзеляж в слегка укороченном виде, тот же мотор, но повышенной мощности, и то же двухпоплавковое шасси, но в сочетании со слегка измененным хвостовым оперением и новым низкорасположенным крылом моноплана. У W.29 была в основном деревянная конструкция с обшивкой фюзеляжа фанерой и полотном на несущих поверхностях. Крыло увеличилось в размахе и хорде для обеспечения почти такой же площади, как и у W.12.
   Самолет имел рядный мотор серии Benz Bz.III, установленный в носовой части фюзеляжа и укрытый выполненным из легкого сплава капотом, из которого выступала верхняя часть блока цилиндров. Мотор вращал деревянный двухлопастный тянущий воздушный винт. Самолет оснащался парой деревянных однореданных поплавков, прикрепленных на стойках под внутренними частями крыла.
   Начальную партию из шести W.29 заказали в декабре 1917 года. Первый из них впервые взлетел в начале 1918 года под управлением Христиансена. Он был настолько восхищен летными данными и маневренностью нового самолета, что настоял на перелете гидросамолета для службы в Зебрюгге уже на следующий день! Остальные пять W.29 первой партии полностью вошли в строй в апреле 1918 года, они оснащались тем же мотором Benz Bz.IIIb мощностью 195 л.с., как и первый аэроплан. В течение двух месяцев германский флот заказал дополнительные партии по 14, 36 и 20 самолетов с мотором Bz.III мощностью 150 л.с., а затем - четвертую партию из шести машин с мотором Bz.IIIa мощностью 185 л.с. Из аэропланов с мотором Bz.III, по крайней мере, 20 машин, а возможно и 40, поставили в слегка измененном варианте - с одним неподвижным стреляющим вперед пулеметом вместо двух (чтобы можно было установить радиоаппаратуру).
   W.29 дополняли, но не вытесняли W.12, уже стоявшие на вооружении. Вскоре экипажи британских гидропланов Short, Curtiss и Felixstowe обнаружили, что новый высокоманевренный немецкий истребитель оказался весьма опасным противником. W.29 также использовался против боевых кораблей: 6 июля 1918 года группа гидросамолетов Hansa-Brandenburg во главе с Христиансеном внезапно атаковала британскую подводную лодку C.25, находившуюся в надводном положении. За короткое время двигатели подводной лодки были выведены из строя и многие члены ее экипажа, включая командира, были убиты и ранены пулеметным огнем немецких гидропланов. В итоге изрешеченную лодку C.25 отбуксировали в Гарвич. А Фридриху Христиансену засчитали победу.
   После окончания Первой мировой войны несколько гидросамолетов W.29 продали Дании.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Hansa-Brandenburg W.29

   Тип: двухместный гидросамолет-истребитель
   Силовая установка: один рядный ПД Benz Bz.III мощностью 150 л.с. (112 кВт)
   Летные характеристики: макс. скорость на уровне моря 175 км/ч; набор высоты 2000 м - за 13 мин; продолжительность полета - до 4 ч
   Масса: пустого 1 000 кг: максимальная взлетная 1494 кг
   Размеры: размах крыла 13,50 м; длина 9,36 м; высота 3,00 м; площадь крыла 32,20 м2
   Вооружение: один либо два фиксированных стреляющих вперед 7,92-мм пулемета LMG 08/15 вверху в носовой части фюзеляжа и один наводимый 7,92-мм пулемет LMG14 Parabellum в задней кабине для обороны задней полусферы

