Boeing C-97 / Model 377 Stratocruiser
Варианты:
Boeing - C-97 / Model 377 Stratocruiser - 1944 - США
Страна: США
Год: 1944


Транспортный самолет /самолет-заправщик большой дальности с экипажем из 4-5 человек
Описание
Фотографии
Boeing Model 367 (C-97 и KC-97 Stratofreighter)

  В начале 1942 года компания "Boeing" приступила к проработке проекта транспортного самолета на базе бомбардировщика B-29. Идею поддержали военные, которым настоятельно требовался транспортный самолет с большой дальностью полета. Контракт на постройку трех прототипов заключили 23 января 1943 года. Самолет получил фирменное обозначение Boeing Model 367, а военное - XC-97. Первый из трех прототипов поднялся в воздух 15 ноября 1944 года.
  XC-97 имел много общего с B-29, включая крыло и силовую установку. На первый взгляд фюзеляж, представлявший в сечении восьмерку, являлся совершенно новым, но фактически его нижняя часть мало отличалась от фюзеляжа B-29, это же можно сказать и о хвостовом оперении, которое крепилось к верхней части "восьмерки", имевшей больший радиус в сечении, чем нижняя. После непродолжительных испытаний трех прототипов в июле 1945 года была заказана партия из 10 предсерийных самолетов - шесть в грузовом варианте YC-97, три в варианте для перевозки личного состава YC-97A и один YC-97B с 80 креслами для пассажиров в главной кабине - как на гражданских авиалайнерах.
  Первый контракт на серийное производство, заключенный в марте 1947 года, предусматривал сборку 27 C-97A с двигателями Pratt & Whitney R-4360-27 мощностью по 3250 л.с, самолет был рассчитан на перевозку 134 человек или 24040 кг груза. Затем последовали две транспортные модификации C-97C и VC-97D. После завершения испытаний трех KC-97A, с увеличенным запасом топлива и системой дозаправки топливом разработки "Boeing", в 1951 году последовал заказ на серийные самолеты-заправщики KC-97E с двигателями R-4360-35C мощностью по 3500 л.с. Следующий вариант KC-97F отличался от KC-97E только двигателями (R-4360-59B). Причем обе модификации можно было легко конвертировать из заправщиков в транспортные самолеты - полностью снималось оборудование для дозаправки в воздухе. Самым массовым вариантом стал KC-97G (построено 592 самолета), машины данной модели конвертировались в транспортные без демонтажа систем дозаправки.
  К моменту завершения в 1956 году серийного производства, были построены 888 самолетов C-97 всех модификаций. В процессе эксплуатации самолеты дорабатывались в различные варианты. На KC-97L установили два ТРД General Electric J47-GE-23 тягой по 23,13 кН - с целью совместимости заправщика с реактивным бомбардировщиком Boeing B-47. KC-97G, переоборудованные в сугубо транспортный вариант, обозначались как C-97G, а полноценная пассажирская версия обозначалась C-97K; поисково-спасательные модификации получили обозначение HC-97G. Три KC-97L, переданные испанским ВВС, получили местное обозначение ТК.1. Несколько самолетов, используемых для выполнения различных задач, состояли на вооружении ВВС Израиля.


Варианты

  C-97D: третий YC-97A, а также YC-97B и два C-97A, модернизированные в пассажирские авиалайнеры
  KC-97H: один KC-97F, доработанный для испытаний британской системы дозаправки в воздухе типа "штанга-конус"
  YC-97J: окончательное обозначение двух KC-97G, модернизированных по заказу ВВС США в летающие лаборатории с четырьмя турбовинтовыми двигателями Pratt & Whitney YT43-P-5


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Boeing Model 367 (KC-97G Stratofreighter)

  Тип: транспортный самолет /самолет-заправщик большой дальности с экипажем из 4-5 человек
  Силовая установка: четыре звездообразных мотора Pratt & Whitney R-4360-59B мощностью по 3500 л. с. (2610 кВт)
  Характеристики: максимальная скорость на высоте 7620 м- 604 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 483 км/ч; время набора высоты 6100 м - 50 мин; практический потолок 10670 м; дальность 6920 км
  Масса: пустого 37 421 кг; максимальная взлетная 79 379 кг
  Размеры: размах крыла 43,05 м; длина 33,63 м; высота 11,66 м; площадь крыла 164,34 м'"
  Вместимость: до 96 человек или 60 носилок с ранеными в сопровождении санитаров, или груз


Boeing Model 377 Stratocruiser

  Коммерческий транспортный самолет Boeing Model 377 Stratocruiser разработан на основе военного Model 367 с использованием конструктивных решений самолета YC-97A с двигателями Pratt & Whitney R-4360. Первый полет прототип Model 377-10-19 выполнил 8 июля 1947 года, позже машину передали авиакомпании "Pan Am", ставшей крупнейшим эксплуатантом самолетов Stratocruiser.

