Варианты
- De Havilland - D.H.9 - 1917 - Великобритания
- De Havilland - D.H.9A - 1918 - Великобритания
- De Havilland - D.H.16 - 1919 - Великобритания
- De Havilland - D.H.9B / D.H.9C - 1919 - Великобритания
- LWF - J-2 / Twin DH - 1919 - США
- Handley Page - H.P.17 / H.P.20 - 1920 - Великобритания
- Westland - Walrus - 1921 - Великобритания
- Поликарпов - Р-1 - 1923 - Россия
- Поликарпов - Р-2 - 1923 - Россия
- Поликарпов - МР-1 - 1925 - Россия
- De Havilland - D.H.9J - 1926 - Великобритания
Р-1, Р-2 и Р-4
В 1918 году Н.Н. Поликарпов, которому тогда исполнилось всего 26 лет, возглавил московский авиационный завод "Дукс" (впоследствии ГАЗ-1) и руководил подготовкой производства к выпуску самолетов de Havilland D.H.4 с двигателями Fiat.
Было построено 20 таких машин, а затем завод построил еще 130 самолетов D.H.9A с двигателями Armstrong-Siddeley Puma и более сотни D.H.9 с трофейными двигателями Mercedes-Benz. На базе D.H.9A в 1923 году Н. Н. Поликарповым, возглавившим конструкторский отдел ГАЗ-1, был создан вариант самолета-разведчика Р-1, оснащавшегося двигателем М-5 мощностью 400 л. с. (лицензионный вариант американского Liberty) и вооруженного фиксированным 7,7-мм пулеметом ПВ-1 и спаренными 7,7-мм пулеметами ДА. Первый советский серийный самолет выпускался до 1931 года, всего было произведено более 1600 машин.
Варианты Р-1
Р-1 BMW: 20 самолетов с двигателем BMW IVa мощностью 240 л.с. (179 кВт)
Р-2: модификация Р-1 с двигателем Siddeley Puma мощностью 220 л.с. (164 кВт); построены 130 машин
МР-1: вариант с двухпоплавковым шасси; в 1927-1928 годах построены 124 самолета на заводе ГАЗ-10 в Таганроге
ПМ-2: прототип гидросамолета с металлическими поплавками вместо деревянных, примененных на МР-1;строился в 1927 году
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Р-1
Тип: двухместный самолет-разведчик
Силовая установка: один ПД М-5 мощностью 400 л. с. (298 кВт)
Летные характеристики: макс. скорость 202 км/ч; практический потолок 4800 м; практическая дальность 700 км
Масса: пустого снаряженного 1440 кг; максимальная взлетная 2200 кг
Размеры: размах крыльев бипланной коробки 14,02 м; длина 9,24 м; площадь крыла 44,54 м2
Вооружение: три 7,7-мм пулемета, до 400 кг бомб
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Время 2013-06 / С.Ковалев - Авиация в Одесских маневрах 1927 года
Р-1 из 5-й отдельной разведывательной эскадрильи Украинского военного округа. Место базирования - Харьков
-
АвиаМастер 2007-03 / В.Котельников - КВЖД-1929 /Из истории воздушных войн/
Р-1 из 40-й отдельной эскадрильи имени Ленина.
-
Авиация и Время 2001-04 / М.Маслов, Л.Андерсон - Старый служака Р-1
Р-1 эскадрильи "Наш ответ Чемберлену", 1928г.
-
Мир Авиации 2000-02 / Д.Никишин - Страницы биографии военного летчика. Дмитрий Иванович Никишин. /Имена авиации/ (1)
Р-1 из школы летчиков в г.Энгельс. 1932г.
-
АвиаМастер 2007-03 / В.Котельников - КВЖД-1929 /Из истории воздушных войн/
Р-1 командира звена из 19-го авиаотряда "Дальневосточный ультиматум" Н.А.Соколова.
-
АвиаМастер 2003-01 / М.Маслов - Москва-Пекин-Токио: первый великий перелет советской авиации /Покорение неба/
Регистрационный номер: R-RMPB Самолет-участник перелета Москва-Пекин: Р-1 М.А.Волковойнова и В.П.Кузнецова.
-
Авиация и Время 2001-04 / М.Маслов, Л.Андерсон - Старый служака Р-1
Регистрационный номер: R-ROST [2] Р-1 "Искра", перелет Москва-Тегеран, 14 июля 1926г.
-
АвиаМастер 2007-03 / А.Демин - Авиация Китая в эпоху гражданских войн /Неизвестные страницы/ (2)
Гоминьдановский Р-1 - участник "Северного похода" НРА 1926 года.
-
Aviation Historian 33 / V.Kotelnikov - The long road to Kabul
A Polikarpov R-1 (licence-built D.H.9A) of the Afghan Air Force in June 1925, bearing the flag of Prince Amanullah Khan’s Emirate.
