Мировая Авиация 85
-
Бомбардировщики Stuka в боях в Северной Африке показали себя превосходно - под прикрытием истребителей Bf 109 они наносили серьезный урон живой силе и технике британцев.
Эгон Майер летал на этом Bf 109F-2, будучи командиром 7-й эскадрильи 2-й истребительной эскадры "Richthofen". Сен-Поль, Франция, июль 1941 года. Считается, что "Белый 7" был запасным самолетом Майера. Датировка подтверждается отметками о 10 победах на хвосте.
Bf 109F, "Белый 1", принадлежал командиру 7-й эскадрильи 2-й истребительной эскадры "Richthofen" Эгону Майеру, лето 1941 года. На антенне виден знак комэска - символ эскадрильи в миниатюре.
G.4 имел короткую гондолу с кабинами пилота и наблюдателя-стрелка. Правда, сектор обстрела ограничивался расположением двигателей.
Полет первого реактивного авиалайнера. 27 июля 1949г.: с заводского аэродрома в Хэтфилде под управлением летчика-испытателя Джона Каннингхема, бывшего аса, совершил первый полет прототип de Havilland DH.106 Comet I (G-ALVG, на фото). Самолет имел крейсерскую скорость 789 км/час и стал первым в мире реактивным пассажирским авиалайнером, вышедшим на регулярные маршруты (в мае 1952 года, авиакомпания BOAC). Однако ряд аварий и катастроф в 1953-1954 годах привели к длительному запрету на полеты и необходимости доработать конструкцию машины. Впоследствии прототип использовался для испытаний ракетных ускорителей de Havilland Sprite - первый взлет с ними самолет совершил в мае 1951 года. Затем машину передали для конструкционных испытаний, а в июле 1953 года в Фарнборо ее утилизировали.
F-16 из авиации Национальной гвардии патрулирует воздушное пространство над Вашингтоном в рамках операции "Noble Eagle".
Только что отошедший от самолета-заправщика F-16C готов немедленно поддержать свои наземные войска, для чего он несет две КАБ GBU-12 и одну УР AGM-65 (по правому борту).
ВВС ЭКСПЕДИЦИОННЫХ СИЛ. С января 2000 года в составе ВВС США действовали ВВС Экспедиционных сил (AEF). Они были сформированы временно и включали в себя эскадрильи, собранные в "передовые авиакрылья" (Lead Wing) для применения в Ираке и Афганистане. Любая боевая эскадрилья могла временно участвовать в программе, рассчитанной на три месяца. Например, в январе 2003 года 555-я истребительная эскадрилья, входящая в состав 31-го истребительного крыла в Авиано, Италия, была приписана ко второму циклу программы ВВС Экспедиционных сил и находилась в подчинении 336-го крыла (авиабаза ВВС Маунтин Хоум, Айдахо).
F-16 остаются важным боевым средством в арсенале ВС США в Ираке, хотя боевой потенциал F-16CJ Block 50 предназначался отнюдь не для борьбы с террористами. Так, для Wild Weasel в Ираке уже не осталось мощных радаров и ЗРК.
Подавление сил ПВО противника было главной задачей F-16 на начальной стадии операции "Iraqi Freedom". Данные F-16CJ принадлежат 35-му истребительному авиакрылу, базировавшемуся на авиабазе Принц Султан, Саудовская Аравия.
Бельгийский F-16AM готовится к приему топлива от самолета-заправщика KC-135 (ВВС США) в небе Афганистана, 2009 год. Справа на самолете виден прицельный контейнер Sniper XR, а под крылом - авиабомбы.
Май 1949г.: 51-я истребительная эскадрилья ВМС США первой получила Grumman F9F Panther, ставший основным истребителем в корейской войне.
Обер-лейтенант Эгон Майер, командир 7-й эскадрильи 2-й истребительной эскадры, за работой. Руль направления его Fw 190A-3 (№435), видимого на заднем плане, несет отметки о 48 победах. Снимок датируется началом августа 1942 года.
Hurricane Mk IIC. 94-я эскадрилья в 1942 году базировалась в Египте. Изображенный здесь ее Hurricane Mk IIC несет типичный для британских ВВС на данном ТВД камуфляж: темно-коричневый, желто-серый и серебристо-голубой. Эскадрилья воевала на Ближнем Востоке и Средиземноморском ТВД, но в апреле 1945 года - в Греции - была расформирована.
