Boeing KC-135 Stratotanker / C-135 Stratolifter / EC-135
Варианты:
Boeing - KC-135 Stratotanker / C-135 Stratolifter / EC-135 - 1956 - США
Страна: США
Год: 1956


Самолет-заправщик с возможностью использования в качестве транспортного самолета с экипажем из четырех человек
Описание:
Boeing Model 717 (C-135 и KC-135 Stratotanker)
Boeing Model 717 (EC-135)
Фотографии:

Цветные фото (133)

Boeing Model 717 (C-135 и KC-135 Stratotanker)

В сентябре 1955 года "Boeing" получила от ВВС США первый заказ на самолет-заправщик KC-135A Stratotanker. Это произошло после успешных испытаний прототипа "Dash 80", оснащенного разработанной фирмой заправочной штангой, установленной под хвостовой частью фюзеляжа. ВВС потребовали, чтобы грузовая кабина не имела окон, а диаметр фюзеляжа был увеличен на 0,305 м по сравнению с "Dash 80". В результате Model 717 получила фюзеляж диаметром на 0,10 м больший, чем у гражданского Model 707, в нижней части которого разместили все заправочное оборудование.
  Первый KC-135A взлетел 31 августа 1956 года, а первая строевая машина была передана 93-й эскадрилье заправщиков 28 июня 1957 года. В общей сложности фирма построила 732 KC-135A. Первые 582 самолета имели короткий киль, но начиная с 583-й машины стали устанавливать более высокий (позднее им оснастили ранее выпущенные заправщики), позволивший повысить устойчивость Stratotanker при взлете. Кроме того, самолеты раннего выпуска получили кольцевые усиливающие накладки в хвостовой части фюзеляжа для устранения резонанса, вызываемого воздействием струй выхлопных газов двигателей.
  Хотя внутри фюзеляжа KC-135A размещалось 22 топливных бака, оставалось достаточно места и для перевозки грузов, которые можно было загрузить через боковой люк. В качестве альтернативы допускалась перевозка 80 солдат. Оператор заправки, работавший в лежачем положении, располагался в специальном обтекателе под хвостовой частью самолета.
  В отличие от KC-135A самолет C-135A Stratolifter был специально предназначен для перевозок на большие расстояния. Его кабина вмещала до 126 военнослужащих, или 44 носилок и 54 сидячих раненых, или груз. Камбуз и туалет находились в задней части кабины. Первый C-135A взлетел 19 мая 1961 года, а 8 июня 1961 года был передан военной авиатранспортной службе. После постройки 18 C-135A "Boeing" переключилась на выпуск модификации C-135B и изготовила 30 машин. Они отличались горизонтальным оперением увеличенного размаха и новой силовой установкой, состоявшей из четырех TPД TF33-P-5 тягой по 80,05 кН. Служба C-135 в роли транспортных самолетов была недолгой - их довольно быстро переоборудовали для решения других задач. Также построили 17 машин модификации KC-135B, немедленно переделанных в воздушные командные пункты EC-135C.
  Во второй половине 1998 года в ВВС США продолжал нести службу 501 KC-135, уже значительно отличавшийся от исходных KC-135A - за долгие годы самолеты прошли многочисленные программы доработок. Например, в вариант KC-135Q, имевший дополнительное навигационное и связное оборудование для работы с разведчиками SR-71, были переделаны 56 машин. KC-135Q также отличались наличием баков для высокотемпературного топлива JP-7, использовавшегося SR-71, в дополнение к бакам с обычным топливом JP-4/5, использовавшимся самим заправщиком.
  Другими ранними вариантами заправщика были C-135F (обозначение, присвоенное 12 KC-135A для Франции) и четыре KC-135D, переделанные из разведчиков RC-135A. В 1975-1988 годах "Boeing" провела замену нижней обшивки крыла у всего парка оставшихся KC-135, что позволило продлить срок их службы до 2020 года, а также приступила к замене шумных и неэкономных ТРД J57 на более современные двухконтурные двигатели.
  В рамках одной из двух программ замены двигателей были доработаны KC-135A авиации Национальной гвардии и резерва ВВС (вместе с 21 специализированным самолетом EC/RC/NKC-135). ВВС США приобрели большое количество ставших лишними Model 707, чтобы переставить с них двигатели JT3D-3B (военное обозначение TF33) на заправщики, получившие обозначение KC-135E. Одновременно с лайнеров переставлялось горизонтальное оперение увеличенного размаха для обеспечения устойчивости танкеров с новыми, более мощными двигателями. Подобным образом доработали более 160 KC-135A, а также четыре KC-135D, сохранивших свое старое обозначение.


Варианты

  JC-135A и JKC-135A: как минимум четыре C-135A и KC-135A, временно задействованных в испытаниях
  NC-135A и NKC-135A: как минимум 15 C-135A и KC-135A, постоянно использовавшихся для испытаний
  VC-135A: пять C-135A и KC-135A, переделанных в штабные "салоны"; неофициальное обозначение VKC-135A было дано паре KC-135A, использовавшихся в тех же целях, но сохранивших заправочное оборудование.
