Мировая Авиация 224
-
Проведенная доработка Integrated Battle Station позволила значительно улучшить информационное поле членов экипажа. Три отдельные доработки, связанные с заменой кабинных индикаторов и радиосвязной аппаратуры, увязаны в единый комплект.
Модернизация Conventional Munitions Upgrade Program (CMUP) превратила B-1B из обычного "горизонтального бомбовоза" в высокоэффективный ударный самолет, способный поражать точечные цели. На фотографии: B-1B из 28-го экспедиционного авиакрыла в боевом вылете над Афганистаном, операция "Enduring Freedom", декабрь 2001 года.
B-1B из 184-го авиакрыла принимает топливо над Францией. В операции "Allied Force" B-1B выполняли все полеты с дозаправкой в воздухе. Решение об участии B-1B в боевых действиях было с одобрением воспринято экипажами бомбардировщиков, которым предстояли полеты продолжительностью до семи часов, главным образом ночью.
ВВС США планируют эксплуатировать B-1B минимум до 2040 года. Серия последовательных модернизаций будет способствовать росту эффективности самолета и его вооружения. На фотографии: B-1B и F-15E из 366-го авиакрыла, дислоцированного в Маунтейн Хоум, штат Айдахо, 2002 год.
ВВС США недавно экспериментировали с доработкой револьверных пусковых установок с целью увеличения количества размещаемых в отсеках вооружения боеприпасов. На фотографии - револьверная установка с подвешенными на ней 227-кг и 907-кг JDAM, авиабаза Дайес, штат Техас, 2011 год.
Прицельный контейнер Sniper ATP (подвешен на B-1B) совершил революцию в разведывательном оборудовании. Их установка возможна на самых разных самолетах, от Harrier до стратегического бомбардировщика, которые приобретают после этого возможность выполнять необычные для себя задания - вести тактическую разведку.
Контейнер Sniper XR монтируется на пилоне по правому борту фюзеляжа перед передним отсеком вооружения. Боевой дебют B-1B/Sniper XR состоялся 4 августа 2008 года, когда с помощью контейнера бомбой GBU-38 была поражена цель на территории Афганистана.
Большая дальность полета P-51 позволяла этим истребителям сопровождать с Иводзимы B-29 в налетах на Японию. На фотографии: P-51D из 457-й эскадрильи 506-й группы вышел в точку встречи с B-29 у берегов Японии, июль 1945 года. Даже на этой стадии войны японские истребители оставались серьезной угрозой для B-29 и P-51. Киль Mustang окрашен в красный цвет.
Stratotanker представлял собой скачок в будущее от поршневого танкера KC-97 и позволил генералу ЛеМею организовать в небе действительно стратегические "заправочные станции".
Flight refuelling of the Boeing B-52 by the Boeing 707 boosts its range to approximately that of the Convair B-36.
На переднем плане - самолет 55-3118, "City of Renton", первый в партии из 29 машин варианта 717-100A. На заднем плане - самолет Model 367-80, доработанный для испытаний заправщика и военно-транспортного варианта.
ВВС в общей сложности закупили 437 CM.170, последний был поставлен в декабре 1969 года. Первым и основным эксплуатантом являлась 312-я учебная группа в Салон-де-Прованс (на фото), получившая свой первый Magister в мае 1956 года. С 1963 года в составе данной части была сформирована пилотажная группа Франции.
Авиация ВМС получила 30 CM.175 Zephyrs (исходное наименование Esquif) для вспомогательной эскадрильи 59S (на фото). Самолеты с тормозными гаками использовались для тренировок морских летчиков до 1997 года.
В конце 1950-х годов Израиль получил от Франции 16 новых Magister, еще 50 самолетов построила по лицензии "Bedek Aviation" (позже IAI). Magister также перекупались у других стран, прежде всего Германии (40, снятых с вооружения). В ВВС Израиля Magister использовались как учебные, но в 1967 году применялись в боевых действиях. В 1981-1986 годах порядка 80 самолетов доработали до уровня Tzukit, повысив мощность двигателей и внеся ряд других изменений. Израильские Tzukit эксплуатировались в школе повышенной подготовки летчиков в Хатцериме до июня 2010 года.