  Самолеты выпускались в разной конфигурации интерьера: Model 377-10-26, -28, -29, -30 и -32, рассчитанных на перевозку от 55 до 112 пассажиров на сидячих местах или на 28 спальных и пяти сидячих местах. Основной салон находился на верхней палубе, на нижней - размещали салон класса "люкс" или коктейль-бар на 14 мест. Верхняя и нижняя палубы были связаны винтовой лестницей (трапом).
  Из 55 построенных самолетов Stratocruiser 27 машин одновременно летали в авиакомпании "Pan Am"; десять из них имели баки увеличенной емкости для трансатлантических полетов и были известны как Super Stratocruiser. В процессе эксплуатации двигатели самолетов оснастили турбокомпрессорами General Electric CH-10, за счет чего мощность каждого мотора удалось поднять на 50 л.с. Авиакомпания BOAC закупила 17 самолетов Stratocruiser, но только шесть из них были куплены непосредственно у "Boeing", остальные - у других авиакомпаний. После девяти лет эксплуатации BOAC продала в 1958 году десять самолетов американской авиакомпании "Transocean Airlines". Четыре из них конвертировали в 117-местный вариант, остальные летали в стандартной 63- и 84-местной конфигурации, но с дополнительно установленными 12 креслами.
  Прежде чем самолеты Stratocruiser окончательно сняли с эксплуатации в 1963 году, несколько машин прошло модернизацию в транспортный вариант. Но самой интересной доработке подверглись машины, закупленные компанией "Aero Spacelines lnc.", которая превратила их в самолеты для перевозки крупногабаритных грузов, названные B377-PG (Pregnant Guppy). Под различные вариации наименования "Guppy" эта компания переоборудовала несколько разных самолетов, используя планеры Model 367 и Model 377.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Boeing Model 377 Stratocruiser

  Тип: коммерческий транспортный самолет с экипажем из пяти человек
  Силовая установка: четыре звездообразных мотора Pratt & Whitney R-4360 Wasp Major мощностью по 3500 л. с. (2610 кВт)
  Характеристики: максимальная скорость на высоте 7620 м - 604 км/ч; крейсерская скорость на высоте 7620 м - 547 км/ч; начальная скороподъемность 317 м/мин; практический потолок 9755 м; дальность 6759 км
  Масса: пустого 37 875 кг; максимальная взлетная 66134 кг
  Размеры: размах крыла 43,05 м; длина 33,63 м; высота 11,66 м; площадь крыла 164,34 м2
  Вместимость: до 112 пассажиров
Данный самолет, № 48-399, был третьим в первой производственной серии C-97A. Он получил метеорадар и возможность сброса грузов в полете через открытый задний грузовой люк.
"Boeing" выпускала самолеты KC-97G на своем заводе в Рентоне до 1956 года, когда на смену ему пришел новый самолет - KC-135A Stratotanker. Стоимость каждого KC-97G составляла в среднем 1 млн 205 тысяч долларов США.
Один из пяти самолетов Stratocruiser ВВС Израиля, с гражданской регистрацией 4X-FPV, был оснащен откидной, на петлях, хвостовой частью фюзеляжа, упростившей погрузочно-разгрузочные работы.
Самолет ВВС Израиля, участвовавший в боевых действиях на сирийском фронте в октябре 1973г.: Военно-транспортные самолеты Boeing-377 (C-97) Stratocruiser применялись также в качестве летающих командных пунктов и воздушных танкеров
Три самолета Model 377 были окрашены в цвета "Boeing" и летали в такой окраске во время испытаний. Самолет Stratocruiser спроектирован на основе самолетов 75ST, YC-97A и C-97.
