McDonnell Douglas F-15A/C Eagle
Варианты:
McDonnell Douglas - F-15A/C Eagle - 1972 - США
Страна: США
Год: 1972


Одноместный истребитель завоевания господства в воздухе
Описание
Фотографии:

Модели, рисунки, схемы, чертежи (26)
McDonnell Douglas F-15A/B/C/D Eagle

  Программа создания истребителя F-15 Eagle стартовала в 1965 году - тогда ВВС США подготовили тактико-технические требования на перспективный истребитель завоевания превосходства в воздухе, который должен был обладать большой дальностью полета и заменить парк F-4. В процессе разработки активно использовались результаты боевого применения авиации во Вьетнаме. В частности, речь шла о необходимости наличия двухдвигательной силовой установки, экипажа из двух человек (не реализовано) и встроенной пушки. Кроме того, в запросе на коммерческие предложения, подготовленном ВВС в 1968 году, содержалось также требование обеспечения перегоночной дальности, необходимой для переброски самолетов на европейский ТВД без помощи воздушных танкеров, а также обеспечения максимальной скорости полета М=2,5. Последнее требование оказалось одним из самых трудновыполнимых, но разработчик сумел его обеспечить, хотя самолет F-15 с полным боекомплектом имеет ограничение по максимальной скорости М=1,78.
  Компания "McDonnell Douglas" выиграла тендер на F-15 (в нем также участвовали "North American" и "Fairchild-Republic"), после чего подписала первый контракт на постройку партии из 20 опытных самолетов для проведения программы испытаний и доработок, в том числе 10 одноместных F-15A, два двухместных TF-15A (затем F-15B) и восемь опытных машин категории II (FSD, Full-Scale Development; фактически - одноместные F-15A). Первый одноместный F-15 был облетан 27 июля 1972 года, за ним 7 июля 1973 года последовала первая спарка. Было построено 355 самолетов F-15A, а также 57 двухместных F-15B. Последний мог применяться и в качестве боевой машины, хотя на нем отсутствовала система РЭП AN/ALQ-135 и его масса была на 364 кг больше, чем у F-15A.
  Крыло F-15 имело традиционные элероны на внешней части и внутренние двухпозиционные закрылки. Самолет отличался превосходными аэродинамическими характеристиками. Но в ходе реализации программы возникали и различного рода проблемы, особенно в части, касающейся надежности работы двигателей F100-PW-100 и РЛС X-диапазона Hughes APG-63, которые были специально разработаны для F-15.
  Двигатели установлены максимально близко друг к другу, что улучшило управляемость при отказе одного из них. Во избежание повреждения одного двигателя при выходе из строя другого они отделены друг от друга титановой балкой. Конструкция силовой установки была простой и надежной, а к числу важнейших особенностей самого двигателя относилось размещение вспомогательных агрегатов непосредственно на его корпусе, что упрощало монтаж и замену, а также обеспечивало взаимозаменяемость правого и левого двигателей.
  F-15A получил современную авионику, включая, кроме РЛС, станцию предупреждения о радиолокационном облучении AN/ALR-56 и систему предупреждения о работе РЛС противника AN/ALQ-128. Кроме того, на самолете была установлена система РЭБ Northrop AN/ALQ-135.
  Пилот располагается в несколько приподнятой и смещенной вперед кабине, оснащенной катапультным креслом McDonnell Escapac IC-7. Приборное оборудование кабины хорошо скомпоновано, но включало только аналоговые приборы без каких-либо многофункциональных электронных индикаторов. В распоряжении пилота имелся индикатор на лобовом стекле, а органы управления были скомпонованы по принципу HOTAS. Для боевых условий это было оптимально - пилот получал всю тактическую информацию на ИЛС, а органы системы управления оружием располагались на ручке управления и не требовали от пилота смотреть вниз на приборную доску.
  Карьера Eagle началась с поставки 9 января 1976 года первых F-15A в 1-е тактическое истребительное авиакрыло Тактического авиационного командования, дислоцированного на авиабазе Лэнгли. Первое боевое крещение самолет получил в израильских ВВС - 27 июня 1979 года летчики заявили об уничтожении пяти сирийских МиГ-21. Четыре опытных F-15A были поставлены Израилю в течение 1976 года в рамках программы "Operation Peace Fox III", позже к ним присоединились 19 отремонтированных F-15A и пара F-15B. Еще 10 самолетов F-15A из авиации Национальной гвардии США были переданы Израилю после операции "Буря в пустыне".
