АвиаПарк 2008-01
Дальневосточный кулак /Фотолетопись/
С.К.Огородников и штурман-летнаб Курбатов в кабинах самолета Р-1 19-го авиаотряда. Эмблемой этого отряда был сжатый кулак с перстнем в виде красной пятиконечной звезды на среднем пальце. Кулак обычно дополняло краткое и весьма выразительное слово "НН'Аа!", как бы обращенное к тем, кому предстояло испробовать на себе силу удара этого могучего кулака
Неизвестный летчик в кабине Р-1 с характерными признаками 19-го отряда. Хорошо видно оборудование кабины, полетная карта на держателе и синхронный пулемет "Виккерс" на левом борту фюзеляжа
Командир 19-го авиационного отряда летчик М.И.Батурин; слева (предположительно) командир 5-й отдельной авиационной эскадрильи летчик Бирбуц
Неизвестный пилот в кабине Р-1 с фрагментом дарственной надписи "... дальбанк" (дальневосточный банк) на борту. Первое слово надписи, нанесенное на капот, к сожалению, неизвестно, видна только его последняя буква "й"
Экипаж Р-1 с надписью "Дальневосточный крестьянин". Изображение отрядной эмблемы не типично: на кулаке нет перстня и отсутствует слово "НН'Аа!". Также отсутствует пулемет на турели в кабине штурмана. Как правило, на самолеты 19-го отряда устанавливали один или два турельных "Льюиса"
Р-1 являлся фактически советской копией очень удачного английского DH-9A. На фото самолёт "КРАСНЫЙ СУЧАНЕЦ" с тактическим номером "1" на красном или синем фоне, отрядной эмблемой и дарственной надписью "Красный сучанец" и личный состав 19-го Отдельного Авиационного Отряда ВВС РККА "Дальне-Восточный Ультиматум", самолёты которого были построены на пожертвования граждан. В 1929 г. 19-й ОАО принял участие в советско-китайском конфликте на Китайско-Восточной Железной Дороге (КВЖД). По словам предоставившего этот снимок С.И.Огородникова, "справа от человека, стоящего у основания крыла, сидит мой дед", - Огородников Сергей Константинович, служивший в период конфликта на КВЖД в должности старшего летчика в 19-м ОАО
Название Сучан в первой половине XX века носил небольшой городок в Приморье, жители которого, как и многие другие советские люди, собирали деньги на строительство самолетов для Красного воздушного флота. Впоследствии не вполне благозвучное название города было изменено, и ныне он носит имя Партизанск
Аварийная посадка Р-1 с номером "8" и дарственной надписью "Дальневосточный рабочий". Большинство самолетов 19-го авиаотряда имело подобные надписи, свидетельствующие о том, на чьи пожертвования приобретались эти машины