-
Авиация и Космонавтика 2009-05 / В.Котельников - История самолета Р-1 (1)
Р-1 N 318 на заводе ГАЗ-10 в Таганроге, конец 1925г.; пулеметы на машине отсутствуют
-
Авиация и Космонавтика 2021-01 / О.Растренин - "Линейный штурмовик" для последовательной операции /Архивы раскрывают тайны/
Самолет Р-1 с мотором М-5, 1925г.
-
Авиация и Космонавтика 2002-11 / В.Котельников - "Приборы" инженера Майзеля
Самолет Р-1 использовался для испытаний первых образцов ЗАМ (защитная авиационная мина) и ПБМ (планирующая бомба-мина)
-
Aviation Historian 11 / V.Kotelnikov - "We have our very own Soviet engine..."
Р-1, изготовленный в Таганроге в 1930г.
A factory-fresh Polikarpov R-1 awaits delivery in 1930 at Factory No 31 at Taganrog on Russia’s southwestern border with Ukraine. The type entered service with the Voyenno-Vozdushnye Sily (V-VS - Soviet Air Force) in the summer of 1924. By the end of production some 2,500 examples of the R-1/MR-1 had been built. -
Авиация и Космонавтика 2009-06 / В.Котельников - История самолета Р-1 (2)
Р-1 из 9-го авиаотряда. Северо-Кавказский военный округ, Ростов-на-Дону, январь 1930г.
-
Авиация и Космонавтика 2021-01 / О.Растренин - "Линейный штурмовик" для последовательной операции /Архивы раскрывают тайны/
Разведчик Р-1 с М-5 широко использовался в 30-х годах в качестве легкого штурмовика
-
Авиация и Космонавтика 2003-10 / А.Лашков - В небе Кавказа (1)
Разведчик Р-1 с мотором М-5
-
Авиация и Космонавтика 2009-06 / В.Котельников - История самолета Р-1 (2)
Р-1 из отряда особого назначения в ангаре на Центральном аэродроме в Москве, май 1930г.
-
Air Enthusiast 1998-03 / A.Alexandrov, G.Petrov - Aah! De Havilland-ski!
This machine has no propeller boss dog for Hucks starting.
-
Авиация и Космонавтика 2009-06 / В.Котельников - История самолета Р-1 (2)
Р-1 в экспериментальном камуфляже, разработанном Бурче и Воробьевым-Москвиным, 1927г.
-
АвиаМастер 2007-03 / В.Котельников - КВЖД-1929 /Из истории воздушных войн/
Самолеты Р-1 40-й отдельной авиаэскадрильи имени Ленина. Хорошо видна эмблема эскадрильи - белая стрела на фюзеляже.
-
АвиаМастер 2007-03 / В.Котельников - КВЖД-1929 /Из истории воздушных войн/
Самолеты Р-1 на полевом аэродроме, осень 1929г.
-
Air Enthusiast 1998-03 / A.Alexandrov, G.Petrov - Aah! De Havilland-ski!
An inspection (possibly by V K Lavrov, later Chief of the Red Air Fleet Staff) of what appear to be new R-1s. The occasion may have been the handing over of aircraft to one of the ‘Lenin’ squadrons. The old Tsarist extended salute is retained.
-
АвиаМастер 2007-03 / В.Котельников - КВЖД-1929 /Из истории воздушных войн/
Шеренга Р-1, подготовленных к вылету на аэродроме "Гродеково", осень 1929г.
-
АвиаМастер 1999-03 / М.Маслов - Элегантный неудачник: истребитель И-3 /Монография/
Р-1 и И-3 Ростовской авиабригады на авиационном параде в честь Дня Воздушного Флота, Ростов-на-Дону, 1932г.
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-3 - Россия - 1928
-
Авиация и Космонавтика 1997-02 / М.Маслов - Самолет Р-5
Р-5 в одном строю со "старичками" Р-1
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов Р-5 - Россия - 1928
-
Авиация и Космонавтика 2009-06 / В.Котельников - История самолета Р-1 (2)
Регистрационный номер: СССР-Ш488 Учебный Р-1 одной из летных школ ГВФ
-
Air Enthusiast 1998-03 / A.Alexandrov, G.Petrov - Aah! De Havilland-ski!
A typical scene so beloved of aviation artists who firmly believe that Russia is forever covered in snow. However, it does serve to illustrate the often harsh conditions in which these aircraft operated in some parts of the USSR.
-
Авиация и Космонавтика 2011-10 / М.Никольский - 865-й ордена Трудового Красного Знамени истребительный авиационный полк
Самолет Р-1 из 19-го авиаотряда "Дальневосточный Ультиматум" в полете, ноябрь 1929г.
-
Авиация и Космонавтика 2009-06 / В.Котельников - История самолета Р-1 (2)
Прием донесения кошкой, 1926г.
