Мировая Авиация 38
-
МиГ-29М ("изделие 9-15"). Все шесть прототипов МиГ-29М были построены заново, а не модернизированы из других самолетов. На некоторых прототипах в целях "обмана" спутников-шпионов были нарисованы ложные верхние входы воздухозаборников.
Внешне МиГ-29М сложно отличить от "изделия 9-13", но по своим возможностям он многократно превосходит предшественника.
Одним из внешних отличий МиГ-29М стал новый профиль фонаря кабины. Фонарь стал выше и облегчен за счет переноса антенны автоматического радиокомпаса. Более высокий фонарь позволил установить выше катапультное кресло для улучшения обзора летчика из кабины.
До закрытия программы МиГ-29М, перспективный истребитель неоднократно демонстрировался на авиасалонах в Париже и Фарнборо. Однако экспортных заказов на него так и не поступило, хотя его стоимость была ниже, чем у F-16 или F/A-18.
МиГ-29 поздних модификаций способны применять широкий ассортимент авиационных средств поражения. Возможности самолета по ведению воздушного боя значительно повышены за счет использования ракет Р-77, хотя интеграция этих ракет в систему управления вооружением проходила очень непросто.
A-10 Thunderbolt II. Штурмовики A-10 из 23-го тактического истребительного авиакрыла перебазировались в Саудовскую Аравию из Луизианы, авиабаза Ингланд, для участия в операциях "Щит пустыни" и "Буря в пустыне". Самолет 80-0186 "Tiger I" принадлежал командиру авиакрыла.
OA-10A Thunderbolt II. Хотя самолет имеет обозначение OA-10A, он почти не отличается от штурмовика A-10A. Главное отличие - назначение самолета. На вооружении практически всех штурмовых эскадрилий состоят самолеты A-10A и OA-10A, причем на практике различия между ними не делают. В большинстве боевых вылетов в Косово самолеты OA/A-10 несли боевую нагрузку из УР Maverick и бомб Mk 82 для поражения целей и блоков НАР LAU-131 для маркировки целей.
Вооруженный УР Maverick, штурмовик A-10 из 57-го авиакрыла заходит на цель. В ходе операции "Allied Force" в Косово эти штурмовики выполняли полеты, решая одновременно как штурмовые задачи, так и действуя в роли передовых авианаводчиков.
Мощная пушка GAU-8/A Avenger самолетов OA-10/A-10 может использоваться и для маркировки целей при выполнении заданий передового авианаводчика.
Самолеты A-10 и OA-10 стали настоящим бичом для иракской армии. Штурмовики сокрушали оборону противника, облегчая боевые действия сухопутным войскам. Самолеты A-10 сохранили жизни многим солдатам коалиционных войск.
Летчик OA-10A из состава 11-й авиаэскадрильи выполняет рулежку по заснеженной ВПП авиабазы Эйелсон на Аляске. Сегодня эта эскадрилья именуется 355-й истребительной, на ее базе отрабатывалось взаимодействие передовых авианаводчиков с истребителями-бомбардировщиками F-16 в ночных условиях.
Несмотря на свой возраст, самолет A-10 остается важной частью ВВС США. Данный A-10 принадлежит 74-й авиаэскадрилье, он сфотографирован в 2000 году на авиабазе Аль-Джабер в Кувейте во время операции "Southern Watch".
Пилоты A-10 совершали по несколько боевых вылетов в день. Условия обитания по американским меркам считались примитивными, зато летчики практически не встречали противодействия от авиации и ПВО противника. Отчасти именно эти два последних фактора определили высочайшую результативность штурмовиков.
Нередко "боевую раскраску" наносили на внутреннюю поверхность створки, закрывавшей отсек встроенной стремянки. На фотографии - самолет из 353-й эскадрильи "Panthers" 354-го авиакрыла.
Отметки об уничтоженных целях на фюзеляже A-10 80-0170 Lakanuki, в том числе три РЛС, пусковые установки БР Scud, 11 танков и 42 боевые бронированные машины.