Hansa-Brandenburg W.33, IVL A-22 и W.34

Гидроплан W.33 был, в общем-то, увеличенным вариантом W.29 с более мощным мотором. В апреле 1918 года заказали 26 машин первой серии, затем собрали еще некоторое количество.
   Первые гидропланы имели по два неподвижных стреляющих вперед пулемета LMG. Ряд более поздних машин собрали с одним неподвижным стреляющим вперед пулеметом для улучшения характеристик, хотя затем большинство из них переделали в первичный вариант. По крайней мере, один из W.33 вооружили наводимой 20-мм пушкой Becker в задней кабине для повышения эффективности атак против кораблей - всплывших подводных лодок и катеров типа CMB. Позднее некоторые из этих гидропланов получили радиоаппаратуру.
   W.33 имел превосходные данные, но до заключения перемирия Германия не успела переоснастить ими боевые части. После войны заводы "Norwegian Naval Flying Boat Factory" и "Norwegian Army Aircraft Factory" собрали 30 и 11 в основном схожих самолетов, соответственно. В 1922 году Финляндия закупила два W.33 в качестве образцов для копирования, а в 1923-1926 годах авиазавод финских ВВС построил по лицензии 120 гидропланов IVL A-22. Они оставались на вооружении береговой разведки, а позднее и подразделений обучения до середины следующего десятилетия. A-22 отличался от немецкого оригинала W.33 главным образом отсутствием двух стреляющих вперед пулеметов и заменой мотора на рядный ПД Fiat A.12bis мощностью 300 л.с. Вооружение самолета состояло лишь из одного стреляющего назад 7,62-мм пулемета.
   W.33 также послужил основой для создания экспериментального разведывательного гидроплана Aichi Type 15-Ko. В 1925-1926 годах для оценки машины авиацией японского Императорского флота построили четыре самолета - в виде слегка уменьшенной модификации с V-образным мотором Hispano-Suiza 8Fb мощностью 300 л.с., изготовленным по лицензии и названным Mitsubishi Type Hi.
   Вариантом гидросамолета-моноплана W.33 стал самолет W.34, разработанный Эрнстом Хейнкелем с помощью Ханса Клемма в Первую мировую войну. Во многом он был эволюционным развитием W.33 - с увеличенными габаритами для установки более мощного рядного мотора Basse und Selve BuS.IVa мощностью 300 л.с. До конца Первой мировой войны построили только один прототип W.34, после ее окончания построили еще несколько машин, но с мотором Fiat А.12bis.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Hansa-Brandenburg W.33

   Тип: двухместный гидросамолет-истребитель
   Силовая установка: один рядный ПД Maybach Mb.IVa мощностью 260 л. с. (194 кВт)
   Летные характеристики: макс. скорость на уровне моря 173 км/ч; набор высоты 2000 м - за 12 мин 48 с; продолжительность полета до 4 ч
   Масса: пустого 1420 кг; максимальная взлетная 2050 кг
   Размеры: размах крыла 15,85 м; длина 11,10 м; высота 3,37 м; площадь крыла 44,60 м2
   Вооружение: два фиксированных стреляющих вперед 7,92-мм пулемета LMG 08/15 вверху по бокам носовой части фюзеляжа и один подвижный 7,92-мм пулемет LMG14 Parabellum в задней кабине для обороны задней полусферы

