Aero Spacelines B-377 Guppy
Варианты:
Aero Spacelines - B-377 Guppy - 1962 - США
Страна: США
Год: 1962


Транспортный самолет для перевозки негабаритных грузов
Описание
Фотографии
Aero Spacelines Guppy

  В 1950-е годы гражданские авиакомпании вывели из эксплуатации значительное количество самолетов Boeing Stratocruiser, часть из которых была куплена известным авиационным брокером Ли Мэнсдорфом, после чего поставлена на хранение в Ван-Нийс, штат Калифорния. Примерно в это же время у НАСА возникли затруднения с перевозкой крупногабаритных элементов конструкций ракет с заводов-производителей, расположенных в Калифорнии, на испытательные полигоны в штатах Луизиана и Миссисипи, а также на пусковой комплекс на мысе Канаверал, штат Флорида.
  Джон М. Конрой предложил доработать самолеты Stratocruiser так, чтобы в них помещались секции ракет большого диаметра. Конрой ранее летал в ВВС на бомбардировщиках и транспортных самолетах, затем работал в гражданской транспортной авиакомпании, служил в авиации Национальной Гвардии, где летал на самолете C-97 Stratofreighter, военно-транспортном варианте самолета Stratocruiser.
  Проект переоборудования, предложенный Конроем, презентовали НАСА в 1960 году. Специалисты НАСА отнеслись к проекту скептически, но Вернер фон Браун дал распоряжение провести продувки модели модернизированного самолета Stratocruiser в аэродинамической трубе для детального изучения предложения Конроя. В конечном итоге продувки привели к появлению первого B377PG Pregnant Guppy. Данный вариант сохранил большое количество особенностей, присущих авиалайнеру, но отличался от него усиленным фюзеляжем с новой верхней секцией бульбообразной формы. Задняя часть фюзеляжа вместе с хвостовым оперением выполнялась съемной по линии задней кромки крыла для проведения погрузочно-разгрузочных работ.
  Прототип самолета Pregnant Guppy выполнил первый полет 19 сентября 1962 года. Несмотря на возросшую на 2272 кг массу, самолет управлялся в полете даже легче, чем C-97, а его скорость упала всего на 8 км/ч по сравнению с пассажирским вариантом, в то время как исследователи предрекали снижение скорости из-за роста лобового сопротивления минимум на 64 км/ч и предупреждали о резком ухудшении управляемости самолетом в полете, особенно в случае отказа двигателя. Конрой показал, что самолет легко управляется даже при двух неработающих моторах.
  После получения на самолет сертификата летной годности американской авиационной федерации (FAA), самолет с лета 1963 года стал эксплуатироваться НАСА, Министерство обороны США заключило с созданной Конроем фирмой "Aero Spacelines Corporation" эксклюзивный контракт на перевозку секций ракет Saturn; Конрой же закупил еще 25 самолетов Stratocruiser и C-97 для последующей разборки на запасные части.
  Довольно быстро стало ясно, что НАСА требуется самолет, способный перевозить еще более крупногабаритные грузы. Второй транспортный самолет собрали из четырех C-97. Он был значительно крупнее первого B377PG Pregnant Guppy, отличаясь от него фюзеляжем увеличенной длины с верхней секцией большего диаметра и крылом увеличенного размаха. Для улучшения устойчивости увеличили площадь хвостового оперения. Вместо поршневых моторов R-4360 на новый транспортный самолет установили четыре турбовинтовых двигателя Pratt & Whitney T34-P-7 мощностью по 7000 л. с. Самолет B337SG Super Guppy выполнил первый полет 31 августа 1965 года. Грузовая кабина длиной 33,17 м и объемом 1410м3 сделала B337SG Super Guppy самым большим транспортным самолетом в мире на тот момент. Это был единственный самолет, способный перевозить секции ракеты Saturn V. Для погрузки-разгрузки передняя часть фюзеляжа откидывалась на мощных петлях влево.
