Яковлев Як-3
Страна: Россия
Год: 1943


Одноместный истребитель
Описание:
Як-3
Як-3
Фотографии:

Боковые проекции (23)

Як-3

Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в ОКБ-115 под руководством А.С.Яковлева. Опытный образец Як-1М поднялся в воздух 28 февраля 1943 г. Серийное производство налажено в марте 1944 г. Самолет строился двумя заводами: #292 - в Саратове и #31 -в Тбилиси. Всего выпущено 4848 экз. (включая 4111 в войну). Мотор М-105ПФ-2. Самолет состоял на вооружении в СССР с апреля 1944 г., в Польше - с декабря 1944 г., в Югославии - с января 1945 г.
Основные серийные модификации, выпускавшиеся в годы войны:
   - Як-3 с вооружением 1x20+1x12,7 (с 13-й серии 1x20+2x12,7);
   - Як-3П с усиленным крылом, вооружением 3x20, строился с весны 1945 г.
Применялся с августа 1944 г. в Белоруссии и Прибалтике. В значительных количествах их использовали в Висло-Одерской операции. Они сражались над территорией Польши, Германии и Австрии. Польские части применяли небольшое количество Як-3 в марте - апреле 1945 г. в Германии. Югославские ВВС в войне Як-3 не использовали. В конце войны на Як-3 летали и французские летчики. Самолет снят с производства в 1946 г. В СССР снят с вооружения в начале 1950-х годов, в Польше - в 1946 г., в Югославии до 1957 г. эксплуатировался как учебный.


Як-3||
Размах:||9,2 м
Длина:||8,5 м
Моторы, количество х мощность:||1х1240л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2692 кг
Максимальная скорость:||646 км/ч
Практический потолок:||10400
Дальность:||650 км

Як-3

В конце 1941 года А.С. Яковлев начал разработку одноместного истребителя, оснащенного новым мотором В. Я. Климова - ВК-107. При проектировании ставились задачи максимального снижения сопротивления самолета, уменьшение его размеров и массы при сохранении высокой маневренности и преемственности с Як-1.
   Самолет Як-1М, поступивший на испытания в феврале 1943 года, получил крыло уменьшенной площади, каплевидный фонарь кабины и ряд других доработок, но сохранил двигатель ВК-105ПФ своего предшественника. Вторую опытную машину, испытания которой начались 17 сентября, оснастили незначительно форсированным ПД ВК-105ПФ2.
  
   Государственные испытания завершились в октябре, и самолет был рекомендован к запуску в серийное производство. Из-за значительного числа внесенных изменений ему было присвоено обозначение Як-3.
   Хотя первый серийный истребитель сошел с конвейера завода в Саратове 1 марта 1944 года, его боевой дебют состоялся лишь в июне, когда вооруженный этими самолетами 91-й ИАП принял участие в Львовско-Сандомирской наступательной операции. За месяц полк провел пять групповых боев, в которых уничтожил 23 вражеских самолета при собственных потерях в два истребителя.
   По результатам боевого применения было признано, что на высотах до 5000 м (выше бои обычно не проводились) Як-3 превосходит по характеристикам любой германский истребитель. Характеристики удалось повысить еще больше, оснастив самолет двигателем ВК-107. Истребитель зарекомендовал себя надежным и простым в обслуживании самолетом. Як-3 также поступили на вооружение французской эскадрильи «Нормандия-Неман».
   Появление 1500-сильного (1120 кВт) ПД ВК-107А сделало Як-3 самым скоростным советским истребителем - с этой силовой установкой он развивал максимальную скорость 720 км/ч на высоте 6000 м.
   Всего было построено 4848 Як-3 всех вариантов. В послевоенное время самолет поступил также на вооружение ВВС Польши и Югославии, где его эксплуатация продолжалась до начала 1950-х годов.


Варианты

   Як-3: первый серийный вариант; поставки ВВС СССР начались летом 1944 года
   Як-3 ВК-107А: малая серия из 48 самолетов; предпочтение было отдано Як-9 с таким же двигателем
   Як-3 ВК-108: вариант Як-3 с опытным двигателем ВК-108; самый скоростной из советских поршневых истребителей, 19 декабря 1944 года показавший максимальную скорость 745 км/ч на высоте 6000 м
   Як-3Т (танковый): вариант с 37-мм мотор-пушкой Н-37 и двумя синхронными 20-мм пушками Б-20С
   Як-3П: вариант с усиленным вооружением из трех 20-мм пушек Б-20 (одна мотор-пушка и две синхронные); всего построено 596 машин
   Як-3РД: экспериментальный вариант с комбинированной силовой установкой из поршневого двигателя и ЖРД РД-1 конструкции В. П. Глушко в хвостовой части
   Як-3ПД: опытный высотный истребитель с двигателем ВК-106, оснащенным турбокомпрессором; вышел на испытания в 1944 году
   Як-3У: опытный истребитель с радиальным ПД АШ-82ФН и вооружением из двух 20-мм пушек Б-20С; несмотря на большую массу нового двигателя, самолет был всего на 113 кг тяжелее Як-3 с ВК-105ПФ2; на высоте 6000 м он развивал максимальную скорость 682 км/ч; самолет стал базой для создания учебного Як-11
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Як-3