Flight, August 1923

GOTHENBURG International Aero Exhibition 1923

The Swedish Exhibit

   ON the Swedish stand four complete machines were exhibited, and a few days after the opening of the Aero Show a monoplane glider made its appearance, bringing the total up to five machines. To these must be added a small side-by-side school biplane shown on a separate stand, and built by the Nordiska Phoenix Aktiebolaget of Gothenburg. Thus in all six machines carrying the Swedish flag on their rudders were staged at I.L.U.G.
   Of the four power-driven machines, one was a monoplane of unmistakable German influence in design. In fact, we heard it stated that the majority of the parts had been made in Germany and sent to Sweden, where the machine was erected by the Svenska Marinens Flygvasen. It was to all intents and purposes a Hansa-Brandenburg twin-float seaplane of monoplane type, with the wing placed low as in the machines surrendered to England, of which examples were, at one time, to be found at Isle of Grain. Being of fairly ancient type, and presenting no novel features, the Swedish Hansa-Brandenburg seaplane does not appear to call for further comment.
<...>
W.29 mailplane, adopting wartime German naval colours with DLR logo and German postal service flag, circa 1919.
HM.1 (W.29) No.27 of the Royal Danish Navy. This example served from May 1925 until it was written off in June 1928.
Norwegian Navy W.33 F.58. Accepted on charge in July 1922, it crashed in July 1926.
Этот W.33 летал в 1-й отдельной морской авиаэскадрилье финских ВВС, дислоцировавшейся в Виипури (Выборг) в конце 1920-х годов. Данный A-22 построили по лицензии на государственном заводе IVL под Хельсинки.
The only surviving Brandenburg monoplane if Finnish IVL A.22, shown shortly after its 1969 restoration.
Моноплан W.29, оказавшийся развитием гидроплана W.12, прослужил недолго, но оказался очень полезным германскому ВМФ.
Hansa Brandenburg W29
Hansa-Brandenburg W.33.
The Hansa W.33 Brandenburg
После войны гидросамолеты Hansa-Brandenburg прослужили еще долгие годы. На фотографии - выпущенный по лицензии W.33, один из 41 самолета, построенного заводом "Kjeller Flyfabrikk" в Норвегии.
F.24 shows the crude installation of the Vickers machine-gun on the Norwegian W.33. Other items worth of note are the generator below the rear cockpit, the underslung Lamblin radiators and the open window/hatch in the fuselage floor.
Launching IVL A.22 4.D.2 on October 10,1925.
Гидросамолет Ганза-Бранденбург W.33 - одна из машин межвоенного периода развития финских ВВС
A period air-to-air study of an anonymous A-22
FINNISH AIRCRAFT: The photograph shows another Finnish machine of pronounced Brandenburg appearance, known as the I.V.L. A22.
Ski-equipped A-22 4.F.47 in 1927
Experimental colour scheme tried on the IVL A.22.
Not only is this IVL A.22 fitted with skis but sets are strapped along the fuselage for the crew.
The Finnish Air Display: View of Santa Hamina, the Helsingfors seaplane station, which was the operating base for the Pageant. The machines in the background are G.L. single-seaters, and in the foreground some Hansa Brandenburgs.
IVL A.22 IL-102 over typical Finnish countryside. Note the skis.
Beautiful view of 4F.46 taken on August 23, 1925.
Fine in flight study of an IVL A.22.
Typical Finnish scene. The IVL A.22 was chosen as suitable to operate in the lake districts of Finland.
A "Finnished" formation: Five machines of the I.V.L. A22 type photographed from the air. Inset, Col. Vuori, Chief of the Finnish Air Force.
On display at Helsinki Airport, September 1969
IVL A.22 serial IL-100.
IVL A.22 IL-113 in late 1928.
Finnish IVL A.22 carrying an unusual ‘splinter’ scheme which was also used on Fokker D.VII and Breguet 14 aircraft. The colours continue to be elusive.
Close up of the Fiat A-12bis installation of an IVL A.22, in this case the preserved example, IL-2.
The IVL A.22 floatplanes of the bore a variety of colourful emblems, Unfortunately details of their colours and units are not known.
As this IVL A.22 still bears its Finnish serial 4G.99, this photograph must have been taken soon after its delivery to Latvia. Note that the camouflage is the same as for Finnish machines with the Latvian red swastika in place of the Finnish light blue one.
4G.100. shortly after its delivery to Latvia.
IVL A.22 4F.27 after a hard landing. The fuselage has split across the pilot’s cockpit.
The end for ski equipped IVL A.22 4F.53. Note that the engine has broken away taking the front cockpit with it. Of particular interest is the extension to the horizontal tail surfaces.
IL-97 has come to grief despite being fitted with skis. Note the unit insignia and the stripped rudder.
AT GOTHENBURG: Some Swedish constructional details. The padded nose of the floats on the Hansa-Brandenburg seaplane.