  Контракт с НАСА на эксплуатацию самолета Super Guppy был подписан в марте 1956 года. Оба самолета Guppy перевезли примерно 85% грузов в рамках космических программ Saturn и Apollo, включая 11 из 13 кораблей Apollo, а также лунные модули. В 1979 году НАСА купила самолет Super Guppy для перевозок по программе Space Shuttle. Планировался к постройке шестимоторный вариант Guppy, но он так никогда и не был реализован, равно как и проект Colossal Guppy на базе стратегического бомбардировщика B-52.
  Завершив постройку Super Guppy, Джек Конрой приступил к реализации проекта Mini Guppy. Проект базировался на обычном самолете Stratocruiser, от Super Guppy его отличали крыло увеличенного размаха и новая секция фюзеляжа уменьшенного диаметра. Первый полет Mini Guppy выполнил 24 мая 1967 года. Налетав всего два часа, на следующий день самолет совершил перелет во Францию для участия в авиационно-космическом салоне.
  За оснащенным поршневыми двигателями Mini Guppy последовал Guppy 101 с турбовинтовыми двигателями Allison-501. Единственный построенный экземпляр Guppy 101 впервые поднялся в воздух 13 марта 1970 года, а через два месяца разбился в испытательном полете на авиабазе Эдвардс.
  Самым последним вариантом Guppy стал Guppy 201. По размерам он примерно соответствовал Mini Guppy, но был оснащен четырьмя турбовинтовыми двигателями Allison-501. Самолет Guppy 201 выполнил первый полет 24 августа 1970 года, годом позже в воздух поднялся второй самолет.
  В Европе интерес к самолетам Guppy возник после демонстрации в Париже в 1967 году Mini Guppy. Построенные фирмой "Aero Spacelines" два Guppy 201 были проданы в 1971 году и в 1972 году консорциуму "Airbus" для использования в программе по разработке и серийному изготовлению европейских пассажирских авиалайнеров Airbus. Опыт эксплуатации Guppy 201 оказался столь удачным, что консорциум купил права на производство самолетов, материалы для изготовления и заказал постройку еще двух Guppy 201 фирме "UTA Industries".
  Носовая часть фюзеляжа самолета Guppy 201 откатывалась влево на 110° от продольной оси фюзеляжа на встроенных в носовую секцию колесах(колеса были снабжены собственными приводами). Диаметр грузовой кабины - 7,77 м.
  Четыре Guppy 201 интенсивно использовались в рамках программы Airbus Skylink и внесли большой вклад в успех программы создания и постройки самолета Airbus. До 1989 года самолеты эксплуатировались авиакомпанией "Aeromaritime d'Affretement SA", 50% акций которой принадлежало консорциуму "Airbus" и 50% - фирме "UTA Industries", после чего руководство консорциума установило полный контроль над самолетами, финальный полет самолет Guppy консорциума "Airbus" выполнил в декабре 1997 года. Ныне перевозки, которые ранее выполняли самолеты Guppy, выполняют самолеты SATIC Belouga.
  Один Guppy 201 продолжает эксплуатировать НАСА, самолет базируется в Хьюстоне, штат Техас.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Aero Spaceline Guppy 201

  Тип: транспортный самолет для перевозки негабаритных грузов
  Силовая установка: четыре турбовинтовых двигателя Allison-501-D22C мощностью по 4912 л. с.
  Летные характеристики: крейсерская скорость на высоте 7620 м 407 км/ч; максимальная крейсерская скорость 463 км/ч; скороподъемность на уровне моря 457 м/мин; практический потолок 7620 м; дальность полета с максимальной полезной нагрузкой 813 км
  Массы: пустого 453359; максимальная взлетная 77100 кг; максимальная полезной нагрузки 24494 кг
  Размеры: размах крыла 47,62 м; длина 43,84 м; высота 14,78 м; площадь крыла 182,52 м2
Pregnant Guppy. В вариант Pregnant Guppy конвертировали авиалайнер Stratocruiser, ранее принадлежавший компании "Pan Am". Крыло, носовую часть фюзеляжа с кабиной экипажа и хвостовое оперение при модернизации не меняли. Хвостовая часть фюзеляжа вместе с оперением выполнена отъемной для выполнения погрузочно-разгрузочных работ.