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один рядный ПД ВК-105ПФ мощностью 1240 л. с. (969 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 3100 м - 655 км/ч; потолок 10 700 м; дальность полета 900 км
   Масса: пустого снаряженного 2105 кг; максимальная взлетная 2660 кг
   Размеры: размах крыла 9,20 м; длина 8,49 м; высота 2,42 м; площадь крыла 14,83 м2
   Вооружение: одна 20-мм мотор-пушка ШВАК и два синхронных 12,7-мм пулемета УБС
Як-3 ВК-105ПФ2, построенный на средства колхоза "Красный Октябрь" и переданный летчику-фронтовику Л.В. Маслову
Як-3 из состава 150-го ИАП 13-й ИАД
Як-3 ВК-105ПФ2 летчика СВ. Носова из 150-го ИАП 13-й ИАД (группа "Меч"). Весна 1945 г.
Як-3 ВК-105ПФ2 летчика С. Рогового из 14-го ГИАП ВВС КБФ. Середина 1944 г.
Як-3 - третий по счету самолет (первые два были Як-1), переданный 22 августа 1944г. колхозницей А.С.Селивановой командиру эскадрильи 431-го иап А.С.Суравешкину.
Як-3 из состава 812-го ИАП
Як-3
Як-3 л-та А.А. Калюжного. 18-й ГвИАП, конец 1944 г.
Як-3 из состава полка "Нормандия - Неман"
Як-3 аспиранта Роже Марки. Полк «Нормандия-Неман», декабрь 1944 г.
Французские летчики из полка "Нормандия-Неман" традиционно отмечали воздушные победы крестиками (реже - маленькими свастиками) на левом борту своих мащин: Як-3 аспиранта Роже Марки, декабрь 1944г.
Як-3 аспиранта Роже Саважа, Фридланд-Мертенсдорф, апрель 1945г.
Истребитель Як-3 французского аса Роже Саважа эскадрильи "Нормандия-Неман"
Истребитель Як-3 летчика полка «Нормандия Неман» Роже Соважа
Як-3 Роже Саважа. На этом истребителе летчик французского полка "Нормандия-Неман" 303-й ИАД, Роже Саваж, летал в марте 1945 года в Восточной Пруссии. На фюзеляже самолета изображено 14 германских крестов - отметки о сбитых самолетах противника, хотя, по некоторым данным, Саваж сбил не менее 22 самолетов. Советские летчики отмечали свои победы в воздушных боях, изображая на самолетах звезды, а у пилотов союзников было принято рисовать опознавательные знаки тех 8ВС, которым принадлежали сбитые самолеты. Коричнево-зеленая камуфляжная окраска самолета необычна. В конце войны Яки чаще камуфлировались в оттенки серого цвета.
Як-3 ("белая 6") Марселя Альбера, 1-й ИАП "Нормандия-Неман", Восточная Пруссия, конец 1944 года. На фюзеляж нанесены отметки о 22 победах в воздушных боях.
Як-3 л-та Марселя Альбера, апрель 1945г.
Як-3 ВК-105ПФ2 аспиранта Сен-Фаля из авиаполка "Нормандия-Неман" ВВС Франции. Зима 1945-1946 гг.
Як-3 м-ра Луи Дельфино, июнь 1945г.
Як-3 ВК-105ПФ2 командира 303-й ИАД генерал-майора Г.Н. Захарова. Осень 1944 г.
Як-3 генерал-майора Г.Н.Захарова. Свою боевую карьеру Г.Н. Захаров начал на истребителе И-15 в Испании, потом воевал в Китае. Начало войны с Германией застало Захарова в звании генерал-майора, командующего вооруженной И-16 43-й ИАД. Некоторое время генерал проходил службу в тылу, но в декабре 1942 года вернулся на фронт командиром 303-й ИАД, оснащенной самолетами Як. Войну Захаров завершил, имея на своем боевом счету не менее 23 побед, включая Arado и Fiat CR. 32 испанских националистов, два японских Mitsubishi А5М (эти четыре победы одержаны на И-15), один Hs-126 (на И-16). Не менее 10 самолетов противника Захаров уничтожил, летая на Яках.
Як-3 ВК-105ПФ2 пилотажной группы ВВС СССР. Москва, вторая половина 1945 г.
Як-3 из 254-го ИАП ВВС Югославии, на котором летал И.Кризай. В ходе ремонтов на самолете был изменен фонарь кабины (задняя часть - зашита, центральная сдвигалась вперед), а вместо ПВД установлена трубка Вентури