Lockheed F-117 Nighthawk
Варианты:
Lockheed - F-117 Nighthawk - 1981 - США
Страна: США
Год: 1981


Одноместный ударный самолет
Описание
Фотографии:

Цветные фото (77)
Lockheed F-117 Nighthawk

   В 1974 году Агентство по перспективным оборонным разработкам МО США объявило о необходимости создания полноценного самолета, изготовленного по стелс-технологиям. В конструкции такого самолета должны были найти воплощение радиопоглощающие материалы, специальные конструктивные элементы, позволявшие отражать радиолокационный сигнал в сторону, и другие элементы теории обеспечения малозаметности.
   Говоря проще, при использовании фасеточных форм радиолокационный сигнал отражается не обратно в сторону источника излучения, что позволяет РЛС найти самолет, а в разные стороны - радар просто не видит самолет, поскольку не получает от него ответный сигнал. Самолет имеет угловатую многогранную конструкцию, практически все края в элементах его конструкции выполнены "пилообразными", а фонарь кабины пилота был покрыт тонкой золотой пленкой.
   Подразделение "Skunk Works" компании "Lockheed" получило контракт на разработку нового самолета в апреле 1976 года - необходимо было вначале построить два масштабных прототипа, первый из которых поднялся в воздух в 1977 году. Хотя оба этих масштабных прототипа были потеряны, полученный опыт оказался очень важным в ходе реализации программы создания F-117. В ноябре 1978 года "Lockheed" получила контракт на разработку полномасштабного самолета. В машине был реализован ряд улучшений, включая установку переработанного хвостового оперения - кили были наклонены не внутрь, а наружу.
  
   Первый из пяти полномасштабных опытных самолетов был облетан 18 июня 1981 года, данные самолеты имели хвостовое оперение меньшей площади - в сравнении с серийными машинами. В октябре 1983 года состояния оперативной готовности достигло первое подразделение - в его составе было пять F-117A Nighthawk и 18 самолетов Vought A-7D (последние использовались в качестве самолетов поддержки и обеспечения). Пентагон признал существование F-117A только в ноябре 1988 года, а 19 декабря 1989 года самолет получил боевое крещение - две машины атаковали казармы в Рио Хата во время интервенции США в Панаму. Однако звездным часом самолета стала операция "Буря в пустыне", в рамках которой 42 самолета совершали ночные вылеты с авиабазы Хамис-Мушаит в Саудовской Аравии для поражения важных целей в Ираке и оккупированном Кувейте. В конце 1990-х годов F-117A применялись против сербской армии, причем эта операция стала трагичной страницей в истории F-117A - в ходе одного из налетов один самолет-"невидимка" был сбит.
   ВВС США планировали использовать F-117 Nighthawk лишь для уничтожения целей высокой степени важности - таких как узлы связи и командные пункты, командные центры системы ПВО, важные мосты, аэродромы и пр. Для эффективного решения данной задачи самолеты оборудовались высокоточной инерциальной навигационной системой и ИК-системой переднего обзора. После обнаружения цели пилот наводит перекрестие на экране ИК-системы переднего обзора на нее и выполняет захват цели, после чего данные целеуказания передаются в систему управления вооружением. В рассчитанной бортовой ЭВМ точке происходит сброс управляемых бомб с лазерным наведением, в определенный момент цель подсвечивается лучом лазера.
   После войны в Персидском заливе компания "Lockheed" приступила к реализации программы повышения боевых возможностей самолета, получившей наименование OCIP ("Offensive Capability Improvement Program"). Под действие программы попадали 57 оставшихся F-117A - из поставленных 59 серийных самолетов и пяти предсерийных машин. Самолет снят окончательно с вооружения в 2008 году.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Lockheed F-117A Nighthawk

   Тип: одноместный ударный самолет
   Силовая установка: два ТРДД General Electric F404-GE-F1D2 сухой тягой по 48,4 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на большой высоте 1040 км/ч; крейсерская скорость на высоте 9145 м - 904 км/ч; практический потолок 11 765 м; боевой радиус с боевой нагрузкой 1814 кг - 862 км
   Масса: пустого 13 608 кг; максимальная взлетная 23814 кг
   Размеры: размах крыла 13,20 м; длина 20,08 м; высота 3,78 м; площадь крыла 105,9 м2
   Вооружение: до 2268 кг авиационных средств поражения в двух отсеках вооружения, размещенных в нижней части фюзеляжа, обычно - высокоточные боеприпасы, такие как УАБ с лазерным наведением
Один из первых "стелс-истребителей" подготавливается к испытательному полету на стоянке в Гоум-Лэйк. Данная экспериментальная модель камуфлирована тремя цветами, чтобы скрывать самолет в расчехленном виде.