Самолеты Stratocruiser авиакомпаний "Northwest Airlines", "Pan American" и BOAC на стоянке завода фирмы "Boeing" рядом с бомбардировщиками B-50. Будучи коммерческим вариантом военно-транспортного самолета C-97, Stratocruiser, как и его предшественник, унаследовал многие элементы конструкции бомбардировщиков B-29/B-50: крыло, хвостовое оперение, шасси и нижнюю часть фюзеляжа. Несмотря на то, что Stratocruiser обеспечивал высочайший комфорт для пассажиров, он оказался очень сложным для эксплуатации авиакомпаниями.
One of the eight Boeing 377 Stratocruisers operated by Transocean, N404Q (c/n 15978) originally served with BOAC as G-AKGL Cabot from April 1950. It went to Transocean in August 1958. It was later used in the manufacture of an Aero Spacelines Super Guppy.
In surprisingly good condition after nearly four decades as a static exhibit beside the Don Q Inn at Dodgeville, Wisconsin, Boeing C-97G N227AR is something of a local landmark. Residents of the town still remember the day it arrived in October 1977, film of which may be seen on the TAH website at www.theaviationhistorian.com.
Окрашенный в цвета MATS, этот самолет (№49-2607) стал последним C-97A, сошедшим с конвейера. Начиная с 28-го самолета, по правому борту устанавливался передний грузовой люк.
Wearing the distinctive triangular nose emblem of its former unit, the 11th ARS, 53-0276 is seen here at Davis-Monthan AFB, Arizona, in November 1969. Within a few weeks it had been removed from storage to become one of the second batch of 26 KC-97Gs to be converted to L standard. Note the original wing tanks.
Utah ANG KC-97L 53-0278 at Salt Lake City International Airport in September 1977. The 191st Air Refuelling Squadron operated the KC-97L from the summer of 1972 until March 1978, when this example was returned to Davis-Monthan to be retired and stored for the second time.
In June 1973 the mayor of Zeppelinheim, a small town across the main autobahn from Rhein-Main, christened KC-97L 52-2630 in the town’s honour, its name being applied in Germanic writing above the crew entry door. The aircraft served with the 160th Air Refuelling Group of the Ohio ANG until 1976, when it was transferred to the Museum of the USAF at Dayton, Ohio, where it remains on display.
Boeing KC-97L serial 53-0363 was one of 81 examples of the piston- and jet-powered variants to be used by the Air National Guard (ANG). It is seen here in July 1973 while serving with the Texas ANG, hence the Lone Star symbol on the type’s distinctive rounded nose.
Wisconsin ANG KC-97L 52-0902 at Mildenhall, Suffolk, on April 16, 1974. Tankers transiting from the USA to Europe frequently encountered strong headwinds or bad weather and were forced to divert to the British base, as on this occasion.
The first KC-97 to be fitted with General Electric J47 turbojets on hardpoints on the outer wings, where long-range fuel tanks were originally positioned, was 52-2697 of the Illinois Air Guard in the spring of 1964. It is seen here at Volk Field, Wisconsin, in July 1970. The Illinois ANG operated the KC-97L until the end of 1976.
The 888th and final C-97 built was 53-3816. After serving with Strategic Air Command’s 19th ARS at Otis AFB in Massachusetts, it was retired in late 1965 and flown to Davis-Monthan to be stored. In 1970 it was converted to KC-97L configuration and served with the Pennsylvania ANG. It is seen here at Mildehall in July 1976.
Первые танкеры KC-97 были спроектированы с учетом возможности быстрого переоборудования в транспортные - с машины снимались дополнительные топливные баки, топливозаправочное оборудование и боевой пост оператора системы дозаправки. Последний вариант, KC-97G, нес часть топлива в огромных 2650-литровых подкрыльевых баках, что позволяло размещать в кабине дополнительный груз.
One turning and one burning - the outer Pratt & Whitney R-4360 piston engine and the port General Electric J47 turbojet provide the foreground in another of the author’s photographs from the KC-97L. The F-4Ds, up from Bitburg AFB, arrived in two pairs and carried no wing-mounted fuel tanks, nor ordnance on their wings.