Hurricane уступал новым немецким истребителям, таким как Bf 109F, потери были серьезными. Ситуация изменилась с прибытием на ТВД истребителей Spitfire.
Вооруженные пушками, Hurricane сыграли важную роль в разгроме противника в Северной Африке. На снимке: пять самолетов 94-й эскадрильи, причем на первом, третьем и четвертом истребителях для снижения массы внешние пушки сняты.
Саудовская Аравия приобрела 96 самолетов Tornado IDS, преимущественно идентичных британским GR.Mk 1. Часть самолетов при этом была оборудована разведывательной аппаратурой, устанавливавшейся на модификации GR.Mk 1А. В рамках двухэтапной программы модернизации все самолеты были доведены до стандарта GR.Mk 4/4А.
Эти два Tornado GR.Mk 1 принадлежат 9-й эскадрилье и были одними из первых, прибывших на авиабазу Ханингтон. Самолеты отрабатывают нанесение бомбо-штурмового удара с малой высоты, причем после неоднократных протестов немецкого правительства британские летчики выполняют учебные полеты на малой высоте только в удаленных районах Уэльса, Шотландии и Канады.
Британские Tornado GR.Mk 4 стали принимать участие в операции "Iraqi Freedom" с марта 2003 года - они активно привлекались к выполнению заданий в начальной ее фазе, а затем выполняли роль "воздушных полицейских". Ни один самолет не был сбит противником, но без потерь не обошлось - один Tornado "записал на свой счет" расчет американского ЗРС РАС 3 Patriot. На фотографии: Tornado из 15-й (резервной) эскадрильи, отходит от самолета-заправщика во время учений в США.
GR.Mk 4А можно отличить по боковым окошкам для ИК-станции TIRRS, хотя сами станции уже сняты. Сегодня машины по программе TARDIS проходят модернизацию оборудования кабины.
GR.Mk 4 - это наиболее современная модификация Tornado IDS, состоящая на вооружении британских ВВС. Среди отличий - ИК-камера переднего обзора на противоположной стороне от лазерного дальномера-целеуказателя, а также то, что пилотирование самолета и работа с бортовыми системами стали осуществляться по принципу HOTAS. На фотографии: GR.Mk 4 из 31-й эскадрильи принимает топливо от американского самолета-заправщика в небе США.
Под левым воздухозаборником находится панель специалиста по вооружению, в ее правой части отображается - какой боеприпас на какой пилон подвешен.
Tornado создавался с учетом максимального снижения затрат на техобслуживание и стал одним из первых самолетов, оснащенных встроенной системой контроля, что облегчает его обслуживание и проверку оборудования.
При увеличении стреловидности крыла его задняя кромка убирается в специальную нишу, прикрытую мягким материалом. У передней кромки стабилизатора хорошо видна маркировка угла атаки.
Специальная конструкция реверсеров тяги позволяет Tornado выполнять посадку на коротких ВПП, причем они могут быть включены в момент касания шасси самолета полосы аэродрома.
Новым и важным элементом БРЭО модернизированного GR.Mk 4 является ИК-камера переднего обзора, изображение с которой может транслироваться на новый индикатор на фоне лобового стекла с широким углом обзора.
Британский прицельный контейнер TIALD дебютировал во время "Бури в пустыне" и по-прежнему состоит на вооружении. Он модернизирован до стандарта Series 400 (здесь установлен на Tornado GR.Mk 4А) и планируется модернизация до стандарта Series 500, хотя британские ВВС также закупают Litening II и Sniper.
TIALD был основным прицельным контейнером для авиационных средств поражения с лазерным наведением и продолжает использоваться до сих пор. Но в боевых условиях летчики используют контейнеры третьего поколения Rafael Litening.
Обычно на внешнем правом пилоне подвешивается контейнер Bofors BOZ-107 для выброса ИК-ловушек и дипольных отражателей. В контейнере также находится буксируемая ложная цель.
Под левой консолью в противовес контейнеру BOZ подвешивают контейнер РЭБ Sky Shadow 2, который представляет собой автономную систему. Он включает в себя набор датчиков, устройств обработки сигналов и передатчиков преднамеренных помех, и автоматически устанавливает частоту выставляемых помех и другие параметры.