18 июня 1981г.: в обстановке строгой секретности на авиабазе в пустыне Невада поднялся в воздух самолет Lockheed F-117.
Have Blue стал базой для постройки установочной партии из пяти самолетов, известных как YF-117A. Эти машины были окрашены в серый цвет, пока ВВС США не издали приказ, чтобы все F-117A полностью окрашивались в теперь хорошо знакомый черный цвет.
Огромные усилия были предприняты для распространения дезинформации о настоящей конфигурации F-117 и его возможностях. В пресс-релизах специально занижались летные данные самолета и делался упор на якобы очень плохую управляемость. На первые сообщения о F-117 быстро отреагировали производители пластиковых моделей, наводнившие рынок ни на что не похожими поделками. Программа F-117 подавалась "всего-навсего" как попытка США создать революционный авиационный комплекс.
Подвеска бомбы GBU-27
Nighthawks made their combat debut during Operation Just Cause in Panama in 1989, but achieved huge publicity two years later through their widely-reported missions in Operation Desert Storm. During the first Gulf War, F-117As represented only 2.5% of the strike force, but accounted for 40% of attacks on strategic targets. An inert GBU-27 is being loaded into the bomb bay of this aircraft during pre-war training at King Khalid Air Base, Saudi Arabia.
Бен Рич позирует на фоне гордости отдела "Skunk Works" - истребителя F-117 Nighthawk.
Вероятно, самыми известными самолетами в этой войне стали Lockheed F-117A, вызывавшие гипертрофированный интерес у средств массовой информации с момента своего появления в этом районе. Они использовались в качестве "серебряной пули" - оружия, предназначенного для поражения особо важных целей. Это было первое официальное развертывание F-117 за пределами США.
Этот Nighthawk с отметками о 16 боевых вылетах в ходе операции "Iraqi Freedom" вернулся на свою базу в Нью-Мексико 16 апреля 2003 года.
"Black Jet" над Багдадом. Полковник Барри Хорн, пилот "самолета-невидимки", буквально боготворит свой самолет. "Мы совершили перелет на 45 самолетах из 37-го тактического истребительного авиакрыла с авиабазы Тонопа через Лэнгли в Вирджинии на авиабазу Хамис-Мушаит в Саудовской Аравии. Нашей главной задачей было уничтожение важных, сильно защищенных целей, для чего необходимо было применять авиабомбы с лазерным наведением. Согласно плану, мы должны были вылетать во второй половине дня с тем расчетом, чтобы работать у цели в ночное время. Некоторые цели находились недалеко друг от друга, а другие - на значительном удалении. F-117A требовали намного меньшего обеспечения, чем другие самолеты. Иногда нас прикрывали EF-111A Raven и F-4G Phantom Wild Weasel, но ввиду того, что "Black Jet" мог работать в условиях сильного радиоэлектронного противодействия, мы не особо зависели от этих самолетов".
До 1988 года все полеты F-117 выполнялись только в темное время суток, отчего на пилотов ложилась дополнительная нагрузка. Отчасти по этой причине разбились два или три F-117, включая самолет майора Росса Малхэра, погибшего в июле 1986 года. Катастрофа произошла над национальным парком "Секвойя".
Спереди F-117 больше похож на героя "Звездных войн". На зтом снимке хорошо видны фонарь кабины с широким переплетом и держатели для подвески боеприпасов.
Покров секретности, окружавший F-117, был частично снят в 1988 году, после чего самолеты приступили к выполнению дневных тренировочных полетов.
F-117 выпускался отделением "Skunk Works" фирмы "Lockheed" в Палмдзйле, штат Калифорния. Следуя своим принципам, производители передали заказчику 59 серийных F-117A Nighthawk точно в срок, уложившись при этом в удивительно малый бюджет для столь сложного самолета.
