Consolidated PT-11 / PT-12 / Model 21     США, 1931
Fleet Model 21     Канада, 1936
Страна: США
Год: 1931


Двухместный учебно-тренировочный самолет начальной летной подготовки
Описание:
Consolidated Model 21 (PT-11, PT-12, BT-6, BT-7 и N4Y)
Fleet Model 21
Фотографии

Consolidated Model 21 (PT-11, PT-12, BT-6, BT-7 и N4Y)

В 1930 году Авиационный корпус Армии США выпустил требование к новому учебно-тренировочному самолету для начальной летной подготовки - на замену PT-3. Главный конструктор компании Джо Гвинн решил, что улучшенная модификация Model 2 сможет победить в конкурсе - так появился более изящный Model 21-A с рядом элементов, призванных снизить аэродинамическое сопротивление. В феврале 1931 года, спустя восемь недель после начала работы над самолетом, поднялся в воздух прототип Model 21, оснащенный звездообразным двигателем Kinner С-5 мощностью 170 л. с. (127 кВт), хотя фюзеляж мог вместить и двигатель мощностью до 400 л.с. (298 кВт). Более того, конструкция крыла позволяла вносить изменения, требуемые для решения проблем стабилизации при установке более мощных двигателей.
   В Авиационном корпусе высоко оценили потенциал нового самолета, и был размещен заказ на четыре машины Y1PT-11 со звездообразным двигателем Continental R-545-1 мощностью 165 л. с. (123 кВт) для проведения оценочных испытаний. Все четыре машины были поставлены в мае 1931 года. Позже две переделаны до стандарта PT-11D; третья была оснащена звездообразным двигателем Wright R-975-1 (Whirlwind J-6-9) мощностью 300 л.с. (224 кВт) и стала единственным самолетом Y1BT-6 (позже BT-6) в категории учебных, а затем была доведена до стандарта PT-11D. Последний Y1PT-11 был переоснащен звездообразным двигателем Curtiss R-600-1 мощностью 175 л. с. (131 кВт) и получил обозначение Y1PT-11A (позже PT-11A), а впоследствии переделан до стандарта Y1PT-11C со звездообразным двигателем Lycoming YR-680-1 мощностью 180 л. с. (134 кВт).
   После того, как один из Y1PT-11 был переделан до стандарта Y1PT-11B со звездообразным двигателем Kinner YR-720-1 мощностью 210 л.с. (157 кВт), с июля 1932 года были поставлены шесть в целом аналогичных машин. Пять из них приняты в эксплуатацию Авиационным корпусом под обозначением PT-11 В, шестая со звездообразным двигателем Whirlwind J-6-5 мощностью 165 л. с. (123 кВт) была отправлена в Береговую охрану США, а затем стала единственным самолетом N4Y-1 со звездообразным двигателем R-680-3 мощностью 220 л.с (164 кВт).
   Обозначение PT-11C было присвоено 18 самолетам типа PT-11D, переданным ВВС Колумбии в июле и августе 1934 года, где они находились в эксплуатации до 1952 года. Самолет оборудовался колесным или поплавковым шасси, силовая установка состояла из звездообразного двигателя R-760-E7 (Whirlwind J-3).
   21 самолет Y1PT-11D со звездообразным двигателем R-680-3 мощностью 220 л. с. (164 кВт) после принятия в эксплуатацию Авиационным корпусом в период с мая по июль 1932 года получил обозначение PT-11D. В 1934 году ВМС США заказали три схожих машины под обозначением XN4Y-1. Десять самолетов поставлены в апреле и мае 1932 года в варианте Y1PT-12, отличавшемся от PT-11D незначительными изменениями в плане оборудования и наличием звездообразного двигателя Pratt & Whitney R-985-1 мощностью 300 л.с. (224 кВт). Позже самолет принят в эксплуатацию под обозначением PT-12, затем получил обозначение Y1BT-7 и, наконец - BT-7.


Вариант

   Model 21-C: гражданский аналог военного Model 21-A, единственным покупателем стала Мексика, получившая 10 самолетов в ноябре - декабре 1936 года; машины были построены компанией "Fleet Aircraft" в Канаде - они были оснащены звездообразным двигателем R-985-SB Wasp Junior мощностью 420 л.с. (313 кВт) и вооружены двумя 7,62-мм пулеметами, один из которых неподвижно устанавливался в передней части фюзеляжа, а второй размещался на подвижной установке в задней кабине.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Consolidated Model 21 (PT-11D)

   Тип: двухместный учебно-тренировочный самолет начальной летной подготовки
   Силовая установка: один звездообразный ПД Lycoming R-680-A мощностью 200 л. с. (149 кВт) Летные характеристики: макс. скорость на уровне моря 190 км/ч; набор высоты 1525м - за 7 мин 24 с; практический потолок 4175 м
   Масса: пустого 870 кг; максимальная взлетная 1173 кг
   Размеры: размах крыла 9,63 м; длина 8,20 м; высота 2,95 м; площадь крыла 26,01 м2

Fleet Model 21

Среди большого семейства учебных бипланов компания "Consolidated" разработала вариант Consolidated Model 21. Впоследствии фирма "Fleet" получила заказ на постройку 10 аэропланов Model 21 для Мексики. Самолеты этого заказа строились (а также один демонстрационный биплан) под обозначением Model 21M. Внешне Model 21M был очень похож на аэропланы Model 8 и Model 9 американской постройки. По компоновке он был обычным двухместным бипланом с неубирающимся шасси, хвостовым колесом и открытыми кабинами пилотов. Однако он имел более мощный звездообразный мотор Pratt & Whitney R-985 Wasp Junior в 400 л. с. (298 кВт). В течение 1937 года все 10 самолетов для Мексики были построены и поставлены. Затем компания продала и свой демонстрационный биплан частному покупателю как Model 21K. Его мотор Pratt & Whitney заменили на семицилиндровый звездообразный мотор Jacobs L-6MB мощностью 330 л. с. (246 кВт). Этот биплан еще летал в Канаде в 2010 году.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Fleet 21M

   Тип: двухместный учебный/туристский самолет
   Силовая установка: поршневой девятицилиндровый звездообразный мотор Pratt & Whitney R-985 Wasp Junior мощностью 400 л. с. (298 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 240 км/ч; крейсерская скорость 220 км/ч; практический потолок 5790 м
   Масса: пустого самолета 1003 кг; максимальная взлетная масса 1795 кг
   Размеры: размах крыла 9,60 м; длина 8,23 м; высота 2,99 м; площадь крыльев 26,57 м'
Авиационный корпус Армии США получил 10 учебно-тренировочных самолетов-бипланов PT-12.
FLEET MODEL 21M. The Fleet 21M was a two-seat trainer built by Fleet Aircraft of Canada Ltd., a branch of American Fleet Aircraft Inc., which was in turn a division of the Consolidated Aircraft Corp. Span was approximately 32 ft .; loaded weight about 3,000 lb. This machine has been modified as a single-seater.
Биплан Fleet 21M с кодом CF-DLC компания построила для демонстрационных полетов. Затем он стал единственным экземпляром варианта Fleet 21K со звездообразным мотором Jacobs. Заметна его закрытая задняя кабина и вырезанный люк в нижней части фюзеляжа - во время войны эта машина использовалась для испытаний парашютов в компании "Irvin Air Chute Ltd". Позднее аэроплан восстановили в его первоначальной двухместной конфигурации.