Lockheed U-2R
Варианты:
Lockheed - U-2R - 1967 - США
Страна: США
Год: 1967


Одноместный высотный самолет-разведчик
Описание
Фотографии:

Рисунки, схемы, чертежи (8)
Lockheed U-2
  
<...>
   Самолеты U-2 первого поколения имели ряд существенных недостатков, поэтому компания "Lockheed" приступила к созданию увеличенного и модернизированного варианта, способного нести большее количество специальном аппаратуры. Первый полет новый самолет, названный U-2R, совершил с авиабазы Эдвардс 28 августа 1967 года. Первая партия из 12 машин была передана в ВВС и ЦРУ США. Первые работали преимущественно в Юго-Восточной Азии, а ЦРУ использовало свои самолеты для полетов с Тайваня над территорией КНР.
   В 1974 году ЦРУ передало свои самолеты ВВС, а в ноябре 1979 года сборочная линия U-2 была вновь открыта - предстояло выпустить 37 новых самолетов. Работы выполнялись в рамках программы TR-1A (самолеты получили такое же обозначение), которая предусматривала установку на борту U-2R системы радиолокационной разведки поля боя ASARS-2, а также системы обнаружения и определения координат РЛС противника PLSS и аппаратуры радиоразведки. Однако после окончания холодной войны самолеты TR-1A стал постепенно сниматься с эксплуатации, а вскоре перестали использовать и обозначение TR-1A, определив тем самым, что самолеты эти стали фактически идентичны самолетам-разведчикам U-2R. В рамках последнего заказа были построены 25 новых TR-1A, а семь U-2R построили в качестве замены для самолетов, выбывающих из строя.
   Имелись также двухместные учебные варианты - два TR-1B и один U-2RT, которые были в целом идентичны боевым вариантам, а позже обозначение TR-1B сменили на U-2RT. Кроме того, два самолета достроили как ER-2 - для использования в целях мониторинга природных ресурсов, самолеты эксплуатировались специалистами центра НАСА им. Эймса. Позже к ним присоединился TR-1A, переданный из ВВС США.
   Как и первые самолеты U-2, вариант U-2R имел тандемное, убирающееся в фюзеляж шасси, главная и хвостовая стойки которого имели сдвоенные колеса, а в качестве вспомогательных использовались крепившиеся к концевым частям крыла сбрасываемые стойки, также имевшие спаренные колеса. Тормозами оборудованы только колеса главной стойки. В контейнере в задней части фюзеляжа устанавливался тормозной парашют. В конце своего пробега при посадке самолет как бы склонялся на борт, опираясь о ВПП концевой частью соответствующей консоли крыла.
   Полезная нагрузка размещалась в отделяемом носовом обтекателе (обтекатели разной формы применялись под различную аппаратуру), тогда как крупногабаритные камеры размещались в специальном отсеке ("Q-bay") за кабиной пилота, а отдельные системы располагались в небольших отсеках, расположенных в нижней части фюзеляжа. Имелись также два съемных подкрыльевых "суперконтейнера" для спецаппаратуры. В состав полезной нагрузки самолета входили: широкий набор средств радио- и радиотехнической разведки, РЛС, аппаратура обнаружения и определения координат РЛС, фотокамеры с высоким разрешением и пр. Полученные разведданные могли передаваться на наземные станции, причем минимум три самолета получили аппаратуру спутниковой связи Senior Span (монтировалась в надфюзеляжном обтекателе), при помощи которой передача данных на большие расстояния осуществлялась почти в реальном масштабе времени.
   Спектр решаемых самолетами данного семейства задач был весьма широким, часто летчики находились в воздухе по 10 часов и более. Причем даже не смотря на улучшения, реализованные в самолете U-2 второго поколения, он по прежнему оставался весьма сложным в управлении на посадке - сказывались особенности выбранной схемы шасси и крыла, а также киль большой площади. Приходилось привлекать при посадке в качестве наблюдающего-инструктора другого пилота, который следовал в автомобиле Ford Mustang.
   Для самолетов-разведчиков U-2R постоянно создавалась новая целевая нагрузка, а вот доработки конструкции до 1992 года практически не производились. Лишь в том году "Lockheed" осуществила существенную доработку машины, установив на самолет вместо J75 двигатель General Electric F118-GE-101, созданный на базе F118-GE-100, стоявшего на бомбардировщике B-2. Первым полет с новым двигателем выполнил в марте 1989 года самолет TR-1A. F118-GE-101 обеспечил самолету прирост продолжительности полета в 16%, позволил вновь поднять практический потолок до 24 380 м и многое другое.