  VC-135B: 11 C-135B, переделанных для перевозки высокопоставленных офицеров


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Boeing Model 717 (KC-135A Stratotanker)

  Тип: самолет-заправщик с возможностью использования в качестве транспортного самолета с экипажем из четырех человек
  Силовая установка: четыре ТРД Pratt & Whitney J57-P-59W тягой по 61,15 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость 982 км/ч на оптимальной высоте; крейсерская скорость 856 км/ч на высоте 10 668 м; скороподъемность у земли 393 м/мин; потолок 13716 м; дальность полета 14 806 км; радиус действия 5560 км с отдачей 10886 кг топлива или 1852 км с отдачей 54432 кг топлива
  Масса: пустого 48 220 кг; максимальная взлетная 143 338 кг
  Размеры: размах крыла 39,88 м; длина 41,53 м; высота 12,70 м; площадь крыла 226,03 м2
  Полезная нагрузка: до 37 648 кг груза

Boeing Model 717 (EC-135)

Военным скоро стало ясно, что машина Model 717 идеально подходит для создания на ее базе воздушного командного пункта (ВКП) и самолета связи, так как в фюзеляже достаточно объема для размещения большого количества связного оборудования и обслуживающего его персонала. В 1965 году первые пять KC-135A были переделаны в самолеты ВКП EC-135A для Post-Attack Command Control System (системы командования и управления войсками в случае ядерного нападения), где они обеспечивали связь между штаб-квартирой Стратегического авиационного командования (SAC) и базами межконтинентальных баллистических ракет. С окончанием холодной войны решаемые EC-135 задачи потеряли приоритет, и парк этих машин стал быстро сокращаться.
  Сложное оборудование EC-135 позволяло командиру ВКП поддерживать связь с высшим военным командованием, штабами ТВД и другими ВКП, типа самолетов Boeing Е-6 Mercury ВМС США, входивших в состав TACAMO. Планер самолета покрывали многочисленные антенны, включая выпускную антенну под фюзеляжем. На некоторых машинах в большом обтекателе сверху фюзеляжа размещалась антенна ARC-208(V) системы спутниковой связи Milstars.
  EC-135C составляли ядро 2-й эскадрильи управления (ACCS). В качестве ВКП также использовались машины модификаций EC-135H, EC-135J, EC-135P и EC-135Y. Самолеты модификаций EC-135A, EC-135G и EC-135L использовались в качестве ретрансляторов для увеличения дальности связи основных ВКП. К 1992 году большинство самолетов модификаций EC-135A/G/ H/L/P находились на открытом хранении на авиабазе Дэвис-Монтан в Аризоне вместе с парой EC-135C и одним EC-135J. В конце концов, самолеты EC-135 ВВС окончательно были заменены на Е-6 Mercury ВМС США.


Варианты

  EC-135B ARIA: четыре C-135B, переделанные в самолетные измерительные пункты (СИП) ARIA (Apollo Range Instrumentation Aircraft, позднее Advanced Range Instrumentation Aircraft) с антенной в носовой части, закрытой объемным обтекателем
  EC-135C: 13 ВКП, созданные на базе KC-135B для системы управления стратегическими средствами после ядерного удара "Looking Glass" Стратегического авиационного командования (SAC). Эти машины отличались антеннами на законцовках крыла и под фюзеляжем, топливоприемной штангой в носовой части при сохранении заправочной штанги под хвостовой частью фюзеляжа. Используя их, самолет мог как передавать топливо другим машинам, так и сам заправляться при реверсивном режиме работы насосов
  EC-135E: четыре из восьми EC-135N, оснащенных двухконтурными TPД TF33-P-102 и использующихся для испытаний
  EC-135G: четыре KC-135A, сохранившие оборудование заправщиков, но получивших топливоприемник и дополнительное связное оборудование (на законцовках крыла и в фюзеляже), служившие в качестве ВКП при пусках МБР. Также могли использоваться как самолеты-ретрансляторы для связи штаб-квартиры SAC и ракетными базами
  EC-135H: пять самолетов ВКП для ВВС США в Европе, переделанные из одного VC-135A и четырех KC-135A, оснащенных топливоприемником и дополнительным коммуникационным оборудованием (включая длинную выпускную антенну). Обозначение самолетов не изменилось даже после установки на них двухконтурных ТРД TF33-P-102
  EC-135J: четыре ВКП для ВВС США в зоне Тихого океана (PACAF, позднее ТАС). Три машины ранее служили в качестве национальных ВКП управления ВС в чрезвычайной обстановке (National Emergency Airborne Command Posts - NEACP) и представляли собой C-135C, доведенные до стандарта EC-135C. После замены в роли NEACP на Boeing Е-4 их передали PACAF вместе с еще одной машиной, доработанной до стандарта EC-135C. Все четыре самолета имели характерные для ВКП антенны на законцовках крыла и фюзеляже
  EC-135K: два ВКП для Тактического авиационного командования (ТАС) с возможностями по развертыванию, наведению и навигационному обеспечению истребителей. Переделаны из KC-135A, но отличались более мощными двигателями TF33
  EC-135L: восемь KC-135A, в 1965 году переделанных в ВКП управления стратегическими средствами после ядерного удара. Сохранили заправочную штангу, получив при этом топливоприемник в носовой части фюзеляжа
  EC-135N: четыре C-135A, переделанные в СИП ARIA для сопровождения космических аппаратов
  EC-135P: четыре ВКП для PACAF, переделанные из пары KC-135A (уже доработанных до стандарта EC-135A), одного NKC-135A и одного EC-135H, путем установки связного оборудования и топливоприемника (имелась также возможность осуществлять дозаправку через хвостовую штангу)
  EC-135Y: один NKC-135A и один EC-135N, переделанные в ВКП для начальника Объединенного центрального командования вооруженных сил США


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Boeing Model 717 (EC-135C)

  Тип: воздушный командный пункт с экипажем 15-16 человек
  Силовая установка: четыре двухконтурных ТРД Pratt & Whitney TF33-P-9 тягой no 80,05 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 7620м - 991 км/ч; крейсерская скорость на высоте 10 668 м - 901 км/ч; потолок 12375м; дальность полета 9099 км
  Масса: пустого 46403 кг; максимальная взлетная 135 626 кг
  Размеры: размах крыла 39,88 м; длина 41,53 м; высота 12,70 м; площадь крыла 226,03 м2
KC-135
Первые поставленные KC-135A, как представленный на снимке самолет в окраске авиатранспортной службы, отличались коротким килем и двигателями 157.