Экипажи всегда щедро украшают свои самолеты "веселыми картинками". Причем "ядром" живописи на самолетах A-10 часто оказывалась мощная бортовая пушка.
Фельдфебель Киттель добился первых успехов на Bf 109F. На изображенном самолете ас сражался с мая 1942 года. Поначалу боевой счет Киттеля рос медленно - за восемь предшествовавших маю 1942 года месяцев он одержал всего 15 побед.
"Желтый 5" - это позывной Bf 109G-2 фельдфебеля Антона Хафнера из 6./JG 51, воевавшего в августе 1942 года в районе Орла. Хафнер продолжил увеличивать свой личный счет в боях над Средиземным морем, летал на Fw 190, прежде чем снова вернулся в Россию.
Эксплуатация Boeing 707-300 Intercontinental началась в 1972 году, машины стали вторым поколением реактивных авиалайнеров в авиакомпании "Sudan Airways" и выполняли регулярные рейсы в Европу. Несмотря на закупку самолетов у "Airbus", авиакомпания продолжает эксплуатацию трех 707-х. Модель Intercontinental предназначена специально для трансокеанских полетов и отличается удлиненным фюзеляжем и крылом увеличенного размаха. Размах стабилизатора также увеличен. На самолете установлены двигатели Pratt & Whitney JT4A-3. Все самолеты, построенные после 1960 года, имели узкие кили.
Авиакомпания "Nigeria Airways" была основана в 1958 году на базе "West African Airways Corporation". Ранее она эксплуатировала самолеты Boeing 377 Stratocruiser, но в 1971 году приобрела один Boeing 707, который вышел на маршрут Лагос-Лондон вместо лайнеров VC10, принадлежавших авиакомпании BOAC. По финансовым соображениям этот маршрут закрыли, а самолеты - продали. И хотя 707-й все еще числится в реестре "Nigeria Airways", в воздух он не поднимается уже в течение нескольких лет.
Самолет Boeing 707 изначально предлагался заказчикам в варианте прототипа - модели 367-80. Серийно машина выпускалась дольше, чем любой предшествовавший ему пассажирский авиалайнер. Изображенный здесь № 70700 отличался от последующих 707-х отсутствием щитков (предкрылков) Крюгера и вертикальным оперением меньшей площади. Модель 367-80 являлась "чистым" экспериментальным самолетом и не имела иллюминаторов, а в салоне отсутствовали пассажирские кресла (позже фирма переделала самолет в маркетинговых целях в "нормальный" авиалайнер). В первой рекламной кампании самолет получил имя "Jet Stratoliner", но затем от названия отказались в пользу цифровой нумерации, а межконтинентальный вариант стал именоваться Boeing 707 Intercontinental.
Первый заказ на шесть Boeing 707 поступил от авиакомпании "Pan American World Airways", эти самолеты обозначались 707-121. Авиаперевозчик очень хотел привлечь внимание к своим самолетам и зарегистрировал их под специальными кодами, которые начинались с модели самолета и заканчмвались аббревиатурой компании. Авиаперевозчик подчинился требованию FAA о необходимости выполнить первые технические рейсы 707-х без пассажиров.
Участие США во вьетнамской войне заставило Пентагон заключить контракты с рядом авиакомпаний - "Braniff", "Continental", "Pan American", "ТIА", "World Airways" - на перевозку личного состава из США на ТВД и обратно. Фотография Boeing 707-321C, охраняемого американским патрулем, сделана во Вьетнаме на авиабазе Дананг в 1966 году.
Прототип 367-80 выполнил первый полет 15 июля 1945 года. По ходу своей испытательной карьеры 367-80 претерпел немало изменений. На разных стадиях самолет оснащался пятым двигателем в корне вертикального оперения, колесами шасси с пневматиками низкого давления и, как на снимке, 4,5-метровой штангой и измерительной аппаратурой в носовой части фюзеляжа. Измерительнаяч аппаратура была увязана с вычислителем системы управления полетом, которая позволяла имитировать полет в широком диапазоне скоростей, от близких к сваливанию до сверхзвуковых.