F-117A из 8-й экспедиционной эскадрильи выруливает на старт, авиабаза Эль-Удейд, Катар, 14 апреля 2003 года. Операция "Iraqi Freedom" завершилась, самолету предстоит перелет в США. В ходе этой операции 12 Nighthawk выполнили более 100 боевых вылетов, сбросили 98 бомб EGBU и 11 бомб LGB.
В операции "Allied Force", воздушной кампании против Югославии, приняли участие 24 F-117. Изначально самолеты действовали с авиабазы Авиано на северо-востоке Италии, но потом их перебросили на германскую авиабазу Шпангдалем. На фотографии - F-117 выруливает на старт, Авиано, 24 марта 1999 года.
USAF/49th Fighter Wing 'grey ghost' painted F-117A Nighthawk 85-0835 departs Holloman Air Force Base, New Mexico, on March 12, 2007 on its final flight to the Tonopah Test Range, Nevada. The aircraft was one of the first six that departed on that date for Tonopah, where they will be dismantled and placed in storage.
Двухместного учебно-тренировочного варианта F-117 не существовало. На ранней стадии программы обсуждался вопрос о переделке в двухместный вариант потерпевшего аварию одноместного самолета, но работы по данной теме остались незавершенными. Пилотов F-117 готовили на самолетах A-7D, причем все они уже имели большой налет на реактивной технике.
After 24 years of operation, the Lockheed F-117A Dragon test team, the 53rd Test and Evaluation Group Detachment!, discontinued operations following an inactivation ceremony at Holloman Air Force Base, New Mexico, at 0900hrs on September 15, 2006. The unit operated the only grey F-117 in the USAF inventory, 85-0835 'OT', which is seen here during the last couple of weeks of operation, undertaking a sortie on August 28. Det 1 acted as Air Combat Command's Operation Test and Evaluation unit for the F-117 programme. The unit managed and executed survivability and tactics development and evaluation programmes for F-117 hardware, together with software and weapon upgrades that have maximised operational combat capabilities.
Малозаметные тактические бомбардировщики F-117A "Найтхок" широко применялись для внезапных ночных ударов по инфраструктуре югославской ПВО, узлам связи и другим военным объектам.
D полете родоначальник "невидимок" - F-117
На пресс-конференции 10 ноября 1988 года помощник министра обороны США впервые публично продемонстрировал фотографию F-117. И хотя снимок был очень плохого качества, он вызвал фурор и бурные дискуссии о конструкции и характеристиках самолета.
The Lockheed F-117A "stealth" fighter
During its operational service life with the active-duty Air Force, the F-117 Knighthawk was rarely seen at 200ft AGL, let alone caught on camera.
An F-117A breaks sharply away from the cameraship. Despite its ungainly appearance, the Nighthawk was surprisingly manoeuvrable, according to Wg Cdr Cooke, as illustrated here. The F-117A is being retired largely due to the high cost of maintaining its radar-absorbing coating. This underside shot shows the many panels that had to regularly inspected to ensure the aircraft remained stealthy. Note the downward-looking infra-red turret recessed near the nose of the aircraft, slightly offset to starboard.
Ударный самолет F-117A проложил дорогу на службу в ВВС США для более совершенных малозаметных самолетов.
Level at 200ft above the valley floor, LEHI 1 makes one of multiple runs in Panamint Valley.
Самолет из состава 49-го истребительного авиакрыла в полете над Уайт-Сэндз, неподалеку от "родной" авиабазы Холломан, штат Нью-Мексико.
An aerodynamicist’s nightmare, the F-117 is a classic example of the use of fly-by-wire to relieve the aircraft designers from the constraints previously imposed by 'classic' aerodynamics to obtain adequate stability.
Wing tipped toward the camera affords a partial look-down view of the F-117's faceted fuselage surface configuration.
В окончательном варианте F-117 представляет собой компромисс между малой заметностью и боевыми возможностями. Арсенал самолета ограничен бомбами с лазерным наведением, свободнопадающими ядерными бомбами и, возможно, ракетами AGM-88 HARM. Столь скудный набор негативно сказывается на боевой эффективности самолета.
Nighthawk был продемонстрирован широкой общественности лишь тогда, когда уже пять лет состоял на вооружении. Самолеты данного типа применялись в ходе операций в Панаме, Ираке (1991 и 2003 годы) и Югославии.
В 2008 году большинство F-117 поставили на хранение на авиабазе Тонопа, но небольшое количество самолетов продолжало летать по различным испытательным программам.
