SIAI S.8 - S.13
Страна: Италия
Год: 1917
Летающая лодка

Двухместная разведывательная летающая лодка
Описание
Фотографии
SIAI S.8 - S.13

   12 августа 1915 года в Милане была образована компания "Societa Idrovolanti Alta Italia" (SIAI), которая после выпуска в течение некоторого времени по лицензии французских летающих лодок F.B.A. решила самостоятельно заняться проектированием самолетов. Для этой цели компания взяла на работу в качестве главного конструктора инженера Рафаэля Конфленти, который вскоре спроектировал, а Эмилио Таддеоли в 1917 году облетал первую летающую лодку. Она получила обозначение S.8 и представляла собой равнокрылый биплан, нижнее крыло которого крепилось к верхнему своду корпуса, который был более прочным, чем на F.B.A. Стабилизатор был установлен аналогичным образом.
   ВМС Италии заказали более 800 S.8, которые должны были собираться как компанией-разработчиком SIAI, так и различными компаниями-субподрядчиками. Однако в конце войны объем выпуска этой модели существенно сократился, всего же заказчику удалось передать только 172 машины. Самолеты поступили на вооружение 266-й эскадрильи в Сан-Ремо и еще четырех эскадрилий авиации ВМС.
   Совокупный выпуск летающих лодок S.8 составил не менее 214 штук, причем ранние машины оснащались первоначально двигателем Isotta Fraschini V4B, а более поздние получили двигатель Hispano-Suiza 44 мощностью 220 л. с., несколько самолетов, имевших двойное управление для подготовки молодых пилотов, оснащались двигателем Colombo F.150 мощностью 120 л. с. К 1920 году осталось только 63 S.8, большей частью - на хранении.
   В середине 1918 года в воздух впервые поднялась разведывательная летающая лодка S.9, также конструкции Конфленти. От S.8 новый самолет отличался усовершенствованными крыльями бипланной коробки и хвостовым оперением, а также имел более обтекаемую носовую часть корпуса. Летающая лодка оснащалась двигателем Fiat A.12bis мощностью 300 л. с. и развивала максимальную скорость до 170 км/ч.
   Было построено небольшое количество таких самолетов, но ни один из них в конечном итоге не был приобретен ВМС Италии. По одному экземпляру военного варианта отправили в Финляндию, Швецию и Испанию. Бельгия закупила гражданский вариант (на четыре пассажира) для использования в Конго, а компания CAMS, созданная во Франции итальянцем Сантони, собрала несколько машин по лицензии под обозначением CAMS C-9. Последние серийные самолеты данного типа получили киль и обтекатель двигателя, а также отличались измененной конструкцией крыльев бипланной коробки.
   В конце 1918 года на базе S.9 была создана летающая лодка S.12 в варианте разведчика-бомбардировщика, у которой было более угловатое хвостовое оперение, а ее крылья одинакового размаха имели обшитые двойные проволочные расчалки и вспомогательные подкосы для увеличения прочности конструкции.
   Несмотря на высокую для того времени максимальную скорость в 222 км/ч, зафиксированную официально 7 января 1921 года, заказы от ВМС Италии на самолет так и не поступили. Поэтому единственной построенной летающей лодке пришлось завоевывать славу на спортивных гонках, где она ставила один рекорд за другим (включая гонки на Кубок Шнайдера в 1920 году).
   Дальнейшим вариантом стала летающая лодка S.13, которая являлась уменьшенной копией S.12, предназначенной для использования в качестве разведчика или истребителя. Члены экипажа сидели бок о бок за лобовым стеклом, а наблюдатель имел в своем распоряжении один 7,7-мм пулемет, установленный на подвижном креплении. Передняя кабина, имевшаяся на ранних летающих лодках разработки SIAI, отсутствовала. Система межкрыльевых расчалок в целом повторяла данный элемент конструкции S.12, а с V-образным 6-цилиндровым двигателем Isotta Fraschini мощностью 250 л. с. самолет мог развивать максимальную скорость в 197 км/ч. Двенадцать самолетов были поставлены ВМС Италии в 1919 году, они также экспортировались в Швецию, Японию, Норвегию, Испанию и Югославию. Компания CAMS строила французский вариант под обозначением CAMS С-13, а мастерские ВМС Испании в Барселоне по лицензии собрали позже семь самолетов.
   Несколько испанских самолетов S.13, базировавшихся на гидроавиатранспорте "Дедало", в 1922 году принимали участие в кампании против повстанцев в Марокко. В 1922-1924 годах были собраны еще шесть испанских S.13 - часть из них в одноместном варианте.
   Одноместный S.13 "Tipo S" вызвал определенный интерес со стороны ВМС Италии, но предварительный заказ на 50 самолетов был отменен в пользу модернизированного Macchi M.7, уже стоявшего на вооружении. Неудачливым оказался и его гражданский вариант S.13bis, оснащенный стабилизирующими поплавками новой конструкции и измененным хвостовым оперением. Заказы не поступили.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   SIAI S.8