Фирма "Boeing" испытывала на прототипе 367-80 несколько комплектов для снижения шумности. На снимке - самолет, оснащенный ранним вариантом комплекта с коническими глушителями, установленным только на внешнем левом двигателе. Данный вариант оказался неудачным.
Наиболее удачными оказались глушители для Boeing 707, состоявшие из девяти индивидуальных сопел цилиндрической формы. Однако стоимость одного такого комплекта составляла 2 млн долларов.
На фотографии снятого устройства для снижения шума двигателя хорошо видна простота его конструкции. Такие устройства без труда могли быть установлены на любой ранее построенный самолет, доработка занимала всего несколько дней.
Альтернативный вариант снижения уровня шума двигателей предложили летчик-испытатель "Boeing"Дж. Р. Ганнет (слева) и инженер Брюс Менгель (справа). Устройство в виде вентилятора практического применения не нашло, проводились испытания устройства только при газовках двигателя на стоянке и при рулении.
Последней гражданской моделью Boeing 707 стала 707-700 с двигателями General Electric/SNECMA CFM56 с пониженным расходом топлива, что позволило повысить экономические показатели и летные характеристики авиалайнера. Хотя самолет в этой конфигурации гражданскими компаниями никогда не эксплуатировался, он послужил платформой для создания по заказу ВМС США самолета связи с подводными лодками Е-6 Mercury.
27 февраля 1980 года при посадке в международном аэропорту Манилы на Филиппинах у Boeing 707 компании "China Airlines" со 135 пассажирами на борту отвалилась носовая часть фюзеляжа. Самолет при приземлении несколько раз подскочил, а затем проскользил по аэродрому сотни метров и остановился у терминала, а потом взорвался. Экипаж и все пассажиры сумели покинуть самолет, но одна женщина позже скончалась в больнице от полученных ожогов. Стюардесса Ванг Вен Фанг при спасении пассажиров проявила личное мужество и высокое самообладание. Невзирая на полученные ранения, она покинула самолет последней.
Самолет авиакомпании BOAC (борт G-ARWE), выполнявший рейс 712 из Лондона в Сидней через Цюрих, вылетел из Хитроу 8 апреля 1968 года. Командир корабля Чарльз Тэйлор оторвал самолет от ВПП №28 в 15 часов 27минут. Однако через полторы минуты после взлета у лайнера отвалился от пилона двигатель №2, самолет практически утратил управляемость - экипаж принял решение садиться в Хитроу. Командир не полностью выпустил закрылки и отказался от использования реверса тяги уцелевших двигателей, чтобы предотвратить распространение пожара на фюзеляж. При касании ВПП у самолета отвалилась левая плоскость крыла. Пассажиров эвакуировали через аварийные выходы по правому борту. Из 127 человек 123 удалось благополучно эвакуировать, но четыре человека погибли. Причиной катастрофы послужило разрушение компрессора двигателя.
Boeing 707-436. Долговременное, продолжающееся и поныне, партнерство между авиакомпанией BOAC, ставшей затем "British Airways", и фирмой "Boeing" началось в октябре 1956 года, когда авиаперевозчик объявил о получении одобрения правительства на покупку лайнеров модели 707. В намерения BOAC входило поставить 707-й на линии, связывающие Великобританию и Канаду, а также восточное и западное побережья США. Причем полеты из Британии на западное побережье США предполагалось выполнять по полярным маршрутам. Изучалась возможность эксплуатации Boeing 707 и на тихоокеанских и австралийских маршрутах, но это требовало одобрения правительства. Авиалайнеры предполагалось эксплуатировать в различной компоновке, но BOAC еще потребовала от производителя внести в конструкцию самолета большое количество изменений, внешне самыми заметными из них стали более высокий киль и дополнительный подфюзеляжный гребень (увеличение площади вертикального оперения позволило улучшить устойчивость самолета по курсу). G-ARRC стал 12-м самолетом, поставленным компании BOAC, и последним - с двигателями Conway (два из них были 465-й модели). Лайнер поставили на регулярные линии 15 марта 1963 года, а затем BOAC закупила 11 самолетов Boeing 707-320C. Впоследствии большинство машин перевели на чартерные перевозки в другие авиакомпании, такие как "BEA Airtours".