C-135A в целом представлял собой KC-135, но без топливозаправочной системы, с усиленным полом и системой аварийного слива топлива. C-135 стал временной мерой для MATS, получившей вскоре более эффективные военно-транспортные самолеты.
An early production C-135B as delivered in MATS livery.
Построили лишь 15 из 45 заказанных C-135A. Остальные получили двигатели P&W TF33-P-5 и модифицированное хвостовое оперение и стали обозначаться C-135B.
10-й серийный KC-135A (55-3127) несет на носовой части фюзеляжа эмблему "Млечный путь" САК США. Самолет имеет короткий киль, характерный для ранних KC-135. Верхний "этаж" двухпалубного фюзеляжа предназначен для грузов или пассажиров. Топливо размещается на нижней палубе и между лонжеронами.
The first production KC-135B in its original configuration. The designation was changed to EC-135C immediately after delivery to the USAF.
Важный вклад в обеспечение боевой готовности ВВС США вносят "бойцы выходного дня" - летчики Резерва ВВС и Национальной гвардии США. В состав Резерва ВВС входят семь авиакрыльев самолетов-заправщиков KC-135R, а в авиации Национальной гвардии - 19 подразделений с KC-135R. На фотографии - KC-135E из состава 190-го авиакрыла Резерва ВВС, Форбс-Филд, штат Канзас.
B-58 Hustler (борт 55-664) первым выполнил дозаправку в воздухе. На фотографии, сделанной в июне 1958 года, борт 55-664 подходит к танкеру KC-135A. Во время эксплуатации за счет своей хорошей устойчивости в полете B-58 завоевал репутацию относительно простого в управлении самолета при дозаправке в воздухе.
The CCV NB-52E refueling from a KC-135 tanker. Fly-by-wire controls made the aircraft more stable in turbulence, making in-flight refueling much easier.
Четвертый прототип отличался от трех первых наличием индивидуальных катапультных кресел у членов экипажа, вместо общей кабины-спасательной капсулы. Дозаправка в воздухе была важной частью программы летных испытаний.
2-й и 4-й самолеты B-1A использовались в рамках возрожденной программы по созданию стратегического бомбардировщика (B-1B). На фотографии - окрашенный в белый цвет второй B-1A принимает топливо от заправщика KC-135. Самолет был потерян во время испытаний 29 августа 1984 года.
17 самолетов вариантов KC-135A, B и E были модифицированы в NKC-135 и поступили в распоряжение Командования систем вооружения ВВС США. Причем стандартного варианта самолетов семейства NKC-135 не было - часть машин сохранили топливозаправочные штанги, другие же были модифицированы. Причем самолеты иногда привлекались к решению иных, кроме дозаправки топливом, задач. На фотографии - один из NKC-135 готовится передать топливо на стратегический бомбардировщик B-1B Lancer.
A B-2 Spirit takes on fuel from a KC-135 Stratotanker over the Indian Ocean.
B-2 в ходе испытаний на дозаправку, к которым привлекались не только специализированные подразделения, но и строевые части (22-е крыло заправщиков с авиабазы Марч), в дальнейшем обеспечивающие полеты бомбардировщиков с базы Эдвардс. Обратите внимание на огромный размах крыла B-2A на фоне заправщика KC-135E.
Три F-5C в одном строю с заправщиком KC-135A перед своей отправкой во Вьетнам. В отличие от других самолетов ВВС США F-5 несли только заправочную штангу, что требовало оснащения штанги заправщика дополнительным шлангом.
An F-15A is shown in "flying boom" refuelling trials with a Boeing KC-135A.
Полностью вооруженный саудовский F-15C приближается к заправщику KC-135 из 1700-й (временной) заправочной эскадрильи ВВС США во время операции "Щит пустыни". Под кодовым обозначением "Peace Sun" Саудовская Аравия в конечном итоге получила 70 F-15C/D (включая 49 F-15C и 21 двухместный F-15D) для вооружения четырех эскадрилий. Ныне они несут службу совместно с таким же количеством многоцелевых истребителей F-15S.
An F-15E Strike Eagle receives fuel from a KC-135 Stratotanker over northern Iraq after attacking ISIL targets in Syria on September 23, 2014, the first day of air operations in that country.
The F-15A ASAT testbed aircraft is seen being mid-air refueled by a KC-135 tanker. The ASAT weapon can be seen mounted beneath the aircrafts fuselage.
Более 20 F-16 приняли или продолжают принимать топливо от самолета-заправщика KC-135. Когда коалиция переключилась с атак стратегических целей на тактические, начали проводиться крупномасштабные рейды F-16 против войск противника в Кувейте и южных районах Ирака.
Двухместные F/A-18F Super Hornet распределены по эскадрильям флотов на Восточном и Западном побережьях и часто используются как передовые авианаводчики и самолеты непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск (ранее эти задачи выполнялись F-14 Tomcat). На снимке: F/A-18F из 103-й истребительно-штурмовой эскадрильи "Jolly Rogers" дозаправляется над Афганистаном от KC-135 ВВС США.
Заправка в воздухе была неотъемлемой частью каждого полета. Для истребителей Hornet требовались заправщики ВВС США, оборудованные выдвижной штангой со шлангом.