One of the sequence of photographs taken by the author while aboard an Ohio ANG KC-97L over Germany in June 1969. With the Bitburg-based McDonnell Douglas F-4D Phantom maintaining a position beneath the rear fuselage of the tanker, the flying boom (so named as it has flight control surfaces) is lowered before connecting to the receptacle aft of the Phantom’s cockpit.
Wisconsin ANG KC-97L 52-2698 provides a top-up for 78th Tactical Fighter Squadron McDonnell Douglas F-4D 65-0767 over Germany in September 1969. The problem of compatibility between the piston-era KC-97 and the jet-age Phantom was amply resolved with the addition of the turbojets to the tanker. The “O” prefix on the KC-97L’s fin serial was given to all USAF operational aircraft that were more than ten years old.
This unusual gathering of types up from Luke AFB in Arizona represents three distinct eras of aviation history. Prop-driven KC-97L 53-0244 of the Arizona ANG refuels a classic late 1950s delta-winged jet fighter, Convair F-106A 59-0096, while the new kid on the block, McDonnell Douglas F-15A 73-0099, watches from the wings.
Израильские ВВС активно использовали возможности A-4 по дозаправке топливом в полете. На фотографии - пара Skyhawk принимает топливо от Boeing KC-97G.
На фотографии запечатлен прототип XC-97, который перевозят с завода в Рентоне через реку Сидар в аэропорт Рентона для выполнения первого полета. Хорошо видны двигатели, крыло и хвостовое оперение, взятое без изменений с B-29.
15 ноября 1944г.: созданный на базе B-29 самолет Boeing XC-97 предназначался для дальних транспортных перевозок.
Военно-транспортный самолет C-97
The Boeing Model 377 Transport Monoplane (four Wright R-3350-23 engines).
Боинг C-97 "Стратофрейтер"
В обтекателе под носовой частью фюзеляжа самолета C-97A (на снимке) установлена поисковая РЛС AN/APS-42, обтекатель является основным внешним отличием данной серийной машины от YC-97A.
8 июля 1947г.: поднялся в небо первый прототип Boeing Model 377 Stratocruiser (NX90700), представлявший собой коммерческий вариант грузового C-97 для ВВС США. Самолет в 1950 году продали "Pan Am".
NX1039V был первым Stratocruiser, построенным для "Pan Am". До поставки заказчику этот самолет летал в окраске "Boeing". "Pan Am" также купила у "Boeing" первый прототип, доведя его до стандарта 377-10-26 в своих мастерских.
Авиакомпания "American Overseas Airlines" приобрела семь лайнеров Boeing Stratocruiser, первый из которых, "Flagship Great Britain", был поставлен в 1949 году. В 1959 году этот самолет, служивший авиакомпании "Pan Am", был списан в Токио.
1 апреля 1949г.: "Pan American", заказавшая 28 ноября 1945 года 20 Boeing Model 377 Stratocruiser, начала регулярную эксплуатацию этого самолета, рассчитанного на перевозку 60 пассажиров на линии Сан-Франциско - Гонолулу, с 15 апреля - на линии Нью-Йорк-Бермуда, а со 2 июня - из Нью-Йорка в Лондон.
Хотя стоимость эксплуатации Stratocruiser была выше, чем у DC-6 или Constellation, роскошь и комфорт на борту позволяли использовать его на линиях "первого класса". Авиакомпания "Pan Am" первоначально закупила 20 самолетов Stratocruiser, позднее добавив к ним еще восемь.
BOAC приобрела десять Stratocruiser в 1949 году, эксплуатация которых началась в декабре на линии в Южную Африку. Среди прочих она дополнительно закупила в 1954 году один самолет ранее принадлежавший "Pan Am"и шесть - "United". Эти Stratocruiser несли службу в годы расцвета BOAC, хотя уже через несколько лет им на смену пришли первые пассажирские лайнеры.
Полученные BOAC Stratocruisers имели цвет полированного металла. Позднее верхнюю часть фюзеляжей окрасили в белый цвет и нанесли синюю полосу как на снимке. Представленный здесь самолет G-AKGM Castor, последний из шести первоначально заказанных BOAC, был поставлен 24 марта 1950 года. Позднее он был продан через "Boeing" авиакомпании "Transocean".