Boeing 707-121
Пара истребителей F-16C принимает топливо от заправщика KC-135. F-16 являлись самыми многочисленными самолетами на ТВД, а использование самолетов-заправщиков позволило ударным самолетам действовать на больших расстояниях от аэродромов базирования.
На этом Fw 190A-6 командир 3./JG 54 обер-лейтенант Киттель воевал в районе Риги в августе 1944 года. Большинство своих побед ас одержал на Fw 190.
B-58 Hustler (борт 55-664) первым выполнил дозаправку в воздухе. На фотографии, сделанной в июне 1958 года, борт 55-664 подходит к танкеру KC-135A. Во время эксплуатации за счет своей хорошей устойчивости в полете B-58 завоевал репутацию относительно простого в управлении самолета при дозаправке в воздухе.
Пара истребителей F-16C принимает топливо от заправщика KC-135. F-16 являлись самыми многочисленными самолетами на ТВД, а использование самолетов-заправщиков позволило ударным самолетам действовать на больших расстояниях от аэродромов базирования.
Из Германии и США на ТВД были переброшены состоявшие на вооружении армейской авиации США самолеты визуальной и радиотехнической разведки OV-1D и RV-1D.
Изображенный здесь прототип самолета Lancaster (BT308) имеет хвостовое оперение от Manchester. На первом прототипе стояли моторы Merlin X, а не Merlin XX. Январь 1941 г.
The first prototype in its original form with short tailplane and central fins.
A typical production Lancaster II - later to serve with No 426 Squadron - showing the deepened bomb-bay, but with ventral turret removed
Вариант Lancaster Mk II с двигателями воздушного охлаждения Bristol Hercules появился только из-за нехватки моторов Rolls-Royce Merlin. Летные характеристики Mk II оказались хуже, и после начала выпуска моторов Merlin в США выпуск модели Mk II прекратили. Окна в бортах фюзеляжа характерны для самолетов ранней постройки, на машинах поздней сборки их не было.
Два самолета Lancaster, включая HK541, были оборудованы надфюзеляжными топливными баками емкостью по 6819 л. Оба самолета для дальнейших испытаний в 1944 году перегнали в Индию.
В преддверии вероятных бомбардировочных операций против Японии самолет Mk I доработали и перекрасили в белый цвет для лучшего отражения солнечных лучей, после чего машина получила обозначение Mk I (FE). Под фюзеляжем заметен обтекатель радиолокатора H2S.
Прицеливание пулеметов нижней башенной турели FN.64 осуществлялось через перископ. На большом количестве самолетов вместо нее со временем установили радиолокатор H2S. Демонтаж нижних стрелковых точек сделал бомбардировщики уязвимыми для атак ночных истребителей Bf110 и Ju 88, вооруженных кинжальными стрелковыми установками Schrage Musik, способными вести огонь вверх.
Первый прототип XB-58 (55-660) выполнил около 150 полетов и стал первым B-58, достигшим скоростей М=1 и М=2. Незадолго до утилизации самолет получил прозвище "Old Grandpappy".
На снимке хорошо видно дельтовидное крыло YB-58 и установленные на пилонах под крылом двигатели, а также массивный подвесной контейнер с топливом и вооружением, благодаря которому внешний облик самолета Hustler стал просто уникальным.
B-58 Hustler (борт 55-664) первым выполнил дозаправку в воздухе. На фотографии, сделанной в июне 1958 года, борт 55-664 подходит к танкеру KC-135A. Во время эксплуатации за счет своей хорошей устойчивости в полете B-58 завоевал репутацию относительно простого в управлении самолета при дозаправке в воздухе.
