Поликарпов Р-1
Варианты:
Поликарпов - Р-1 - 1923 - Россия
Страна: Россия
Год: 1923


Двухместный самолет-разведчик
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (90)
Р-1, Р-2 и Р-4

  В 1918 году Н.Н. Поликарпов, которому тогда исполнилось всего 26 лет, возглавил московский авиационный завод "Дукс" (впоследствии ГАЗ-1) и руководил подготовкой производства к выпуску самолетов de Havilland D.H.4 с двигателями Fiat.

  Было построено 20 таких машин, а затем завод построил еще 130 самолетов D.H.9A с двигателями Armstrong-Siddeley Puma и более сотни D.H.9 с трофейными двигателями Mercedes-Benz. На базе D.H.9A в 1923 году Н. Н. Поликарповым, возглавившим конструкторский отдел ГАЗ-1, был создан вариант самолета-разведчика Р-1, оснащавшегося двигателем М-5 мощностью 400 л. с. (лицензионный вариант американского Liberty) и вооруженного фиксированным 7,7-мм пулеметом ПВ-1 и спаренными 7,7-мм пулеметами ДА. Первый советский серийный самолет выпускался до 1931 года, всего было произведено более 1600 машин.


Варианты Р-1

  Р-1 BMW: 20 самолетов с двигателем BMW IVa мощностью 240 л.с. (179 кВт)
  Р-2: модификация Р-1 с двигателем Siddeley Puma мощностью 220 л.с. (164 кВт); построены 130 машин
  МР-1: вариант с двухпоплавковым шасси; в 1927-1928 годах построены 124 самолета на заводе ГАЗ-10 в Таганроге
  ПМ-2: прототип гидросамолета с металлическими поплавками вместо деревянных, примененных на МР-1;строился в 1927 году


