Lockheed F-117 Nighthawk
Варианты:
Lockheed - F-117 Nighthawk - 1981 - США
Страна: США
Год: 1981


Одноместный ударный самолет
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (72)
Lockheed F-117 Nighthawk

  В 1974 году Агентство по перспективным оборонным разработкам МО США объявило о необходимости создания полноценного самолета, изготовленного по стелс-технологиям. В конструкции такого самолета должны были найти воплощение радиопоглощающие материалы, специальные конструктивные элементы, позволявшие отражать радиолокационный сигнал в сторону, и другие элементы теории обеспечения малозаметности.
  Говоря проще, при использовании фасеточных форм радиолокационный сигнал отражается не обратно в сторону источника излучения, что позволяет РЛС найти самолет, а в разные стороны - радар просто не видит самолет, поскольку не получает от него ответный сигнал. Самолет имеет угловатую многогранную конструкцию, практически все края в элементах его конструкции выполнены "пилообразными", а фонарь кабины пилота был покрыт тонкой золотой пленкой.
  Подразделение "Skunk Works" компании "Lockheed" получило контракт на разработку нового самолета в апреле 1976 года - необходимо было вначале построить два масштабных прототипа, первый из которых поднялся в воздух в 1977 году. Хотя оба этих масштабных прототипа были потеряны, полученный опыт оказался очень важным в ходе реализации программы создания F-117. В ноябре 1978 года "Lockheed" получила контракт на разработку полномасштабного самолета. В машине был реализован ряд улучшений, включая установку переработанного хвостового оперения - кили были наклонены не внутрь, а наружу.
  
  Первый из пяти полномасштабных опытных самолетов был облетан 18 июня 1981 года, данные самолеты имели хвостовое оперение меньшей площади - в сравнении с серийными машинами. В октябре 1983 года состояния оперативной готовности достигло первое подразделение - в его составе было пять F-117A Nighthawk и 18 самолетов Vought A-7D (последние использовались в качестве самолетов поддержки и обеспечения). Пентагон признал существование F-117A только в ноябре 1988 года, а 19 декабря 1989 года самолет получил боевое крещение - две машины атаковали казармы в Рио Хата во время интервенции США в Панаму. Однако звездным часом самолета стала операция "Буря в пустыне", в рамках которой 42 самолета совершали ночные вылеты с авиабазы Хамис-Мушаит в Саудовской Аравии для поражения важных целей в Ираке и оккупированном Кувейте. В конце 1990-х годов F-117A применялись против сербской армии, причем эта операция стала трагичной страницей в истории F-117A - в ходе одного из налетов один самолет-"невидимка" был сбит.
  ВВС США планировали использовать F-117 Nighthawk лишь для уничтожения целей высокой степени важности - таких как узлы связи и командные пункты, командные центры системы ПВО, важные мосты, аэродромы и пр. Для эффективного решения данной задачи самолеты оборудовались высокоточной инерциальной навигационной системой и ИК-системой переднего обзора. После обнаружения цели пилот наводит перекрестие на экране ИК-системы переднего обзора на нее и выполняет захват цели, после чего данные целеуказания передаются в систему управления вооружением. В рассчитанной бортовой ЭВМ точке происходит сброс управляемых бомб с лазерным наведением, в определенный момент цель подсвечивается лучом лазера.
  После войны в Персидском заливе компания "Lockheed" приступила к реализации программы повышения боевых возможностей самолета, получившей наименование OCIP ("Offensive Capability Improvement Program"). Под действие программы попадали 57 оставшихся F-117A - из поставленных 59 серийных самолетов и пяти предсерийных машин. Самолет снят окончательно с вооружения в 2008 году.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Lockheed F-117A Nighthawk