YB-58A (борт 55-663) с подвешенным контейнером MB-1C запечатлен на заводском аэродроме в Форт-Уорте. Рядом с самолетом МБР SM-65 Atlas, также выпускавшаяся "Convair" (на заводе в Кирни-Меса, штат Калифорния). В контейнер MB-1C помещался ядерный боеприпас W39Y1-1 и 14 706 л топлива. С другой стороны ВПП установлен еще один Hustler, а на заднем плане просматривается авиабаза Карлсвэл, где размещены самолеты B-52 и KC-135.
YB-58 (55-663) был задействован в испытаниях на сброс полезной нагрузки, с него впервые выполнен сброс двухкомпонентного (топливо и ядерный боеприпас) контейнера TCP на сверхзвуковой скорости.
Экипаж самолета Hustler состоял из трех человек, которые размещались в фюзеляже друг за другом в индивидуальных кабинах и имели свои спасательные капсулы. Условия обитания для членов экипажа были далеки от комфортабельных.
Флайт-лейтенант Х.Л. Рошер из 1-й эскадрильи Королевских ВМС принимал участие на этом самолете серии 504 в рейдах на Остенде и Антверпен. В налете на Антверпен принимало участие пять таких самолетов, из строя удалось вывести две германские субмарины.
Avro серии 504C
Крупномерные секции фюзеляжей авиалайнеров Airbus загружались в Guppy201 спереди - после отклонения вбок носовой части фюзеляжа. Специальные подъемники упрощали погрузочно-разгрузочные операции.
Местное воздушное сообщение между островами Новой Каледонии обеспечивает авиакомпания "Air Caledonie", имеющая в своем парке один ATR 42-500 и два более вместительных ATR 72-500. Все три самолета несут аналогичную яркую окраску.
Индийская авиакомпания "Kingfisher Airlines" использует ATR 72-500 на линиях внутри страны. Первый из 35 заказанных самолетов (на снимке) был поставлен компании 30 марта 2006 года.
На Roe I Triplane летчик сидел сразу за топливным баком, установленным на стойках над фюзеляжем.
Даже самый совершенный триплан Роу, Triplane № 4, выглядел форменной этажеркой. Снимок сделан вскоре после взлета аппарата. При постройке серии Роу приобрел конструкторский опыт и научился пилотировать самолеты.
"...the driver sat partly exposed to view... with his hands on a raked-column steering wheel". Typical example of this early arrangement are provided by the Avro Triplane.
B-377SG Super Guppy. На постройку Super Guppy пошли элементы четырех самоле тов. Больше всего компонентов было взято от экспериментального YC-97J: крыло, кабина экипажа, нижняя часть фюзеляжа и хвостовое оперение. Super Guppy эксплуатировался НАСА до 1991 года, после чего был поставлен на хранение в Дэвис-Монтан (штат Аризона).
Четыре Guppy 201 были построены по заказу "Airbus lndustrie". Первый полет Guppy 201 выполнил 24 августа 1970 го да. Самолет разработан для перевозки такой же нагрузки, какую был способен транспортировать Super Guppy, и построен на основе Boeing C-97. "Aero Spacelines" закупила в США планеры самолетов KC-97G, которые были переделаны специалистами UTA.
Четвертый и последний построенный Guppy 201 стал единственным самолетом данного типа, он продолжает летать и в наше время. Самолет был куплен НАСА у "Airbus Skylink" для перевозки компонентов Международной космической станции и других негабаритных грузов.
Крупномерные секции фюзеляжей авиалайнеров Airbus загружались в Guppy201 спереди - после отклонения вбок носовой части фюзеляжа. Специальные подъемники упрощали погрузочно-разгрузочные операции.
Истребители-бомбардировщики F-15E из 4-го истребительного авиакрыла на летном поле авиабазы Эль-Хардж. F-15E нес феноменальную боевую нагрузку и мог поражать точечные цели круглосуточно.
Двухместный истребитель-разведчик Avions Fairey Fox VI из подразделения 6/III (2-й авиаполк), на 10 мая 1940 года в полку имелось 15 самолетов Fox VI и Fox VII.
