Lockheed F-117 Nighthawk
Варианты:
Lockheed - F-117 Nighthawk - 1981 - США
Страна: США
Год: 1981


Одноместный ударный самолет
Описание
Фотографии:

Цветные фото (57)
Lockheed F-117 Nighthawk

  В 1974 году Агентство по перспективным оборонным разработкам МО США объявило о необходимости создания полноценного самолета, изготовленного по стелс-технологиям. В конструкции такого самолета должны были найти воплощение радиопоглощающие материалы, специальные конструктивные элементы, позволявшие отражать радиолокационный сигнал в сторону, и другие элементы теории обеспечения малозаметности.
  Говоря проще, при использовании фасеточных форм радиолокационный сигнал отражается не обратно в сторону источника излучения, что позволяет РЛС найти самолет, а в разные стороны - радар просто не видит самолет, поскольку не получает от него ответный сигнал. Самолет имеет угловатую многогранную конструкцию, практически все края в элементах его конструкции выполнены "пилообразными", а фонарь кабины пилота был покрыт тонкой золотой пленкой.
  Подразделение "Skunk Works" компании "Lockheed" получило контракт на разработку нового самолета в апреле 1976 года - необходимо было вначале построить два масштабных прототипа, первый из которых поднялся в воздух в 1977 году. Хотя оба этих масштабных прототипа были потеряны, полученный опыт оказался очень важным в ходе реализации программы создания F-117. В ноябре 1978 года "Lockheed" получила контракт на разработку полномасштабного самолета. В машине был реализован ряд улучшений, включая установку переработанного хвостового оперения - кили были наклонены не внутрь, а наружу.
  
  Первый из пяти полномасштабных опытных самолетов был облетан 18 июня 1981 года, данные самолеты имели хвостовое оперение меньшей площади - в сравнении с серийными машинами. В октябре 1983 года состояния оперативной готовности достигло первое подразделение - в его составе было пять F-117A Nighthawk и 18 самолетов Vought A-7D (последние использовались в качестве самолетов поддержки и обеспечения). Пентагон признал существование F-117A только в ноябре 1988 года, а 19 декабря 1989 года самолет получил боевое крещение - две машины атаковали казармы в Рио Хата во время интервенции США в Панаму. Однако звездным часом самолета стала операция "Буря в пустыне", в рамках которой 42 самолета совершали ночные вылеты с авиабазы Хамис-Мушаит в Саудовской Аравии для поражения важных целей в Ираке и оккупированном Кувейте. В конце 1990-х годов F-117A применялись против сербской армии, причем эта операция стала трагичной страницей в истории F-117A - в ходе одного из налетов один самолет-"невидимка" был сбит.
  ВВС США планировали использовать F-117 Nighthawk лишь для уничтожения целей высокой степени важности - таких как узлы связи и командные пункты, командные центры системы ПВО, важные мосты, аэродромы и пр. Для эффективного решения данной задачи самолеты оборудовались высокоточной инерциальной навигационной системой и ИК-системой переднего обзора. После обнаружения цели пилот наводит перекрестие на экране ИК-системы переднего обзора на нее и выполняет захват цели, после чего данные целеуказания передаются в систему управления вооружением. В рассчитанной бортовой ЭВМ точке происходит сброс управляемых бомб с лазерным наведением, в определенный момент цель подсвечивается лучом лазера.
  После войны в Персидском заливе компания "Lockheed" приступила к реализации программы повышения боевых возможностей самолета, получившей наименование OCIP ("Offensive Capability Improvement Program"). Под действие программы попадали 57 оставшихся F-117A - из поставленных 59 серийных самолетов и пяти предсерийных машин. Самолет снят окончательно с вооружения в 2008 году.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Lockheed F-117A Nighthawk

  Тип: одноместный ударный самолет
  Силовая установка: два ТРДД General Electric F404-GE-F1D2 сухой тягой по 48,4 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на большой высоте 1040 км/ч; крейсерская скорость на высоте 9145 м - 904 км/ч; практический потолок 11 765 м; боевой радиус с боевой нагрузкой 1814 кг - 862 км
  Масса: пустого 13 608 кг; максимальная взлетная 23814 кг
  Размеры: размах крыла 13,20 м; длина 20,08 м; высота 3,78 м; площадь крыла 105,9 м2
  Вооружение: до 2268 кг авиационных средств поражения в двух отсеках вооружения, размещенных в нижней части фюзеляжа, обычно - высокоточные боеприпасы, такие как УАБ с лазерным наведением
Один из первых "стелс-истребителей" подготавливается к испытательному полету на стоянке в Гоум-Лэйк. Данная экспериментальная модель камуфлирована тремя цветами, чтобы скрывать самолет в расчехленном виде.