Бельгия получила 45 новых Magister. Самолеты были поставлены в январе 1960 - январе 1962 годов и заменили T-6. В 1969 году получено пять Magister, снятых с вооружения Люфтваффе, еще девять отремонтированных машин поступило позже. Несколько самолетов поступило в учебное подразделение WS (Voortgezette Vliegopleiding School) в Камино, Бельгийское Конго. Эти наспех вооруженные самолеты применялись для нанесения ударов по конголезским партизанам. Позже самолеты перебросили в Брюстем и с 1 ноября 1961 года стали использовать также для подготовки голландских летчиков. В 1971 году VVS разделили на 7-ю и 9-ю эскадрильи. С 1965 года Magister использовала пилотажная группа "Rode Duivels". До сентября 2007 года несколько Magister оставались на вооружении 1-го авиакрыла.
В 1977-1985 годах Бангладеш получила три партии Magister - шесть бывших германских самолетов, четыре экс-французских и пять из Того. Самолеты использовались 15-й эскадрильей Академии ВВС в Джессоре. В 1997 году их сняли с вооружения, заменив на Cessna T-37.
Ирландия. Шесть отремонтированных CM.170 в 1975-1976 годах поступили в легкую ударную эскадрилью 1-го авиакрыла. Самолеты использовались как учебные, но могли быть вооружены пулеметными контейнерами или блоками НАР, предусмотрена подвеска разведывательных контейнеров VICON 70. Также время от времени, до снятия с вооружения в 1998 году, на CM.170 летала пилотажная группа "Silver Swallows".
Марокко. Первыми марокканскими Magister стали восемь самолетов, поставленных Францией в августе 1962 года в качестве учебных. В 1970 году к ним прибавились 24 бывшие германские машины.
Финляндия закупила Magister в качестве самолета основной и повышенной подготовки летчиков. 20 самолетов поступило из Франции, первый - в 1962 году, еще 62 собрали в 1960-1967 годах на "Valmet" в Тампере. После долгой службы Magister заменили на Hawk, финский Magister выполнил последний полет 18 декабря 1988 года.
Сальвадор. Шесть вооруженных самолетов Magister постройки IAI приобретены в 1975 году, еще три Magister французской постройки поступили в 1978 году. Машины использовались как ударные и состояли на вооружении эскадрильи в Илопанго. Минимум один самолет получил повреждение при атаке партизанами авиабазы в январе 1982 года. В 2000 году пригодными к полетам оставались два самолета.
Камерун. Четыре экс-германских Magister были поставлены в мае 1973 года, еще два - в 1978 и 1979 годах и еще два - в 1983 году. Финальные семь самолетов поступили в середине 1987 года. Предназначенные в первую очередь для борьбы с партизанами, они базировались в Гаране. Шесть самолетов, предположительно, сохраняли боеспособность в 2000-е годы, но закат их карьеры близок.
ФРГ. В качестве самолета основной подготовки летчиков Люфтваффе выбрали Magister. За первыми 40 самолетами французской постройки последовали 194 Magister производства "Messerschmitt". Первый был поставлен в июле 1957 года для авиашколы FFS-A в Ландсберге, где уже имелись T-6. Magister также поступили в 61-е испытательное подразделение в Манчинге, авиакрылья AKG 53 в Эрдинг/Лейпхем и AKG 54 в Ольденбурге (оба с Fiat G.91), 50-е училище (боевого применения авиации), эскадрилью Flugbereitschaftstaffel и 1-е (техническое) училище. Большинство самолетов сняли с вооружения в 1966 году, одновременно с расформированием FFS-A. Часть продали компании "Aerospatiale" для ремонта и последующей перепродажи, не менее 40 передали Израилю. Magister также использовались морской авиацией - эскадрами MFG 1 в Шлезвиге, MFG 2 в Эггебеке и MFG 5 в Киле.
Австрия. В конце 1950-х 18 Magister были приобретены непосредственно во Франции. Они вместе с de Havilland Vampires состояли на вооружении учебного подразделения в Грац-Талерхофе.
Бразилия. Получившие местное обозначение T-24, семь CM.170-2 Super Magister были закуплены в 1968 году для национальной пилотажной группы. После расформирования группы в начале 1975 года самолеты продали назад "Aerospatiale".
Алжир. В 1969 году ВВС Алжира получили 28 Magister, ранее использовавшихся Люфтваффе. Самолеты, оборудованные для борьбы с партизанами, состояли на вооружении двух эскадрилий.
Одни из первых самолетов P-84B (с июня 1948 года обозначение изменили на F-84), полученных ВВС США. Первые Thunderjet поступил и в 14-ю истребительную группу летом 1947 года.