После войны бомбардировщики переоборудовались в авиалайнеры Lancastrian, способные перевозить 13 пассажиров, или же в грузовые самолеты. Однако, обладая высокой скоростью и значительной дальностью полета, Lancastrian оказался слишком дорогим и сложным для гражданских эксплуатантов.
Не менее 12 самолетов С-12 трех модификаций базировались вДахране и Эр-Рияде (Саудовская Аравия) и использовались для перевозки старшего и высшего офицерского состава.
Вооруженный вертолет, ганшип, UH-1B "Hog" из 1-й аэромобильной бронекавалерийской дивизии СВ США. Штатное вооружение включает 70-мм НАР, многоствольные 7,62-мм пулеметы Minigun и 40-мм гранатометы. Изображенный вертолет вооружен управляемыми по проводам ПТУР SS.11.
Вертолеты UH-1 предназначались, прежде всего, для использования в качестве транспортных, огневой поддержки и санитарных. Но они также обеспечивали действия спецназа. Например, этот камуфлированный UH-1B использовался для специальных операций в Лаосе.
UH-1B "Hog" в полете с полной боевой нагрузкой. Подобные машины сопровождали "чистые", невооруженные, вертолеты UH-1 с десантом. Усиление ПВО противника заставило американцев использовать для сопровождения транспортных вертолетов специализированные ударные вертолеты HueyCobra.
В ходе операции "Frequent Wind", эвакуации в 1975 году из Сайгона, были использованы все имеющиеся вертолеты. На фотографии - UH-1B авиакомпании "Air America" выполняет посадку на авианосец. "Air America" была создана ЦРУ США для "работы" в Лаосе.
"God of Hell Fire" - грозное название вертолета, действовавшего в Кхе-Сан. Данная машина перевозила людей и грузы, наносила удары по наземным целям. Вертолеты Huey часто работали по вызовам наземных войск, обеспечивая им огневую поддержку.
Личный состав проводит техническое обслуживание "флотских" вертолетов UH-1B из 3-й ударной вертолетной эскадрильи (HAL-3), операция "Game Warden", 1968 год.
ВВС Румынии получили к 2009 году в общей сложности 33 самолета IAR-99. На каждом из четырех узлов подвески может находиться до 250 кг боевой нагрузки.
Первый полет на самолете серии D в 1911 году выполнил С. Говард Пикстон. Позже летчик на этой же машине летал вместе с ее конструктором.
В эксплуатации петлеобразные дополнительные опоры шасси под нижним крылом иногда заменяли стойками с бамбуковыми лыжами.
Даже для одного летчика кабина самолета была весьма тесной. В фюзеляже для обеспечения обзора были устроены большие иллюминаторы, обзор из кабины был очень плохим.
Иа машине серии G имелась узкая кабина на двух человек, спроектированная с учетом опыта, приобретенного при создании самолета серии F.
По крайней мере один самолет серии 503 летал с колесным шасси (на снимке). В ходе испытания, проводившегося авиацией британских ВМС в августе 1913 года, аппарат развил скорость 104,8 км/ч.
Был построен единственный экземпляр самолета Avro 508. Здесь он изображен во время авиационной выставки в Олимпии в 1910году.
На снимке - прототип гидросамолета Avro 510 в Кэлшоте во время испытаний, которые прошли удачно.
Avro 511 стал неудачной попыткой фирмы прорваться на рынок самолетов-разведчиков. Прототип сфотографирован перед ангаром фирмы "Avro" на аэродроме Бруклендс.
Самолеты EC-130H Compass Call решали задачи РЭБ, в том числе ставили помехи иракским радиостанциям.
Пара Avro серии 504N выполняют крены в полете на предельно малой высоте. Превосходные летные качества позволяли самолету оставаться на вооружении британских ВВС до начала 1930-х годов.
CRAZY FLYING: FLT. LT. DAMANT AND F.O. BEAUMONT INDULGE IN A LITTLE SIDE-STEPPING.
Построенный для арктической экспедиции Оксфордского университета, самолет серии 504Q был спроектирован на базе моделей серии 504N и серии 504P. Самолет отличал фюзеляж большего объема с закрытой кабиной.