-
Авиация и Космонавтика 2009-06 / В.Котельников - История самолета Р-1 (2)
Группа Р-1 поддерживает атаку танков и пехоты на маневрах Красной Армии
-
Авиация и Космонавтика 2020-06 / Е.Арчаков - Защитники неба Родины (2)
Самолет-разведчик Р-1
-
Авиация и Время 2001-04 / М.Маслов, Л.Андерсон - Старый служака Р-1
Р-1, управляемый молодым летчиком, "козлит" при посадке
-
АвиаМастер 2006-04 / В.Котельников - Красные звезды Туркестана /Из истории воздушных войн/ (1)
Самолет Р-1, воевавший в 1928 году против басмачей в Средней Азии
-
Авиация и Космонавтика 2009-06 / В.Котельников - История самолета Р-1 (2)
Самолет пилота Бедрицкого из группы ОСНАЗ, Ташкент, май 1928г.
-
АвиаМастер 2006-04 / В.Котельников - Красные звезды Туркестана /Из истории воздушных войн/ (1)
Самолет Р-1, воевавший в 1928 году против басмачей в Средней Азии, из состава Ленинградского ВО. Начало 1930-х гг.
A production R-1; painted slogans were fairly common in the 1920s, this machine is ‘Electrosilia’ (Electric Power). -
Авиация и Время 2013-06 / С.Ковалев - Авиация в Одесских маневрах 1927 года
Построенный на советском авиазаводе разведчик Р-1 из отряда "Ильич"
-
Авиация и Время 2001-04 / М.Маслов, Л.Андерсон - Старый служака Р-1
Р-1 одной из поздних серий из учебной бригады Академии Воздушного Флота
-
Авиация и Время 2001-04 / М.Маслов, Л.Андерсон - Старый служака Р-1
Прямоугольное отверстие в нижнем крыле предназначено для использования прицела АП-1 (демонтирован)
-
Авиация и Космонавтика 2009-05 / В.Котельников - История самолета Р-1 (1)
Сдача одного из самолетов, закупленных на средства фонда "Наш ответ Чемберлену". Среди присутствующих - С.С.Каменев, П.И.Баранов, Я.И.Алкснис. На машине установлен пулемет ПВ-1
-
Авиация и Время 2001-04 / М.Маслов, Л.Андерсон - Старый служака Р-1
Самолеты эскадрильи "Наш ответ Чемберлену". Москва, 1928г.
In 1925 a diplomatic rupture with Britain led to units carrying political slogans. This machine has the statement ‘Nash otvet Chamberlenu’ (‘Our answer to Chamberlain’). This alludes to Sir Austen J Chamberlain, the British Foreign Secretary at the time not his relative Neville. The R-2 carries twin Lewis guns, the DA (Degtyarev) weapon did not enter mass production until 1928. -
Авиация и Космонавтика 2009-06 / В.Котельников - История самолета Р-1 (2)
Р-1 с надписью "Наш ответ папе римскому". Ну чем так насолил азербайджанцам римский папа?
-
Авиация и Космонавтика 2009-06 / В.Котельников - История самолета Р-1 (2)
Р-1 "Боец культфронта" - подарок от коллектива "Учительской газеты"
-
Авиация и Космонавтика 2009-06 / В.Котельников - История самолета Р-1 (2)
Р-1 в летних лагерях под Тамбовом, июль 1929г.
-
Авиация и Время 2001-04 / М.Маслов, Л.Андерсон - Старый служака Р-1
Р-1 из состава 3-й ОРАЭ. Киев, 1930г.
-
Авиация и Космонавтика 2006-03 / А.Лашков - Из истории собственных наименований воздушных судов России (2)
Самолет Р-1 "Красногвардеец Иван Дубовой". 1926г.
-
Авиация и Время 2001-04 / А.Котлобовский - Боевое применение Р-1
Р-1 предположительно 8-го разведотряда. 1928г.
-
Авиация и Космонавтика 2006-03 / А.Лашков - Из истории собственных наименований воздушных судов России (2)
Самолет Р-1 "Красный Воронеж - Ильичу". 1924г.
-
Авиация и Космонавтика 2009-05 / В.Котельников - История самолета Р-1 (1)
Сдача самолета "Коломенский рабочий", 1925г. На турели стоит одиночный пулемет "Льюис" с "фотострелком" (фотопулеметом)
-
АвиаМастер 2007-03 / В.Котельников - КВЖД-1929 /Из истории воздушных войн/
Самолет командира звена из 19-го АО Н.А.Соколова перед боевым вылетом.
-
АвиаМастер 2007-03 / В.Котельников - КВЖД-1929 /Из истории воздушных войн/
Экипаж Н.А.Соколова с техником и мотористом.