B-377SG Super Guppy. На постройку Super Guppy пошли элементы четырех самоле тов. Больше всего компонентов было взято от экспериментального YC-97J: крыло, кабина экипажа, нижняя часть фюзеляжа и хвостовое оперение. Super Guppy эксплуатировался НАСА до 1991 года, после чего был поставлен на хранение в Дэвис-Монтан (штат Аризона).
Mini Guppy. Самолет сохранил поршневую силовую установку и хвостовое оперение авиалайнера. Фюзеляж выглядит не столь "горбатым", как у других самолетов семейства Guppy. Первый полет Mini Guppy выполнил 24 мая 1964 года. Данный единственный построенный самолет некоторое время эксплуатировался авиакомпанией "Aero Union of Chino" из Калифорнии вместе с самолетами Douglas DC-4.
24 августа 1970г.: произвел первый полет Guppy 201, финальный вариант семейства Aero Spacelines Guppy. Четыре построенных самолета использовались в программе строительства самолетов Airbus, доставляя к месту окончательной сборки крупномерные конструкции, собранные на других заводах.
Авиакомпания "Airbus Inter Transport" использует четыре Guppy 201 для перевозок деталей конструкций самолетов Airbus от места изготовления к месту окончательной сборки. Самолет настолько впечатлил руководство фирмы "Airbus", что была заказана специальная модификация Guppy.
Четыре Guppy 201 были построены по заказу "Airbus lndustrie". Первый полет Guppy 201 выполнил 24 августа 1970 го да. Самолет разработан для перевозки такой же нагрузки, какую был способен транспортировать Super Guppy, и построен на основе Boeing C-97. "Aero Spacelines" закупила в США планеры самолетов KC-97G, которые были переделаны специалистами UTA.
Четыре самолета Guppy, задействованные в программе Airbus Skylink, эксплуатировались круглосуточно, перевозя элементы конструкций самолетов Airbus на сборочные заводы в Тулузе и Гамбурге. В настоящее время эксплуатируется только один самолет Guppy, принадлежащий НАСА.
Четвертый и последний построенный Guppy 201 стал единственным самолетом данного типа, он продолжает летать и в наше время. Самолет был куплен НАСА у "Airbus Skylink" для перевозки компонентов Международной космической станции и других негабаритных грузов.
Крупномерные секции фюзеляжей авиалайнеров Airbus загружались в Guppy201 спереди - после отклонения вбок носовой части фюзеляжа. Специальные подъемники упрощали погрузочно-разгрузочные операции.
Летом 1991 года планер A340 прошел расширенные наземные испытания на прочность при статической нагрузке в авиационном испытательном центре в Тулузе (CEAT). На снимке: переднюю часть фюзеляжа выгружают из транспортного самолета Guppy 201 в октябре 1990 года.
Самолет Beluga (на переднем плане) пришел на смену стареющим машинам Super Guppy (на заднем плане). Головной самолет Beluga (серийный №655) запечатлен незадолго до своего первого полета в сентябре 1994 года, он поступил в эксплуатацию в октябре 1995 года после 12 месяцев летных испытаний.
Первым в семействе самолетов Guppy стал Pregnant Guppy. Самолет B377PG построили на базе авиалайнера Stratocruiser. Огромная бульбообразная надстройка на фюзеляже незначительно увеличила лобовое сопротивление самолета и даже несколько улучшила летные характеристики.
On Mark/Aero Spacelines Model 377PG Stratocruiser
Крутые обводы носовой части фюзеляжа и продуманное остекление кабины обеспечивают пилотам великолепный обзор. В подфюзеляжном обтекателе установлен радиолокатор.
To faciliate transportation of A300B components from the various manufacturing points to the final assembly line at Toulouse, Airbus Industrie purchased a Super Guppy 201. Its capacity is shown by this picture of the A300B fatique test airframe being loaded.
Оснащенный четырьмя турбовинтовыми двигателями, Allison Guppy 101 стал первым серийным вариантом Mini Guppy. Объем его грузовой кабины значительно меньше, чему Pregnant Guppy и Super Guppy.
Спереди Guppy напоминает летательный аппарат из фантастического фильма. Самолет Guppy оказался исключительно удачным для перевозок крупногабаритных грузов.
On Mark/Aero Spacelines Super Guppy. First flight August 31, 1965