F-4G стал, пожалуй, самым лучшим вариантом F-4. Самолеты для ВВС США оборудовались системой заправки топливом в полете - на фотографии два "Weasel" заправляются от танкера KC-135.
Пара A-6E из эскадрильи VA-35 Black Panther дозаправляются топливом в воздухе от танкера KC-135E авиации национальной гвардии Канзаса, операция "Буря в пустыне". Оба штурмовика вооружены 454-кг бомбами Mk 83. В ходе конфликта эскадрилья VA-35 базировалась на авианосце "Саратога".
Одними из последних на вооружении ВВС США находились F-105G из 561-й тиаэ. Подготовкой экипажей для Wild Weasel занималась 563-я эскадрилья, имевшая F-105G и F-4C.
F-105D с полной боевой нагрузкой рядом с заправщиком KC-135. Заправщики были интенсивно задействованы во время крупных ударов, они находились в основном в районе Таиланда и над югом Лаоса.
Американские ВМС часто полагались на самолеты-заправщики KC-135 из ВВС США. На снимке: самолеты A-7E из 72-й штурмовой эскадрильи готовятся к приему топлива от KA-6D и KC-135.
Дозаправка в воздухе была отработана на раннем этапе испытаний, так что в дальнейшем время полетов было увеличено для получения максимальной отдачи. Использовались различные заправщики; в данном случае это KC-135A из 93-го авиакрыла.
Для быстрой доставки мобильных сил в кризисные точки C-17 широко используют дозаправку в воздухе. На снимке прототип T-1 во время "сухих" заправочных испытаний вместе с танкером KC-135 Stratotanker.
Снимок сделан 30 августа 1974 года в ходе миссии "Cold Juice I". C-5A из 56-й военно-транспортной эскадрильи дозаправляется от KC-135A 11-й эскадрильи самолетов-заправщиков на маршруте между авиабазами Дувер, штат Делавэр, и Кларк, Филиппины. В дальнейшем 56-я эскадрилья базировалась в Альтусе, штат Оклахома. Экипажи этой эскадрильи выполнили семь полетов в рамках "Cold Juice", в которых C-5A впервые брали топливо в воздухе - их путь пролегал через Тихий океан.
Воздушное пространство Саудовской Аравии постоянно контролировали самолеты ДРЛОиУ Е-3. Входе выполнении полетов Е-3 обычно дозаправлялись от танкеров KC-135 или KC-10.
RC-135S Rivet Ball/Cobra Ball, принимающий топливо от заправщика KC-135, предназначен для телеметрической разведки (ТМР). Во время холодной войны система ТМР ("Telint") использовалась для слежения за испытаниями советских баллистических ракет. К первым четырем самолетам, летавшим в 24-й эскадрилье стратегической разведки с авиабазы Эйелсон, Аляска, в 1 997 году присоединился единственный RC-135X, доработанный до стандарта RC-135S.
YC-141B (66-0186) готовится принять топливо от воздушного танкера NKC-135A во время очередного этапа летных испытаний. Оснащение самолета системой дозаправки топливом в полете существенно повысило потенциал StarLifter, которые теперь могли без посадки достигать даже Антарктики.
На фотографии первый самолет (№60-6924), пилотируемый Джимом Истхэмом, во время испытаний по дозаправке в воздухе в начале 1963 года. Модифицированный KC-135A с укороченным стабилизатором во время испытаний базировался в Грум-Лэйк. Заправка в воздухе являлась важной частью выполняемых A-12 задач. Во время разведывательных полетов над Северным Вьетнамом после каждого разведывательного облета A-12 спускались для дозаправки на высоту 7620 м.
Принадлежащий НАСА самолет SR-71B использовался для переучивания летчиков ВВС по программе возрождения Blackbird. На снимке - учебный самолет отходит от топливозаправщика KC-135.
Итальянский Tornado ECR заправляется от KC-135E из 940-го крыла ВВС США при проведении операции "Allied Force". Ракеты AIM-9 Sidewinder под корневой частью крыла свидетельствуют об угрозе со стороны югославских ВВС, особенно от их истребителей МиГ-29.
В соответствии с концепцией, принятой ВВС США, A-10 оснащены системой дозаправки в полете. Самолеты-заправщики широко использовались во время операции "Allied Force", и здесь Thunderbolt II заправляется от KC-135.
Размещенный прямо перед кабиной топливоприемник сильно упростил процедуру дозаправки топливом в воздухе. На снимке: штурмовик дозаправляется от KC-135 Stratotanker. Возможность приема топлива в полете существенно повысила боевой потенциал A-10 и позволила ему находиться в районе цели более продолжительное время.
B-52 решали задачи в интересах войск в Афганистане в течение всего 2010 года - обычно они длительное время находились в воздухе в режиме ожидания. Дозаправка в полете осуществлялась от танкеров KC-10 и KC-135. На фотографии - несущий шесть УАБ GBU-31 JDAMS калибром 907 кг B-52 подходит к танкеру KC-135.
Состыковавшийся с KC-135 Stratotanker, B-52D дозаправляется на пути к целям в Северном Вьетнаме в ходе операции "Linebacker II". Созданным для доставки ядерного оружия, самолетам B-52 в ходе этой войны пришлось использовать обычные бомбы.
К 2001 году классическая машина KC-135 Stratotanker (заправляет бомбардировщик B-52) стала основой парка заправщиков американских ВВС и основополагающим компонентом стратегической мощи США.