   Тип: двухместная разведывательная летающая лодка
   Силовая установка: один рядный ПД Isotta Fraschini V4B в 180 л. с. (134 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 144 км/ч; практический потолок 6000 м; дальность 700 км
   Масса: пустого снаряженного 900 кг; максимальная взлетная 1375 кг
   Размеры: размах крыльев бипланной коробки 12,77 м; длина 9,84 м; высота 3,30 м; площадь крыльев бипланной коробки 46,00 м2
   Вооружение: один 7,7-мм пулемет в передней кабине и до 120 кг бомб
Savoia S.12.
S.13 "Tipo S", пилотируемый Джанелло, стал единственным самолетом, пришедшим к финишу в гонках на Кубок Шнайдера, которые проходили в 1919 году в Борнмуте, графство Дорсет.
THE THIRD SCHNEIDER CUP CONTEST, 1919: This contest, held at Bournemouth, was annulled, as Janello's Savoia, which alone completed the full course, was not observed on one of the mark boats.
AT BOURNEMOUTH: THIS VIEW SHOWS THE ONE OF FOUR COMPETITORS IN THE 1919 CONTEST STARTING OFF THE PIER. JANELLO ON THE SAVOIA S.13
ALMOST A VICTOR: Sr. Janello, the italian representative (inset), and his Savoia S.13 flying-boat passing the committee yacht on his fourth lap. He completed the full course, in spite of fog, but was not observed at Swanage, so the contest was annulled.
AT MONACO: Janello, on the Savoia racer, coming in over the Tir aux Pigeons at the finish of the race. Inset: The Savoia racer alighting
AT MONACO: Three views of the splendid little Savoia racer flown by Janello in the speed race on Sunday, April 25, 1920
AT MONACO: A row of flying boats in the harbour. Reading from left to right the machines are: Racing Savoia, T.157 Hispano, H.13 Sunbeam, F.B.A., and H.15 Sunbeam
A very excellent flying boat: The standard Savoia S.13 on which Janello gave some wonderful exhibitions of trick flying, including looping, spinning, rolls, Immelmann turns, side-slips, etc.
21 сентября 1920г.: гонки на Кубок Шнейдера в Венеции обернулись фарсом - в них не принимали участие британцы, а лишенные спонсорской помощи французы снялись с соревнований в последний момент. Гонки выиграл итальянский гидросамолет Savoia 12, развивший среднюю скорость всего в 172 км/ч.
S.12 имела внешний вид, в целом характерный для летающих лодок компании SIAI всего следующего десятилетия. Лодка отличалась хорошо обтекаемой носовой частью корпуса большого поперечного сечения и зауженной позади единственного редана хвостовой частью корпуса.
THE FOURTH SCHNEIDER CUP CONTEST, 1920: The one and only surviving competitor in this year's contest (held in Venice) was Luigi Bologna's Savoia flying-boat (470 h.p. Ansaldo), who won the trophy for Italy with a speed of 172-5 k.p.h. (107 m.p.h.). His machine was similar to the type S.12 shown above.
Commercial version of the Savoia S.13.