Этот Tornado GR.Mk 1A несет обозначения 13-й эскадрильи британских ВВС, ставшей второй разведывательной эскадрильей, получившей Tornado. Ранее эскадрилья летала на самолетах Canberra, но 1 января 1982 года была расформирована. Эскадрилья воссоздана на авиабазе Ханингтон в начале 1990-х годов и затем передислоцирована на авиабазу Мархэм. Tornado изначально рассматривался в качестве замены разведывательным модификациям Canberra и Jaguar, но приоритетной задачей все же было перевооружение подразделений истребителей-бомбардировщиков. Для британских ВВС компания "BAe" разработала на базе Tornado IDS разведывательную модификацию Tornado GR.Mk 1А, которая сохранила ударные возможности, за исключением снятой 27-мм пушки Mauser, в отсеке которой установили разведывательную аппаратуру. Впоследствии самолеты прошли модернизацию и получили обозначение GR.Mk 4А.
Tornado GR.Mk 4
7 ноября 1949г.: в Стратфорде, штат Коннектикут, поднялся в воздух прототип вертолета Sikorsky S-55.
Многочисленные задачи были примерно равноценно распределены между пилотом и оператором вооружения. В бою первый вел огонь из 20-мм пушки и выполнял пуск УР AIM-9 Sidewinder, а оператор вооружения контролировал работу РЛС и применял ракеты AIM-7 Sparrow и AIM-54 Phoenix.
Дублирование приборов в передней и задней кабинах Tomcat было минимальным: в распоряжении оператора вооружения были индикатор истинной воздушной скорости и числа М, барометрический высотомер, часы, резервный указатель пространственного положения и указатели азимута - дальности и курса, а также топливомер. Приборы же контроля за работой силовой установки отсутствовали.
Распределение обязанностей между ведущим и ведомым, а также поддержание устойчивой связи были одними из важнейших элементов обеспечения успеха в бою.
Несмотря на то, что пилот и оператор вооружения F-14 находились в отдельных, расположенных друг за другом кабинах, успеха в бою можно было достичь только в том случае, если они работали как "единый организм".
Базировавшийся на борту французского судна обеспечения "Марн" вертолет Alouette III выполняет взлет с ВПП американского эсминца, Средиземное море, 2006 год.
ВМС Индии эксплуатируют построенные фирмой HAL вертолеты Chetak - лицензионный вариант Alouette III. Вертолеты входят в состав 318-й, 321 -й и 561 -й эскадрилий морской авиации.
Alouette III из состава ВС ЮАР оборудованы большими противопыльными фильтрами коробчатой формы и экранно-выхлопными устройствами для снижения ИК-заметности, что уменьшало вероятность поражения УР с ИК ГСН.
Alouette III поступил но вооружение ВВС ЮАР в 1966 году и использовался в качестве транспортного, учебного и для непосредственной огневой поддержки
ВМС Аргентины до сих пор эксплуатируют вертолеты Alouette III. Данный SA316B запечатлен в момент посадки на авианосец "Рональд Рейган" в 2004 году.
Вертолеты Alouette III португальских ВВС активно применялись в ходе гражданской войны в Мозамбике в 1962-1975 годах. На снимке: два вертолетчика готовятся к вылету в район Кабо Дельгадо для эвакуации раненого.
1 апреля 1949г.: "Pan American", заказавшая 28 ноября 1945 года 20 Boeing Model 377 Stratocruiser, начала регулярную эксплуатацию этого самолета, рассчитанного на перевозку 60 пассажиров на линии Сан-Франциско - Гонолулу, с 15 апреля - на линии Нью-Йорк-Бермуда, а со 2 июня - из Нью-Йорка в Лондон.
Этот Fiat BR.20M входил в состав 13-го авиаполка бомбардировщиков наземного базирования, в феврале 1942 года размещенного в Бир-Дуфан (Ливия). В начале войны 13-й авиаполк понес тяжелые потери и был выведен в Италию, где перевооружен на легкие бомбардировщики-разведчики Caproni Са313.
Brabazon - британский гигант. 4 сентября 1949г.: с аэродрома в Филтоне под управлением летчика-испытателя Э. Дж. Пега совершил первый полет самый большой самолет, построенный в Великобритании - Bristol 167 Brabazon, имевший размах крыла 70,1 м и оснащенный восемью двигателями Bristol Centaurus XX мощностью 2500 л. с. Brabazon I был первым из двух прототипов перспективного дальнемагистрального авиалайнера, планировавшегося к постройке после Второй мировой войны. Работы по контракту от 1944 года по проекту Type 167 начались в 1945 году, причем первый полет планировался в 1947 году. Работы осложнялись тем, что Brabazon II должен был оснащаться четырьмя турбовинтовыми Bristol Coupled-Proteus 710 мощностью по 7000 л.е., а также протестами со стороны общины Филтона, так как необходимость удлинить ВПП привела к разрушению населенного пункта и переносу дороги. Заказчиков на самолет не нашли, проект закрыли. Brabazon I разобрали в 1953 году, а вторую машину так и не достроили.
