Boeing C-97 / Model 377 Stratocruiser
Варианты:
Boeing - C-97 / Model 377 Stratocruiser - 1944 - США
Страна: США
Год: 1944


Транспортный самолет/самолет-заправщик большой дальности с экипажем из 4-5 человек
Описание
Фотографии:

Цветные фото (29)
Boeing Model 367 (C-97 и KC-97 Stratofreighter)

   В начале 1942 года компания "Boeing" приступила к проработке проекта транспортного самолета на базе бомбардировщика B-29. Идею поддержали военные, которым настоятельно требовался транспортный самолет с большой дальностью полета. Контракт на постройку трех прототипов заключили 23 января 1943 года. Самолет получил фирменное обозначение Boeing Model 367, а военное - XC-97. Первый из трех прототипов поднялся в воздух 15 ноября 1944 года.
   XC-97 имел много общего с B-29, включая крыло и силовую установку. На первый взгляд фюзеляж, представлявший в сечении восьмерку, являлся совершенно новым, но фактически его нижняя часть мало отличалась от фюзеляжа B-29, это же можно сказать и о хвостовом оперении, которое крепилось к верхней части "восьмерки", имевшей больший радиус в сечении, чем нижняя. После непродолжительных испытаний трех прототипов в июле 1945 года была заказана партия из 10 предсерийных самолетов - шесть в грузовом варианте YC-97, три в варианте для перевозки личного состава YC-97A и один YC-97B с 80 креслами для пассажиров в главной кабине - как на гражданских авиалайнерах.
   Первый контракт на серийное производство, заключенный в марте 1947 года, предусматривал сборку 27 C-97A с двигателями Pratt & Whitney R-4360-27 мощностью по 3250 л.с, самолет был рассчитан на перевозку 134 человек или 24040 кг груза. Затем последовали две транспортные модификации C-97C и VC-97D. После завершения испытаний трех KC-97A, с увеличенным запасом топлива и системой дозаправки топливом разработки "Boeing", в 1951 году последовал заказ на серийные самолеты-заправщики KC-97E с двигателями R-4360-35C мощностью по 3500 л.с. Следующий вариант KC-97F отличался от KC-97E только двигателями (R-4360-59B). Причем обе модификации можно было легко конвертировать из заправщиков в транспортные самолеты - полностью снималось оборудование для дозаправки в воздухе. Самым массовым вариантом стал KC-97G (построено 592 самолета), машины данной модели конвертировались в транспортные без демонтажа систем дозаправки.
   К моменту завершения в 1956 году серийного производства, были построены 888 самолетов C-97 всех модификаций. В процессе эксплуатации самолеты дорабатывались в различные варианты. На KC-97L установили два ТРД General Electric J47-GE-23 тягой по 23,13 кН - с целью совместимости заправщика с реактивным бомбардировщиком Boeing B-47. KC-97G, переоборудованные в сугубо транспортный вариант, обозначались как C-97G, а полноценная пассажирская версия обозначалась C-97K; поисково-спасательные модификации получили обозначение HC-97G. Три KC-97L, переданные испанским ВВС, получили местное обозначение ТК.1. Несколько самолетов, используемых для выполнения различных задач, состояли на вооружении ВВС Израиля.


Варианты

   C-97D: третий YC-97A, а также YC-97B и два C-97A, модернизированные в пассажирские авиалайнеры
   KC-97H: один KC-97F, доработанный для испытаний британской системы дозаправки в воздухе типа "штанга-конус"
   YC-97J: окончательное обозначение двух KC-97G, модернизированных по заказу ВВС США в летающие лаборатории с четырьмя турбовинтовыми двигателями Pratt & Whitney YT43-P-5


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Boeing Model 367 (KC-97G Stratofreighter)

   Тип: транспортный самолет /самолет-заправщик большой дальности с экипажем из 4-5 человек
   Силовая установка: четыре звездообразных мотора Pratt & Whitney R-4360-59B мощностью по 3500 л. с. (2610 кВт)
   Характеристики: максимальная скорость на высоте 7620 м- 604 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 483 км/ч; время набора высоты 6100 м - 50 мин; практический потолок 10670 м; дальность 6920 км
   Масса: пустого 37 421 кг; максимальная взлетная 79 379 кг
   Размеры: размах крыла 43,05 м; длина 33,63 м; высота 11,66 м; площадь крыла 164,34 м'"
   Вместимость: до 96 человек или 60 носилок с ранеными в сопровождении санитаров, или груз


Boeing Model 377 Stratocruiser

   Коммерческий транспортный самолет Boeing Model 377 Stratocruiser разработан на основе военного Model 367 с использованием конструктивных решений самолета YC-97A с двигателями Pratt & Whitney R-4360. Первый полет прототип Model 377-10-19 выполнил 8 июля 1947 года, позже машину передали авиакомпании "Pan Am", ставшей крупнейшим эксплуатантом самолетов Stratocruiser.