На фотографии хорошо видны отличия прямокрылого Thunderjet и Thunderstreak со стреловидным крылом. Конструкция YF-84F на 60% была аналогична конструкции F-84E, но на серийных F-84F стояли британские ТРД J65.
F-117A из 57-го истребительного авиакрыла сбросил GBU-27A/B с инертной боевой частью. GBU-27A/B возможно применять и с самолетов других типов, но разработана она специально для F-117. Данная КАБ с большим эффектом применялась в операции "Буря в пустыне".
Боевая часть и оперение монтируются на КАБ на стандартном транспортере непосредственно под самолетом, до подвески бомбы в отсек вооружения. Сначала устанавливается ГСН, а затем ПГО. На фотографии хорошо видны отличия ГСН двух разных типов.
На F-117A использованы специальные бомбодержатели, которые одновременно облегчают подвеску бомб и сокращают время их сброса. Отсек вооружения расположен между двигателями.
F-117 предназначен для уничтожения хорошо защищенных целей высшего приоритета. КАБ с лазерным наведением долгое время были основным средством точечного поражения объектов.
Командир подразделения F-117 полковник Эл Уитли осматривает GBU-27A/B с боевой частью BLU-109 перед очередным боевым вылетом в операции "Буря в пустыне". В силу высокой стоимости такое оружие не являлось массовым, но им были выведены из строя ключевые объекты Ирака.
Поступление на вооружение Boeing KC-135 позволило развернуть флот скоростных бомбардировщиков B-52 и B-58 и отработать в 1950-е годы новую доктрину нанесения ядерных ударов.
Типичная картинка приема топлива от KC-135. Емкость баков KC-135A/E составляла 115562 л. Топливные баки размещались в крыле и в нижней негерметичной части фюзеляжа.
Всего на заводе "Boeing" в Рентоне построено 820 самолетов C/KC-135, в том числе 732 заправщика KC-135A Stratotanker. В компании "Boeing" первые 29 танкеров KC-135A обозначались 717-100A.
На фотографии - P-51D из 308-й эскадрильи 31-й истребительной группы, 1944 год. На килях нанесены полосы красного цвета - отличительный знак 31-й группы. На втором самолете, "HL-C", летал капитан Лиланд Молланд, завершивший войну с 10,5 победами. Первым же на "HL-C" выполнил боевые вылеты капитан Джек Смит, сбивший за войну пять самолетов противника.
Mustang с каплеобразными фонарями из 325-й (на переднем плане), 332-й, 52-й и 31-й истребительных групп позируют фотографу, конец войны. Самолет 332-й группы не имеет яркой окраски.
На Тихом океане эскортные авианосцы являлись эффективным средством перевозки практически готовых к бою истребителей. На фотографии: разгрузка P-57D (44-63995) с авианосца "Сетках Бэй", Окинава, февраль 1945 года.
В США многие были настроены против чернокожих летчиков, из-за этого пришлось сформировать отдельную истребительную группу. В боях летчики-афроамериканцы проявили себя очень хорошо.
"Mrs. Bonnie" - P-51K из 348-й истребительной группы, которая базировалась на островке Лешим недалеко от Окинавы. На этом самолете летал и одержал все свои 16 побед в воздушных боях заместитель командира группы майор Уильям Данхэм. Его 16-й жертвой стал сбитый 1 августа 1945 года Ki-84.
После 10-летней эксплуатации в частях первой линии ВВС США F-84F передали в авиацию Национальной гвардии, последние самолеты Национальной гвардии списали в 1971 году.
YF-84F, изначально обозначавшийся YF-96A, запустили в серию как F-84F Thunderstreak. Данный вариант был способен нести бомбовую нагрузку в 2722 кг, включая атомную бомбу.
Republic F-84F with a selection of some of the loads it can carry externally up to a total of 6,000 lb. In addition to its normal fixed armament of six Colt-Browning M-3 machine-guns of .5-in. calibre, it has twenty-four 140-lb. 5-in. H.V.A.R. outboard of which are two 2,000-lb. bombs of an obsolescent type. The 1,000-lb. bombs at the end are more representive of jet carriage. The 230- or 450-U.S. gal. external tanks in the background can be used as napalm weapons.