  7 июня 1981 года израильские Eagle сопровождали F-16 Fighting Falcon во время рейда на иракский атомный реактор в Осираке, а в 1982 году активно участвовали в боевых действиях в долине Бекаа.
  В течение 1980-х годов F-15A поступили на вооружение трех эскадрилий ПВО в Тактическом авиационном командовании, предполагалось, что они станут носителями противоспутникового оружия системы ASAT (Anti-SATellite), но разработка последнего была прекращена.
  Первоначальный двухместный вариант Eagle был переоборудован в экспериментальный самолет по проекту SMTD (STOL/ManeuverTechnology Demonstrator), получив двигатели Pratt & Whitney с плоскими соплами, отклоняемыми в вертикальной плоскости (на 20° вверх и вниз), а также с передним горизонтальным оперением. Самолет совершил первый полет 7 сентября 1988 года, разработчикам удалось существенно уменьшить длину разбега и пробега. После трех лет испытаний 12 августа 1991 года самолет SMTD Eagle совершил свой 138-й и последний полет.
  F-15A на производственной линии на предприятии компании в Сент-Луисе сменил усовершенствованный вариант F-15C, облетанный 26 февраля 1979 года. В свою очередь спарку F-15B сменил вариант F-15D. Самолеты F-15C/D оснащались РЛС X-диапазона APG-63 с возможностью перепрограммирования и отличались возможностью крепления несбрасываемых конформных топливных баков емкостью 2389 л сбоку воздухозаборников. Узлы подвески УР класса "воздух-воздух" средней дальности при этом крепились на конформных баках.
  F-15C должен был получить более мощные двигатели F100-PW-220, но на ранних машинах сохранились F100-PW-100. Шасси было незначительно модифицировано, поскольку взлетная масса машины выросла до 30845 кг. В результате внесенных изменений в конструкцию, масса пустого F-15C выросла на 272 кг. Было модифицировано программное обеспечение. Первые F-15C поступили в сентябре 1979 года в 18-е тактическое истребительное авиакрыло на авиабазе Кадена, Окинава, Япония.
  Боевое крещение F-15C получил 5 июня 1984 года - два саудовских F-15C сбили над Персидским заливом два иранских F-4E Phantom. Когда 6 августа 1990 года началась операция "Щит пустыни", 48 самолетов Eagle совершили самый продолжительный беспосадочный перелет в их истории - с авиабазы Лэнгли в Саудовскую Аравию длительностью 14-17 часов.
  Затем в регион были переброшены дополнительные Eagle, поэтому на момент начала военной операции против Ирака, 17 января 1991 года, США располагали здесь пятью эскадрильями F-15C и двумя эскадрильями многоцелевого варианта F-15E. Самолеты совершили более 2200 самолето-вылетов, общей продолжительностью около 7700 часов и одержали 32 воздушные победы - две из них одержал пилот 13-й эскадрильи ВВС Саудовской Аравии.
  В течение 1990-х годов ВВС США провели модернизацию своих F-15A/B в рамках программы MSIP (Multi-Stage Improvement Programme), которая проводилась одновременно с аналогичной программой для F-15C/D. В ходе программы модернизации самолеты взамен РЛС APG-63 получили более современные РЛС APG-70, новую авионику и цифровую вычислительную систему. После модернизации F-15A/B Eagle отличались от F-15C/D лишь отсутствием антенны системы предупреждения о радиолокационном облучении, располагавшейся за горизонтальным оперением, и тем, что F-15C нес на 907 кг больше топлива.
  В течение 1990-х годов парк F-15 Eagle постоянно подвергался усовершенствованиям РЛС и авионики. Возможности самолетов существенно выросли после установки в 2001-2005 годах модернизированной РЛС Raytheon AN/APG-63(V)1, а затем не менее 18 самолетов F-15 из боевого состава ВВС США получили РЛС с активной фазированной антенной решеткой AN/APG-63(V)2 AESA. Следующим этапом стала установка на самолетах РЛС APG-63(V)3 AESA, в которой были использованы наработки по программе РЛС APG-97.
