CAMS CAMS 51 / CAMS 53
Страна: Франция
Год: 1926
Летающая лодка

Описание:
CAMS 51 / CAMS 53
CAMS 53 и CAMS 56
Flight, July 1928
THE PARIS AERO SHOW 1928
Фотографии

CAMS 51 / CAMS 53

CAMS 51 - летающая лодка-биплан класса R.3 с двумя двигателями (трехместный разведчик и бомбардировщик). Она совершила первый полет в январе 1927 года с силовой установкой из двух звездообразных двигателей Gnome-Rhone Jupiter мощностью по 380 л.с. (283 кВт), установленных тандемно на паре N-образных стоек под центральной секцией верхнего крыла. На базе CAMS 51 и дальней CAMS 54GR, которой в 1928 году не удалась попытка перелета через Северную Атлантику с востока на запад, разработали летающую лодку - бомбардировщик-разведчик CAMS 55.

CAMS 53 и CAMS 56

Наиболее удачной французской гражданской летающей лодкой того времени стала CAMS 53, прототип которой впервые взлетел в 1928 году. Эта лодка, разработанная М. Юрелем, многое позаимствовала от созданной ранее экспериментальной CAMS 51. Ее обшитый фанерой двухреданный деревянный корпус включал закрытую кабину для двух пилотов, размещенную перед односекционной бипланной коробкой, и имел комфортабельный салон на четырех пассажиров. Деревянные крылья обшивались тканью. Самолет оснащался двумя двигателями Hispano-Suiza 12Hbr мощностью 500 л.с. (373 кВт), установленными тандемно под верхним крылом и охлаждавшимися с помощью двух радиаторов Lamblin, размещенных по бортам мотогондолы.
   Осенью 1928 года две CAMS 53 поступили в авиакомпанию "Aeropostale", начав перевозить пассажиров и почту из Марселя в Алжир над Средиземным морем.
   Было построено еще пять CAMS 53, а затем 12 CAMS 53/1, 6 CAMS 53/2, 2 CAMS 53/3 и 2 CAMS 56, последние - это переименованные CAMS 53/3.
   Различные варианты CAMS 53 в 1930-х годах летали в составе авиакомпании "Air-Union/Aeronavale" между Марселем, Аяччо (Корсика) и Тунисом, а также в составе "Air-Union/ Lignes de l'Orient" на линии Марсель - Бейрут, которую позднее продолжили до Багдада. Когда в 1933 году была создана фирма "Air France", объединившая различные французские авиакомпании, ее флот составлял 23 летающие лодки CAMS 53, которые безаварийно работали на Средиземном море в последующие три года. 15 мая 1929 года CAMS 53, пилотируемая П. Парисом, установила мировой рекорд для летающих лодок, подняв груз 2000 кг на высоту 4827 м.
   Перечисленные варианты отличались некоторыми деталями. CAMS 53/1 выпустили в 1929 году, она характеризовалась увеличенной продолжительностью полета, упрочненным корпусом и большим запасом топлива. Было построено 12 таких лодок и одна CAMS 56, а также семь CAMS 53 довели до стандарта CAMS 53/1. Лодка CAMS 53/2 получила корпус модифицированной формы, построили шесть машин, а седьмая была выпущена в 1933 году на базе переоборудованной CAMS 53/1, которая, в свою очередь, в 1931 году появилась на основе модернизации CAMS 53. В 1928 году выпустили CAMS 56, модификацию CAMS 53 с силовой установкой из двух звездообразных двигателей Gnome-Rhone Jupiter 9Akx мощностью 480 л.с. (358 кВт). Четыре исходно называвшиеся CAMS 55/3 в эксплуатации на авиалиниях были известны как CAMS 56. Обозначение CAMS 53R применялось для единственного CAMS 53, построенного в 1929 году с двумя двигателями Renault 12Jb жидкостного охлаждения мощностью по 480 л.с. (358 кВт); при создании лодка получила временное обозначение CAMS 57, но после постройки стала известна как CAMS 53R, хотя в эксплуатацию на авиалинии не поступила.
   Характеристики летающей лодки CAMS 53/1 для перевозки пассажиров и почты: два двигателя Hispano-Suiza 12Lbxr (позднее 12Lbr) мощностью по 580 л.с. (433 кВт); максимальная скорость 212 км/ч на оптимальной высоте; практический потолок 5700 м; дальность полета 950 км; масса пустой лодки 4700 кг; максимальная взлетная масса 6900 кг; размах крыльев 20,40 м, длина 14,82 м, высота 5,52 м и площадь крыльев 115,00 м\

Flight, July 1928

THE PARIS AERO SHOW 1928

The C.A.M.S. 53

   Described as a "Hydravion Postal a Grand Rayon d'Action," the C.A.M.S. 53 is a twin-engined flying-boat of rather pleasing lines, showing a two-step hull which approaches more nearly to the planing surfaces found on British flying-boats than one usually finds on French machines. It has not the flaring chines which we usually employ, but the rounded Vee of the steps is an improvement on the flat "box" type of hull, to which some designers still adhere. In the C.A.M.S. 53, the sides of the hull are slightly rounded, i.e., the maximum beam occurring some distance above the chines.
   The two 500-h.p. geared Hispano engines are placed in tandem under the top plane, and the pilot's cockpit in the front part of the hull is arranged en conduite interieure. The machine has a span of 20-4 m. (67 ft.), and a wing area of 115 m.2 (1,238 sq. ft.). The tare weight is 4,070 kg. (8,950 lbs.), and the disposable load (i.e., fuel and useful load) is 2,210 kg. (4,860 lbs.), giving a total loaded weight of 6,280 kg. (13,810 lbs.). A top speed of 210 kms./hr. (130 m.p.h.) is claimed for the machine, and a range of 1,000 kms. (620 miles), but it is not stated what pay load is carried for that range.
"Jupiters" in France: The C.A.M.S.51 flying-boat, fitted with two "Jupiter" engines, which, piloted recently by Lieut. Paris at St. Raphael, created a world's record for seaplanes, attaining an altitude of 4,684 m. (15,370 ft.) with a load of 2,000 kgs. (4,410 lb.).
An imposing study of CAMS 53 F-AISV shortly after lift-off. Note the engine access ladder.
A Cams flying-boat used by Air-France on the Mediterranean services.
Another shot of CAMS 53 No 5 F-AISV.
A LONG-RANGE MAIL CARRIER: The C.A.M.S. 53 twin-engined flying-boat, like so many modern French machines, has the pilot's cockpit enclosed.
IN THE GRAND PALAIS: View looking South. In the foreground the Aero cabin biplane, as used on Czechoslovak air lines. Beyond, the CAMS flying-boat. On the right, the tail of the twin-hull Savoia S.55.