18 июня 1981г.: в обстановке строгой секретности на авиабазе в пустыне Невада поднялся в воздух самолет Lockheed F-117.
Have Blue стал базой для постройки установочной партии из пяти самолетов, известных как YF-117A. Эти машины были окрашены в серый цвет, пока ВВС США не издали приказ, чтобы все F-117A полностью окрашивались в теперь хорошо знакомый черный цвет.
Огромные усилия были предприняты для распространения дезинформации о настоящей конфигурации F-117 и его возможностях. В пресс-релизах специально занижались летные данные самолета и делался упор на якобы очень плохую управляемость. На первые сообщения о F-117 быстро отреагировали производители пластиковых моделей, наводнившие рынок ни на что не похожими поделками. Программа F-117 подавалась "всего-навсего" как попытка США создать революционный авиационный комплекс.
Бен Рич позирует на фоне гордости отдела "Skunk Works" - истребителя F-117 Nighthawk.
Вероятно, самыми известными самолетами в этой войне стали Lockheed F-117A, вызывавшие гипертрофированный интерес у средств массовой информации с момента своего появления в этом районе. Они использовались в качестве "серебряной пули" - оружия, предназначенного для поражения особо важных целей. Это было первое официальное развертывание F-117 за пределами США.
Этот Nighthawk с отметками о 16 боевых вылетах в ходе операции "Iraqi Freedom" вернулся на свою базу в Нью-Мексико 16 апреля 2003 года.
"Black Jet" над Багдадом. Полковник Барри Хорн, пилот "самолета-невидимки", буквально боготворит свой самолет. "Мы совершили перелет на 45 самолетах из 37-го тактического истребительного авиакрыла с авиабазы Тонопа через Лэнгли в Вирджинии на авиабазу Хамис-Мушаит в Саудовской Аравии. Нашей главной задачей было уничтожение важных, сильно защищенных целей, для чего необходимо было применять авиабомбы с лазерным наведением. Согласно плану, мы должны были вылетать во второй половине дня с тем расчетом, чтобы работать у цели в ночное время. Некоторые цели находились недалеко друг от друга, а другие - на значительном удалении. F-117A требовали намного меньшего обеспечения, чем другие самолеты. Иногда нас прикрывали EF-111A Raven и F-4G Phantom Wild Weasel, но ввиду того, что "Black Jet" мог работать в условиях сильного радиоэлектронного противодействия, мы не особо зависели от этих самолетов".
До 1988 года все полеты F-117 выполнялись только в темное время суток, отчего на пилотов ложилась дополнительная нагрузка. Отчасти по этой причине разбились два или три F-117, включая самолет майора Росса Малхэра, погибшего в июле 1986 года. Катастрофа произошла над национальным парком "Секвойя".
Спереди F-117 больше похож на героя "Звездных войн". На зтом снимке хорошо видны фонарь кабины с широким переплетом и держатели для подвески боеприпасов.
Покров секретности, окружавший F-117, был частично снят в 1988 году, после чего самолеты приступили к выполнению дневных тренировочных полетов.
F-117 выпускался отделением "Skunk Works" фирмы "Lockheed" в Палмдзйле, штат Калифорния. Следуя своим принципам, производители передали заказчику 59 серийных F-117A Nighthawk точно в срок, уложившись при этом в удивительно малый бюджет для столь сложного самолета.
F-117A из 8-й экспедиционной эскадрильи выруливает на старт, авиабаза Эль-Удейд, Катар, 14 апреля 2003 года. Операция "Iraqi Freedom" завершилась, самолету предстоит перелет в США. В ходе этой операции 12 Nighthawk выполнили более 100 боевых вылетов, сбросили 98 бомб EGBU и 11 бомб LGB.
В операции "Allied Force", воздушной кампании против Югославии, приняли участие 24 F-117. Изначально самолеты действовали с авиабазы Авиано на северо-востоке Италии, но потом их перебросили на германскую авиабазу Шпангдалем. На фотографии - F-117 выруливает на старт, Авиано, 24 марта 1999 года.