NKC-135E (55-3135) из состава 4950-го испытательного авиакрыла. Вначале это был JKC-135A, использовавшийся в программе ядерных испытаний, затем его модифицировали в NKC-135A, а после ремоторизации его обозначали NKC-135E и использовали для испытаний системы дозаправки топливом в полете.
Ответственный момент полета: дозаправка по пути к цели группы истребителей-бомбардировщиков F-105D с летающих танкеров KC-135.
The newest base to he occupied by the USAF in the UK is Fairford, where the 11th Strategic Group controls a squadron of Boeing KC-135A tankers. Like the Hercules at Mildenhall. the aircraft are provided in rotation by USA-based squadrons on TDY in the UK.
В 1980-е годы 157 KC-135A Национальной гвардии и резерва ВВС США переоснастили ТРДД TF33-PW-102 от гражданских Boeing 707. Позже некоторые из этих самолетов модернизировали в KC-135R; KC-135E эксплуатировались до 2009 года. На снимке: последний KC-135E заруливает на стоянку авиабазы Дэвис-Монтан, где его поставят на длительное хранение, сентябрь 2009 года.
В ходе операции "Щит пустыни" KC-135A обеспечивали дозаправку самолетов, перебрасываемых из США и Европы в зону Персидского залива, а также осуществляли доставку на этот ТВД грузов и личного состава. В общей сложности для обеспечения операции выделили около 200 самолетов KC-135 - они находились непосредственно на ТВД, а еще несколько сотен воздушных танкеров регулярно совершали полеты из США в район Персидского залива (на фотографии). Во время конфликта они совершили около 15 000 вылетов на дозаправку - топливо получили порядка 46 000 боевых самолетов ВВС, КМП и ВМС США, а также ВВС стран коалиции. Обычно дозаправка топливом осуществлялась над северной частью Саудовской Аравии, но иногда - в экстренных случаях - самолетам-заправщикам приходилось входить и в воздушное пространство Ирака.
The Chilean Air Force now operates three ex-US Air Force Air National Guard KC-135E Stratotankers.
Chilean Air Force KC-135E 981 (former 57-1501) at its Santiago base.
Первый из трех чилийских KC-135E прибыл в Сантьяго в феврале 2010 года. Изначально самолеты обслуживал персонал ВВС и Национальной гвардии США с авиабаз Шеппард и Юта.
KC-135R / C-135FR
В 2013 году на вооружении ВВС США состояли 414 KC-135R/T, в том числе в частях первой линии имелось 167 самолетов, в Национальной гвардии - 180 и в резерве ВВС - 67. Заменить такое количество заправщиков на новые KC-X можно лишь постепенно.
Практически все заправщики KC-135A, E, Q и R (на снимке) Стратегического авиационного командования и резерва ВВС США и авиации Национальной гвардии, всего более 630 самолетов, были переброшены в регион Персидского залива и привлекались к непосредственному обеспечению боевых действий.
Взлет бомбардировщика B-2A, самолеты-заправщики выруливают на ВПП, остров Диего-Гарсия, операция "Iraqi Freedom". Этот B-2 действовал совместно с машинами B-1 и B-52 в кампании против Ирака. На той же авиабазе в Индийском океане находились тяжелые бомбардировщики B-52H и заправщики KC-135.
Самолеты KC-135R/T, апрель 2006 года. Снимок сделан перед вылетом на дозаправку бомбардировщиков B-52 во время операции "Enduring Freedom".
Самолет-заправщик KC-135 «Стратотанкер» - пожалуй, основной самолет в составе стратегической авиации ВВС США
KC-135R ВВС США
Departing RAF Mildenhall, Suffolk, on March 31, 2013 as TROUT 99 is Boeing KC-135R Stratotanker 63-7980, the fourth Speckled Trout, a codename also applied to its operating unit. During March it completed a periodic depot maintenance, during which it exchanged a grey scheme for these colours. The aircraft is assigned to the 412th Flight Test Squadron based at Edwards AFB, California, and is used as required for transport by the Chairman of the Joint Chiefs of Staff, Secretary of the Air Force and the Chief of Staff of the Air Force, as well as a trials platform. The aircraft has non-standard equipment for communications and threat warning.
A KC-135R tanker and a B-2 Spirit above the Cornish coastline.
B-2 сближается с заправщиком KC-135 во время операции "Iraqi Freedom". В ходе более ранней операции "Allied Force" самолету требовались две дозаправки чтобы долететь до Югославии через Атлантику.
Одной из важнейших задач истребителей Eagle является осуществление противовоздушной обороны США после атак 11 сентября. Жители Нью-Йорка вскоре после ужасных событий отмечали, что присутствие истребителей над городом делает их жизнь более спокойной.
С баз в США KC-135 обеспечивают полеты в рамках заданий ПВО Noble Eagle, проводимых после террористической атаки 9 сентября 2001 года. На снимке: дозаправка F-15C из 71-й истребительной эскадрильи от KC-135R/T из 171-го крыла самолетов-заправщиков авиации Национальной гвардии штата Пенсильвания, октябрь 2007 года.
Истребители F-15C 1-го авиакрыла в марте 2003 года были развернуты в Саудовской Аравии для поддержки вторжения в Ирак. Но в связи с отсутствием угрозы воздушного нападения их спешно отправили домой.
Пара истребителей F-16C принимает топливо от заправщика KC-135. F-16 являлись самыми многочисленными самолетами на ТВД, а использование самолетов-заправщиков позволило ударным самолетам действовать на больших расстояниях от аэродромов базирования.
Истребитель F-16C с базы Рамштайн сближается с заправщиком KC-135 в ходе операции "Provide Comfort". Вооруженные кассетными бомбами самолеты F-16 обеспечивали непосредственную авиационную поддержку и подавление ПВО Ирака.