-
АвиаПарк 2008-01 / Дальневосточный кулак /Фотолетопись/
С.К.Огородников и штурман-летнаб Курбатов в кабинах самолета Р-1 19-го авиаотряда. Эмблемой этого отряда был сжатый кулак с перстнем в виде красной пятиконечной звезды на среднем пальце. Кулак обычно дополняло краткое и весьма выразительное слово "НН'Аа!", как бы обращенное к тем, кому предстояло испробовать на себе силу удара этого могучего кулака
-
АвиаПарк 2008-01 / Дальневосточный кулак /Фотолетопись/
Неизвестный летчик в кабине Р-1 с характерными признаками 19-го отряда. Хорошо видно оборудование кабины, полетная карта на держателе и синхронный пулемет "Виккерс" на левом борту фюзеляжа
-
АвиаПарк 2008-01 / Дальневосточный кулак /Фотолетопись/
Экипаж Р-1 с надписью "Дальневосточный крестьянин". Изображение отрядной эмблемы не типично: на кулаке нет перстня и отсутствует слово "НН'Аа!". Также отсутствует пулемет на турели в кабине штурмана. Как правило, на самолеты 19-го отряда устанавливали один или два турельных "Льюиса"
-
АвиаПарк 2008-01 / Дальневосточный кулак /Фотолетопись/
Командир 19-го авиационного отряда летчик М.И.Батурин; слева (предположительно) командир 5-й отдельной авиационной эскадрильи летчик Бирбуц
-
АвиаПарк 2008-01 / Дальневосточный кулак /Фотолетопись/
Неизвестный пилот в кабине Р-1 с фрагментом дарственной надписи "... дальбанк" (дальневосточный банк) на борту. Первое слово надписи, нанесенное на капот, к сожалению, неизвестно, видна только его последняя буква "й"
-
АвиаПарк 2008-01 / Дальневосточный кулак /Фотолетопись/
Р-1 являлся фактически советской копией очень удачного английского DH-9A. На фото самолёт "КРАСНЫЙ СУЧАНЕЦ" с тактическим номером "1" на красном или синем фоне, отрядной эмблемой и дарственной надписью "Красный сучанец" и личный состав 19-го Отдельного Авиационного Отряда ВВС РККА "Дальне-Восточный Ультиматум", самолёты которого были построены на пожертвования граждан. В 1929 г. 19-й ОАО принял участие в советско-китайском конфликте на Китайско-Восточной Железной Дороге (КВЖД). По словам предоставившего этот снимок С.И.Огородникова, "справа от человека, стоящего у основания крыла, сидит мой дед", - Огородников Сергей Константинович, служивший в период конфликта на КВЖД в должности старшего летчика в 19-м ОАО
Название Сучан в первой половине XX века носил небольшой городок в Приморье, жители которого, как и многие другие советские люди, собирали деньги на строительство самолетов для Красного воздушного флота. Впоследствии не вполне благозвучное название города было изменено, и ныне он носит имя Партизанск -
АвиаМастер 2005-05 / М.Хайрулин - Сменивший цвет знамен /Авиация в лицах/
Регистрационный номер: R-RMPA [4] Самолеты Р-1 и Р-2 - участники перелета Москва-Пекин. Сзади - машина М.А.Волковойнова с бортовым кодом R-RMPB.
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов Р-2 - Россия - 1923
-
АвиаМастер 2003-01 / М.Маслов - Москва-Пекин-Токио: первый великий перелет советской авиации /Покорение неба/
Регистрационный номер: R-RMPA [4] Р-1 Громова и Родзевича перед посадкой на аэродроме города Окаяма.
-
АвиаМастер 2003-01 / М.Маслов - Москва-Пекин-Токио: первый великий перелет советской авиации /Покорение неба/
Регистрационный номер: R-RMPA [4] Торжественная встреча самолета Р-1 R-RMPA летчика М.М.Громова и механика Е.В.Родзевича в японском городе Окаяма.
-
Авиация и Космонавтика 2009-05 / В.Котельников - История самолета Р-1 (1)
Регистрационный номер: R-RMPA [4] Торжественная встреча экипажа М.М. Громова и Родзевича в Токио, сентябрь 1926г.
-
Авиация и Космонавтика 2009-05 / В.Котельников - История самолета Р-1 (1)
Регистрационный номер: R-ROST [2] Р-1 "Искра" R-ROST, на котором в июле 1926г. Я.Н.Моисеев и П.В.Морозов совершили перелет из Москвы в Тегеран
The R-1 ‘Iskra’ (Spark), the name of Lenin’s newspaper. The two-man crew Ya A Moisev and P V Morozov carried out a flight Moscow-Tehran, a total of 1,922 miles (3,100km) in July 1926. The registration is R-ROST and the colour of this machine is thought to have been an overall silver. -
Авиация и Время 2001-04 / М.Маслов, Л.Андерсон - Старый служака Р-1
Летчик Орловский и наблюдатель Сычев у своего Р-1 во время одного из перелетов, проводимых советскими ВВС
-
АвиаМастер 2007-03 / А.Демин - Авиация Китая в эпоху гражданских войн /Неизвестные страницы/ (2)
Летчики А.Кравцов и Д.Тальберг, участвовавшие в боях "Северного похода" Национально-революционной армии Китая в 1925-1926гг.
-
Авиация и Космонавтика 2009-06 / В.Котельников - История самолета Р-1 (2)
Летчики получают задание от командира отряда Н.И.Андреева, 1925г.
-
Авиация и Космонавтика 2009-06 / В.Котельников - История самолета Р-1 (2)
Посещение 19-го авиаотряда командующим войсками Сибирского военного округа Петиным, Спасск, 1926г.