Варианты

<...>
   U-2N: предположительно раннее обозначение U-2R
   U-2EPX: предложенный вариант морского патрульного самолета для ВМС США; два самолета были переделаны из U-2R, но программа была закрыта
   U-2R: усовершенствованный вариант; намного больше и тяжелее предшественника, отличался увеличенной емкостью топливной системы
   U-2S: U-2R с двигателем General Electric F118-GE-101
   TR-1A: одноместный усовершенствованный вариант U-2R с более современной авионикой
   TR-1B: двухместный учебно-тренировочный вариант с кабинами пилотов на одном уровне, позже переобозначен U-2RT
   ER-2: обозначение двух самолетов TR-1 после их модификации для использования НАСА в качестве самолета для мониторинга природных ресурсов


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Lockheed U-2R

   Тип: одноместный высотный самолет-разведчик
   Силовая установка: один ТРД Pratt & Whitney J75-P-13B тягой 75,62 кН
   Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 21335 м - более 692 км/ч; набор высоты 19810 м - за 35 мин; практический потолок 27 430 м; дальность около 10580 км; продолжительность полета - около 12 ч
   Масса: пустого - около 7030 кг; максимальная взлетная 18733 кг
   Размеры: размах крыла 31,39 м; длина 19,13 м; высота 4,88 м; площадь крыла - около 92,90 м2
U-2R. Самолет U-2, известный под множеством прозвищ от "Dragon Lady" ("Леди Дракон") до "Deuce" ("Двойка"), является главным высотным самолетом-разведчиком уже более 50 лет, доказав свою ценность как в мирное, так и в военное время. Если SR-71 в основном использовался для важных, но эпизодических операций с ключевыми целями, то U-2 (и более низколетящие RC-135 и RQ-4 Global Hawk) обеспечивает повседневное непрерывное наблюдение за зонами постоянной заинтересованности, что дает работу всему разведывательному сообществу США. Способность реагировать на изменение задач в процессе выполнения миссий является сильной стороной U-2. Даже в эру цифровой техники и электроники его пленочные камеры все еще нужны для получения снимков высокого качества. Универсальность самолета позволяет устанавливать множество видов оборудования по мере их разработки. Новый импульс программе дала замена двигателей на новые F118, что привело к созданию U-2S и дальнейшему финансированию программы U-2. Производство U-2 второго поколения, включающего U-2R, U-2RT, TR-1A/B и ER-2, достигло 49 самолетов.
U-2R/TR-1A
Lockheed TR-1/U-2R
Конфигурация самолета с РЛС ASARS/Sigint и С аппаратурой записи данных в Q-отсеке. Также показаны системы предупреждения System 27-1 и 29. Антенна IDL под хвостовой частью фюзеляжа является частью комплекса передачи данных в пределах прямой видимости. Новые разработки сделали системы U-2 более эффективными и компактными, их данные оперативно могут использовать командиры подразделений на земле.
Показаны два варианта оснащения U-2S. Две сменные носовые части содержат или РЛС ASARS-2, или электрооптическую камеру SYERS, которая может работать как в видимой, такие инфракрасной части спектра. В Q-отсеке можно устанавливать камеры Iris или "Н". В центре показаны основные позиции систем, в частности, Senior Ruby (Elint) и Senior Spear (Comint), которые совместно известны как Senior Glass
Lockheed U-2R