Благодаря необычной форме, уникальным средствам противодействия РЛС и повышенной секретности, а также отличной разработке и удачному участию в операции "Буря в пустыне", Lockheed F-117 Nighthawk стал самым известным военным самолетом в мире. Способный незаметно проникать в воздушное пространство противника, он мог использовать сложную систему обнаружения и целеуказания для нанесения точечных ударов пожизненно важным объектам.
Uncompromisingly designed for stealth, the F-117A would appear to be an aerodynamicist's nightmare. However, within certain boundaries, handling is reported to be comparable with conventionally shaped attack aircraft and fighters. During Desert Storm F-117As compiled a record unparalleled in the chronicles of air warfare, achieving an 80% hit rate on pinpoint targets (1,669 direct hits, 418 misses) while destroying almost 40% of all targets attacked by the Coalition forces.
Хотя фасетчатые поверхности Nighthawk снижают его ЭПР, отражая излучение РЛС в различных направлениях, их острые углы негативно сказываются на аэродинамике и эстетике самолета. Во время одного из испытаний на определение ЭПР отраженный сигнал оказался необычно высоким. Причиной оказался недостаточно закрученный винт. Когда его затянули правильно, ЭПР F-117 резко снизилась.
Благодаря своему участию в операции "Буря в пустыне" и восторженным статьям в прессе "невидимка" F-117, снятый с вооружения в 2008 году, стал, пожалуй, самым известным боевым самолетом в мире.
In the first Gulf War in 1991 Lockheed's F-117A proved that the concept of stealth worked in combat and despite still being an effective bomber the type is being retired. This photo shows a Nighthawk in the familiar black scheme, while the aircraft peeling away is wearing an experimental lighter colour.
В 2005 году нижние поверхности третьего из пяти полноразмерных опытных F-117 окрасили в цвета флага США в ознаменование завершения 24-летней карьеры самолета. Nighthawk официально сняли с вооружения 11 марта 2008 года на церемонии в Райт-Паттерсон, Огайо.
USAF planners have been frustrated in their efforts to free-up resources as they wished to retire 1,000 older aircraft, including the 26-year-old F-117A. However, politicians in Congress did not want to pay for future projects by sacrificing the force level of the current USAF. As a result, the type's retirement has been delayed until December 2008.
После снятия с вооружения машины F-117 B-2 остается единственным малозаметным самолетом ВВС США. Ударные возможности истребителя F-22 крайне ограничены, a F-35 пока находится в стадии отработки.
This formation of a B-2 and F-117As clearly illustrates the different solutions to achieving low radar observability. The Nighthawk has a faceted structure whereas the Spirit's airframe is contoured. Another interesting difference between the types is the lack of tail control surfaces on the B-2.
Heading home; the F-117 flanked on each wing tip by an F-16 from the Air National Guard Air Force Reserve Command Test Center based at Tucson Air National Guard Base.
This formation of a F-117A and its successor, the F-22A, make an interesting comparison in approaches to stealth. The advent of supercomputers, after the Nighthawk had been designed, allowed the radar cross-section of compound curves to be predicted. This is why the B-2 and F-22 are not faceted.
Демонстрация с четвертого предсерийного YF-117A возможности применения управляемой авиабомбы GBU-17 ((LGB) GBU-27/B Paveway III ???). Разрушающая мощь и высокая точность LGB была продемонстрирована во время войны в Персидском заливе.
F-117A из 57-го истребительного авиакрыла сбросил GBU-27A/B с инертной боевой частью. GBU-27A/B возможно применять и с самолетов других типов, но разработана она специально для F-117. Данная КАБ с большим эффектом применялась в операции "Буря в пустыне".
Lockheed F-117A
Первым бомбы на противника в операции "Буря в пустыне" сбросили пилоты F-117A, совершавших вылеты с авиабазы Хамис-Мушаит (Саудовская Аравия). Беспрепятственно проникнув вглубь Ирака, они поразили ключевые объекты противника.
Дозаправка в воздухе была жизненно важной для F-117, наносивших удары по удаленным целям. В ходе тренировок отрабатывалась дозаправка в режиме радиомолчания, причем ночью процедура стыковки с заправщиком производилась лишь при свете небольшой фары над кабиной пилота.