Boeing 377 Stratocruisers were powered by four 3,500 h.p. Pratt & Whitney Wasp Major R4360-TSB-6 radials. Our picture depicts BOAC Stratocruiser G-ALSA Cathay departing from Heathrow with Prime Minister Atlee aboard, December 1950.
Лайнер авиакомпании "Pan American World Airways" убирает шасси после взлета. Учитывая высокую стоимость эксплуатации самолета, "Pan Am" использовала его "роскошную" обстановку на борту, предлагая обслуживание по первому классу.
"United Air Line" была одной из немногих авиакомпаний, заказавших на своих Stratocruiser прямоугольные окна пассажирской кабины. Ее семь самолетов начали полеты с Гавайев в январе 1950 года, но позднее шесть из них были проданы фирме BOAC из-за высокой стоимости эксплуатации.
Boeing 377 Stratocruisers flew the Far East, Honolulu and major domestic routes and seated eighty-three passengers. Shown here is N74607 fitted with KC-97G type nose radar as a trial installation and consequently renamed "Rudolph the Radar Nose"
Самолет "Clipper Flying Eagle" авиакомпании "Pan Am" над Тауэрским мостом в Лондоне после завершения очередного трансатлантического рейса. Европейским центром флота этих самолетов был аэропорт Хитроу.
One of the “straight transport’’ versions of the Boeing Stratocruiser that currently provide Heyl Ha’Avir with its principal heavy logistic support capability. One of these elderly Boeings flying over the Sinai was knocked down by an Egyptian SAM in September 1971.
IDF/AF Stratocruiser 5815 was flown during the IAI military modification process (between April 1962 and April 1967) with the civil register 4X-FOF and the IAI in-house designation A-125.
PACIFIC DIVISION (PACD) of M.A.T.S . puts up a formation of the last three piston-engine types that will eventually be succeeded by turboprop C-130As and C-133As - and possibly C-132As. Top to bottom: U.S.A.F. Boeing MC-97C Stratofreighter; U.S.A.F. Douglas C-124A-DL Globemaster II; and U.S.N. Lockheed R7V-1 (Model L-1049F) Super Constellation. Note weather (nose) radome. M.A.T.S. has two squadrons of R7V-1s on the Pacific run - U.S.N. VR-7 and VR-8. The newer C-121C (with square windows and Wright turbo-compound R-3350-91s - 3,250 h.p.) has been assigned to the 1600th Air Transport Group at Charleston, S.C. This A.T.G. has the total contract for thirty-three C-121Cs - carrying either 27,000 lb. cargo or seventy-five passengers in rear-facing seats. The 1254th A.T.G. (Washington, D.C.) operates remaining C-121As and C-121Bs of M.A.T.S.
The Boeing YC-97J, one of two Stratofreighters which will serve as test beds for the new Pratt & Whitney T34 turboprop engine is shown on its maiden flight from Boeing FIeld on 19th April, 1955
Летающие лаборатории YC-97J были оснащены двигателями YT34 мощностью 5700 л.с. и обладали лучшими тактико-техническими характеристиками. Однако цена одного такого самолета была в два раза больше, чем стоимость C-97A (2,10 млн долларов).
With its refuelling boom fully extended, KC-97L 52-0905 of the Wisconsin ANG performs a flyby as part of a memorable display at Green ham Common in July 1973. This aircraft has been preserved and is currently on display as a ‘‘gate guardian” at the Wisconsin ANG’s base at Volk Field.
При ударах по отдаленным объектам штурмовики A-4 дозаправлялись над Средиземным морем от C-97 Stratocruiser
Заправщик KC-97L в Гринэм-Коммон
Одними из последних в эксплуатации оставались KC-97L из авиации Национальной гвардии. В 1964 году их переоборудовали из KC-97G, оснастив двумя ТРД J47, снятыми с KB-50J/K. Это повысило скоростные и высотные характеристики самолетов-заправщиков, позволив успешно заправлять в полете реактивные истребители того времени.
This Boeing KC-97 of the Illinois Air Guard has been fitted with two underwing General Electric 747 turbojets to boost speed and altitude performance and thus make it more suitable for refuelling current bombers
Sharp-eyed reader W. G. White spotted and photographed this Boeing YC-97J at Prestwick Airport.