  ВВС США активно использовали свои F-15C в рамках обеспечения запрета на полеты в Ираке и на Балканах. Во время операции "Allied Force" в 1999 году пилоты F-15 доложили о сбитых при помощи УР AMRAAM четырех сербских МиГ-29.
  F-15C/D поставлялись в Израиль, Японию и Саудовскую Аравию, причем японские самолеты строились по лицензии компанией "Mitsubishi" под обозначением F-15J (одноместный) и F-15DJ (спарка). Японские самолеты прошли модернизацию и получили обозначение F-15 Kai.
  В 2007-2008 годах ВВС США ввиду обнаруженных прочностных проблем с конструкцией самолетов "приземлили" все F-15. Последний F-15A был снят с вооружения ВВС США в 2009 году. После происшествия в 2011 году с F-15J временно был установлен запрет на полеты японских F-15, но в сентябре 2011 года полеты были возобновлены.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  McDonnell Douglas F-15C Eagle

  Тип: одноместный истребитель завоевания господства в воздухе
  Силовая установка: два ТРДДФ Pratt & Whitney F100-P-220 сухой тягой 65,26 кН и тягой на форсаже 106 кН
  Летные характеристики: макс. скорость горизонтального полета без подвесок на высоте 10975 м - более 2655 км/ч; макс. начальная скороподъемность - более 15 240 м/мин; практич. потолок 18290 м; боевой радиус при решении задачи перехвата 1967 км
  Масса: пустого эксплуатационная 12793 кг; нормальная взлетная при решении задачи перехвата 20 244 кг
  Размеры: размах крыла 13,05 м; длина 19,43 м; высота 5,63 м; площадь крыла 56,48 м2
  Вооружение: одна 20-мм пушка M61 (боезапас 940 снарядов); максимальная масса боевой нагрузки 7257 кг, включая УР AIM-120 AMRAAM, AIM-7M Sparrow и AIM-9M
Динамически подобная модель F-15 в масштабе 3/8
Использование радиоуправляемой летающей модели-аналога самолета для получения данных перед первым полетом F-15 было признано весьма успешным.
F-15 Eagle. 26 января 1991 года капитан Тони Шайави сбил иракский истребитель МиГ-23. Шайави служил в 58-й истребительной эскадрилье 33-го тактического авиакрыла ВВС США, которую в августе 1990 года разместили на авиабазе Кинг-Фейсал, Саудовская Аравия, для участия в операции "Щит пустыни". 58-я эскадрилья "Gorillas" накануне боевых действий получила модифицированные по программе MSIP новейшие истребители F-15C Eagle. Шайави открыл счет боевых побед на самолете с бортовым кодом AF85-0104. Спикировав на скорости М=1,2 на низколетящую иракскую машину, он выпустил две ракеты AIM-7 Sparrow для надежного поражения цели, пересекавшей его курс. Ракета Sparrow создавалась именно для таких задач. Пилот МиГа увидел инверсионный след, но среагировал слишком поздно. Первая же ракета Шайави поразила цель. После войны этот Eagle вернулся на авиабазу Эглин с отметкой о сбитой иракской машине. С 2009 года самолет находится в 44-й эскадрилье 18-го авиакрыла, авиабаза Кадена, Япония.
The McDonnell Douglas F-15A, the USAF's new all-weather interceptor. Scheduled to fly next year (1972), the F-15A, unlike the F-14, has a fixed wing.
An impression of the McDonnell Douglas F-15A.
F-15 Eagle
McDonnell Douglas F-15A Eagle
McDonnell Douglas F-15C Eagle
McDonnell Douglas F-15C Eagle
A general arrangement drawing of the McDonnell Douglas F-15A Eagle now in its initial flight test phase.
A three-view drawing of the McDonnell Douglas F-15A Eagle in its current production configuration, with four AAMs and one external fuel tank. Additional weapons or tanks can be carried on the wing pylons.
McDonnell Douglas F-15A Eagle twin-turbofan air superiority fighter
McDonnell Douglas F-15A Eagle twin-turbofan air superiority fighter
Three-view drawing of the McDonnell Douglas F-15C Eagle with (top right) an additional side view of the F-15D.
McDonnell Douglas F-15C Eagle
The F-15C Eagle is depicted by the general arrangement drawing
Совмещенные плановые проекции истребителя F-15 ВВС США и вариантов самолетов, участвовавших в конкурсе по ПФИ
F-15C