F-16CG из 510-й истребительной эскадрильи 31-го истребительного авиакрыла принимает топливо от самолета-заправщика KC-135 Stratotanker во время выполнения боевого задания на Балканах в мае 1999 года.
A HAF F-16 photographed from the USAF KC-135R participating in the exercise.
VAQ-132’s CAG-bird Growler BuNo 166894/’NL540' refuels from a US Air Force KC-135R Stratotanker. The squadron’s EA-18Gs undertook multiple air-refuellings and received up to 50,000 lbs of fuel during some of the missions flown over Libya while operating from Aviano AB in northern Italy.
После снятия с вооружения EF-111A самолет Prowler остался единственным во всех Вооруженных силах США авиационным комплексом, способным решать различные задачи РЭБ.
Как видно на снимке, обычно формировались смешанные ударные группы из самолетов F/A-18, A-6 Intruder и EA-6B Prowler, которые заправлялись в воздухе от KC-135R ВВС США.
Два британских Tornado GR.Mk 4 следуют в небе Ирака в группе с заправщиком KC-135, двумя F-16CG и одним F-15E ВВС США, операция "Iraqi Freedom". Вся ударная авиация в регионе действует с применением активных (с использованием оружия), пассивных (демонстрация силы) методов и нестандартных способов наблюдения, контроля и разведки (NTISR).
KC-135 привлекаются к испытаниям самолетов новых типов. KC-135 с авиабазы Грэнд-Фокс в Северной Дакоте дозаправляет F-22 во время летных испытаний истребителя, ноябрь 2005 года.
KC-135R заправляет "Мираж"F.1CR. Экипаж германского "Торнадо"ECR видимо уже "подсосал" керосина и направляется "по своим делам".
KC-135R из 18-го авиакрыла (база Кадена, Окинава) дозаправляет E-3 из того же авиакрыла. KC-135R остается стандартным заправщиком ВВС США уже 54 года.
Ранние KC-135A оказались недостаточно тяговооруженными, и вскоре появились модернизированные варианты KC-135D и E, а затем и модификации R и T. Последние два варианта легко отличимы по ТРДД CFM56, имевшим более крупные габариты и большую тягу. KC-135R отличался также от KC-135A наличием двух ВСУ, сдвоенные сопла которых были выведены на левый борт за крылом, а также увеличенным стабилизатором, усиленными кессоном крыла и шасси. Прототип KC-135R (вверху слева) на время испытаний был оснащен длинной заостренной приборной штангой в носу. На фотографии он передает топливо KC-135A.
The first of the RAF’s Boeing RC-135W Rivet Joint aircraft made its in-flight refuelling debut off the coast of England on June 26, 2014 when ZZ664 (c/n 18773, ex 64-14833) linked up with a 351st Air Refueling Squadron, 100th Air Refueling Wing Boeing KC-135R Stratotanker from RAF Mildenhall, Suffolk. Not operating any tankers equipped with the flying boom, the RAF will have to rely on foreign support for its RC-135W electronic-intelligence gatherers to conduct sorties lasting longer than its roughly 12-hour endurance. No.51 Squadron will eventually operate three RC-135Ws being produced from late production KC-135R airframes by L-3 Communications in Texas. The first arrived at RAF Waddington, Lincolnshire, on November 12, 2013.
Закупка подкрыльевых заправочных агрегатов FRL Mk 32B позволила KC-135 заправлять в полете топливом самолеты ВМС США и ВВС стран НАТО. На снимке: KC-135 из 340-й экспедиционной эскадрильи самолетов-заправщиков дозаправляет над Ираком Tornado GR.Mk 4 ВВС Великобритании, 2007 год.
F-117 дозаправляется от танкера KC-135R, операция "Allied Force", 27 марта 1999 года. В ходе данной операции один F-117 был сбит ПВО Югославии.
Кабина бомбардировщика B-52 модернизировалась на протяжении десятилетий, но все равно остается типичным примером устаревшей кабины самолета 1950-х годов - со множеством аналоговых "приборов-будильников". Для точного выхода бомбардировщика в точку рандеву с танкером KC-135R важнейшее значение имеют РЛС, навигационные системы, радиооборудование и масса иных электронных устройств, необходимых для управления огромным самолетом.
Бомбардировщики B-52 имели очень большую дальность полета, которую можно было дополнительно увеличить за счет дозаправки в воздухе от воздушных танкеров KC-135R - этот процесс запечатлен на снимке. Во время операции "Буря в пустыне" семь B-52G выполнили беспосадочный перелет с базы на территории США в район Персидского залива и обратно, преодолев за 35 ч 20 мин расстояние 22530 км.
Изначально KC-135 предназначался для дозаправки стратегических бомбардировщиков B-52. В настоящее время B-52 являются носителями только обычного вооружения. KC-135 дозаправляет B-52H над Тихим океаном на учениях, проводившихся в январе 2009 года.
French Air Force C-135FR tankers and a single An-124 transport on hire from Antonov Airlines at BA172 Kossei-N'Djamena in Chad on January 25, 2013 during the second week of Operation Serval.
Французские KC-135, как правило, используют систему дозаправки шланг-конус. В 1995 году самолеты оснастили подкрыльевыми заправочными агрегатами, стандартными для заправщиков ВВС США.
The Armee de I'Air (French Air Force) has a large presence at Bamako-Senou International Airport in Mali to support ongoing operations against insurgents as part of Operation Serval. The airport's existing fighter shelters are currently occupied by Dassault Mirage 2000Ds while tanker support is provided by Boeing C-135FR Stratotankers. Various transport aircraft are also supporting operations. CASA CN235-200M 156/'62-IQ', of Escadron de Transport 1/62 Vercors from Base Aerienne 110 Creil, is seen at Bamako on April 7, 2013 in front of C-135FR 740.