  Тип: одноместный ударный самолет
  Силовая установка: два ТРДД General Electric F404-GE-F1D2 сухой тягой по 48,4 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на большой высоте 1040 км/ч; крейсерская скорость на высоте 9145 м - 904 км/ч; практический потолок 11 765 м; боевой радиус с боевой нагрузкой 1814 кг - 862 км
  Масса: пустого 13 608 кг; максимальная взлетная 23814 кг
  Размеры: размах крыла 13,20 м; длина 20,08 м; высота 3,78 м; площадь крыла 105,9 м2
  Вооружение: до 2268 кг авиационных средств поражения в двух отсеках вооружения, размещенных в нижней части фюзеляжа, обычно - высокоточные боеприпасы, такие как УАБ с лазерным наведением
Финальная стадия сборки первого предсерийного YF-117A
Сборка планера YF-117A
В начале испытаний в носу опытного F-117A была установлена штанга с датчиками давления, углов атаки и скольжения
На первом опытном F-117A отрабатывались способы уменьшения посадочной скорости, в т.ч. за счет увеличения площади крыла и затягивания срыва потока (заметен характерный зуб)
Первый "Сеньор Тренд" YF-117A в первом полете
Сброс бомбы GBU-28 во время учений "Комбат хаммер" в 2000г.
Сброс высокоточной бомбы GBU-10
Авиабаза Тонопа - гнездо "ночных ястребов"
"Стелсы" отделения Локхид "Сканк уорк" - SR-71, U-2 и F-117
В ангаре N 3 37-го авиакрыла выставлены "малозаметные" машины: F-22, B-2, F-117 и крылатая ракета AGM-129
Келли Джонсон на фоне F-117
Вид спереди на F-117. Хорошо видны углы наклона "фасеток" фюзеляжа
На родной базе для F-117A соорудили комфортные "квартиры"
Последний, 59-й F-117
Оружейники базы Тонопа отрабатывают подвеску бомб
Подвеска бомбы GBU-27
Особенность планера F-117 - крыло большой стреловидности
Планируется, что F-117A останется на вооружении до начала следующего десятилетия
F-117 на авиабазе Авиано в Италии во время бомбежек Югославии
Подготовка F-117 к боевому вылету во время операции "Буря в пустыне"
Пара F-117A из 9-й эскадрильи перед очередным патрульным вылетом. Кувейт, 1998г.
F-117A отправляется в демполет. Аэродром Шенефельд, авиасалон ILA-2000
F-117 из состава 7-й истребительной эскадрильи 49-го авиакрыла над ангарами "Найтхоков" на авиабазе Холломэн в Нью-Мексике
Первой признанной обеими сторонами боевой потерей стал F-117
"Найтхок" над аравийской пустыней
Примерно так долгое время фантасты представляли себе летательные аппараты инопланетян
F-117A дозаправляется от KC-10
Дозаправка F-117 на пути в Саудовскую Аравию
Пара "стелсов" 49-го истребительного крыла в тренировочном полете
Демполет F-117A в сопровождении пары F-16. Кувейт, 1998г.
Первый F-117 возвращается из первого боевого вылета во время операции против Ирака в 2003г.
Посадка F-117A на итальянской авиабазе Авиано. 1999г.
F-117A вернулся на базу в Саудовской Аравии после боевого вылета на Ирак. Январь 1991г.
Посадка после боевого вылета
F-117 из состава 37-го авиакрыла готовятся к перелету в Саудовскую Аравию во время операции "Щит пустыни"
В развале килей виден открытый отсек тормозного парашюта
Отметки о воздушных вылетах во время "Бури в пустыне" под кабиной "Стелса"
F-117A возвращается с Ближнего Востока после операции "Эндьюренс фридом". На борту отметки о 16 боевых вылетах
Техники осматривают F-117A после перебазирования. Обратите внимание - для ходьбы по самолету используются специальные "галоши"
Техническое обслуживание F-117 во время учений "Рэд флэг"
Среди технического персонала F-117A немало женщин. Одна из них снимает заглушку с окна ИК-станции нижнего обзора
8-я эскадрилья 49-го крыла у разрушенного во время "Бури в пустыне" ангара на кувейтской авиабазе Эль-Джабер
"Найтхоки" на техническом обслуживании на заводе N 42 в Пэлдэйме, Калифорния
Восстановление покрытия F-117
F-117 со снятым противорадиолокационным покрытием перед передачей в музей
Вид на цельноповоротное хвостовое оперение
Зона крепления консолей оперения
Зона стыка крыла с фюзеляжем
Элевон "Найтхока"
Узел приема топлива
Носовая часть с "шариком" FLIR
FLIR включает в себя три основных устройства: две камеры - широкоугольная и длиннофокусная и лазерный дальномер-указатель
Окно инфракрасной станции переднего обзора FLIR
"Шарик" системы TI F3 FLIR, устанавливаемый после 1991г.
Ниша с шариком DLIR рядом с носовой стойкой шасси
Приемники системы воздушных сигналов
Решетка правого воздухозаборника
Нижняя поверхность фюзеляжа и створки грузоотсеков
Сопло правого двигателя
Вид на сопло двигателя
Носовая опора шасси
Основная и носовая (справа) стойки шасси
Шасси F-117A
Двигатель Дженерал Электрик F404-GE-F1D2
Техобслуживание двигателя F404-GE-F1D2 в части