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Р-1

  Тип: двухместный самолет-разведчик
  Силовая установка: один ПД М-5 мощностью 400 л. с. (298 кВт)
  Летные характеристики: макс. скорость 202 км/ч; практический потолок 4800 м; практическая дальность 700 км
  Масса: пустого снаряженного 1440 кг; максимальная взлетная 2200 кг
  Размеры: размах крыльев бипланной коробки 14,02 м; длина 9,24 м; площадь крыла 44,54 м2
  Вооружение: три 7,7-мм пулемета, до 400 кг бомб
Р-1 N 318 на заводе ГАЗ-10 в Таганроге, конец 1925г.; пулеметы на машине отсутствуют
Самолет Р-1 с мотором М-5, 1925г.
Самолет Р-1 использовался для испытаний первых образцов ЗАМ (защитная авиационная мина) и ПБМ (планирующая бомба-мина)
Р-1, изготовленный в Таганроге в 1930г.
Р-1 из 9-го авиаотряда. Северо-Кавказский военный округ, Ростов-на-Дону, январь 1930г.
Р-1
Разведчик Р-1 с мотором М-5
Р-1 из отряда особого назначения в ангаре на Центральном аэродроме в Москве, май 1930г.
Самолет пилота Бедрицкого из группы ОСНАЗ, Ташкент, май 1928г.
Р-1 в экспериментальном камуфляже, разработанном Бурче и Воробьевым-Москвиным, 1927г.
Самолеты Р-1 40-й отдельной авиаэскадрильи имени Ленина. Хорошо видна эмблема эскадрильи - белая стрела на фюзеляже.
Самолеты Р-1 на полевом аэродроме, осень 1929г.
Шеренга Р-1, подготовленных к вылету на аэродроме "Гродеково", осень 1929г.
Р-1 и И-3 Ростовской авиабригады на авиационном параде в честь Дня Воздушного Флота, Ростов-на-Дону, 1932г.
Р-5 в одном строю со "старичками" Р-1
Учебный Р-1 одной из летных школ ГВФ
Самолет Р-1 из 19-го авиаотряда "Дальневосточный Ультиматум" в полете, ноябрь 1929г.
Прием донесения кошкой, 1926г.
Группа Р-1 поддерживает атаку танков и пехоты на маневрах Красной Армии
Р-1, управляемый молодым летчиком, "козлит" при посадке
Самолет Р-1, воевавший в 1928 году против басмачей в Средней Азии
Самолет Р-1, воевавший в 1928 году против басмачей в Средней Азии, из состава Ленинградского ВО. Начало 1930-х гг.
Построенный на советском авиазаводе разведчик Р-1 из отряда "Ильич"
Р-1 одной из поздних серий из учебной бригады Академии Воздушного Флота
Прямоугольное отверстие в нижнем крыле предназначено для использования прицела АП-1 (демонтирован)
Сдача одного из самолетов, закупленных на средства фонда "Наш ответ Чемберлену". Среди присутствующих - С.С.Каменев, П.И.Баранов, Я.И.Алкснис. На машине установлен пулемет ПВ-1
Самолеты эскадрильи "Наш ответ Чемберлену". Москва, 1928г.
Р-1 с надписью "Наш ответ папе римскому". Ну чем так насолил азербайджанцам римский папа?
Р-1 "Боец культфронта" - подарок от коллектива "Учительской газеты"
Р-1 в летних лагерях под Тамбовом, июль 1929г.
Р-1 из состава 3-й ОРАЭ. Киев, 1930г.
Самолет Р-1 "Красногвардеец Иван Дубовой". 1926г.
Р-1 предположительно 8-го разведотряда. 1928г.
Самолет Р-1 "Красный Воронеж - Ильичу". 1924г.
Самолет Р-1 "Безбожник"
Сдача самолета "Коломенский рабочий", 1925г. На турели стоит одиночный пулемет "Льюис" с "фотострелком" (фотопулеметом)
Самолет командира звена из 19-го АО Н.А.Соколова перед боевым вылетом.
Экипаж Н.А.Соколова с техником и мотористом.
С.К.Огородников и штурман-летнаб Курбатов в кабинах самолета Р-1 19-го авиаотряда. Эмблемой этого отряда был сжатый кулак с перстнем в виде красной пятиконечной звезды на среднем пальце. Кулак обычно дополняло краткое и весьма выразительное слово "НН'Аа!", как бы обращенное к тем, кому предстояло испробовать на себе силу удара этого могучего кулака
Неизвестный летчик в кабине Р-1 с характерными признаками 19-го отряда. Хорошо видно оборудование кабины, полетная карта на держателе и синхронный пулемет "Виккерс" на левом борту фюзеляжа
Экипаж Р-1 с надписью "Дальневосточный крестьянин". Изображение отрядной эмблемы не типично: на кулаке нет перстня и отсутствует слово "НН'Аа!". Также отсутствует пулемет на турели в кабине штурмана. Как правило, на самолеты 19-го отряда устанавливали один или два турельных "Льюиса"
Командир 19-го авиационного отряда летчик М.И.Батурин; слева (предположительно) командир 5-й отдельной авиационной эскадрильи летчик Бирбуц
Неизвестный пилот в кабине Р-1 с фрагментом дарственной надписи "... дальбанк" (дальневосточный банк) на борту. Первое слово надписи, нанесенное на капот, к сожалению, неизвестно, видна только его последняя буква "й"