Двухместного учебно-тренировочного варианта F-117 не существовало. На ранней стадии программы обсуждался вопрос о переделке в двухместный вариант потерпевшего аварию одноместного самолета, но работы по данной теме остались незавершенными. Пилотов F-117 готовили на самолетах A-7D, причем все они уже имели большой налет на реактивной технике.
Малозаметные тактические бомбардировщики F-117A "Найтхок" широко применялись для внезапных ночных ударов по инфраструктуре югославской ПВО, узлам связи и другим военным объектам.
D полете родоначальник "невидимок" - F-117
На пресс-конференции 10 ноября 1988 года помощник министра обороны США впервые публично продемонстрировал фотографию F-117. И хотя снимок был очень плохого качества, он вызвал фурор и бурные дискуссии о конструкции и характеристиках самолета.
Ударный самолет F-117A проложил дорогу на службу в ВВС США для более совершенных малозаметных самолетов.
Самолет из состава 49-го истребительного авиакрыла в полете над Уайт-Сэндз, неподалеку от "родной" авиабазы Холломан, штат Нью-Мексико.
В окончательном варианте F-117 представляет собой компромисс между малой заметностью и боевыми возможностями. Арсенал самолета ограничен бомбами с лазерным наведением, свободнопадающими ядерными бомбами и, возможно, ракетами AGM-88 HARM. Столь скудный набор негативно сказывается на боевой эффективности самолета.
Nighthawk был продемонстрирован широкой общественности лишь тогда, когда уже пять лет состоял на вооружении. Самолеты данного типа применялись в ходе операций в Панаме, Ираке (1991 и 2003 годы) и Югославии.
В 2008 году большинство F-117 поставили на хранение на авиабазе Тонопа, но небольшое количество самолетов продолжало летать по различным испытательным программам.
Благодаря необычной форме, уникальным средствам противодействия РЛС и повышенной секретности, а также отличной разработке и удачному участию в операции "Буря в пустыне", Lockheed F-117 Nighthawk стал самым известным военным самолетом в мире. Способный незаметно проникать в воздушное пространство противника, он мог использовать сложную систему обнаружения и целеуказания для нанесения точечных ударов пожизненно важным объектам.
Хотя фасетчатые поверхности Nighthawk снижают его ЭПР, отражая излучение РЛС в различных направлениях, их острые углы негативно сказываются на аэродинамике и эстетике самолета. Во время одного из испытаний на определение ЭПР отраженный сигнал оказался необычно высоким. Причиной оказался недостаточно закрученный винт. Когда его затянули правильно, ЭПР F-117 резко снизилась.
Благодаря своему участию в операции "Буря в пустыне" и восторженным статьям в прессе "невидимка" F-117, снятый с вооружения в 2008 году, стал, пожалуй, самым известным боевым самолетом в мире.
В 2005 году нижние поверхности третьего из пяти полноразмерных опытных F-117 окрасили в цвета флага США в ознаменование завершения 24-летней карьеры самолета. Nighthawk официально сняли с вооружения 11 марта 2008 года на церемонии в Райт-Паттерсон, Огайо.
После снятия с вооружения машины F-117 B-2 остается единственным малозаметным самолетом ВВС США. Ударные возможности истребителя F-22 крайне ограничены, a F-35 пока находится в стадии отработки.
Демонстрация с четвертого предсерийного YF-117A возможности применения управляемой авиабомбы GBU-17 ((LGB) GBU-27/B Paveway III ???). Разрушающая мощь и высокая точность LGB была продемонстрирована во время войны в Персидском заливе.
F-117A из 57-го истребительного авиакрыла сбросил GBU-27A/B с инертной боевой частью. GBU-27A/B возможно применять и с самолетов других типов, но разработана она специально для F-117. Данная КАБ с большим эффектом применялась в операции "Буря в пустыне".
Первым бомбы на противника в операции "Буря в пустыне" сбросили пилоты F-117A, совершавших вылеты с авиабазы Хамис-Мушаит (Саудовская Аравия). Беспрепятственно проникнув вглубь Ирака, они поразили ключевые объекты противника.
Дозаправка в воздухе была жизненно важной для F-117, наносивших удары по удаленным целям. В ходе тренировок отрабатывалась дозаправка в режиме радиомолчания, причем ночью процедура стыковки с заправщиком производилась лишь при свете небольшой фары над кабиной пилота.