   Самолеты выпускались в разной конфигурации интерьера: Model 377-10-26, -28, -29, -30 и -32, рассчитанных на перевозку от 55 до 112 пассажиров на сидячих местах или на 28 спальных и пяти сидячих местах. Основной салон находился на верхней палубе, на нижней - размещали салон класса "люкс" или коктейль-бар на 14 мест. Верхняя и нижняя палубы были связаны винтовой лестницей (трапом).
   Из 55 построенных самолетов Stratocruiser 27 машин одновременно летали в авиакомпании "Pan Am"; десять из них имели баки увеличенной емкости для трансатлантических полетов и были известны как Super Stratocruiser. В процессе эксплуатации двигатели самолетов оснастили турбокомпрессорами General Electric CH-10, за счет чего мощность каждого мотора удалось поднять на 50 л.с. Авиакомпания BOAC закупила 17 самолетов Stratocruiser, но только шесть из них были куплены непосредственно у "Boeing", остальные - у других авиакомпаний. После девяти лет эксплуатации BOAC продала в 1958 году десять самолетов американской авиакомпании "Transocean Airlines". Четыре из них конвертировали в 117-местный вариант, остальные летали в стандартной 63- и 84-местной конфигурации, но с дополнительно установленными 12 креслами.
   Прежде чем самолеты Stratocruiser окончательно сняли с эксплуатации в 1963 году, несколько машин прошло модернизацию в транспортный вариант. Но самой интересной доработке подверглись машины, закупленные компанией "Aero Spacelines lnc.", которая превратила их в самолеты для перевозки крупногабаритных грузов, названные B377-PG (Pregnant Guppy). Под различные вариации наименования "Guppy" эта компания переоборудовала несколько разных самолетов, используя планеры Model 367 и Model 377.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Boeing Model 377 Stratocruiser