Р-1 являлся фактически советской копией очень удачного английского DH-9A. На фото самолёт "КРАСНЫЙ СУЧАНЕЦ" с тактическим номером "1" на красном или синем фоне, отрядной эмблемой и дарственной надписью "Красный сучанец" и личный состав 19-го Отдельного Авиационного Отряда ВВС РККА "Дальне-Восточный Ультиматум", самолёты которого были построены на пожертвования граждан. В 1929 г. 19-й ОАО принял участие в советско-китайском конфликте на Китайско-Восточной Железной Дороге (КВЖД). По словам предоставившего этот снимок С.И.Огородникова, "справа от человека, стоящего у основания крыла, сидит мой дед", - Огородников Сергей Константинович, служивший в период конфликта на КВЖД в должности старшего летчика в 19-м ОАО
Название Сучан в первой половине XX века носил небольшой городок в Приморье, жители которого, как и многие другие советские люди, собирали деньги на строительство самолетов для Красного воздушного флота. Впоследствии не вполне благозвучное название города было изменено, и ныне он носит имя Партизанск
Самолеты Р-1 и Р-2 - участники перелета Москва-Пекин. Сзади - машина М.А.Волковойнова с бортовым кодом R-RMPB.
Р-1 Громова и Родзевича перед посадкой на аэродроме города Окаяма.
Торжественная встреча самолета Р-1 R-RMPA летчика М.М.Громова и механика Е.В.Родзевича в японском городе Окаяма.
Торжественная встреча экипажа М.М. Громова и Родзевича в Токио, сентябрь 1926г.
Р-1 "Искра" R-ROST, на котором в июле 1926г. Я.Н.Моисеев и П.В.Морозов совершили перелет из Москвы в Тегеран
Летчик Орловский и наблюдатель Сычев у своего Р-1 во время одного из перелетов, проводимых советскими ВВС
Летчики А.Кравцов и Д.Тальберг, участвовавшие в боях "Северного похода" Национально-революционной армии Китая в 1925-1926гг.
Летчики получают задание от командира отряда Н.И.Андреева, 1925г.
Посещение 19-го авиаотряда командующим войсками Сибирского военного округа Петиным, Спасск, 1926г.
Личный состав 19-го АО на аэродроме "Спасск-Дальний", зима 1928-1929гг.
Летчики 19-го авиаотряда в Гродеково перед началом боевых действий на КВЖД, лето 1929г.
Перед вылетом, 19-й авиаотряд
Курсанты и инструкторы у учебного Р-1, аэродром Острая Могила, 1935г.
Летчики 2-й эскадрильи 70-го отряда у Р-1. И.Еременко сидит в центре. Баку, 28 декабря 1931г.
Летная группа у самолета Р-1. Энгельсская школа летчиков.
Летчики и наземный персонал 25-го авиаотряда на полевом аэродроме под Хайларом.
Летчики 30-й эскадрильи ("Красная Москва") у развернутого знамени части
R-1 (de Havilland DH.4) in Mongolia, 1932.
Строй Р-1 на аэродроме у станицы Нижне-Гниловской, 1 мая 1925г.
Самолеты и летчики 19-го авиаотряда "Дальневосточный Ультиматум" в период конфликта на КВЖД, лето 1929г.
Заправка самолета горячей водой. 19-й авиаотряд, Хабаровск, декабрь 1928г.
Замена мотора в полевых условиях на Р-1 19-го отряда, Дальний Восток, зима 1928/29 годов
Замена двигателя на одном из афганских Р-1 в Кабуле
Заводские рабочие завершают ремонт Р-1
Ремонт самолетов в мастерских ВВС
Выпуск первой серии самолетов Р-1 в количестве 80 экземпляров (№№2497-2576) завершился в конце 1923 г. Но представленном снимке осуществляется сборка одного из первых Р-1 (зав. №2498), построенных на ГАЗ №1
Р-1 афганских ВВС, на крыле - арабская вязь.
A substantial number of R-1s (Soviet-built DH.9As) were obtained by Afghanistan. Note the inscription 'Allah-u-Akbar' under the lower wing and the crest af Afghanistan just visible on the side of the fuselage.
Группа советских летчиков в Афганистане у Р-1
Два иранских Р-1 на аэродроме в провинции Луристан
Два Р-1 монгольских ВВС; слева стоит У-2
Р-1, оснащенный в НИИ ВВС турбонагнетателем "Дженерал электрик"
Передняя часть Р-1 со снятым радиатором
Крепление стоек бипланной коробки Р-1
Дополнительный радиатор на самолете N 2755, выпущенном на заводе ГАЗ-1, 1925г.
Проверка на макете подвески бомбы с помощью лебедки БЛ-1
Подвеска бомб на балочный держатель ДЕР-4
Подвеска мелких бомб под крылом Р-1
Р-1 часто использовали для буксировки мишеней-рукавов. На подкрыльных бомбодержателях этого самолета - комплект мишеней ШТ-42, декабрь 1930г.
Под крылом Р-1 - два опытных металлических зимних авиабуса, сбрасывавшихся с бреющего полета в снег
На балках бомбодержателей под нижним крылом - бензиновые баки, сбрасывавшиеся с парашютом, июль 1932г.
Под фюзеляжем Р-1 - "грузовой парашют" (сбрасываемый с парашютом грузовой контейнер) конструкции Благина
Металлический лонжерон, который собирались внедрить на Р-1