Изображен Су-24 из 4-й ("показной") эскадрильи дислоцированного в Кубинке 234-го авиаполка. В начале 1990-х годов эту машину часто демонстрировали западным делегациям, посещавшим Россию. Аналогичную камуфляжную окраску получили Су-24МК ВВС Алжира, в строевых частях ВВС СССР и России камуфлированных Су-24 не было.
На вооружении ВВС и авиации ВМФ России состоят более 300 Су-24. В 2009 году ВВС получили последний модернизированный Су-24М2, в настоящее время продолжается модернизация парка до уровня Су-24 СВП-24.
В строевых частях Су-24 получил прозвище "Чемодан", навеянное "элегантными" обводами фюзеляжа. Су-24М сфотографирован с корабля НАТО над Балтийским морем в 2003 году.
Су-24М морской авиации России с разведывательным контейнером Л-080 "Фантасмагория-А", снимок сделан с самолета НАТО над Балтийским морем. В контейнере Л-080 установлена аппаратура радиотехнической разведки.
После развала СССР Белоруссии отошел один полк Су-24М/МР. Этот белорусский Су-24М принимал участие в авиашоу, которое проходило в Польше в 2009 году. Белоруссия объявила о снятии с вооружения всех Су-24.
После развала СССР Су-24 остались в составе ВВС России, Украины, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана и Узбекистана. На фотографии - узбекский Су-24, Карши-Ханабад, 2005 год. В Ханабаде базировались Су-24, наносившие в 1984 году удары по Афганистану.
На вооружении ВВС Ирана состоит более 30 Су-24МК, предназначенных для нанесения ударов по наземным и надводным целям. ВВС Ирана отошли самолеты, перелетевшие из Ирака в 1991 году и дополненные машинами, закупленными в России. Самолет на заднем плане оснащен контейнером дозаправки в воздухе УПАЗ.
Первый серийный HS.748 Series 2B выполнил первый полет 22 июня 1979 года и эксплуатировался компанией "British Aerospace". Некоторое время самолет летал в германской DLT, но потом его вернули BAe. В начале 1990-х годов он поступил на вооружение ВВС Шри Ланки.
Два Hawker Siddeley HS.748 Series 2 были поставлены компании "Austrian Airlines" в начале 1966 года. Самолет на фотографии (OE-LHT, название "Anton Bruckner") в 1970 году был передан "Philippine Airlines", лайнер сгорел в феврале 1975 года при пожаре в аэропорту Манилы. Второй австрийский самолет (OE-LHS,"Franz Lehar") стал первым HS.748, реимпортированным в Великобританию, - в январе 1970 года его приобрела "Skyways", и самолет получил регистрацию G-AXVG. Позже самолет эксплуатировался в "Dan-Air London" (его сняли с эксплуатации в январе 1992 года), а последним владельцем стала "Northland Air Manitoba".
Этот HS.748 Series 2A (G-BCOF,"Glen Fiddich") был одним из нескольких самолетов HS.748 отделения "Highland Division" компании "British Airways", выполнявшей полеты на региональных линиях Шотландии. Вместе с преемником, неудачливым BAe ATP, HS.748 обеспечивали связь удаленных островов с метрополией.
Компания "Guyana Airways" в 1977 году получила два HS.748 Series 2A (8R-GEU и 8R-GEV). Самолет пользовался популярностью у авиакомпаний Центральной и Южной Америки благодаря хорошим взлетно-посадочным качествам и возможности эксплуатации с ВПП невысокого качества. Такие машины закупили авиакомпании Аргентины, Бразилии, Чили, Венесуэлы, Мексики, Колумбии и Панамы.
Фотография самолета ZK-CWJ сделана над Вудфордом в сентябре 1969 года незадолго до его поставки в "Mount Cook Airlines", компании из Новой Зеландии, специализировавшейся на лыжном туризме. Самолет, получивший наименование "Aorangi", списали из "Mount Cook" в июле 1981 года.
Компания "Skyways Coach Air" из Лимпни была образована в 1 953 году и начала свою деятельность через два года, используя Douglas DC-3. В 1962 году компания стала первым эксплуатантом HS.748, когда выпустила три таких лайнера на линию Лимпни, Южная Англия - Бювье, Франция. G-ARMV - первый самолет Series 1, поставлен в апреле 1962 года после демонстрации на авиашоу в Фарнборо и турне по Иордании и Сирии (на снимке).