The Mirage 2000C deployment arrived at Niamey on July 3, 2015. The C-135FR that accompanied them can be seen in the background.
Routine maintenance and refueling is completed at the end of a mission over the Central African Republic.
The ageing C-135FR still provides sterling service to the Armee de I’Air. No mission could be undertaken in Africa without tanker support.
The German A310 MRTT at Eindhoven’s Apron West, with the French C-135FR and Italian KC-767A parked behind.
Французские C-135FR состоят на вооружении ERV 93 "Bretagne", размещенной на авиабазе Истр. На снимке - самолет осуществляет дозаправку гибридной системой из жесткой штанги и гибкого шланга.
A Mirage 2000 refuels from a KC-135 during a practice QRA mission.
A recce-configured Rafale receives fuel from a C-135FR Stratotanker over the Central African Republic.
A recce-configured Rafale receives fuel from a C-135FR Stratotanker over the Central African Republic.
Авиашоу в Измире, посвященное 100-летию ВВС Турции. Июнь 2011г. KC-135R
This KC-135R supported the Republic of Singapore Air Force fighter contingent.
В ВВС Сингапура KC-135 состоят на вооружении 112-й эскадрильи. С 2004 года самолеты эскадрильи пять раз на ротационной основе перебрасывались на Средний Восток, где действовали в составе 379-го экспедиционного авиакрыла ВВС США.
EC-135
EC-135A, EC-135C и EC-135G были оснащены воздушной системой управления пуском (Airborne Launch Control System), позволявшей экипажу запустить (и перенацелить) стратегические ракеты наземного базирования независимо от наземных командных пунктов.
Воздушный командный пункт САК EC-135C (62-3581) приземлился на авиабазе сухопутных войск США Биггс в Техасе в рамках выполнения задачи по рассредоточению сил САК в ходе учений Busy Prarie II. 1981г.
EC-135C был первым основным вариантом для выполнения программы "Looking Glass". Эти самолеты вели свою "родословную" от KC-135B с ТРДД TF33 и стабилизатором увеличенного размаха, сменившего обозначение при принятии на вооружение в 1964 году.
Воздушный пункт управления позиционным районом МБР EC-135G (62-3589) из состава 4-й эскадрильи ВКП 28-го ТБАКр 4-й АД 15-й ВА выполняет полет в районе авиабазы Элсворт, 1 июня 1988г.
EC-135G. Четыре EC-135G (62-3570, 62-3579, 63-7994 и 63-8001) были модернизированы из KC-135A. Самолеты предназначались для управления пусками МБР Minutemen из шахт в северной части США. EC-135G состояли на вооружении 4-го и 28-го авиакрыльев на авиабазе Элсуорт в Южной Дакоте и 305-го авиакрыла на авиабазе Гриссом в Индиане.
Основной задачей ВКП EC-135 было обезопасить штабной персонал в случае ядерного удара и позволить ему отдать приказ об ответном ударе с использованием стратегических ракет наземного базирования Minuteman. Этот EC-135H снят в полете над британской авиабазой Милденхолл.
Под обозначением EC-135 скрываются несколько модификаций воздушных командных пунктов и радиоретрансляторов. На снимке - ВКП главкома объединенного командования в Европейской зоне EC-135H (61-0285), оснащенный выпускной антенной. Такие самолеты из состава 10-й авиаэскадрильи ВКП 513-го тактического транспортного авиакрыла 3-й ВА базировались на британской базе Милденхолл, они предназначались для управления войсками на европейском ТВД.
Воздушный командный пункт главкома объединенного командования в Европейской зоне EC-135H (61-0286) из состава 10-й авиаэскадрильи ВКП 513-го тактического транспортного авиакрыла 3-й ВА над авиабазой Милденхолл. 24 мая 1987г.
EC-135H предназначались для командующих войсками на театрах военных действий, оборудование этих самолетов имело много общего с оборудованием EC-135C, включая вытяжную антенну. Первый EC-135H (61-0274) передали в 6-ю эскадрилью на базе Лэнгли в Виргинии для командования Атлантическими силами, миссия "Scope Light". Еще четыре EC-135H (61-0282, 61-0285, 61-0286 и 61-0291) поступили в SACEUR в рамках программы "Silk Purse". Они состояли на вооружении 10-й эскадрильи управления, входившей в 513-е авиакрыло на базе Милденхолл в Великобритании. Изначально самолеты сохранили ТРД J57, как на KC-135A, но потом на них установили ТРДД TF33 и горизонтальное оперение большей площади, как на самолете из 10-го авиакрыла (на фото).
EC-135J. Три EC-135C (62-3584, 63-8055 и 63-8057) доработали в EC-135J для высшего командования вооруженными силами США. Задача самолетов получила шифр Night Watch, EC-135J поступили в 1-ю эскадрилью воздушно-десантного командования и управления. После появления в 1975 году E-4A самолеты EC-135J были переданы в 9-е авиакрыло на авиабазу Хикэм на Гавайских островах, где они использовались в интересах командования на Тихом океане.
Воздушный командный пункт главкома объединенного командования ВС США в зоне Тихого океана EC-135J (62-3584) из состава 9-й эскадрильи производит дозаправку в воздухе аналогичного самолета с сер. 63-8056. 1987г.
