Levasseur PL.10 / PL.101
Страна: Франция
Год: 1929


Трехместный разведчик
Описание
Фотографии
Levasseur PL 10 и PL 101

   Прототип трехместного палубного биплана-разведчика Levasseur PL 10 (класс R.3b) впервые поднялся в воздух весной 1929 года. PL 10 имел складывающееся крыло и высокий фюзеляж с плоскими бортами и днищем-лодкой. Вооружение включало один 7,5-мм пулемет у пилота и спаренные 7,5-мм пулеметы у стрелка, располагавшегося сразу за пилотской кабиной. В задней кабине размещался наблюдатель, у которого имелся бомбовый прицел Cayere-Montagne, а шесть 10-кг бомб подвешивались под нижним крылом. В общей сложности построили 30 бипланов PL 10, поступивших в палубную эскадрилью 7S1 в 1931 году. Оснащенный 600-сильным (447 кВт) двигателем Hispano-Suiza 12Lb, самолет развивал максимальную скорость 198 км/ч. Размах крыла PL 10 составлял 14,20 м, а максимальная взлетная масса - 2880 кг.
   Самолет PL 101.01, совершивший первый полет в марте 1933 года, отличался от PL 10 шасси с увеличенной колеей и крылом с небольшой стреловидностью по передней кромке. Построили 30 серийных самолетов, в перегрузочном варианте весивших на 270 кг больше PL 10, но развивавших максимальную скорость 220 км/ч. PL 101 сменили PL 10 на борту "Беарна" в 1935 году, и пять из них продолжали нести службу до начала Второй мировой войны.
   На базе PL 101 разработали несколько проектов, но воплощенными в металле оказались только PL 107 (два прототипа) и PL 108. Они получили фюзеляж с облагороженной аэродинамикой, обтекатели на колесах шасси и остекленную кабину экипажа. Оснащенный 740-сильным (552 кВт) двигателем Gnome-Rhone 9Kfr, PL 107 развивал максимальную скорость 235 км/ч, a PL 108 с 720-сильным (537 кВт) Hispano-Suiza 9Vbrs - 266 км/ч.
   Последним самолетом фирмы стал PL 400 - самолет укороченного взлета и посадки, построенный по техническому заданию французских ВВС, сделанному с явной оглядкой на немецкий Fieseler Fi 156 Storch. PL 400 - высокоплан с закрытой кабиной и 200-сильным (164 кВт) радиальным двигателем Potez 9C,впервые поднялся в воздух 19 декабря 1939 года. Работы по постройке варианта PL 401 с двигателем Renault 6Q-09 аналогичной мощности были прекращены после германской оккупации.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Levasseur PL 101

   Тип: трехместный разведчик
   Силовая установка: один ПД жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 12Lb мощностью 600 л. с. (450 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 220 км/ч; крейсерская скорость 130 км/ч; потолок 4500 м; дальность полета на крейсерской скорости 600 км
   Масса: пустого 2020 кг; максимальная взлетная 3150 кг
   Размеры: размах крыла 14,20 м; длина 9,75 м; высота 3,75 м; площадь крыла 56,80 мг
   Вооружение: один 7,7-мм неподвижный пулемет, один подвижный 7,7-мм пулемет во второй кабине и 60 кг бомб
На снимке этого PL 10 из эскадрильи 751 хорошо видна необычная трехместная компоновка со стрелком, располагающимся в средней кабине. В случае аварийной посадки на воду колесное шасси могло быть сброшено.
В 1939 г. французский авианосец «Беарн» уже плохо подходил для современной войны. Справа - на его двухъярусном самолетоподъемнике самолет-разведчик PL.101