Этот самолет XS789, стандартный HS.748 Series 2A, был одной из двух машин Andover CC.Mk 2, поступивших в 1964 году в Королевское звено, дислоцированное в Бенсоне. Вариант CC.Mk 2 отличался от CC.Mk 1 британских ВВС тем, что предназначался исключительно для перевозки пассажиров и сохранил исходный интерьер.
Закупленный правительством Танзании HS.748 Series 2A выполнил первый полет в 1974 году, заказчику самолет передали в апреле 1974 года. Танзания списала три Series 2A сравнительно недавно, взамен закупив транспортные самолеты в Китае. В 2012 году в Африке по одному военному HS.748 эксплуатировалось в Бенине, Буркина-Фасо и на Мадагаскаре. К паравоенным эксплуатантам Series 2A относится германская "Bundesanstalt fur Flugsicherung", располагающая семью самолетами, оборудованными для калибровки радионавигационных систем.
Первый полет прототип Andover C.Mk 1 выполнил в июле 1965 года, а в 1966 годы первые машины поступили в 49-ю эскадрилью из Эбингдона. На пике развертывания C.Mk 1 состояли на вооружении трех транспортных эскадрилий: в Великобритании, на Дальнем Востоке (52-я) и в районе Персидского залива (84-я). Andover позже использовались как ретрансляторы (в 32-й эскадрилье) и калибровщики. В конце 2007 года один Andover C.Mk 1 доработали для полетов над странами бывшего Варшавского договора по программе "Открытое небо" (на фото).
ВВС Новой Зеландии получили в 1976-1977 годах от британских ВВС десять C.Mk 1 с большим остаточным ресурсом. Они до 1990-х годов использовались как пассажирские (VIP-вариант) и тактические транспортные в 42-й эскадрилье и как самолеты обеспечения Сухопутных войск в 1-й эскадрилье.
Coastguarder появился в 1977 году, в том же году компания BAe поглотила "Hawker Siddeley". Coastguarder является средним морским патрульным и поисково-спасательным самолетом, на нем предусмотрена возможность установки подфюзеляжного обтекателя поисковой РЛС и устройств для сброса спасательного плота и осветительных ракет. За счет монтажа дополнительных топливных баков время патрулирования на удалении 200 морских миль от базы возможно довести до девяти часов. Самолет G-BDVH (на фото) позже поступил на вооружение ВВС Шри Ланки.
Разработка самолета ДРЛОиУ на основе HS.748 началась в 1985 году в Индии концерном HAL. На экспериментальной машине смонтировали макет обтекателя РЛС германской конструкции, первый полет самолет с макетом антенны выполнил 5 ноября 1990 года. Самолет получил наименование HS.748 Airborne Surveillance Platform. Публично его впервые продемонстрировали в 1996 году. Предполагалось, что в конечном варианте антенна РЛС станет неподвижной или же будут установлены конформные антенны по бортам фюзеляжа, однако прототип разбился в катастрофе 12 января 1999 года.
Coastguarder появился в 1977 году, в том же году компания BAe поглотила "Hawker Siddeley". Coastguarder является средним морским патрульным и поисково-спасательным самолетом, на нем предусмотрена возможность установки подфюзеляжного обтекателя поисковой РЛС и устройств для сброса спасательного плота и осветительных ракет. За счет монтажа дополнительных топливных баков время патрулирования на удалении 200 морских миль от базы возможно довести до девяти часов. Самолет G-BCDZ (на фото) был первым демонстратором, выполнившим турне по странам Европы, Центральной и Южной Америки, Дальнего Востока. Самолет G-BDVH позже поступил на вооружение ВВС Шри Ланки.
HS.748 Series 2B. Авиакомпания "Air Niger" образована в 1966 году при содействии бельгийской UTA. Базируясь в столице Ниамей, "Air Niger" занималась, главным образом, перевозками на внутренних линиях страны. В начале 1980-х годов компания получила два самолета HS.748 (5U-BAR и 5U-BAS), дополнивших Fokker F27, Douglas C-54 и DC-6. После того, как парк сократился до двух HS.748, "Air Niger" в 1989 году прекратила свою деятельность. Самолет на рисунке - HS.748 Series 2B (5U-BAS, № 1778) был получен "Air Niger" от компании "British Aerospace" 22 декабря 1981 года. Позже его вместе с другим HS.748 продали авиакомпании "Kelner Airways", где он получил регистрацию C-FKTL.
