Curtiss F9C Sparrowhawk
Страна: США
Год: 1931


Одноместный истребитель для базирования на дирижабле
Описание:
Curtiss Model 58 Sparrowhawk (F9C)
Flight, May 1932
THE CURTISS F9C-2
Фотографии

Curtiss Model 58 Sparrowhawk (F9C)

В 1930 году ВМС США выпустили требования к новому одноместному истребителю палубного базирования. Флот хотел увеличить количество самолетов на авианосцах, поэтому ему была нужна специфическая и очень компактная машина. После оценки трех прототипов Atlantic (Fokker) XFA-1, Berliner Joyce XFJ-1 и Curtiss XF9C-1 (Sparrowhawk, фирменное обозначение Model 58) специалисты ВМС пришли к выводу, что ни один из них требованиям не отвечает. После этого конкурс, в принципе, можно было предать забвению, если бы в кратчайший срок не потребовался одноместный истребитель, способный действовать с гигантского жесткого дирижабля ВМС США "Акрон". На "Акроне" имелся ангар для четырех истребителей и специальная опускаемая под дирижабль трапеция. Смонтированным над фюзеляжем крюком истребитель должен был зацепляться за трапецию, после чего вся конструкция вместе с самолетом втягивалась в корпус воздушного корабля.
   Размах крыльев XF9C-1 позволял самолету проходить в люк ангара "Акрона" поэтому ВМС остановили свой выбор на этом истребителе. Осенью 1931 года XF9C-1 испытали на совместимость с трапецией, смонтированной на дирижабле "Лос-Анджелес". Второй прототип Model 58А, построенный на средства фирмы, получил упрощенное шасси.
   В 1932 году собрали шесть серийных F9C-2, которые отличались от прототипов конструкцией верхнего крыла типа "чайка", а верхние крылья прототипов были плоскими и крепились непосредственно к фюзеляжу. На серийных машинах предполагалось установить упрощенное шасси второго прототипа, но истребители, поступившие на "Акрон" в сентябре 1932 года, имели шасси типа XF9C-1.

   В момент падения "Акрона" в море в 1933 году на борту дирижабля самолетов не было, истребители находились на однотипном дирижабле "Мэкон" (ZRS-5). "Мэкон" разбился в 1935 году вместе с четырьмя F9C-2. В ходе эксплуатации истребители выпускались с дирижабля и принимались на него исключительно с помощью трапеции, поэтому основные опоры шасси с самолетов демонтировали, а взамен смонтировали дополнительный 114-литровый топливный бак. Карьера F9C-2 получилась недолгой, но своей яркой окраской и маркировкой эти самолеты привлекли внимание многих, они часто демонстрировались на публике. Небольшая серия стала прямым следствием назначения "паразитных" истребителей - базирования на гигантских дирижаблях. Один F9C-2 сохранили в Центре Стивена Ф. Удвар-Хази.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Curtiss Model 58 Sparrowhawk (F9C-2)

   Тип: одноместный истребитель для базирования на дирижабле
   Силовая установка: поршневой звездообразный мотор Wright R-975-E мощностью 438 л.с.
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 1220 м 283 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 222 км/ч; начальная скороподъемность 515 м/мин; практический потолок 5850 м; дальность 480 км
   Масса: пустого 950 кг; максимальная взлетная 1260 кг
   Размеры: размах верхнего крыла 7,77 м; длина 6,13 м; высота с гаком 3,23 м; площадь крыльев 16,05 м2
   Вооружение: два 7,62-мм синхронных пулемета Browning в носовой части фюзеляжа

Flight, May 1932

THE CURTISS F9C-2
A Small Aeroplane for Operation from Airships

   THE Curtiss Aeroplane & Motor Co., of Buffalo, New York, recently produced a small machine - several of which are being constructed - for the U.S. Navy for operation from airships. This machine, the F-9C-2, which was exhibited at the recent National Aircraft Show at Detroit, is shown in the accompanying illustration.
   The U.S. Navy has been experimenting for a number of years with various devices for dropping and picking up planes from airships, and the lessons learned from these experiments were applied to the apparatus installed in the U.S.S. Los Angeles, which airship, with her limited capacity, has demonstrated on a number of occasions the feasibility of operating aeroplanes in connection with airships. In the U.S.S. Akron greatly increased provisions for the operation of aeroplanes have been incorporated. Within the ship itself a considerable hangar has been built for the stowage and maintenance of planes. The gear for hooking on, hoisting and releasing planes consists of a lattice-work structure extending below the keel of the airship and carrying at its lower end a bar which engages with an overhead hook on the aeroplane. The pilot manoeuvres his plane from far below and abaft this structure and endeavours to thread the hook on the bar.
   The F-9C was designed to be the smallest aeroplane which could be built around the compact Wright "Whirlwind" 420-h.p. motor, with pilot and required military equipment, since the size of an aeroplane is necessarily an important consideration in operating from an airship.
   The little plane is only 19 ft. long, has a wing span of 25 ft. 6 in., has a top speed of approximately 180 m.p.h. and can climb 1.800 ft. per minute.
The XF9C-2 in civil guise and with cantilever undercarriage, ca. 1931.
The original F9C-2 9056 for the US Navy, on May 2, 1932.
F9C-2 сфотографирован в момент зацепления за трапецию дирижабля Macon.
27 октября 1931г.: вступил в строй "Акрон", второй дирижабль-авианосец ВМС США. На снимке - его "паразитный" истребитель Curtiss F9C Sparrowhawk.
A Curtiss F9C-2 Sparrowhawk in the act of hooking on to the trapeze of the US Navy dirigible Akron on September 11, 1933.
Curtiss F9C-2 Sparrowhawks.
9264 after restoration as 9056, 1974.
Flying scale model from Mr. L. S. Wigdor's big fleet. A Curtiss F.9.C.2 Macon fighter (the type carried by the ill-fated U.S. airship) of 19 1/8 in. span and weighing 2.2 oz.
Curtiss F9C-2 Sparrowhawk