   Тип: коммерческий транспортный самолет с экипажем из пяти человек
   Силовая установка: четыре звездообразных мотора Pratt & Whitney R-4360 Wasp Major мощностью по 3500 л. с. (2610 кВт)
   Характеристики: максимальная скорость на высоте 7620 м - 604 км/ч; крейсерская скорость на высоте 7620 м - 547 км/ч; начальная скороподъемность 317 м/мин; практический потолок 9755 м; дальность 6759 км
   Масса: пустого 37 875 кг; максимальная взлетная 66134 кг
   Размеры: размах крыла 43,05 м; длина 33,63 м; высота 11,66 м; площадь крыла 164,34 м2
   Вместимость: до 112 пассажиров
C-97
Окрашенный в цвета MATS, этот самолет (№49-2607) стал последним C-97A, сошедшим с конвейера. Начиная с 28-го самолета, по правому борту устанавливался передний грузовой люк.
KC-97
Wearing the distinctive triangular nose emblem of its former unit, the 11th ARS, 53-0276 is seen here at Davis-Monthan AFB, Arizona, in November 1969. Within a few weeks it had been removed from storage to become one of the second batch of 26 KC-97Gs to be converted to L standard. Note the original wing tanks.
Utah ANG KC-97L 53-0278 at Salt Lake City International Airport in September 1977. The 191st Air Refuelling Squadron operated the KC-97L from the summer of 1972 until March 1978, when this example was returned to Davis-Monthan to be retired and stored for the second time.
In June 1973 the mayor of Zeppelinheim, a small town across the main autobahn from Rhein-Main, christened KC-97L 52-2630 in the town’s honour, its name being applied in Germanic writing above the crew entry door. The aircraft served with the 160th Air Refuelling Group of the Ohio ANG until 1976, when it was transferred to the Museum of the USAF at Dayton, Ohio, where it remains on display.
Boeing KC-97L serial 53-0363 was one of 81 examples of the piston- and jet-powered variants to be used by the Air National Guard (ANG). It is seen here in July 1973 while serving with the Texas ANG, hence the Lone Star symbol on the type’s distinctive rounded nose.
Wisconsin ANG KC-97L 52-0902 at Mildenhall, Suffolk, on April 16, 1974. Tankers transiting from the USA to Europe frequently encountered strong headwinds or bad weather and were forced to divert to the British base, as on this occasion.
The first KC-97 to be fitted with General Electric J47 turbojets on hardpoints on the outer wings, where long-range fuel tanks were originally positioned, was 52-2697 of the Illinois Air Guard in the spring of 1964. It is seen here at Volk Field, Wisconsin, in July 1970. The Illinois ANG operated the KC-97L until the end of 1976.
The 888th and final C-97 built was 53-3816. After serving with Strategic Air Command’s 19th ARS at Otis AFB in Massachusetts, it was retired in late 1965 and flown to Davis-Monthan to be stored. In 1970 it was converted to KC-97L configuration and served with the Pennsylvania ANG. It is seen here at Mildehall in July 1976.
Первые танкеры KC-97 были спроектированы с учетом возможности быстрого переоборудования в транспортные - с машины снимались дополнительные топливные баки, топливозаправочное оборудование и боевой пост оператора системы дозаправки. Последний вариант, KC-97G, нес часть топлива в огромных 2650-литровых подкрыльевых баках, что позволяло размещать в кабине дополнительный груз.
One turning and one burning - the outer Pratt & Whitney R-4360 piston engine and the port General Electric J47 turbojet provide the foreground in another of the author’s photographs from the KC-97L. The F-4Ds, up from Bitburg AFB, arrived in two pairs and carried no wing-mounted fuel tanks, nor ordnance on their wings.
One of the sequence of photographs taken by the author while aboard an Ohio ANG KC-97L over Germany in June 1969. With the Bitburg-based McDonnell Douglas F-4D Phantom maintaining a position beneath the rear fuselage of the tanker, the flying boom (so named as it has flight control surfaces) is lowered before connecting to the receptacle aft of the Phantom’s cockpit.
Wisconsin ANG KC-97L 52-2698 provides a top-up for 78th Tactical Fighter Squadron McDonnell Douglas F-4D 65-0767 over Germany in September 1969. The problem of compatibility between the piston-era KC-97 and the jet-age Phantom was amply resolved with the addition of the turbojets to the tanker. The “O” prefix on the KC-97L’s fin serial was given to all USAF operational aircraft that were more than ten years old.
This unusual gathering of types up from Luke AFB in Arizona represents three distinct eras of aviation history. Prop-driven KC-97L 53-0244 of the Arizona ANG refuels a classic late 1950s delta-winged jet fighter, Convair F-106A 59-0096, while the new kid on the block, McDonnell Douglas F-15A 73-0099, watches from the wings.
A 77th FBS F-84G refuelling from a Boeing KC-97 Stratofreighter over the Mediterranean, 1954.
Israel
Израильские ВВС активно использовали возможности A-4 по дозаправке топливом в полете. На фотографии - пара Skyhawk принимает топливо от Boeing KC-97G.
NF.13 157. Grumman Avenger to the left and Boeing KC-97G to the right.
Civil
The Anak fleet began flying overseas flights in December 1962 when the Giants were still in PanAm livery. Anak 96, 4X-FOD, during an overseas flight to France.
The swing tail Giants at IAI with Anak 10 4X-FPV demonstrating the capability to load a bulldozer.
Only Anak 97 4X-FPY 'Massada' retained the original Stratocruiser tail section and received only minor modifications to suit the military airlift mission.
In surprisingly good condition after nearly four decades as a static exhibit beside the Don Q Inn at Dodgeville, Wisconsin, Boeing C-97G N227AR is something of a local landmark. Residents of the town still remember the day it arrived in October 1977, film of which may be seen on the TAH website at www.theaviationhistorian.com.
Три самолета Model 377 были окрашены в цвета "Boeing" и летали в такой окраске во время испытаний. Самолет Stratocruiser спроектирован на основе самолетов 75ST, YC-97A и C-97.
Самолеты Stratocruiser авиакомпаний "Northwest Airlines", "Pan American" и BOAC на стоянке завода фирмы "Boeing" рядом с бомбардировщиками B-50. Будучи коммерческим вариантом военно-транспортного самолета C-97, Stratocruiser, как и его предшественник, унаследовал многие элементы конструкции бомбардировщиков B-29/B-50: крыло, хвостовое оперение, шасси и нижнюю часть фюзеляжа. Несмотря на то, что Stratocruiser обеспечивал высочайший комфорт для пассажиров, он оказался очень сложным для эксплуатации авиакомпаниями.
Note that the ten 377-10-30s for Northwest Airlines and seven 377-10-34s of United Air Lines differed externally from all others in having rectangular windows instead of the circular units installed on the majority of Stratocruisers.
Авиалайнер Боинг B-377 «Стратокрузер» авиакомпании «PanAm» - первый в мире серийный пассажирский самолет, способный перевозить за один рейс сотню человек. Вторая половина 1940-х гг.
American World Airways Stratocruiser Clipper Constitution photographed at Honolulu in June 1950. At that time, San Francisco-Honolulu was the airline's busiest route.
Стюардесса авиакомпании «PanAm» в униформе начала 1950-х гг. на фоне Боинга B-377. Фото 1953 г.
One of the eight Boeing 377 Stratocruisers operated by Transocean, N404Q (c/n 15978) originally served with BOAC as G-AKGL Cabot from April 1950. It went to Transocean in August 1958. It was later used in the manufacture of an Aero Spacelines Super Guppy.
United ordered seven Boeing 377 Stratocruisers and used them principally on the Hawaii route. Six were subsequently sold to BOAC.