EC-135J из 1-й ACCS в случае воины должны были стать ВКП главнокомандующего ВВС и президента США. После замены на E-4 самолеты EC-135J использовались в качестве ВКП для Атлантического и Тихоокеанского командований ВВС США.
EC-135K. He являясь полноценными ВКП, три EC-135K (55-3118 - построен как первый KC-135A, 59-1518 и 62-3536) использовались в 9-й тактической истребительной эскадрилье как самолеты-лидировщики при длительных перелетах истребителей, особенно над водными пространствами. Один самолет (62-3536) разбился в 1977 году, два уцелевших переоснастили ТРДД TF33.
Когда 6-я эскадрилья получила EC-135J, три EC-135P стали работать в интересах Атлантического командования и Тактического авиационного командования, выполняя задания "Scope Light" в составе 1-й эскадрильи на базе Лэнгли (на фото). Этой эскадрилье передали и один EC-135H (61-0274), позже для него стало использоваться обозначение EC-135P. После потери "007" от пожара на аэродроме в январе 1980 года в EC-135P доработали NKC-135A (55-3129), чтобы поддерживать парк 1-й эскадрильи на уровне четырех самолетов. По составу оборудования связи EC-135P близок к EC-135C, хотя не имеет оборудования по управлению пусками МБР. С вооружения EC-135P сняли в 1992 году.
EC-135P. Изначально в EC-135P модернизировали пять заправщиков (58-0001, 58-0007, 58-0018, 58-0019 и 58-0022), но позже два самолета вернули в исходное состояние. EC-135P поступили в 6-ю эскадрилью на авиабазе Хикэм на Гавайях (на фото) для выполнения миссии "Blue Eagle" в интересах Тихоокеанского командования.
Тактическое авиационное командование использовало вариант EC-135P в качестве ВКП для главнокомандующего Атлантическими Силами (CinCLANT). Заправочная штанга позволяла самолету совершать трансатлантические перелеты.
Воздушный командный пункт главкома объединенного командования специальных операций EC-137E. Фото сделано 4 марта 1994г.
Воздушный командный пункт главкома объединенного командования специальных операций EC-137E 28 ноября 1999г.
Самолет C-135C Speckled Trout (зав. 61-2669), использовавшийся 412-й испытательной эскадрильей Командования МТО ВВС США, авиабаза Эдвардс, в качестве летной лаборатории до 2006 года.
Самолет C-135C Speckled Trout (зав. 61-2669), использовавшийся 412-й испытательной эскадрильей Командования МТО ВВС США, авиабаза Эдвардс, в качестве летной лаборатории до 2006 года.
Карьера самолета 61-2667 оказалась уникальной. Построенный в варианте C-135B, он использовался в качестве учебного самолета и самолета метеоразведки, а затем был переоборудован в также учебный вариант TC-135B.
Самолет C-135E (60-0372) из состава 4952-й испытательной эскадрильи 4950-го испытательного авиакрыла в 1993 году. Он был построен как C-135A, но затем переоборудован в EC-135N ARIA (Apollo Range Instrumented Aircraft), а после ремоторизации на двигатели TF33 стал летающей лабораторией C-135E.
После переоборудования из C-135A в EC-135N - по программе "Аполлон"- 3 C-135 были ремоторизированы по стандарту C-135E (на фотографии).
This C-135E testbed was modified to perform a satellite communications (SATCOM) mission and carried an abundance of optical equipment.
Others
Пять самолетов C-135B первой партии были переоборудованы в VIP-транспортные - они отличались комфортабельным салоном и получили обозначение VC-135B. Впрочем, во времена президента Картера их вновь переоборудовали в "обычные" C-135B.
Bearing the white top and blue trim of a VIP aircraft operated by the 89th MAW, this VC-135B lacks the cabin windows of the same unit's VC-137 variants of the commercial Boeing 707.
Данный NC-135A (60-0371) изначально входил в число трех самолетов, призванных оперативно выявлять факт нарушения странами Договора о запрещении ядерных испытаний.
One of the NKC-135As (with refuelling boom retained) used for ionospheric measurement tests; the large number of windows led to the nickname "piccolo tube''.
Всех вариантов C-135 и не сосчитать. Машины использовались и используются во множестве экспериментальных программ, от испытаний лазеров воздушного базирования до поиска путей снижения массы конструкций. На снимке - самолет-регистратор NC-135A Argus.
Два самолета NKC-135A принадлежат ВМС США. Данная машина вначале под обозначением JKC-135A использовалась в интересах ВВС США.
An NKC-135A used by Aeronautical Systems Division (ASD) for radiation airborne measurements.
An earlier configuration of the Airborne Laser Program is shown during a flight test.
Данный NKC-135A в 1975-1984 годах использовался по программе создания лазерного оружия авиационного базирования и успешно перехватывал такие малоразмерные цели, как УР AIM-9 Sidewinder и беспилотные мишени.
The Airborne Laser Program testbed aircraft now resides quietly in the Air Force Museum.
This particular aircraft was easily identifiable from its pair of domes on top of the fuselage.
The "5" in the tail number of this C-135 indicates 1955, which makes this plane, which served as the testbed for the Airborne Laser Program, one of the oldest of the type.
Два NKC-135 Big Crow были построены для испытаний систем РЭБ. Их отличительная особенность - большой носовой обтекатель (размещена антенна РЛС) и два больших обтекателя за пилотской кабиной (блоки систем РЭБ). В 2003 году они использовались в операции «Iraqi Freedom», а также обеспечивали испытания боевого лазера воздушного базирования.
Этот JKC-135A входил в число трех самолетов «Vomit Comet», использовавшихся для подготовки астронавтов, а с 1979 года испытывал винглеты.