В среднем боевой вылет F-117A продолжался 5,4 часа, и неоднократные дозаправки были обычным делом. Взлет, полет по маршруту и дозаправка всегда проводились парами, но атаковали самолеты обычно поодиночке. Хотя известны случаи, когда одну цель одновременно бомбили шесть машин.
Окно и перископ обеспечивают отличный обзор с рабочего места оператора заправки, позволяя контролировать все маневры заправляемой машины в процессе стыковки и дозаправки. Оператор KC-10 управляет заправкой из сидячего положения, а вот на KC-135 оператор делает это лежа. На снимке - оператор на своем рабочем месте в процессе дозаправки F-117.
F-117 дозаправляется от танкера KC-135R, операция "Allied Force", 27 марта 1999 года. В ходе данной операции один F-117 был сбит ПВО Югославии.
Дозаправка в воздухе во многом определяла успех или неудачу едва ли не каждого задания F-117. Снимок сделан во время дневного тренировочного полета - F-117 дозаправляется от танкера KC-10 Extender. Возможность выполнять тренировочные полеты днем сделала их более безопасными.
Разработка F-117 была одной из наиболее секретных программ ВВС США. Начав свой жизненный цикл в мире ночных полетов на тайной базе Тонопа, F-117 постепенно влился в ряды обычных боевых средств, хотя многие основные технологические приемы и технические решения остались секретными. Получивший официальное название Nighthawk, но известный также как "Stink Bug" ("Жук-щитовик"), F-117 был снят с вооружения 11 марта 2008 года. Оставшиеся самолеты поставлены на консервацию на базе Тонопа.
F-117 неоднократно перебрасывались за пределы США. На фотографии: F-117 из 9-й экспедиционной истребительной эскадрильи с раскрытым тормозным парашютом выполнил посадку после учебного полета на авиабазе Кунсан в Южной Корее, август 2004 года.
Red Flag 2007
F-117A из 49-го истребительного авиакрыла буксируют из ангара перед боевым вылетом, авиабаза Ахмат Аль Джабир, Кувейт, операция "Southern Watch", 1998 год.
F-117A из состава 37-го тактического истребительного авиакрыла были очень дорогими, но зато и высокоэффективными самолетами ВВС США. Местом базирования этих самолетов была выбрана авиабаза Хамис-Мушайт - новая авиабаза в горной местности в юго-западной части Саудовской Аравии. Причем за свою схожесть с авиабазой Тонопа, где дислоцировалось 37-е авиакрыло, она получила кодовое обозначение "Тонопа Восточная" ("Tonopah East").
F-117
Установленные в носовой части ИК-датчики станции переднего обзора FLIR использовались для обнаружения цели. В дополнение к этому в верхней системе FLIR также имелся выверенный лазерный целеуказатель. Блоки обеих ИК-систем переднего и нижнего обзора были взаимозаменяемы.
ИК-система нижнего обзора DLIR использовалась для нанесения удара, ее подвес нес лазерный целеуказатель для наведения соответствующих боеприпасов. Оба подвеса часто отворачивались назад, для защиты оптики.
Боевая часть и оперение монтируются на КАБ на стандартном транспортере непосредственно под самолетом, до подвески бомбы в отсек вооружения. Сначала устанавливается ГСН, а затем ПГО. На фотографии хорошо видны отличия ГСН двух разных типов.
На F-117A использованы специальные бомбодержатели, которые одновременно облегчают подвеску бомб и сокращают время их сброса. Отсек вооружения расположен между двигателями.
F-117 предназначен для уничтожения хорошо защищенных целей высшего приоритета. КАБ с лазерным наведением долгое время были основным средством точечного поражения объектов.
Командир подразделения F-117 полковник Эл Уитли осматривает GBU-27A/B с боевой частью BLU-109 перед очередным боевым вылетом в операции "Буря в пустыне". В силу высокой стоимости такое оружие не являлось массовым, но им были выведены из строя ключевые объекты Ирака.
КАБ GBU-27 калибра 907 кг широко применялись с F-117, но с 2003 года им на смену пришли боеприпасы с GPS наведением, такие как EGBU-27 и JDAM. Фотография сделана на соревнованиях по подвеске бомб на авиабазе Холломэн в Нью-Мексико, 2008 год.
The nar­row slot used on the F-117 Nighthawk to diffuse heat.