HS.748 Coastguarder
ВВС Швеции располагают двумя бывшими гражданскими Sabreliner 40A (местное обозначение Tp 86). Самолеты закуплены в 1981-1982 годах и используются для различных испытаний.
Предназначавшийся изначально для замены TB-25 Mitchell в роли учебного, T-39A поступил в ВВС США как легкий транспортный самолет. Данные машины сфотографированы в аэропорту Лос-Анджелеса, недалеко от завода в Инглвуде. Машины окрашены по схеме "Dayglo" и несут присвоенный Sabreliner код "TG", отмененный в начале 1960-х годов.
Изначально T-39A ВВС США имели яркую окраску с панелями красного цвета, отражавшую "учебно-тренировочный" статус самолетов. T-39A также использовались для выполнения специальных заданий.
В ВМС США CT-39E и CT-39G используются как тактические транспортные самолеты. Вариант "E" отличается тремя иллюминаторами треугольной формы в каждом борту.
Небольшое количество Sabreliner до сих пор используется в различных испытательных программах. Снимок сделан в Калифорнии - эти Sabreliner 80 оснащены истребительными РЛС.
Rockwell/MBB X-31A благодаря наличию ЭДСУ и системы отклонения вектора тяги относится к сверхманевренным самолетам.
В 2002-2003 годах второй X-31 вернули в летное состояние и использовали для испытаний системы отклонения вектора тяги VECTOR в Патаксен-Ривер, штат Мэриленд. Самолет продемонстрировал очень короткие длину разбега и пробега в случае использования отклонения вектора тяги.
Rockwell XFV-12 - высокоплан выполнен по схеме "утка", со стреловидным крылом и трапециевидным горизонтальным оперением в носовой нижней части фюзеляжа. Крыло и горизонтальное оперение имели реактивные закрылки эжекторного типа вдоль всего размаха, в них поступали выхлопные газы двигателя. Макет XFV-12A изготовили в 1973 году. Предполагалось, что самолет станет сверхзвуковой заменой для Harrier. Самолет построили в 1977 году для ВМС США, но прототип не смог выполнить ни одного полета, и программу закрыли.
View of the Rockwell International XFV-12A, rolled out at Columbus, Ohio, on 26th August 1977 and now at Langley AFB for initial tests
Эскадрилья VT-23 стала одной из трех в ВМС США, получившей на вооружение учебные реактивные самолеты T-2. В VT-3 готовили летчиков скоростных самолетов, в двух других - операторов двухместных истребителей и летчиков E-2. Все три эскадрильи были вооружены T-2C с более надежными ТРД GE J85.
В ВМС США T-2 получил признание как простой в пилотировании и надежный самолет. T-2 эксплуатировались американской морской авиацией с 1959 года по 2008 год.
North American T-2B Buckeye (two 3,000 lb st Pratt & Whitney J60 turbojet engines)
Греция получила 35 самолетов варианта T-2E в конце 1970-х годов. Самолеты поступили на вооружение 362-й эскадрильи повышенной подготовки летчиков и 363-й тактической учебной эскадрильи. Обе эскадрильи базировались в Каламате. В мае 2000 года T-2E дополнили пятью снятыми с вооружения ВМС США T-2C.
Один из 12 самолетов IK-3, поступивших на вооружение 52-го истребительного авиаполка ВВС Югославии, апрель 1941 года.
Прототип IK-3 выполнил первый полет в мае 1938 года. Наибольшие нарекания при испытаниях вызывал мутный фонарь кабины.
Пилоты с опытом полетов на IK-3, Hawker Hurricane и Messerschmitt Bf 109E-3 считали югославский истребитель самым маневренным из трех. При разработке IK-3 учтен опыт проектирования Ikarus IK-1/IK-2.
Самолет SIM-XIV-H являлся одним из самых лучших гидросамолетов, разработанных накануне Второй мировой войны, однако построили таких машин совсем мало.
11 трофейных R-100 применялись в ВВС Хорватии как учебные и легкие бомбардировщики до 1945 года. На фотографии - самолет с лыжным шасси.
В 1938-1939 годах летная школа ВМС Югославии получила четыре гидросамолета PVT-H, их использовали для повышенной подготовки летчиков и как связные.
Учебный гидросамолет SIM-XII-H использовался в ВМС Югославии для обучения ночным полетам.
На одноместном SIM-XI стоял мотор воздушного охлаждения Siemens Sh 14a мощностью 150л.с.(112 кВт).