The unique VC-97B (O-45:9596), the tenth built: recently assigned to H.Q.S.A.C.8th Air Force, as a flying command post - complete with teletype, sleeping accommodation and filing cabinets. This VC-97B is the U.S.A.F.'s only Stratocruiser - note commercial-type portholes.
Дозаправка B-52B от "летающего танкера KC-97 в полете. Использование дозаправки позволило трем B-52B совершить в 1962 г. кругосветный полет
The 500th Boeing C-97 delivered to the USAAF/USAF as a KC-97G.
500 APART! Last of the Renton-built C-97s, No. 888, a KC-97G Stratofreighter (53-3816) joined the 98th Air Refuelling Squadron, Lincoln A.F.B., Neb., late last year.
Первую систему "Flying Boom" собственной разработки "Boeing" установила на KB-29P. Модернизированный ее вариант разместили на KC-97 и KC-135.
Boeing 367-80 (рядом с KC-97) стал этапом в истории американской авиации и занял достойное место в Национальном аэрокосмическом музее.
Пять Stratocruisers были куплены израильской фирмой "Israeli Aircraft Industries" (IAl) в 1962 году. Все самолеты прошли разного рода доработки. Представленный на снимке 4X-FPZ получил грузовую рампу, а остальные четыре машины, переделанные в транспортные, обзавелись откидывающейся хвостовой частью фюзеляжа. IAI также владела одним из военно-транспортных YC-97. Самолет перешел фирме от частного владельца в качестве компенсации за неоплаченные работы.
The swing tail modification of the ex-PanAm Stratocruisers constituted the first major aeronautical engineering effort at IAI.
Рекламный снимок "Boeing", на котором стюардессы шести авиакомпаний позируют, сидя на полу верхней кабины секции фюзеляжа Stratocruiser, наглядно демонстрирует простор пассажирской кабины и нижнего багажного отделения.
В герметичной двухпалубной пассажирской кабине лайнера Boeing 377 Stratocruiser предусматривались места для 100 человек (или меньше в иных конфигурациях) со спальными каютами.
The distinctive cockpit of the C-97G in the summer of 2014. Much of the instrumentation remains in excellent condition. To get a bird’s-eye view of the big Boeing on Google Earth, simply enter the co­ordinates 42.992182, -90.140436 in the “Fly To” box.
The view from the glasshouse - visibility from the KC-97’s extensively glazed flightdeck was exceptional. The “office” of the tanker was spacious and well laid-out and proved to be popular with its crews. Here an Ohio ANG KC-97L pilot searches for his next contacts during a refuelling mission from Rhein-Main in June 1969.
HH-43B ВВС США, используя вихри от своих несущих винтов, пытаются сбить пламя с горящего транспортного Boeing C-97, 1964 год. В Нью-Джерси для отработки методики гашения пожаров использовали пять C-97.
Model 377-10-32 Stratocruiser. Авиакомпания "British Overseas Airways Corporation" (BOAC) располагала флотом из 17 самолетов Stratocruiser, которые она эксплуатировала с ноября 1949 года по декабрь 1959 года. Шесть новых самолетов были куплены в 1949 году, а в декабре 1954 года к ним добавили еще шесть самолетов, ранее принадлежавших "United", четыре - SAS и один - "Pan Am". Служба самолетов Stratocruiser пришлась на "золотой век" BOAC, хотя на престижных трансатлантических линиях они летали сравнительно недолго - на смену им пришли первые реактивные лайнеры. Большая часть флота BOAC уцелела и была передана обратно "Boeing" в обмен на реактивные Boeing 707. Еще два самолета были пущены на разделку, а машина, представленная на рисунке (G-ALSA Cathay) - одна из приобретенных у компании SAS, - была потеряна в Прествике в Рождество 1954 года. Эта катастрофа, унесшая жизни 24 пассажиров и четырех членов экипажа, была единственной в истории Stratocruiser, эксплуатировавшихся компанией BOAC. Все самолеты, возвращенные "Boeing", были проданы в июле 1959 года американской чартерной авиакомпании "Transocean Airlines Inc". Когда этот перевозчик прекратил свое существование в 1961 году, несколько самолетов было продано фирме "Aero Spacelines" для переделки в транспортные Guppy.
Stratocruiser
The Boeing Model 377 Transport.
XC-97
KC-97L
Схема развития самолета B-29