В среднем боевой вылет F-117A продолжался 5,4 часа, и неоднократные дозаправки были обычным делом. Взлет, полет по маршруту и дозаправка всегда проводились парами, но атаковали самолеты обычно поодиночке. Хотя известны случаи, когда одну цель одновременно бомбили шесть машин.
Окно и перископ обеспечивают отличный обзор с рабочего места оператора заправки, позволяя контролировать все маневры заправляемой машины в процессе стыковки и дозаправки. Оператор KC-10 управляет заправкой из сидячего положения, а вот на KC-135 оператор делает это лежа. На снимке - оператор на своем рабочем месте в процессе дозаправки F-117.
F-117 дозаправляется от танкера KC-135R, операция "Allied Force", 27 марта 1999 года. В ходе данной операции один F-117 был сбит ПВО Югославии.
Дозаправка в воздухе во многом определяла успех или неудачу едва ли не каждого задания F-117. Снимок сделан во время дневного тренировочного полета - F-117 дозаправляется от танкера KC-10 Extender. Возможность выполнять тренировочные полеты днем сделала их более безопасными.
Разработка F-117 была одной из наиболее секретных программ ВВС США. Начав свой жизненный цикл в мире ночных полетов на тайной базе Тонопа, F-117 постепенно влился в ряды обычных боевых средств, хотя многие основные технологические приемы и технические решения остались секретными. Получивший официальное название Nighthawk, но известный также как "Stink Bug" ("Жук-щитовик"), F-117 был снят с вооружения 11 марта 2008 года. Оставшиеся самолеты поставлены на консервацию на базе Тонопа.
F-117 неоднократно перебрасывались за пределы США. На фотографии: F-117 из 9-й экспедиционной истребительной эскадрильи с раскрытым тормозным парашютом выполнил посадку после учебного полета на авиабазе Кунсан в Южной Корее, август 2004 года.
Red Flag 2007
F-117A из 49-го истребительного авиакрыла буксируют из ангара перед боевым вылетом, авиабаза Ахмат Аль Джабир, Кувейт, операция "Southern Watch", 1998 год.
F-117A из состава 37-го тактического истребительного авиакрыла были очень дорогими, но зато и высокоэффективными самолетами ВВС США. Местом базирования этих самолетов была выбрана авиабаза Хамис-Мушайт - новая авиабаза в горной местности в юго-западной части Саудовской Аравии. Причем за свою схожесть с авиабазой Тонопа, где дислоцировалось 37-е авиакрыло, она получила кодовое обозначение "Тонопа Восточная" ("Tonopah East").
F-117
Установленные в носовой части ИК-датчики станции переднего обзора FLIR использовались для обнаружения цели. В дополнение к этому в верхней системе FLIR также имелся выверенный лазерный целеуказатель. Блоки обеих ИК-систем переднего и нижнего обзора были взаимозаменяемы.
ИК-система нижнего обзора DLIR использовалась для нанесения удара, ее подвес нес лазерный целеуказатель для наведения соответствующих боеприпасов. Оба подвеса часто отворачивались назад, для защиты оптики.
Боевая часть и оперение монтируются на КАБ на стандартном транспортере непосредственно под самолетом, до подвески бомбы в отсек вооружения. Сначала устанавливается ГСН, а затем ПГО. На фотографии хорошо видны отличия ГСН двух разных типов.
На F-117A использованы специальные бомбодержатели, которые одновременно облегчают подвеску бомб и сокращают время их сброса. Отсек вооружения расположен между двигателями.
F-117 предназначен для уничтожения хорошо защищенных целей высшего приоритета. КАБ с лазерным наведением долгое время были основным средством точечного поражения объектов.
Командир подразделения F-117 полковник Эл Уитли осматривает GBU-27A/B с боевой частью BLU-109 перед очередным боевым вылетом в операции "Буря в пустыне". В силу высокой стоимости такое оружие не являлось массовым, но им были выведены из строя ключевые объекты Ирака.
КАБ GBU-27 калибра 907 кг широко применялись с F-117, но с 2003 года им на смену пришли боеприпасы с GPS наведением, такие как EGBU-27 и JDAM. Фотография сделана на соревнованиях по подвеске бомб на авиабазе Холломэн в Нью-Мексико, 2008 год.
The nar­row slot used on the F-117 Nighthawk to diffuse heat.