-
АвиаМастер 2007-03 / В.Котельников - КВЖД-1929 /Из истории воздушных войн/
Личный состав 19-го АО на аэродроме "Спасск-Дальний", зима 1928-1929гг.
-
АвиаМастер 2007-03 / В.Толстой - В борьбе с белокитайцами /От первого лица/
Летчики 19-го авиаотряда в Гродеково перед началом боевых действий на КВЖД, лето 1929г.
-
Авиация и Космонавтика 2009-06 / В.Котельников - История самолета Р-1 (2)
Перед вылетом, 19-й авиаотряд
-
Авиация и Космонавтика 2009-05 / В.Котельников - История самолета Р-1 (1)
Курсанты и инструкторы у учебного Р-1, аэродром Острая Могила, 1935г.
-
Авиация и Время 2000-01 / М.Пруцаков, В.Литвиненко - "Испанец" с Кубани /Портреты/ (1)
Летчики 2-й эскадрильи 70-го отряда у Р-1. И.Еременко сидит в центре. Баку, 28 декабря 1931г.
-
Мир Авиации 2000-02 / Д.Никишин - Страницы биографии военного летчика. Дмитрий Иванович Никишин. /Имена авиации/ (1)
Летная группа у самолета Р-1. Энгельсская школа летчиков.
-
АвиаМастер 2007-03 / В.Котельников - КВЖД-1929 /Из истории воздушных войн/
Летчики и наземный персонал 25-го авиаотряда на полевом аэродроме под Хайларом.
-
Авиация и Космонавтика 2009-06 / В.Котельников - История самолета Р-1 (2)
Летчики 30-й эскадрильи ("Красная Москва") у развернутого знамени части
-
Air Enthusiast 1996-11 / A.Walg - Wings over the Steppes (1)
R-1 (de Havilland DH.4) in Mongolia, 1932.
-
Авиация и Космонавтика 2009-06 / В.Котельников - История самолета Р-1 (2)
Строй Р-1 на аэродроме у станицы Нижне-Гниловской, 1 мая 1925г.
-
Авиация и Космонавтика 2011-10 / М.Никольский - 865-й ордена Трудового Красного Знамени истребительный авиационный полк
Самолеты и летчики 19-го авиаотряда "Дальневосточный Ультиматум" в период конфликта на КВЖД, лето 1929г.
-
Авиация и Космонавтика 2009-06 / В.Котельников - История самолета Р-1 (2)
Заправка самолета горячей водой. 19-й авиаотряд, Хабаровск, декабрь 1928г.
-
Aviation Historian 11 / V.Kotelnikov - "We have our very own Soviet engine..."
Замена мотора в полевых условиях на Р-1 19-го отряда, Дальний Восток, зима 1928/29 годов
Changing the M-5 engine on an R-1 of the 19th Aviation Detachment in Khabarovsk in December 1928. The R-1 began to be replaced in service by the BMW-powered (or Soviet version thereof) Polikarpov R-5 from 1931, after which the R-1 was relegated to purely training duties. -
Авиация и Космонавтика 2020-11 / В.Котельников - Советские летчики и самолеты в Афганистане
Работы на двигателе «Либерти» самолета Р-1,1925 г.
-
Aviation Historian 11 / V.Kotelnikov - "We have our very own Soviet engine..."
В авиационной школе в Кабуле проводят замену двигателя «Либерти» на самолете Р-1
Changing the M-5 on an R-1 in Kabul, Afghanistan, in 1925. The original American Liberty also proved its inbuilt ruggedness, the engine still powering US Army Air Corps types into the mid-1930s.The Liberty’s combination of power and lightness was a quantum leap from the heavy but durable engines that preceded it. -
Авиация и Время 2001-04 / А.Котлобовский - Боевое применение Р-1
Заводские рабочие завершают ремонт Р-1
-
Авиация и Время 2001-04 / А.Котлобовский - Боевое применение Р-1
Ремонт самолетов в мастерских ВВС
-
Авиация и Космонавтика 2013-01 / М.Маслов - Самолеты Дмитрия Григоровича (7)
Выпуск первой серии самолетов Р-1 в количестве 80 экземпляров (№№2497-2576) завершился в конце 1923 г. Но представленном снимке осуществляется сборка одного из первых Р-1 (зав. №2498), построенных на ГАЗ №1
-
Авиация и Космонавтика 2009-06 / В.Котельников - История самолета Р-1 (2)
Самолет Р-1 афганских ВВС на аэродроме в Кабуле, на крыле - арабская вязь.