23 августа 1949г.: первый полет в Бангкок выполнил Canadair С-4 Argonaut Arcturus компании BOAC, которая со временем увеличила свой парк до 22 самолетов С-4 - оснащенного двигателями Merlin варианта DC-4.
23 января 1949г.: поднялся в воздух первый реактивный истребитель французской разработки Dassault MD.450.01 Ouragan с двигателями Rolls-Royce Nene.
4 сентября 1949г.: поднялся в воздух экспериментальный Avro 707 с дельтовидным крылом, предназначенный для получения аэродинамических характеристик полета в рамках создания бомбардировщика Vulcan.
7 января 1949г.: находившиеся на патрулировании в небе Израиля британские самолеты атаковали израильский самолет, который в ответ сбил четыре Spitfire Mk XVIII из 208-й эскадрильи (на рисунке) и один Hawker Tempest, два британских летчика погибли. 23 февраля Египет и Израиль заключили перемирие.
К лету 1942 года CR.42 уже был устаревшим самолетом и вчистую проигрывал истребителям-монопланам, а потому использовался преимущественно как легкий штурмовик, для чего вооружался двумя пулеметами в подкрыльевых обтекателях и парой 100-кг бомб.
Польская эскадрилья GC I./145, известная как "Варшавский дивизион", принимала активное участие в сражениях с германскими войсками в период со 2 по 13 июня 1940 года. Этот самолет базировался в районе Лиона.
Caudron C.714 Cyclone
Основу британской бомбардировочной авиации в районе Западной пустыни составляли Vickers Wellington. На снимке: Mk 1С из 37-й эскадрильи, одной из шести вооруженных Wellington эскадрилий, дислоцировавшихся в регионе. Эти самолеты внесли большой вклад в нарушение коммуникаций противника, уничтожение баз, складов и конвоев.
Оснащенный надфюзеляжной стрелковой установкой, Martin Baltimore Mk II в начале 1942 года оказался весьма эффективен в боях в Северной Африке. В основном они находились в составе 55-й и 223-й британских эскадрилий и уходили на задание группами по 12-18 машин.
Goeland совмещал в себе высокую экономичность в эксплуатации и хорошую аэродинамику конструкции, став одним из наиболее удачных самолетов в своем классе. Данная машина принадлежала ВВС Свободной Франции.
Французские женщины-пилоты Дюперон и Лион установили на Aiglon рекорды дальности для женщин на прямом маршруте в 1937 и 1938 годах.
Все самолеты Simoun имели укрытые обтекателями стойки, колеса шасси и самоориентирующееся хвостовое колесо.
19 мая 1949г.: летающая лодка Martin JRM Mars "Marshall Mars" ВМС США на маршруте Аламеда (штат Айдахо) - Сан-Диего (штат Калифорния) установила рекорд грузоподъемности - 301 пассажир и 7 членов экипажа.
Двигатель Le Rhone, установленный в обтекателе в носовой части G.3, приводил во вращение двухлопастный тянущий воздушный винт. Некоторые машины оснащались другими ротативными двигателями той же мощности (Gnome или Clerget).
9 марта 1949г.: старший летчик-испытатель фирмы Дж. X. Оррел поднял в воздух прототип Avro Shackleton (VW126).
"Bombardier" обеспечивает эксплуатацию самолетов Hawk Mk 115 (на снимке - вместе с Harvard II) в рамках программы NFTC, по которой на канадских Hawk проходят подготовку летчики из стран, не входящих в блок НАТО.
ВВС ЮАР эксплуатируют самолеты модификации Hawk Mk 120. Представленный здесь образец несет подвесной пушечный контейнер с 30-мм пушкой ADEN (на центральной точке подвески) и УР AIM-9L Sidewinder на концевых АПУ.
Королевские ВВС Бахрейна эксплуатируют шесть Hawk Mk 129, приписанных к 5-й эскадрилье, дислоцированной на авиабазе Шейх Иса. Первые машины получены в 2006 году, на них летчики проходят повышенную летную подготовку.