Макет Douglas C-132 с четырьмя ТВД P&W T57. Проекты C-132 в вариантах транспортного самолета и заправщика были представлены на рассмотрение в феврале 1954 года.
В конце 1990 года OH-58D развернули в Саудовской Аравии, туда перебросили части 82-й и 101-й воздушно-десантных дивизий Армии США. OH-58D сфотографирован на фоне передвижного узла связи, операция "Desert Shield".
OH-58D интенсивно применялись в Ираке и Афганистане. Налет на вертолете доходил до 85-90 часов в месяц, что в шесть раз больше среднего налета вертолета в мирное время. На фотографии: пара OH-58D сопровождает бронеавтомобиль Caiman 6x6.
Внизу: санитарный вертолет из "LifeFlight Eagle" прибыл на место ДТП, США. Большой объем кабины Bell 407 позволяет использовать вертолет для перевозки больных и раненых.
Департамент шерифа округа Volusia County во Флориде использует три вертолета Bell 407 как полицейские и санитарные.
ARH-70 Arapaho Armed Reconnaissance Helicopter. После прекращения в 2004 году программы создания разведывательно-ударного малозаметного Boeing/Sikorsky RAH-66 Comanche Армия США приняла решение о замене своих OH-58D новыми вооруженными разведывательными вертолетами (ARH). Компания "Boeing" предложила вариант OH-6, a "Bell" - военизированный вариант 407-го - ARH-70 Arapaho.
В 2005 году "Bell" признали победителем конкурса, был заключен контракт на поставку 368 вертолетов. Построено четыре прототипа ARH-70 (на фото).
ARH-70 Arapaho Armed Reconnaissance Helicopter. Один Bell 407 (№91 796, на фото) модернизировали для летных испытаний по новой программе. В 2008 году программу закрыли из-за быстрого роста стоимости.
XF-91 Thunderceptor проектировался как сверхзвуковой перехватчик с силовой установкой из ТРД J47 и ракетного двигателя XLR11, аналогичного двигателю ракетоплана Bell X-1. Очень необычным было крыло, расширяющееся в плане к законцовкам. К другим экспериментальным F-84 относятся YF-84J (на основе F-84F, но с ТРД J73) и "паразитный" истребитель EF-84B/RF-84K.
Этот самолет D-1756 - Roland II - под наименованием "Rolandseck" использовался "Deutsche Luft Hansa" в конце 1920-х - начале 1930-х годов. В 1934 году DLH передала самолет в школу транспортной авиации (DVS), где он получил новую регистрацию D-ANAX.
Самолет Ro VIII Roland I (регистрация D-1280, №35) под наименованием "Feldberg" до 1934 года эксплуатировался в "Deutsche Luft Hansa". После постройки шести Ro VIII собрали еще три самолета варианта Ro VIIIa с усиленным фюзеляжем и более мощными моторами BMW V.
D-1280 Feldberg with crude metal propellers on all engines.
В 1926-1932 годах "Rohrbach" построила 18 Roland I и II (на фотографии). В конструкцию Roland II внесли ряд изменений, установили новое крыло и изменили интерьер кабины экипажа.
Единственную лодку Ro V Rocco построили в 1927 году. Ее в мае-июне 1928 года эксплуатировала "Deutsche Luft Hansa" на линии Любек-Осло, через Копенгаген и Гётенбург, но затем сняла с полетов.
Самолеты Thunderstreak и RF-84F Thunderflash в больших количествах состояли на вооружении ВВС стран НАТО. Греция сняла такие самолеты с вооружения одной из последних.
Учебный самолет Brucos разрабатывался как замена устаревшему биплану Fizir FN, использовавшемуся ВВС Югославии. Прототип был уничтожен в апреле 1941 года.
Четырехместная цельнометаллическая летающая лодка Ro II выполнила первый полет в ноябре 1923 года, предназначалась она для разведки и бомбометания. Один самолет построен компанией "Rohrbach" в Германии и еще несколько в Японии.
Несколько гидропланов Ro IIIa Rodra в 1927 году поставили Турции; они отличались усиленной конструкцией и моторами Lorraine-Dietrich мощностью по 450л.с.
Первый полет летающая лодка Romar I выполнила в августе 1928 года, это был последний самолет, созданный компанией "Rohrbach".
Три самолета улучшенного варианта Romar II эксплуатировались в компании DLH. Лодки выполняли полеты из Травемюнде в залив Любек (недалеко от Гамбурга).