One of the Afghan Air Force’s R-1s at Kabul in the mid-1920s. A substantial number of R-1s (Soviet-built DH.9As) were obtained by Afghanistan. Note the inscription 'Allah-u-Akbar' under the lower wing and the crest af Afghanistan just visible on the side of the fuselage. -
Авиация и Космонавтика 2020-11 / В.Котельников - Советские летчики и самолеты в Афганистане
Советский полпред (посол) Л.Н. Старк в задней кабине биплана Р-1 перед полетом
-
Авиация и Космонавтика 2020-11 / В.Котельников - Советские летчики и самолеты в Афганистане
Летчик-наблюдатель П.Ф. Муштаев перед полетом на Р-1
-
Авиация и Космонавтика 2020-11 / В.Котельников - Советские летчики и самолеты в Афганистане
Советские механики Мартыненко и Мацунов у самолета Р-1 в Кабуле
Soviet mechanics Martynenko and Matsunov beside an R-1 in Kabul. The standard production R-1 was powered by a 400 h.p. M-5 liquid-cooled V12 piston engine, essentially a classic bit of Soviet reverse-engineering, resulting in a metric version of the USA’s ubiquitous Liberty engine. -
Авиация и Космонавтика 2009-06 / В.Котельников - История самолета Р-1 (2)
Афганский самолет Р-1 перед вылетом; к самолету несут бомбы
-
Aviation Historian 33 / V.Kotelnikov - The long road to Kabul
Soviet air- and groundcrew beside an Afghan Air Force R-1, two members of the group holding general-purpose bombs. The effect on tribesmen in the more remote areas of Afghanistan of such new weapons delivered by means of air power was profound, and gave the Emir a clear advantage in projecting almost God-like power.
-
Авиация и Космонавтика 2020-11 / В.Котельников - Советские летчики и самолеты в Афганистане
Группа советских летчиков у самолета Р-1
-
Aviation Historian 33 / V.Kotelnikov - The long road to Kabul
Группа советских летчиков и командующий афганской авиацией Эхсах-хан у биплана Р-1
A group of Soviet pilots pose with the Commander of the Afghan Air Force Ehsah Khan (fifth from left) beside an R-1 at the airfield at Sherpur, near Kabul, in the mid-1920s. The R-1 is widely regarded to be Soviet Russia’s first mass-produced aircraft, with more than 2,400 examples built at the Dux factory in Moscow during 1922-32. -
Авиация и Космонавтика 2020-11 / В.Котельников - Советские летчики и самолеты в Афганистане
Афганский эмир Аманулла (на лестнице слева) знакомится с самолетом Р-1, 31 июля 1925 г.
-
Air Enthusiast 2000-11 / L.Andersson - Iranian Eagles
Starting in 1924, nearly 30 Soviet-built R-1s were delivered to Iran.
-
Air Enthusiast 2000-11 / L.Andersson - Iranian Eagles
Два иранских Р-1 на аэродроме в провинции Луристан
R-1s in Luristan in 1925. The national markings consisted of the Persian flag with the lion and sun emblem on the fuselage, red-white-green roundels on the wings and on the horizontal tail surfaces, and the flag on the rudder. -
Air Enthusiast 2000-11 / L.Andersson - Iranian Eagles
Two Junkers F.13s were acquired from the Soviet Union in 1924. A machine-gun stand was a rare feature on the F.13, which was normally a passenger transport. The two aircraft in the background are R-1s.
Другие самолёты на фотографии: Junkers F 13 - Германия - 1919
-
Авиация и Космонавтика 2009-06 / В.Котельников - История самолета Р-1 (2)
Два Р-1 монгольских ВВС; слева стоит У-2
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов У-2 / По-2 - Россия - 1928
-
Авиация и Космонавтика 2017-01 / В.Морозов - В степях, где течет Керулен: Авиация Монголии 1924-2016 (1)
Разведчик Р-1 в Улан-Баторе. На самолете нанесены опознавательные знаки ВВС РККА, летно-технический персонал монгольский. На фотографии виден советский инструктор. Снимок периода 1927-1930 гг.
-
Авиация и Космонавтика 2017-01 / В.Морозов - В степях, где течет Керулен: Авиация Монголии 1924-2016 (1)
Разведчик Р-1 в Улан-Баторе. На самолете нанесены опознавательные знаки ВВС РККА, летно-технический персонал монгольский. На фотографии виден советский инструктор. Снимок периода 1927-1930 гг.
-
Air Enthusiast 1997-05 / Round-Out
Good detailing to the fore of a Polikarpov R-1 with Mongolian D Lamjaf posing (left) with Soviet adviser V A Sudets.
-
Air Enthusiast 1997-05 / Round-Out
Pilot A V Solovyev seated on the leading edge of his R-1s lower wing.
-
Авиация и Космонавтика 2017-01 / В.Морозов - В степях, где течет Керулен: Авиация Монголии 1924-2016 (1)
Разведчик Р-1 в Улан-Баторе. На самолете нанесены опознавательные знаки ВВС РККА, летно-технический персонал монгольский. Снимок периода 1927-1930 гг.
-
Авиация и Космонавтика 2016-11 / И.Шведов, Ю.Панасенко - Челябинскому училищу штурманов - 80 лет
Учебные тренажеры на базе самолетов Р-1,1938-1940 гг.
-
Aviation Historian 11 / V.Kotelnikov - "We have our very own Soviet engine..."