Hawk нового поколения для британских ВВС
ВВС Индии заказали 66 самолетов Hawk Mk 132, которые заменят парк учебных самолетов HT-16 Kiran. Отличительная особенность - наличие на Hawk двигателя семейства Adour, которые также стоят на индийских самолетах Jaguar.
Hawk Mk 128 обеспечил австралийским ВВС возможность высококачественной повышенной летной подготовки пилотов, которые затем будут летать на истребителях Hornet. Впрочем, ряд экспертов указывают на неспособность Hawk обеспечить подготовку летчиков на такие самолеты как F-35 и Typhoon.
4 июня 1949г.: поднялся в воздух прототип Lockheed XF-90, который уступил в соревновании McDonnell XF-88 Voodoo, на базе которого позднее был создан XF-101.
С.480 отличался от С.280 доработанным планером, иной конфигурацией кабины и силовой установкой большей мощности.
Для увеличения дальности полета кабина C.510 переоборудовалась под двух пассажиров (вместо трех), и на самолет устанавливали дополнительный топливный бак.
Основные опоры шасси убирались назад и полностью укрывались в нишах в гондолах двигателей. На рисунке - пятый из семи построенных самолетов С.640.
Изображен второй С.690M, который использовался фирмой "Caudron" в качестве демонстратора в странах на востоке и юге Европы в конце 1930-х годов.
Наряду с двухколесными основными опорами шасси и хвостовым костылем, самолет R.4 имел носовую стойку с одним колесом. Это должно было обезопасить воздушные винты при грубой посадке.
В одном из полетов под управлением Жюля Ведрина G.6 преодолел более 320 км, причем пилот поднялся выше слоя облачности и ориентировался только по компасу.
Прототип Boeing 747-400, оснащенный двигателями PW4056, совершил первый полет в апреле 1988 года. На фюзеляже, под надписью "BOEING 747-400", нанесены логотипы первых 18 авиакомпаний, заказавших новый самолет.
К июлю 2009 года Boeing 747 400 составляли лишь 13% парка дальнемагистральных лайнеров компании "Air France", но из имеющихся еще A330-200, A340-300, Boeing 777-200ER/300ER лишь 777-300ER может сравниться с 747-м по дальности полета и пассажировместимости
Boeing 747-400 остается одним из основных авиалайнеров в парке "British Airways", хотя компания уже приступила к кардинальному обновлению своего флота. Впрочем, даже после поступления и компанию A380 американский "Jumbo" без работы не останется.
Минимизируя потери от мирового финансово-экономического кризиса, "Lufthansa" сократила флот 747-400 и изменила конфигурацию пассажирского салона. Но, даже готовясь к приему A380, компания не намерена отказываться от 747-400.
Стартовый заказ от "Northwest Airlines" позволил запустить 400-й в серию в 1989 году, а первая машина - N663US - была передана заказчику 26 января. После первой партии из 10 самолетов компания в 1989 году заказала еще четыре, а в январе 2001 года - еще две машины.
"China Airlines Cargo" - один из эксплуатантов грузового варианта 747-400, уникальной машины среди гражданских самолетов, поскольку Ан-124 и Ан-225 строились изначально для военных и специальных задач. Заказчикам поставлялись две модификации - Boeing 747-400F (на снимке) и 747-400ERF.
Hurricane Mk IID. Модификация Mk IID, вооруженная парой 40-мм пушек Vickers S, была построена в относительно небольшом количестве (300 штук) и использовалась только на заморских ТВД - в Северной Африке и Индокитае. Основным ее назначением была борьба с бронетехникой. С апреля 1942 года этими машинами были вооружены пять эскадрилий на Ближнем Востоке.
Hurricane IID во время боев в Ливийской пустыне (июль 1942 года). Hurricane IID сыграли важную роль во второй битве при Аль-Аламейне.
Hurricanes also played a major role in the air fighting over the Western Desert, with 25 squadrons in the area by end-1941. "Our John” is a Mk IID serving with No 6 Squadron, the first to use the tank-busting version in the Middle East; it was one of two Hurricanes named in memory of Wg Cdr John Gillan, who had commanded the first Hurricane squadron (No 111) before the war.
"Тропический" Hurricane Mk IV мог нести широкий набор вооружения - реактивные снаряды, бомбы, 20- или 40-мм пушки и ПТБ.