Р-1, оснащенный в НИИ ВВС турбонагнетателем "Дженерал электрик"
In 1935 a single M-5-powered R-1 was fitted with a General Electric turbocharger for tests at the V-VS Scientific Research Institute. Although the M-5 was completely obsolete by this time, useful technical and operational information about turbocharging was accrued and the results incorporated into newer aircraft and engines. -
Aviation Historian 11 / V.Kotelnikov - "We have our very own Soviet engine..."
Передняя часть Р-1 со снятым радиатором
With the radiator removed, the front section of the M-5 on this R-1 is clearly visible. This aircraft was one of many R-1s used for training duties, this example serving with the Borisoglebsk Flying School in the Voronezh region in the summer of 1930. -
Авиация и Время 2001-04 / М.Маслов, Л.Андерсон - Старый служака Р-1
Крепление стоек бипланной коробки Р-1
-
Авиация и Космонавтика 2009-05 / В.Котельников - История самолета Р-1 (1)
Дополнительный радиатор на самолете N 2755, выпущенном на заводе ГАЗ-1, 1925г.
-
Авиация и Космонавтика 2009-05 / В.Котельников - История самолета Р-1 (1)
Проверка на макете подвески бомбы с помощью лебедки БЛ-1
-
Авиация и Время 2001-04 / А.Котлобовский - Боевое применение Р-1
Подвеска бомб на балочный держатель ДЕР-4
-
Авиация и Космонавтика 2009-05 / В.Котельников - История самолета Р-1 (1)
Подвеска мелких бомб под крылом Р-1
-
Авиация и Космонавтика 2009-06 / В.Котельников - История самолета Р-1 (2)
Р-1 часто использовали для буксировки мишеней-рукавов. На подкрыльных бомбодержателях этого самолета - комплект мишеней ШТ-42, декабрь 1930г.
-
Авиация и Космонавтика 2013-03 / В.Котельников - Авиабусы
Под крылом Р-1 - два опытных металлических зимних авиабуса, сбрасывавшихся с бреющего полета в снег
-
Авиация и Космонавтика 2009-06 / В.Котельников - История самолета Р-1 (2)
На балках бомбодержателей под нижним крылом - бензиновые баки, сбрасывавшиеся с парашютом, июль 1932г.
-
Авиация и Космонавтика 2009-06 / В.Котельников - История самолета Р-1 (2)
Под фюзеляжем Р-1 - "грузовой парашют" (сбрасываемый с парашютом грузовой контейнер) конструкции Благина
-
Авиация и Космонавтика 2009-05 / В.Котельников - История самолета Р-1 (1)
Металлический лонжерон, который собирались внедрить на Р-1
-
Авиация и Время 2001-04 / М.Маслов, Л.Андерсон - Старый служака Р-1
Кабина пилота Р-1. Часы и компас (его постамент - в правом углу) отсутствуют
-
Air Enthusiast 1998-03 / A.Alexandrov, G.Petrov - Aah! De Havilland-ski!
The pilot’s dash indicates a selection of instruments typical of the period, all the characters are in the Cyrillic alphabet with the exception of the compass which appears to be British.
-
Авиация и Время 2001-04 / М.Маслов, Л.Андерсон - Старый служака Р-1
Курсовой пулемет "Виккерс"
-
Авиация и Космонавтика 2009-05 / В.Котельников - История самолета Р-1 (1)
Пулемет ПВ-1 на левом борту Р-1
-
Air Enthusiast 1998-03 / A.Alexandrov, G.Petrov - Aah! De Havilland-ski!
The pilot’s fixed type PV-1 gun, note the type Pul.9 synchronising system (the cable running into the bottom front of the breech casing). The collector box under the gun received the empty belt (or disintegrating links) and the frontal angled tube led the empty cartridge cases into the same collector box. Like the Vickers, a large cocking handle is fitted, indeed the PV-1 was developed in the same way as the Vickers, it was basically the ground Maxim which was converted to air-cooling. It more or less equated to the British Vickers Mk.II aircraft gun.
-
Air Enthusiast 1998-03 / A.Alexandrov, G.Petrov - Aah! De Havilland-ski!
The observer’s cockpit and gun ring - the compass is also non-Russian. The item on the left seems to be a simple bombsight (not a Goerz) with a drift indicator. The type Tur-43 was a Soviet adaptation of the Scarff No.2 but with a spring-loaded action to assist the observer in turning the gun into the slipstream. Basic dual control equipment was standard on the R-1.
-
Авиация и Космонавтика 2009-06 / В.Котельников - История самолета Р-1 (2)
В передней кабине Р-1 известный летчик-испытатель М.А.Волковойнов, в задней в роли пассажира - начальник УВВС П.И.Баранов (сам он летать не умел)
-
Авиация и Время 2001-04 / М.Маслов, Л.Андерсон - Старый служака Р-1
На этом Р-1 из состава 12-й авиабригады Особой Дальневосточной армии хорошо виден бомбардировочный прицел АП-1
-
Авиация и Время 2001-04 / М.Маслов, Л.Андерсон - Старый служака Р-1
Освоение голубиной почты. Москва, 1924-25гг.
-
АвиаМастер 2007-03 / В.Котельников - КВЖД-1929 /Из истории воздушных войн/
Летнаб 19-го авиаотряда М.И.Веселов перд боевым вылетом.
-
Авиация и Космонавтика 2009-06 / В.Котельников - История самолета Р-1 (2)
"Воздушный полигон" П.И.Гроховского, 1929г.
-
Авиация и Время 2001-04 / М.Маслов, Л.Андерсон - Старый служака Р-1
Столкновение двух Р-1. Ростов-на-Дону, лето 1925г.
-
Авиация и Космонавтика 2011-08 / В.Котельников - Авиационные химические выливные приборы, 1930-1941
Биплан Р-1 летного отряда НИХП, на котором летчик М.Васильев испытывал приборы ВАП-3 (К-3) (в документах их называли "баллонами ОВ"), потерпел аварию при посадке на аэродроме Ухтомская 7 января 1930г. Приборы были настолько секретны, что при съемке машины для аварийного акта их демонтировали
-
Air Enthusiast 1998-03 / A.Alexandrov, G.Petrov - Aah! De Havilland-ski!
An R-1 forced to land in Polish territory and so enabled a thoroughly detailed examination and photographic record to be carried out.
-
Авиация и Космонавтика 2009-05 / В.Котельников - История самолета Р-1 (1)
На этом снимке скапотировавшего самолета хорошо видны балки и замки бомбодержателей, а также прицельное окно в правом крыле
-
Авиация и Космонавтика 2009-06 / В.Котельников - История самолета Р-1 (2)
Авария Р-1 из 5-й разведывательной эскадрильи, Харьков, пилот Ли Дя-мук, август 1926г.
-
Авиация и Космонавтика 2009-06 / В.Котельников - История самолета Р-1 (2)
Вынужденная посадка Р-1 из 40-й эскадрильи в деревне Ново-Нежино, 28 августа 1930г. Пилот - Н.Каманин, впоследствии Герой Советского Союза, генерал-лейтенант. Этот случай подробно описан в мемуарах Каманина
-
АвиаМастер 2007-03 / В.Котельников - КВЖД-1929 /Из истории воздушных войн/
Аварийная посадка самолета Р-1 "Продработник" из 40-й эскадрильи им. Ленина. Зима 1929-1930гг.
-
АвиаПарк 2008-01 / Дальневосточный кулак /Фотолетопись/
Аварийная посадка Р-1 с номером "8" и дарственной надписью "Дальневосточный рабочий". Большинство самолетов 19-го авиаотряда имело подобные надписи, свидетельствующие о том, на чьи пожертвования приобретались эти машины
-
Авиация и Космонавтика 2009-05 / В.Котельников - История самолета Р-1 (1)
Такие фотографии помещали на "доски позора" летных школ: учлет (курсант) И.Плавинский у разбитого им учебного Р-1
-
Авиация и Космонавтика 2009-06 / В.Котельников - История самолета Р-1 (2)
Р-1 из 50-й эскадрильи, июнь 1927г.
-
Авиация и Космонавтика 2009-05 / В.Котельников - История самолета Р-1 (1)
Авария самолета N 2887 при сдаточном облете на ГАЗ-1, 1927г.
-
Авиация и Космонавтика 2009-06 / В.Котельников - История самолета Р-1 (2)
Пожар при запуске двигателя на полевом аэродроме Монстырище во время учений, сентябрь 1930г.
-
Air Enthusiast 1998-03 / A.Alexandrov, G.Petrov - Aah! De Havilland-ski!
Showing signs of the damage suffered in its nose-over, the captured R-1 reveals at least one of the later modifications such as the doubling of the undercarriage wiring. Note the ‘dog’ on the prop boss for starting with Hucks system.
-
Авиация и Космонавтика 2011-10 / М.Никольский - 865-й ордена Трудового Красного Знамени истребительный авиационный полк
Операция "Мудацзянский аэродром". Рисунок А. Позднякова из музея 865-го иап
-
Air Enthusiast 1996-11 / A.Walg - Wings over the Steppes (1)
Painting by O.Magmar of a R-1 in action during the Tauran incident of 1936. The painting shows the aircraft carrying the Mongolian ‘Zoyombo ’ markings, but this is considered to be artistic licence.
-
Air Enthusiast 1998-03 / A.Alexandrov, G.Petrov - Aah! De Havilland-ski!
A standard R-1 with full armament and underwing bomb carriers and the extra radiator under the nose. The aircraft number shown was typical and the red star with black outline and black circle was a common variant during the 1920s and 1930s.
-
Air Enthusiast 1998-03 / A.Alexandrov, G.Petrov - Aah! De Havilland-ski!
Skis were a necessity in many parts of the USSR and the drawing shows the standard form including the small tail ski. Elastic cables held the skis in the position shown whilst in flight.
Тип фотографий
- Все фото (149)
- Боковые проекции (9)
- Ч/б фото (111)
- Кабина (11)
- Обломки (13)
- Рисунки, схемы (5)